Семья Медичи, Флоренция читать ~18 мин.
Панно неизвестного флорентийского художника, изображающее сожжение религиозного деятеля-фанатика Джироламо Савонаролы (1452–1498), даёт яркое представление о том, как выглядела Флоренция около 1500 года. Хотя в построении перспективы картина уступает некоторым более ранним работам, она интересна своим широким обзором площади Синьории — одной из многочисленных площадей, которыми славился город. Панно также даёт представление об окружающем ландшафте. Мы видим холмы, далёкие горы и долину, по которой протекает река Арно. В композиции доминируют два здания. Слева видна часть собора и фрагмент величественного купола работы Филиппо Брунеллески. Справа, дополняя собор и конкурируя с ним за наше внимание, находится Палаццо Веккьо («Старый дворец»), служивший ратушей. Отметим его крепостную конструкцию и парящую башню, с которой наблюдатели могли заметить приближение вражеских войск. Здания на площади Синьории представляют собой своеобразную капсулу времени, хранящую историю Флоренции: её борьбу, её амбиции и её характер.
Дома, окружающие площадь, просты, основательны и строго геометричны; они напоминают здания на картинах Мазаччо и Пьеро делла Франческа. В целом архитектура не располагает к легкомыслию. Если Венеция с её великолепным светом, цветом и сетью каналов навевает романтическую атмосферу, то солидная архитектура Флоренции, кажется, была построена для трудолюбивых и рассудительных людей. Даже цветовая гамма важных зданий строга: чёрно-белая, зелёно-белая или красновато-коричневая, как земля, на которой они построены.
Хотя сегодня во многих флорентийских дворцах хранятся прекрасные коллекции живописи, скульптуры и мебели, их строгий и солидный внешний облик мало что говорит о богатстве внутреннего убранства. Они напоминают военные крепости, чем, по сути, и являлись для своих первых владельцев.
О венецианской живописи и скульптуре этого времени: Искусство Возрождения в Венеции.
Во Флоренции XV века знатные семьи часто враждовали друг с другом в борьбе за политическую и экономическую власть. Обычно это соперничество сводилось к деловым сделкам или тайной дипломатии, но иногда вспыхивали и открытые столкновения. Тогда городской дом становился крепостью, в которой семья могла укрыться во время нападения или из которой могла начать наступление. Соответственно, фасад первого этажа дворца облицовывали тяжёлым рустованным (грубо отёсанным) камнем, который также встречается в загородных крепостях военной знати. На первом этаже располагались оружейные, кладовые и мастерские, а также кухня. Многочисленные обитатели дворца размещались в покоях на верхних этажах, вдали от уличного шума. Сегодня о бурной истории Флоренции напоминают лишь названия улиц. Например, площадь Пацци названа в честь знаменитых врагов Медичи, которые в 1478 году организовали заговор с целью убийства Лоренцо и Джулиано.
Флорентийское искусство и его покровители
Под влиянием Медичи достижения искусства Проторенессанса (1300–1400 гг.) были многократно превзойдены в период Флорентийского Возрождения XV века. Наиболее заметно это проявилось в создании большого количества скульптур, украсивших площади и здания города. Подобно древним грекам и римлянам, жители Флоренции рассматривали статуи как важное общественное искусство. Статуи были одновременно красивы и поучительны, они символизировали ценные человеческие качества, а для многих значили и нечто большее: в ту эпоху люди верили, что в скульптурных фигурах могут быть заключены духи. Об этом свидетельствуют многочисленные народные предания о превращении девушек в статуи.
Многие скульптуры, украшающие площади Флоренции, свидетельствуют о почитании горожанами героизма и физического мужества. Огромная мраморная статуя ветхозаветного царя Давида работы Микеланджело должна была стоять на страже у входа в Палаццо Веккьо в компании с другими героями, такими как Геркулес и Персей. К представителям древней истории со временем присоединились и современные деятели.
С середины XVI века на площади Синьории возвышается величественная конная статуя Козимо I, одного из самых влиятельных Медичи, напоминающая посетителям о многочисленных связях этой великой семьи с городом. См. также: Архитектура эпохи Возрождения.
Кем были те необыкновенные люди, которые привлекли во Флоренцию художников, философов и учёных и положили начало Ренессансу — золотому веку в истории искусства, соперничавшему с золотым веком Афин? Вопреки ожиданиям, это были не аристократы, а предприниматели. Предприниматели Флоренции позднего Средневековья скопили значительные состояния благодаря участию в местной шёлковой и шерстяной промышленности.
Своим успехом семья Медичи была во многом обязана удачному стечению обстоятельств. К XV веку Флоренция находилась на перекрёстке торговых путей Европы. Купцы и торговые агенты из Нижних стран, Франции и Германии держали в городе свои представительства. Вскоре город превратился в крупный банковский центр, поскольку те, у кого был свободный капитал, предоставляли его в долг под проценты. Купцы нуждались в деньгах, чтобы снаряжать корабли, местные правители постоянно занимали средства для финансирования своих войн, а церковь нуждалась в услугах банкиров для управления своими многочисленными владениями. Наиболее предприимчивые и успешные флорентийские банкиры принадлежали к семейству Медичи, на гербе которого были изображены красные шары («палле») на золотом поле. Их число и символика менялись со временем; одна из легенд гласит, что изначально семь шаров символизировали кардинальские добродетели.
Лучшие художники мира
- Список 10 лучших художников/скульпторов: см: Лучшие художники всех времён.
- Список 300 лучших картин маслом и акварелью см: Величайшие картины всех времён.
- 100 лучших произведений скульптуры см: Величайшие скульптуры всех времён.
Джованни ди Биччи де Медичи
Основателем этого удивительного рода был Джованни ди Биччи де Медичи, который к 1400 году стал одним из богатейших людей Италии. При жизни Джованни Флоренция, в отличие от большинства своих соседей, была республикой, в которой граждане из незнатных, но состоятельных семей, обладавшие умом и дальновидностью, могли занять видное положение.
Общественный дух проявлялся в многочисленных культурных проектах, поддерживаемых гильдией торговцев, к которой принадлежал и Джованни. Под его руководством городские предприниматели заказали множество произведений скульптуры и архитектуры, среди которых наиболее заметными стали строительство большого купола для собора — зримого символа Возрождения во Флоренции — и возведение больницы для подкидышей (Оспеделе дельи Инноченти) по проекту выдающегося архитектора того времени Филиппо Брунеллески.
Джованни настолько полюбился флорентийцам, что его избрали гонфалоньером, то есть главой Синьории. Одним из главных его достижений стала налоговая реформа. Она принесла пользу большинству населения, хотя и разгневала многих аристократов. Постоянно помня об общественном мнении, Джованни мудро советовал своим сыновьям Козимо и Лоренцо “не делать ничего, что противоречило бы интересам народа”.
Когда в 1429 году Джованни Медичи умер, аристократы (во главе с соперничавшей с Медичи семьёй Альбицци) увидели возможность дискредитировать семью. Они обвинили сыновей Джованни в чрезмерных тратах и недемократических взглядах и сумели подкупить членов синьории — городского правительства. Козимо и Лоренцо были вынуждены отправиться в изгнание. Но бездарное управление их противников поставило город на грань финансовой катастрофы, и вскоре братья с триумфом вернулись во Флоренцию. В течение следующих тридцати лет Козимо, старший из них, был фактическим правителем города.
Козимо Медичи
Его отец, Джованни, поощрял изобразительное искусство, считая это своим патриотическим долгом, но Козимо был искренне увлечённым покровителем живописи и скульптуры. С детства он наслаждался обществом мудрых наставников. В зрелые годы он больше всего ценил возможность оставить государственные дела и провести время в окружении учёных. Он хорошо разбирался в искусстве и умел распознавать новые таланты.
Именно Козимо поручил архитектору Микелоццо перестроить доминиканский монастырь Сан-Марко, а благочестивого художника Фра Анджелико убедил поселиться и работать в нём. Он также поручил великому Брунеллески построить семейную церковь Медичи, названную в честь Сан-Лоренцо, одного из их святых покровителей.
Одним из величайших даров Козимо Флоренции и всему миру стало основание публичной библиотеки в монастыре Сан-Марко — первой в своём роде в Европе. Хотя многие князья и прелаты итальянского Возрождения были охвачены страстью к коллекционированию древних и редких рукописей, никто из них не добился такого успеха, как Козимо. Его агенты рыскали по всему миру в поисках таких сокровищ античного знания, как труды римского историка Тацита и юридические кодексы византийского императора Юстиниана.
Козимо оказался также необычайно способным администратором. Он практически единолично управлял торговлей и всегда быстро использовал любую возможность, чтобы привлечь внимание мировой общественности к Флоренции.
Когда в 1438 году Папа Римский объявил о созыве Вселенского собора, Козимо убедил его участников переехать из небольшого города Феррары во Флоренцию. В течение нескольких последующих месяцев взоры всей Европы были прикованы к Флоренции и грандиозным событиям, которые там происходили.
Хотя до наших дней дошло лишь немного свидетельств о драматической встрече Папы Римского и Константинопольского патриарха, великолепие этого события было запечатлено на фреске Беноццо Гоццоли «Путешествие волхвов». На фреске, покрывающей стены капеллы во дворце Медичи, мы видим изысканную, экзотическую свиту византийского императора Иоанна VIII Палеолога, изображённую в виде волхвов, или царей Востока. Беноццо включил в композицию и членов семьи Медичи, которые выехали за город, чтобы встретить высоких гостей. Волнующая встреча, нарядно одетые пажи и воины, многочисленные животные — всё это передано с невероятной пышностью. В одной из деталей мы даже видим юного Джулиано Медичи с его ручным леопардом.
Когда в 1464 году долгая жизнь Козимо подошла к концу, Синьория постановила, что он должен быть похоронен с высочайшими почестями, и присвоила ему титул «Отец Отечества» (Pater Patriae). Его кончина соответствовала его серьёзному и целеустремлённому отношению к жизни: он умер, слушая чтение одного из диалогов Платона.
Личная репутация Козимо и уважение к нему были настолько высоки, что его сын Пьеро сразу же был признан его преемником. Таким образом, несмотря на то, что Флоренция формально оставалась республикой, власть в ней передавалась почти так же, как в монархии.
Пьеро Медичи
Пьеро продолжил политический курс Козимо, но несколько иначе управлял делами семьи Медичи. Если раньше браки заключались между представителями Медичи и других богатых буржуазных семей, то Пьеро решил, что его сын Лоренцо должен жениться на дочери одного из старейших и благороднейших римских родов — Орсини. В честь этого союза он устроил грандиозные празднества, на которые пригласил весь город.
На пять дней и ночей сдержанная Флоренция превратилась в весёлую, наполненную музыкой сцену, на которой пели, танцевали, ужинали и пировали нарядно одетые горожане. Кульминацией праздника стал рыцарский турнир, на котором празднично одетые рыцари (подобные тем, что изображены на картине Паоло Уччелло «Битва при Сан-Романо») сражались за благосклонность своих дам. Как и подобает случаю, самым блистательным кавалером был жених, появившийся в костюме, расшитом бриллиантами и рубинами, а его конь был облачён в красный и белый шёлк, усыпанный жемчугом.
Лоренцо Медичи
Юный Лоренцо, которому суждено было получить прозвище «Великолепный», принял на себя обязанности отца в 1469 году, в возрасте двадцати лет. Пьеро, как и его отец, покровительствовал таким художникам, как Гоццоли, Доменико Гирландайо и молодой Сандро Боттичелли, но ему не хватало энтузиазма Козимо в отношении искусства.
Молодой Лоренцо был совсем другим. Он был талантливым государственным деятелем, щедрым хозяином и, прежде всего, преданным покровителем искусства, науки и философии. Будучи сам искусным поэтом, он создал академию для поддержки художников, скульпторов и учёных, обществом которых он так дорожил. Он и его младший брат Джулиано, подобно своему деду Козимо, стремились соперничать с культурными достижениями греческого и римского искусства. Они не только поддерживали создание произведений, дающих флорентийцам представление о классическом величии, но и устраивали зрелища и шествия, призванные воссоздать дух античных гражданских праздников.
При Лоренцо Великолепном искусство Раннего Возрождения вступило в новую важную фазу. Ранее связь живописцев и скульпторов с античностью сводилась в основном к подражанию или воспроизведению архитектурных элементов, таких как колонны и триумфальные арки, или выражалась в интересе к человеческому телу, особенно к мужской обнажённой натуре.
Теперь, при Лоренцо, художники начали превращать искусство из области, посвящённой в основном религиозным сюжетам, в сферу, отражающую светские и общечеловеческие ценности. Перед живописцами и скульпторами открылся совершенно новый круг тем, взятых из античной истории, философии и мифологии, повествующей о жизни языческих богов: см., например, картину «Рождение Венеры» (1484–1486), шедевр Боттичелли, созданный по заказу одного из членов семьи Медичи.
Заговор с целью убийства Лоренцо Медичи и его брата Джулиано
Атмосфера радости и оптимизма, характерная для ранних картин Боттичелли, таких как «Примавера», и для всей Флоренции времён Медичи, была неожиданно разрушена. Первым из целой серии ударов по дому Медичи стала смерть в 1476 году юной Симонетты Веспуччи, музы Джулиано. Эта женщина, чья красота воспевалась в стихах и песнях, многими считается главным источником вдохновения для женских образов Боттичелли. Та же светловолосая элегантность и ясный взгляд, которые отличают её знаменитый посмертный портрет, присутствуют и в его Мадоннах, и в фигурах Венеры и Примаверы, которые можно назвать вариациями на тему Симонетты.
Едва закончился период траура, как смерть нанесла новый удар, на этот раз в гораздо более жестокой форме. В Пасхальное воскресенье 1478 года Джулиано стал жертвой дерзкого и жестокого заговора, целью которого было одновременное устранение обоих братьев Медичи. Главным организатором был Франческо де Пацци, член известной конкурирующей банкирской семьи, доверенное лицо папы Сикста IV и, казалось бы, преданный друг Джулиано. Заговорщики, возмущённые властью и популярностью Медичи, планировали убить братьев во время мессы в соборе.
Так случилось, что Джулиано был нездоров и не хотел идти на мессу. Стремясь довести задуманное до конца, Франческо де Пацци отправился во дворец Медичи и уговорил Джулиано пойти с ним. Под руку друзья прошли по переполненным праздничным улицам. Историки с иронией отмечают, что Франческо был особенно добродушен и ласков с Джулиано, дружески обнимая его за плечи — как выяснилось позже, чтобы убедиться, что на нём нет защитной кольчуги. Внутри собора тщательно продуманный план дал сбой. Девятнадцать ножевых ранений унесли жизнь Джулиано, но Лоренцо удалось спастись, укрывшись в ризнице.
Скрываясь с места преступления, заговорщики Пацци быстро обнаружили, что город настроен против них. Большинство из них сразу же покинули Флоренцию, но Франческо отправился к себе домой. Там его и нашли, истекающего кровью от глубокой раны на ноге, которую он, по-видимому, нанёс себе сам во время нападения. Попытка скрыться не увенчалась успехом. Его выволокли из дома, привели в Палаццо Веккьо и повесили. Вслед за Джулиано и Франческо в последующие дни были убиты или казнены ещё около трёхсот сторонников семьи Пацци.
Влияние заговора на Лоренцо Медичи и эпоху Возрождения
Потеря любимого брата и потрясения в городе оказали глубокое влияние на характер Лоренцо Медичи. На смену молодому человеку, с энтузиазмом участвовавшему в турнирах и других развлечениях, пришёл серьёзный и целеустремлённый государственный деятель, посвятивший себя поддержанию мира и стабильности в Италии. Всё больше свободного времени Лоренцо уделял изучению античной литературы и философии, с которыми он познакомился благодаря своему наставнику Марсилио Фичино. Он активно покровительствовал таким художникам, как Филиппино Липпи (сын Фра Филиппо), Лоренцо ди Креди, Андреа дель Верроккьо, Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли.
Лоренцо умер четырнадцать лет спустя, в 1492 году. После убийства брата он твёрдой рукой управлял политической судьбой Флоренции и старался сохранить финансовую империю Медичи, которая к тому времени начала приходить в упадок. Не имея ни титула, ни короны, он руководил коммерческими интересами, простиравшимися от Испании до Константинополя и от южной оконечности Италии до земель за Альпами. С его смертью, казалось, ушли в прошлое жизнелюбие, веселье и любовь к искусству, которые были наследием Медичи.
Взлёт и падение Савонаролы
За золотым веком Лоренцо Великолепного вскоре последовало мрачное правление монаха Джироламо Савонаролы, фанатичного религиозного реформатора. Казнь этого доминиканца на площади Синьории 23 мая 1498 года стала кульминацией отречения города от него и его идей. Но прежде чем народ ополчился на проповедника, он удерживал Флоренцию в своей власти в течение четырёх лет.
Власть Савонаролы над Флоренцией держалась на пламенном красноречии его проповедей и силе его незаурядной личности. Некоторые историки утверждают, что он пришёл в церковь из-за разочарования в любви; известно, что в юности он писал стихи, от которых впоследствии отрёкся.
Изначально он собирался заняться медициной, но в юности отвернулся от мира и поступил в доминиканский монастырь. Проповеднический дар привёл его во Флоренцию, в знаменитый монастырь Сан-Марко, расположенный в нескольких шагах от дворца Медичи.
Став настоятелем монастыря, он провёл множество нравственных реформ, которые в итоге распространились на всю Флоренцию. Он верил, что был послан свыше, чтобы очистить город от зла и сделать его раем на земле. Для этого он пугал прихожан видениями смерти и разрушения.
В сентябре 1494 года его голос возвестил страшное ветхозаветное предупреждение: “И вот, Я наведу на землю потоп водный”. В тот же день это пророчество, казалось, исполнилось: флорентийцы получили известие о «людском потопе» — вторжении в Италию войск французского короля Карла VIII.
Своими завораживающими речами Савонарола покорил воображение богатых и бедных, учёных и неграмотных. Даже великий философ Пико делла Мирандола, приобщивший Лоренцо Медичи к изучению Платона, попал под чары проповедника, как и Сандро Боттичелли. Под влиянием Савонаролы художник сначала отказался от своих жизнерадостных языческих тем, а затем его творчество приобрело сугубо религиозный и суровый характер.
Кампания Савонаролы против светского искусства
После смерти Лоренцо управление городом перешло к его сыну Пьеро, энергичному и спортивному человеку, который разделял вкус отца к жизни, но не обладал его острым умом и пониманием человеческой природы.
В течение многих лет Савонарола укорял Лоренцо за то, что тот «развращает» народ музыкой, спектаклями, искусством и прочей «суетой». После смерти Лоренцо осуждение Савонаролой культурной жизни и семьи Медичи стало ещё более жёстким. К 1494 году, отчасти из-за недальновидной политики Пьеро Медичи, Савонароле и его последователям удалось захватить контроль над городским правительством. Медичи были немедленно изгнаны и оставались в изгнании почти двадцать лет, пока папа Юлий II не помог им вернуться к власти. После их ухода Савонарола с помощью своих ревностных последователей в течение четырёх лет поддерживал в городе атмосферу фанатизма и террора.
Число его последователей, которых критики называли «плакальщиками» (Piagnoni), продолжало расти, а их преданность — увеличиваться. Отряды его сторонников ходили по домам и общественным зданиям в поисках «греховного» светского искусства, которое осуждал их лидер. Иногда после особенно красноречивой проповеди они выходили на улицы и площади, выкрикивая лозунги и распевая гимны.
Костёр тщеславия
Вершины своего могущества Савонарола достиг всего за год до смерти, в 1497 году. В Жирный вторник, день карнавала перед началом Великого поста, его последователи воздвигли на площади Синьории огромный костёр. Громадная семиуровневая пирамида была заполнена «суетой» — зеркалами, игральными картами и костями, музыкальными инструментами, украшениями, книгами, картинами, скульптурами. Всё это было предано огню. В порыве энтузиазма художники Фра Бартоломео и Лоренцо ди Креди даже бросили в костёр некоторые из своих картин, после чего монахи и горожане исполнили вокруг пламени неистовый танец.
По иронии судьбы, «Костёр тщеславия», ознаменовавший зенит власти Савонаролы, был возведён почти на том же месте, где год спустя повесили и сожгли самого реформатора. Савонарола не мог долго сохранять свою власть. Его сторонники были фанатично преданы ему, но его критика в адрес аристократов, богатых купцов и местных церковных властей создавала ему всё больше врагов во Флоренции. Однако именно неустанные нападки на папу Александра VI (Родриго Борджиа), которого он считал величайшим из грешников, привели к тому, что Савонарола был объявлен еретиком, отлучён от церкви и в конечном итоге приговорён к смерти.
Влияние Савонаролы ощущалось ещё долго после возвращения Медичи во Флоренцию. В 1527 году, во время разграбления Рима, многие посчитали, что его страшные предсказания о разрушениях сбылись. Некоторые из тех его последователей, что видели его казнь, дожили до того времени, когда стали свидетелями жестокости захватчиков, о которых предупреждал в своих проповедях монах, — армии императора Карла V.
К 1500 году великая художественная и интеллектуальная энергия, отличавшая флорентийскую жизнь на протяжении более двух веков, начала угасать, перемещаясь на юг, в Рим, где дала начало Высокому Возрождению. Там папы стремились утвердить свою духовную и политическую власть над всей Италией и создать город, который стал бы великолепным и достойным преемником императорского Рима. Ренессанс в Риме продолжался три десятилетия. Одни из самых великолепных образцов живописи Высокого Возрождения были созданы двумя гениями, Рафаэлем и Микеланджело, которые служили честолюбивым понтификам Юлию II (1503–1513) и Льву X (1513–1521).
О могуществе Медичи свидетельствует знаменитый групповой портрет представителей этой семьи в высших церковных санах, выполненный Рафаэлем: «Папа Лев X с двумя кардиналами» (1518), Галерея Палатина, дворец Питти, Флоренция.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?