Средневековая иллюминация рукописей читать ~7 мин.
Средневековая иллюминированная рукопись развивалась на основе традиций христианского искусства, заложенных тремя основными школами: ирландской (расцвет в 600–800-е гг.), каролингской (при дворе Карла Великого в Ахене, ок. 750–900 гг.) и оттоновской в Германии (ок. 900–1050 гг.).
Древнейшей из сохранившихся иллюминированных библейских рукописей считаются Евангелия Гаримы (390–660 гг.), созданные в эфиопском монастыре Абба Гарима.
Ирландская книжная живопись, первая значительная школа в этом виде раннехристианского искусства, зародилась около 600 года. Её начало связано с созданием пергаментной псалтыри, известной как Катах святого Колумбы (ок. 610 г.). Позднее появились такие шедевры, как Книга из Дарроу (ок. 680 г.) — самая ранняя полностью иллюминированная евангельская рукопись в гиберно-саксонском (или островном) стиле, и знаменитая Келлская книга (ок. 800 г.).
В это время ирландские монахи-иллюстраторы уже активно работали в Северной Англии и в континентальной Европе. В то же время мощным центром христианской живописи оставался Константинополь (бывший Византий), столица Восточной Римской империи. Изысканное и декоративное византийское искусство вдохновило европейское культурное возрождение, получившее название Каролингского. В скрипториях Ахена, Парижа, Реймса, Меца и Тура были созданы такие выдающиеся иллюминированные рукописи, как «Евангелие Годескалька» (ок. 783 г.), «Утрехтская псалтырь» (ок. 830 г.) и «Библия из Грандваля» (ок. 840 г.).
Следуя примеру Карла Великого, императоры Священной Римской империи Оттон I, II и III стали инициаторами собственного культурного ренессанса. Его центрами стали монастыри на острове Райхенау, а также в Трире, Кёльне, Регенсбурге и Эхтернахе. Оттоновское искусство, испытавшее влияние каролингских образцов и византийских традиций, включая широкое использование сусального золота, породило богато украшенные евангельские тексты. Среди них — «Перикопы Генриха II» (ок. 1010 г.), «Бамбергский Апокалипсис» (ок. 1020 г.), «Кодекс Хитды» (ок. 1025 г.) и «Золотой кодекс из Эптернаха» (ок. 1053 г.).
Средневековая книжная иллюстрация
Рукописная иллюстрация Средневековья имеет особое значение для изучения изобразительного искусства этого периода. Многие фрески того времени были утрачены из-за воздействия солнечного света, сырости и вандализма. Техника масляной живописи получила широкое распространение лишь в XV веке, а от великолепных витражей, украшавших соборы и аббатства, до нас дошли лишь фрагменты. В отличие от них, иллюминированные рукописи благодаря своим малым размерам и прочным переплётам надёжно хранились в библиотеках, защищённые от света. Эти иллюстрации, яркие свидетельства расцвета средневекового искусства, дошли до нас в прекрасной сохранности. Более того, иллюминирование рукописей — далеко не второстепенный вид искусства. Известно, что средневековые художники других направлений, например мастера фресковой живописи или скульпторы по камню, часто использовали рукописи в качестве образцов. Несмотря на свой небольшой размер, книжные миниатюры нередко являются монументальными произведениями искусства.
Как появились иллюминированные книги
До изобретения книгопечатания книги были драгоценным достоянием и создавались в результате долгих часов, а иногда и месяцев кропотливого труда. На раннем этапе их писали и иллюстрировали монахи в монастырских скрипториях. Рукописи создавались исключительно «во славу Божию», и заказы на этот вид религиозного искусства от королей и императоров считались проявлением благочестия. (См. также: Средневековые христианские произведения искусства). Позднее круг заказчиков расширился: в XIII веке рыцари и знать уже заказывали книги для личного пользования. Были основаны гильдии иллюстраторов, а создание рукописей превратилось в коммерческое предприятие с организованными мастерскими, заказами и оплатой.
Типы рукописей
На страницах манускриптов представлена широкая палитра тем, благодаря чему мы можем узнать о нравах и обычаях людей Средневековья. Иллюстрации отражают все стороны их жизни: различные виды доспехов, способы ведения войны, музыкальные инструменты, игры и повседневную одежду.
Иллюстрировались книги самых разных типов. Во-первых, это роскошные, крупноформатные церемониальные книги для церковных служб, часто инкрустированные драгоценностями, с окладами из драгоценных металлов, украшенными эмалью (перегородчатой, а позднее — выемчатой). Кроме Библии, это были Евангелия и Евангелиарии, содержащие канонические таблицы для согласования текстов четырёх евангелистов. Для богослужений создавались миссалы, бревиарии, бенедикционалы и псалтыри, а также специальные книги, например градуалы, в которых содержались песнопения для исполнения на ступенях алтаря.
Кроме того, существовали трактаты для богословского обучения, такие как комментарии аббата Либаны к Апокалипсису, толкования святого Иеронима на Псалтирь или «О граде Божьем» святого Августина. Монахи с гордостью составляли жития святых своих монастырей. В период романского искусства появлялись и нерелигиозные произведения, например комедии Теренция и поэмы Кэдмона, а также энциклопедические труды по медицине, зоологии и ботанике. Однако по-настоящему светские книги вошли в моду в XIV – XV веках. Со сменой заказчиков наступила эпоха интернациональной готики, век рыцарства, время великих романов, таких как «Ланселот Озёрный», «Роман о Розе» и поэмы Кристины Пизанской.
Эти рукописи дошли до нас как свидетельства ушедшего образа жизни и мировоззрения. Ничто не имело для той эпохи большего значения, чем религия. Кропотливое создание этого вида библейского искусства было актом веры, который, как считалось, приносил духовную пользу и самому иллюстратору, и читателю.
Сочетание мастерства, ремесла и религиозной преданности
Сохранность любого предмета той эпохи уже сама по себе представляет интерес. Рукописи — это образец исключительно ручной работы. У этих мастеров не было ни готовой бумаги, ни альбомов для эскизов. Работа начиналась с подготовки тончайшего, но прочного пергамена. Красящие пигменты нужно было добыть, измельчить и смешать, добиваясь чистоты и стойкости цвета. Затем следовало безукоризненно скопировать бесконечные строки текста, нанести тончайшие листы сусального золота и расписать фон узорами.
Всё это требовало высочайшей концентрации и мастерства. Выражение «искусство — само себе награда» как нельзя лучше подходит к этому виду творчества. Иллюминированные рукописи — это великолепное сочетание мастерства, ремесла и религиозной преданности. См: Изготовление иллюминированных рукописей.
Пять веков европейской книжной живописи
Наша серия публикаций охватывает период примерно с 1000 по 1500 год и всю Западную Европу. Это эпоха от Нормандского завоевания Англии до правления Генриха VII, от Оттоновской империи в Германии до Высокого Возрождения в Италии. В это время совершались крестовые походы, происходили великие сражения, а путешествия Марко Поло, Колумба и Васко да Гамы открывали новые горизонты.
Историю иллюминированных рукописей в период с 1000 по 1500 год можно условно разделить на два больших стиля — романский и готический. Между ними нет чёткой границы, и каждый из них включает множество различных направлений, меняющихся от страны к стране и от периода к периоду. Романский стиль охватывает время с X века примерно до 1150–1175 годов, когда новые тенденции постепенно слились в стиль готического искусства и архитектуры.
Романский стиль
Говоря упрощённо, романскую живопись не следует оценивать по тому, насколько точно художник изобразил видимый мир. Критерий реалистичности здесь неприменим, поскольку это не входило в задачи мастера. Это очень сложный стиль, в котором внешнее правдоподобие принесено в жертву ясности повествования.
Романский стиль — это искусство, проникнутое глубокими религиозными убеждениями. Если художник чувствовал, что может достичь большей эмоциональной выразительности, стилизуя человеческую фигуру и изымая её из земного окружения, он делал это без колебаний. Для усиления повествовательного эффекта фигуры могли изображаться прямо на голом пергамене или на сплошном фоне яркого цвета — золотого или синего. Сами фигуры уплощены, лишены объёма и часто облачены в одежды, складки которых образуют геометрические узоры.
Готический стиль
К тому времени, когда центры книжной иллюстрации переместились из монастырского уединения в городские мастерские и гильдии, стиль сменился на готический. Яркий пример тому — работы Симоне Мартини (1285–1344). Новый заказчик требовал иного, более реалистичного стиля живописи, чтобы запечатлеть для потомков свои земные богатства.
К эпохе Кватроченто искусство иллюстратора достигло вершин в тонком, миниатюрном изображении мира, в котором жил художник. В лучших образцах этой миниатюрной живописи пейзажу уделялось особое внимание. Молитвослов, известный как «Роскошный часослов герцога Беррийского», созданный братьями Лимбург (все умерли в 1416 году), стал важнейшей вехой в истории пейзажной живописи. Также стоит упомянуть «Брюссельский часослов» (ок. 1400 г., Бельгийская национальная библиотека, Брюссель) работы Жакмара де Эсдена (ок. 1355–1414) и творчество Жана Фуке (1420–1481). С изобретением печатного станка искусство рукописной иллюстрации пришло в упадок и в Западной Европе практически исчезло к началу XVI века.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?