Средневековая иллюминация рукописей читать ~7 мин.
Средневековые иллюминированные рукописи опирались на традиции христианского искусства, заложенные тремя более ранними школами: ирландской (расцвет 600-800 гг.), школой короля Карла Великого в Ахене (ок. 750-900 гг.) и немецкой оттоновской школой (ок. 900-1050 гг.).
Самая древняя иллюминированная библейская рукопись – Евангелия Гаримы (390-660 гг.) из эфиопского монастыря Абба Гарима.
Ирландская книжная живопись – первая школа этого вида раннехристианского искусства – началась около 600 г. с пергаментной Псалтири, известной как Катах Колумбы (ок. 610 г.), после чего появились такие шедевры, как Книга Дарроу (ок. 680 г.), самая ранняя полностью украшенная евангельская рукопись гиберно-саксонской инсулярной традиции, и, наконец, прославленная Книга Келлса (ок. 800 г.).
К этому времени ирландские художники-писатели активно работали по всей Северной Англии и в континентальной Европе. Единственным активным центром христианской живописи был Константинополь (бывший Византий), столица Восточной Римской империи. Отличавшееся изысканностью и декоративностью красок, византийское искусство вдохновило европейское культурное возрождение, воплощённое каролингским искусством, скриптории которого в Ахене, Париже, Реймсе, Меце и Туре создали такие замечательные иллюстрированные рукописи, как Евангелист Годескальк (ок. 783), Псалтирь Утрехта (ок. 830) и Библия Грандваля (ок. 840).
Следуя по стопам Карла Великого, императоры Священной Римской империи Оттон I, II и III инициировали собственный культурный ренессанс в монастырях на острове Рейхенау, в Трире, Кёльне, Регенсбурге и Эхтернахе. Под влиянием каролингских образцов, а также византийских элементов, включая широкое использование сусального золота, оттоновское искусство стало отличаться богато украшенными евангельскими текстами, такими как Перикпенбух Генриха II (ок. 1010), Бамбергский Апокалипсис (ок. 1020), Хитда-кодекс (ок. 1025) и Кодекс Aureus Epternacensis (ок. 1053).
Средневековая книжная иллюстрация
Рукописная иллюстрация Средневековья имеет особое значение для изучения изобразительного искусства живописи этого периода. Огромное количество настенной живописи погибло, выцвело или было уничтожено солнечным светом, сыростью и вандализмом; техника масляной живописи получила широкое распространение только в XV веке; сохранились лишь фрагментарные остатки великого витражного искусства, украшавшего многие соборы и аббатства. Напротив, малые размеры рукописей позволяли хранить их в сравнительной безопасности библиотек, закрывая каждую иллюстрацию от света и переплетая тома в прочные обложки. Эти иллюстрации, свидетельствующие о расцвете средневекового искусства, можно увидеть в очень хорошей сохранности и сегодня. Более того, иллюминирование рукописей – отнюдь не второстепенное искусство. Известно, что рукописи часто копировались средневековыми художниками, работавшими в других дисциплинах, например, фрескистами или скульпторами по камню. Несмотря на свои размеры, они часто являются монументальными произведениями искусства.
Как появились иллюминированные книги
До изобретения книгопечатания книги были драгоценным достоянием великих церковных или светских покровителей и создавались только после долгих часов, даже месяцев, тонкой, терпеливой работы. В более ранний период книги писались и иллюстрировались в монастырских фондах монахами, работавшими в той части аббатства, которая называлась скрипторием.
Рукописи писались исключительно «во славу Божию», и заказы на этот вид религиозного искусства от королей и императоров считались актами благочестия и религиозной преданности. (См. также: Средневековые христианские произведения искусства) Однако позднее покровительство изменилось, и в XIII веке мы видим, как рыцари и дворяне заказывают книги для личного пользования. Были основаны гильдии иллюминаторов, и написание и иллюстрирование рукописей стало коммерческим предприятием с правильно организованными мастерскими, комиссионными и платежами.
Типы рукописей
На этих страницах представлен широчайший спектр тематики, и из них мы можем почерпнуть информацию о нравах и обычаях средневековых людей. Проиллюстрированы все стороны их жизни. Здесь и различные виды доспехов, и способы ведения войны, и музыкальные инструменты, и игры, и одежда, которую они носили.
Иллюстрировалось множество различных типов книг. Во-первых, это роскошные, масштабные торжественные книги, часто украшенные драгоценностями и драгоценными металлами, украшенные эмалью, то есть перегородчатой и (позднее) шамплевой, для использования во время церковных служб. Кроме Библии, существуют Евангелия и Евангелиарии, содержащие в начале таблицы канонов, в которых приводится согласование текстов четырёх Евангелий; Миссалы, Бревиарии, Бенедикционарии и Псалтыри для проведения богослужений, а также специальные книги, например, Градуал, содержащий отрывки, которые должны исполняться на ступенях алтаря.
Кроме того, существуют трактаты, предназначенные для богословского обучения, такие как комментарии аббата Либана к Апокалипсису, комментарии святого Иеронима к Псалтири или «De Civitate Dei» святого Августина. Монахи с гордостью чтили память святых из своих монастырей, составляя жизнеописания. Некоторые нерелигиозные произведения, такие как комедии Теренция и поэмы Цедмона, появились в период романского искусства, а также энциклопедические труды по медицине, животным и растениям, но именно в XIV-XV веках светские книги становятся по-настоящему модными. Со сменой меценатов мы переходим к международной готике, рыцарскому веку, эпохе великих романов Ланселота дю Лака, Романа де ла Розы и поэм Кристины де Пизан.
Эти рукописи дошли до нас как представители утраченного образа жизни и мысли. Ничто не имело для той эпохи большего значения, чем религия. Кропотливое создание этого вида библейского искусства было упражнением в вере, которое считалось полезным для иллюминатора. Для читателя это было не менее полезно в духовном плане.
Сочетание мастерства, ремесла и религиозной преданности
Само по себе сохранение в идеальном состоянии любого предмета этой эпохи представляет интерес. Рукописи – это пример работы, выполненной исключительно вручную. Никакой бумаги для художников или этюдников этим мастерам в руки не давали. Работа начиналась с подготовки тонкого пергамента, очень тонкого и в то же время прочного. Необходимо было получить, измельчить и смешать красящие пигменты большой чистоты и стойкой интенсивности, безукоризненно скопировать бесконечные точные линии шрифта, тонко позолотить сусальным золотом и нанести узор на фон.
Все это делалось в мельчайших масштабах, требовало идеальной концентрации и контроля. Часто цитируемое высказывание «Искусство – это собственная награда» не может быть более справедливо ни к одной другой отрасли искусства. Иллюминированные рукописи – это великолепное сочетание мастерства, ремесла и религиозной преданности. См: Изготовление иллюминированных рукописей.
Пять веков европейской книжной живописи
Тематика нашей серии охватывает период примерно с 1000 по 1500 год и охватывает всю Западную Европу. Это период от норманнского завоевания до правления Генриха VII в Англии, от Оттоновской империи в Германии до Высокого Возрождения в Италии. В это время совершались крестовые походы против неверных, проигрывались и выигрывались величайшие сражения, а путешествия Марко Поло, Колумба и Васко да Гамы открыли новые горизонты.
История иллюминированных рукописей в период с 1000 по 1500 год может быть разделена на две очень общие группы – романский и готический стили, но между ними нет чёткой границы, и в то же время каждое общее название охватывает множество различных направлений, меняющихся не только от страны к стране, но и от одного периода времени к другому. Романский стиль охватывает период с тысячелетия до примерно 1150-75 г., когда новые тенденции объединяются в стиль готического искусства и архитектуры.
Романский стиль
Проще говоря, романская живопись не должна оцениваться по способности художника изобразить то, что он увидел. Максимум правды природы здесь неприменим, так как это не входило в намерения художника. Это очень сложный стиль, в котором оптическая достоверность принесена в жертву ясности повествования.
Романский стиль – творение народа, проникнутого глубокими религиозными убеждениями, и если художник чувствовал, что может достичь большей эмоциональной значимости, стилизуя изображение человеческой фигуры, выводя её из земного окружения, он без колебаний делал это. Для усиления повествовательного эффекта фигуры иногда рисовались прямо на голом пергаменте или располагались на сплошном ярко окрашенном золотом или синим цветом фоне. Сами фигуры сплюснуты в двух измерениях и часто одеты в драпировки, разбитые на узоры из геометрических фигур.
Готический стиль
Однако к тому времени, когда центры иллюминации переместились из уединения монастыря в мастерские и гильдии, стиль уже перешёл в так называемую готическую манеру: см. например, работы Симоне Мартини (1285-1344). Новый меценат требовал другого, более реалистичного стиля живописи, чтобы запечатлеть для потомков свои преходящие, земные богатства.
К кватроченто искусство иллюминатора достигло вершины тонкого, миниатюрного изображения мира, в котором жил художник. В лучших образцах этой миниатюры пейзаж рассматривался с особой тщательностью, и молитвенник, известный под названием Великолепный часослов герцога Беррийского, выполненный тремя братьями Лимбург (все умерли в 1416 году), стал важной вехой в истории пейзажной живописи. См. также «Брюссельский часослов» (ок. 1400 г., Бельгийская национальная библиотека, Брюссель) работы Жакмара де Эсдена (ок. 1355-1414), а также работы Жана Фуке (1420-1481) и других. С изобретением печатного станка искусство иллюминирования рукописей погибло, а на Западе оно резко прекратилось в начале XVI века.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?