Семья Медичи, Флоренция читать ~18 мин.
При взгляде на панно неизвестного флорентийского художника, изображающее сожжение фанатичного религиозного деятеля Джироламо Савонаролы (1452-1498), мы получаем яркое представление о том, как выглядела Флоренция около 1500 года. Несмотря на то, что перспектива картины уступает ракурсу некоторых более ранних работ, она интересна своим широким обзором площади Синьории, одной из многочисленных площадей, которыми славился город, а также даёт некоторое представление об окружающем ландшафте. Мы видим холмы, далёкие горы и долину, по которой протекает река Арно. В композиции доминируют два здания. Слева видна часть собора и часть величественного купола работы Филиппо Брунеллески. Справа, дополняя собор и конкурируя с ним за наше внимание, находится Палаццо Веккьо («Старый дворец»), служивший ратушей. Отметим его крепостную конструкцию и парящую башню, с которой наблюдатели могли заметить приближение вражеских войск. Здания на площади Синьоров представляют собой практически капсулу истории Флоренции: её борьба, её амбиции и характер.
Дома, окружающие площадь, просты, крепки и строго геометричны, напоминая здания на картинах Мазаччо и Пьеро делла Франческа. В целом архитектура не делает особых уступок лёгкости духа. Венеция с её великолепным светом, цветом и сетью каналов навевает атмосферу романтики, но солидная архитектура Флоренции, кажется, была построена трудолюбивыми и думающими людьми и для них. Даже цветовая гамма важных зданий мрачна: черно-белая, зелено-белая или красновато-коричневая, как земля, на которой они построены.
Хотя сегодня во многих флорентийских дворцах хранятся прекрасные коллекции живописи, скульптуры и мебели, их строгие и солидные внешние интерьеры мало что говорят о богатстве внутреннего мира. Они напоминают военные крепости, которые, собственно, и использовались первыми жителями.
О венецианской живописи и скульптуре этого времени: Искусство Возрождения в Венеции.
Во Флоренции XV века одна знатная семья часто сталкивалась с другой в борьбе за политическую и экономическую власть. Обычно это соперничество сводилось к деловым сделкам или тайной дипломатии, но иногда вспыхивали открытые войны. Тогда городской дом становился крепостью, в которую семья могла отступить во время нападения или из которой могла начать наступление. Соответственно, внешний облик первого этажа дворца был облицован тяжёлым рустированным (грубо отёсанным или скошенным) камнем, который встречается и в загородных крепостях знати-воинов. В первом этаже располагались пороховые склады, кладовые и мастерские, а также кухня. Многочисленные обитатели дворца размещались в покоях над уличным гулом. Сегодня о бурной истории Флоренции напоминают лишь названия улиц. Например, площадь Пьяцца деи Пацци названа в честь знаменитых врагов Медичи, которые в 1478 году замышляли убийство Лоренцо и Джулиано.
Флорентийское искусство и его покровители
Под влиянием Медичи достижения искусства Проторенессанса (1300-1400 гг.) были многократно превзойдены в период Флорентийского Возрождения XV века. Наиболее заметно это проявилось в создании большого количества скульптур, украшавших площади и здания города. Как и древние греки и римляне, жители Флоренции рассматривали статуи как важное общественное искусство. Статуи были одновременно красивы и поучительны, символизировали ценные качества, а для многих и нечто большее: многие люди того времени верили, что в скульптурных фигурах заключены духи. Об этом свидетельствуют многочисленные народные рассказы о превращении девушек в статуи.
Многие скульптуры, украшающие площади Флоренции, свидетельствуют о преклонении горожан перед героизмом и физическим мужеством. Огромная мраморная статуя ветхозаветного царя Давида, выполненная Микеланджело, должна была стоять на страже Понте Веккьо («Старого моста») в компании с языческими воинами Геркулесом, Аяксом и Персеем. К представителям древней истории присоединились и современные деятели.
С середины XVI века на площади Синьории возвышается величественная фигура Козимо I, одного из самых динамичных Медичи, напоминающая посетителям о многочисленных связях этой великой семьи с городом. См. также: Архитектура эпохи Возрождения.
Кем были те необыкновенные люди, которые привезли во Флоренцию художников, философов и учёных и создали там Ренессанс – золотой век в истории искусства, соперничающий с афинским? Вопреки ожиданиям, это были не аристократы, а предприниматели. Предприниматели Флоренции позднего Средневековья скопили значительные состояния благодаря участию в местной шёлковой и шерстяной промышленности.
Успех семьи Медичи был связан с тем, что они оказались в нужное время в нужном месте. К XV веку Флоренция находилась на перекрёстке торговых путей Европы. Купцы и торговые агенты из Низких стран, Франции и Германии держали в городе свои штаб-квартиры. Уже через поколение город превратился в крупный банковский центр, поскольку те, у кого был свободный капитал, предоставляли его в долг под проценты. Купцы нуждались в деньгах, чтобы задействовать корабли, местные князья постоянно занимали средства для финансирования своих личных войн, а церковь нуждалась в услугах банкиров для управления своими многочисленными владениями. Наиболее предприимчивые и успешные ростовщики Флоренции принадлежали к семейству Медичи, на гербе которого было изображено семь красных шаров (по одному на каждую из кардинальских добродетелей) на золотом поле.
Лучшие художники мира
– Список 10 лучших художников/скульпторов: см: Лучшие художники всех времён.
– Список 300 лучших картин маслом, акварелью см: Величайшие картины всех времён.
– 100 лучших произведений скульптуры см: Величайшие скульптуры всех времён.
Джованни ди Биччи де Медичи
Основателем этого удивительного рода людей был Джованни ди Биччи де Медичи, который к 1400 г. стал одним из богатейших людей Италии. При жизни Джованни город Флоренция, в отличие от большинства своих соседей, был республикой, в которой простые граждане, обладавшие достаточным умом и дальновидностью, могли занять видное положение.
Общественный дух проявлялся в многочисленных культурных мероприятиях, поддерживаемых гильдией купцов-текстильщиков, к которой принадлежал Джованни. Под его руководством городские предприниматели заказали множество произведений скульптуры и архитектуры, среди которых наиболее заметными стали строительство большого купола для собора – зримого символа Возрождения во Флоренции – и возведение больницы для подкидышей по проекту выдающегося архитектора того времени Филиппо Брунеллески.
Джованни настолько полюбился флорентийским горожанам, что его избрали гонфалоньером, то есть главным управляющим города. Одним из главных его достижений стало проведение налоговой реформы. Это принесло пользу большинству населения, хотя и разгневало многих вельмож. Постоянно помня об общественном мнении, Джованни мудро советовал своим сыновьям Козимо и Лоренцо “не делать ничего, что противоречило бы интересам народа”.
Когда в 1429 г. Джованни Медичи умер, дворяне (организованные соперничающей с ним семьёй Альбицци) увидели возможность дискредитировать семью. Они обвинили сыновей Джованни в чрезмерных тратах и недемократических взглядах и сумели подкупить членов синьории, или городского правительства. Козимо и Лоренцо были вынуждены отправиться в изгнание. Но бесхозяйственность этих представителей знати поставила город на грань финансовой катастрофы, и братья с триумфом вернулись во Флоренцию. В течение следующих тридцати лет Козимо, старший из них, был верховным правителем города.
Козимо Медичи
Его отец, Джованни, поощрял изобразительное искусство, считая это своим патриотическим долгом, но Козимо был искренне увлечённым покровителем изобразительного искусства, как живописи, так и скульптуры. С детства он наслаждался обществом мудрых наставников. В зрелые годы он не любил ничего лучше, чем те времена, когда ему удавалось оставить дела и государственные заботы и окружить себя учёными людьми. Он хорошо разбирался в искусстве и был постоянно восприимчив к новым талантам.
Именно Козимо уговорил архитектора Микелоццо перестроить доминиканский монастырь Сан-Марко, а нежного Фра Анджелико – поселиться и работать в нём. Он также поручил великому Брунеллески построить церковь для семьи Медичи, которая была названа в честь Сан-Лоренцо, одного из их святых покровителей.
Одним из величайших даров Козимо Флоренции и всему миру стало основание первой в Европе публичной библиотеки, названной Медицейской. Хотя многие князья и прелаты итальянского Возрождения были в равной степени поражены увлечением коллекционированием древних и редких рукописей, никто из них не добился такого успеха, как Козимо, чьи учёные сыщики рыскали по миру в поисках таких великолепных образцов античного знания, как пять книг римского историка Тацита и юридические кодексы византийского императора Юстиниана.
Козимо оказался также необычайно способным администратором. Он был практически единоличной торговой палатой и всегда быстро использовал любую возможность привлечь внимание мировой общественности к Флоренции.
Когда в 1438 г. Папа объявил о созыве Великого экуменического собора, Козимо убедил его участников переехать из небольшого города Феррары во Флоренцию. В течение нескольких месяцев после этого взоры всей Европы были прикованы к Флоренции и зрелищу, которое там происходило.
Хотя до наших дней дошли лишь немногие сувениры о драматической встрече Римского епископа (Папы) и Константинопольского патриарха, часть великолепия этого события запомнилась и была воссоздана на фреске Беноццо Гоццоли «Путешествие волхвов». На фреске, покрывающей стену капеллы во дворце Медичи, мы видим изысканную, экзотическую свиту византийского императора Иоанна Палеолога VII, изображённую в виде волхвов, или царей Востока. Беноццо включил в композицию и членов семьи Медичи, которые выехали за город, чтобы встретить высоких гостей. Волнующая встреча, костюмированные пажи и воины, многочисленные животные переданы со всей пышностью. В одной из деталей мы даже видим юного Джулиано Медичи с его домашним питомцем леопардом на руках.
Когда в 1464 году закончилась долгая жизнь Козимо, Сигуори объявил, что он должен быть похоронен с высочайшими почестями, и присвоил ему титул «Отец своей страны». Его смерть была характерна для серьёзного и целеустремлённого отношения к жизни, так как он умер, слушая чтение одного из диалогов Платона.
Личная репутация Козимо и уважение к нему были настолько высоки, что его сын Пьеро сразу же был признан его преемником. Таким образом, несмотря на то, что Флоренция была республикой, обязанности по управлению страной передавались почти так же, как в монархии передаётся королевская власть.
Пьеро Медичи
Пьеро продолжил политическую политику Козимо, но несколько иначе управлял делами семейства Медичи. Если раньше браки заключались между подходящим Медичи и представителями другой богатой буржуазной семьи, то Пьеро решил, что его сын Лоренцо женится на дочери одного из старейших и благороднейших римских домов – Орсини. В честь этого союза он запланировал тщательно продуманную программу празднеств и пригласил на них весь город.
На пять дней и ночей трезвая Флоренция превратилась в весёлую, наполненную музыкой сцену, на которой пели, танцевали, ужинали и пировали нарядно одетые горожане. Кульминацией праздника стал шуточный турнир, на котором празднично одетые рыцари (как на картине «Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло) боролись за расположение своих дам. Как и подобает случаю, самым щеголеватым кавалером был жених, появившийся в костюме, расшитом бриллиантами и рубинами, а его конь был облачён в красный и белый шёлк, усыпанный жемчугом.
Лоренцо Медичи
Юный Лоренцо, которому суждено было получить титул «Великолепный», принял на себя обязанности отца в 1469 году, когда ему не исполнилось и двадцати лет. Пьеро, как и его отец, сочувственно относился к таким художникам, как Гоццоли, Доменико Гирландайо и молодой Сандро Боттичелли, но ему не хватало энтузиазма Козимо в отношении искусства.
Молодой Лоренцо был совсем другим. Он был талантливым государственным деятелем, щедрым хозяином и, прежде всего, преданным покровителем искусства, науки и философии. Будучи сам искусным поэтом, он создал академию для поддержки художников, скульпторов и учёных, чьё общество он так любил. Он и его младший брат Джулиано не отличались от старого Козимо в своём стремлении соперничать с культурными достижениями греческого и римскогоискусства. Они не только поддерживали создание произведений искусства, дающих флорентийским гражданам представление о классическом величии, но и устраивали зрелища и шествия, призванные воссоздать дух греческих и римских гражданских праздников.
При Лоренцо Великолепном искусство Раннего Возрождения вступило в новую важную фазу. Ранее связь живописцев и скульпторов с античным искусством сводилась в основном к подражанию или воспроизведению таких архитектурных элементов, как колонны или триумфальные арки, или выражалась в интересе к человеческому телу, особенно к мужской обнажённой натуре.
Теперь, при Лоренцо, художники начали превращать искусство из предприятия, посвящённого изображению религиозных сюжетов, в предприятие, отражающее светские или общечеловеческие ценности. Перед живописцами и скульпторами открылся совершенно новый круг тем, взятых из античной истории, философии и мифологии, повествующей о жизни языческих богов: см. например, «Рождение Венеры» (1484-6), шедевр Боттичелли, созданный по заказу Лоренцо Медичи.
Заговор с целью убийства Лоренцо Медичи и его брата Джулиано
Атмосфера радости и оптимизма, характерная для ранних картин Боттичелли «Примавера» и Флоренции Медичи, была неожиданно разрушена. Первым из целой серии быстрых и сильных ударов по дому Медичи стала смерть в 1477 году юной Симонетты Веспуччи, любовницы Джулиано. Эта женщина, чья красота воспевалась в стихах и песнях, в тостах и на дуэлях, многими считается главным вдохновителем женских фигур Боттичелли. Та же ясноглазая светловолосая элегантность, которая отличает её портрет – единственный сохранившийся портрет, сделанный с натуры, – присутствует в его Мадоннах, а также в фигурах Венеры и «Примаверы», которые можно назвать вариациями на тему Симонетты.
Едва закончился период траура по трагической юной красавице, как смерть нанесла новый удар, причём в гораздо более жестокой форме. В Пасхальное воскресенье 1478 г. Джулиано стал жертвой дерзкого и жестокого плана, направленного на одновременное устранение обоих братьев Медичи – Джулиано и Лоренцо. Главным организатором заговора был Франческо де Пацци, член известной конкурирующей банкирской семьи, доверенное лицо правящего Папы Сикста IV и, казалось бы, преданный друг Джулиано. Заговорщики, возмущённые властью и популярностью Медичи, планировали убить братьев во время посещения ими мессы в соборе.
Так случилось, что Джулиано был болен и не хотел идти на мессу. Стремясь довести задуманное до конца, Франческо де Пацци отправился во дворец Медичи и уговорил Джулиано пойти с ним в собор. Взявшись за руки, друзья прошли по переполненным праздничным улицам. Историки с иронией описывают, что Франческо был особенно добродушен и ласков с Джулиано, часто похлопывал его по спине и плечам – чтобы определить, нет ли на нём защитной одежды. Внутри собора тщательно продуманный план дал сбой. Девятнадцать ножевых ранений унесли жизнь Джулиано, а Лоренцо удалось спастись в старой ризнице.
Убегая из собора, заговорщики Пацци быстро обнаружили, что настроение города настроено против них. Большинство из них сразу же исчезли из Флоренции, но Франческо отправился к себе домой. Там его нашли истекающим кровью от глубоких самопорезов на ноге. Его самоубийство не успокоило возбуждённых людей, которые взяли его обнажённое тело и вывесили на всеобщее обозрение перед Палаццо Веккьо. Не успела закончиться борьба за власть между Пацци и Медичи, как вслед за Джулиано и Франческо ужасной смертью погибли ещё триста сторонников Пацци.
Влияние заговора на Лоренцо Медичи и эпоху Возрождения
Потеря любимого брата и смута в городе оказали глубокое влияние на характер Лоренцо Медичи. На смену молодому человеку, с энтузиазмом участвовавшему в турнирах и других развлечениях, пришёл серьёзный и преданный делу государственный деятель, посвятивший себя поддержанию мира и стабильности. Всё больше свободного времени Лоренцо уделял изучению античной литературы и философии, с которыми он познакомился благодаря своему наставнику Марсилио Фичино. Он активно поощрял таких художников, как Филиппино Липпи, который был сыном Филиппо, Лоренцо ди Креди, Андреа дель Верроккьо, Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли.
Лоренцо умер четырнадцать лет спустя, в 1492 году. После убийства брата Лоренцо твёрдой рукой управлял политической судьбой Флоренции и увеличил финансовую империю Медичи. Не имея ни титула, ни короны, он руководил коммерческими интересами, простиравшимися от Испании до Константинополя и от оконечности итальянского сапога на север за Альпы. С его смертью исчезли весёлость и жизнелюбие, любовь к искусству и музыке, которые были наследием Медичи.
Взлёт и падение Савонаролы
За золотым веком Лоренцо Великолепного вскоре последовало мрачное правление монаха Джироламо Савонаролы, фанатичного религиозного реформатора. Казнь этого монаха-доминиканца на площади Синьории 23 мая 1498 г. стала кульминацией отречения города от него и его правления, но прежде чем народ ополчился против него, он удерживал его в своей власти в течение четырёх лет.
То, что позволило Савонароле доминировать и изменить Флоренцию, – это пламенное красноречие его проповедей и сила его странной личности. Некоторые историки утверждают, что он пришёл в церковь из-за разочарования в любовной связи; несомненно, ему приписывают написание любовных стихов, от которых он впоследствии отрекся.
Изначально он собирался заняться медициной, но в юности отвернулся от мира и поступил в доминиканский монастырь. Проповеднические способности привели его во Флоренцию, в знаменитый монастырь Сан-Марко, расположенный в нескольких шагах от дворца Медичи.
Став настоятелем монастыря, он провёл множество нравственных реформ, которые в итоге распространились на всю Флоренцию. Он верил, что божественная сила послала его очистить город от зла и сделать его раем на земле. Для этого он пугал прихожан видениями смерти и разрушения.
В сентябре 1494 года его голос возвестил им страшное ветхозаветное предупреждение: “И вот я, даже я, навожу на землю потоп вод”. В тот же день это предупреждение исполнилось: флорентийцы получили известие о людском потопе – вторжении в Италию войск французского короля Карла VIII.
Своими завораживающими ораторскими выступлениями Савонарола поразил воображение богатых и бедных, учёных и неграмотных. Даже великий философ Пика делла Мирандола, приобщивший Лоренцо Медичи к изучению Платона, попал под чары проповедника, как и Сандро Боттичелли. Под влиянием Савонаролы он сначала отказался от своих весёлых языческих тем, а затем и вовсе отказался от живописи.
Кампания Савонаролы против мирского искусства
После смерти Лоренцо руководство городским управлением перешло к его сыну Пьеро, энергичному и спортивному человеку, который разделял вкус отца к жизни, но не обладал его острым умом и пониманием человеческой природы.
В течение многих лет Савонарола укорял Лоренцо за то, что тот развращает народ музыкой, спектаклями, искусством и прочей «суетой» жизни. После смерти Лоренцо осуждение Савонаролой культурной деятельности и Медичи стало более жёстким по тону. К 1494 г., отчасти из-за неуклюжести Пьеро Медичи, Савонароле и его последователям удалось захватить контроль над городским правительством. Медичи были немедленно изгнаны из города, чтобы оставаться в изгнании в течение двадцати лет, пока папа Юлий II не помог им вернуться к власти. После их ухода Савонарола с помощью своих ревностных последователей в течение четырёх лет поддерживал фанатизм и террор.
Число его последователей, которых критики называли «плакальщиками» (Piagnoni), продолжало расти, а преданность – увеличиваться. Стаи их ходили по домам и общественным зданиям в поисках греховного мирского искусства, которое осуждал их лидер. Иногда после особенно красноречивой проповеди они выходили на улицы и площади, выкрикивая лозунги и распевая гимны.
Костёр тщеславия
Вершина могущества Савонаролы была достигнута всего за год до его смерти в 1498 году. В первый день карнавала, традиционно предшествовавшего Великому посту, его последователи воздвигли на площади Синьории огромный костёр. Огромная пирамида высотой в семь ярусов содержала ряды «тщеславия» – зеркала, карты, кости, музыкальные инструменты, украшения, книги, картины, скульптуры – все это было предано огню. В порыве дикого энтузиазма художники Фра Бартоломео и Лоренцо ди Креди даже внесли свои картины в огромный костёр, вокруг которого монахи и горожане исполнили неистовый танец.
По иронии судьбы «Костёр тщеславия», ознаменовавший зенит власти Савонаролы, был возведён почти на том же месте, где год спустя был повешен и сожжён религиозный реформатор. Трудно представить, как Савонарола мог долго сохранять свою власть. Его сторонники были фанатично преданы ему, но критика аристократов, богатых купцов и местных церковных властей вызывала во Флоренции все большее число врагов. Однако именно его неустанные нападки на римского папу Родриго Борджиа, которого он считал величайшим из грешников, привели к тому, что он был объявлен еретиком, отлучён от церкви и осуждён на костер.
Влияние Савонаролы ощущалось ещё долго после возвращения Медичи во Флоренцию. В 1527 году многие почувствовали, что его страшные предсказания о разрушении сбылись. Многие из тех последователей, которые видели его казнь, дожили до того времени, когда стали свидетелями жестокого разбоя захватчиков, о которых предупреждали его проповеди, – армии императора Карла V.
К 1500 г. великая художественная и интеллектуальная энергия, отличавшая флорентийскую жизнь на протяжении более двух веков, покинула город и переместилась на юг, в Рим, где дала начало Высокому Возрождению. Там папы пытались утвердить духовную и политическую власть над всей Италией и создать город, который стал бы великолепным и достойным преемником Рима императоров. Ренессанс в Риме продолжался три десятилетия, и одни из самых великолепных образцов живописи Высокого Возрождения были созданы двумя гениями Рафаэлем и Микеланджело, которые служили честолюбивым понтификам Юлию II (1503-13) и Льву X (1513-21).
О могуществе Медичи свидетельствует знаменитый групповой портрет церковных представителей семьи, выполненный Рафаэлем: Папа Лев X с кардиналами (1518) Галерея Палатина, дворец Питти, Флоренция.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?