Московская школа живописи (c.1500-1700): иконы, фрески читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Московская школа живописи.Икона / Фрески московских художников, Симон Ушаков. MAIN AZ INDEX – AZ АРТ-ДВИЖЕНИЙ
Спаситель без рук (1658) Третьяковская галерея, Москва.Саймон Ушаков.
СодержаниеВведение • Московская иконопись • Характеристики московских икон • Строгановская мастерская, Сольвычегодск • Царское покровительство • Симон Ушаков и натурализм в русской живописи • Церковные росписи: Ярославль и Кострома
До и после московской школыБолее ранние стили средневековой живописи в России можно найти в нашей статье о новгородской школе иконописи (1100-1500). О более поздних стилях живописи 17 века см.: Петровское искусство (1686-1725) в Санкт-Петербурге при царе Петре Великом. Это представило русскую живопись (18 век) , в которой преобладали религиозные фрески и портретная живопись. После этого возникла современная школа: см. «Русская живопись XIX века».
Богородица Одигитрия (1502-1503) Русский музей, Санкт-Петербург.Изысканный образец раннегохристианского средневекового искусства по Дионисии , ранней мастером московской школы.
Вступление Из Киева, родины русской средневековой живописи , центр притяжения русского искусства переместился в Новгород (а также в Ярославль, Владимиро-Суздаль, Псков и Тверь), прежде чем обосноваться в Москве. К XVI веку большой интерес москвичей к мирским делам ослабил узы, которые до сих пор связывали русский народ и церковь в единое целое. Религия по-прежнему составляла основу московской жизни, но отныне и корона, и народ имели тенденцию реагировать на события иначе, чем клерики, и хотя все оставались в то время без сознания раскола, влияние более мирского мировоззрения мирян можно отчетливо ощущается в снижении религиозности московской иконописи. Появление в Москве большого количества западных религиозных офортов также оказало большое влияние на иконописцев, усилив их сомнения в необходимости суровых ограничений, налагаемых старой иконографической традицией на их искусство.
ПРИМЕЧАНИЕ: О величайших иконописцах до московской школы см.: Феофан Грек , основатель новгородской школы; Андрей Рублев , известный иконой Святой Троицы (ок. 1416 г.); и другие средневековые художники (1100-1400).
РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАПодробнее о направленияхи стилях искусства см.: История искусства.Для базовой хронологии см.:Хронология истории искусства.Краткое руководство по отдельнымстилям см.: Художественные движения.
Московская иконопись
Эти сомнения достигли пика в XVI веке как косвенный результат пожара, опустошившего Москву в 1547 году. Он уничтожил так много столичных икон, что царь был вынужден заимствовать иконы из Новгорода, Смоленска, Дмитрова и Звенигорода, а также он очень хотел вернуть их домой как можно скорее, он пополнил ряды московских иконописцев, также заимствуя художников из Новгорода и Пскова. Вместе с ними художники, которых он нанял, создали несколько прекрасных панно, и все могло быть хорошо с будущим иконописи, но за вмешательство фанатичного священника, клерка Царского совета и самого немалогохудожника по имени Висковати. Заманчиво приписать вмешательство Висковати профессиональной ревности, усугубляемой искаженным и предубежденным умом, чем-то вроде Джона Нокса, шотландского проповедника Реформации. Какой бы ни была причина, Висковати критиковал панели христианского искусства, созданные его современниками по религиозным мотивам, утверждая, что они отклоняются от иконографической традиции. Он потребовал созвать второй Стоглавский собор, чтобы вместе с Сильвестром, любимым священником Ивана IV, изучить иконы с этической точки зрения. Выполнение этого требования ввело официальный, в отличие от традиционного, контроль над иконописцами, от которых отныне ожидалось, что они будут придерживаться разрешенных версий религиозных сцен, записанных в древних руководствах под названием " Подлиники"."(Аутентичные версии).
Раздражение русских художников тем, что им пришлось сменить почтение к традиционному мнению на подчинение жесткому церковному законодательству, превратилось в досаду, когда они обнаружили, что те самые священнослужители, которые наиболее тщательно следили за соблюдением «Подлиников», не возражали против вновь введенного искусства портретной живописи (то есть нерелигиозных портретных картин, известных как Парсунас ), и что даже патриарх Никон, хотя он был категорически против натурализма западного религиозного искусства и постоянно конфисковывал и сжигал образцы западной религиозной живописи, тем не менее не раз сел за свой портрет.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?