Неоклассическое искусство, неоклассицизм (1770-1830) читать ~7 мин.
Художественный стиль, известный как неоклассицизм (иногда именуемый «классицизмом»), стал доминирующим направлением в европейском искусстве и архитектуре в конце XVIII – начале XIX веков. Он отражал стремление возродить дух и формы античного искусства Древней Греции и Рима. Принципы порядка и разума, заложенные в античности, полностью соответствовали идеалам европейской эпохи Просвещения.
Неоклассицизм возник как реакция на пышное искусство барокко и на игривое легкомыслие стиля рококо, который поддерживался французским двором, в частности мадам де Помпадур, фавориткой Людовика XV. Толчком к развитию нового стиля послужили археологические раскопки римских городов Геркуланума и Помпей (1738–1750), а также публикация в 1755 году влиятельного труда «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре» немецкого историка искусства Иоганна Винкельмана (1717–1768).
Эти события способствовали возрождению классических канонов в живописи, скульптуре и архитектуре. Центром нового движения стал Рим — обязательный пункт в маршруте Гранд-тура. Оттуда неоклассицизм распространился на север: во Францию, Англию, Швецию и Россию. В Соединённых Штатах Америки с особым энтузиазмом восприняли неоклассическую архитектуру, поскольку она придавала общественным зданиям облик благородной традиции и долговечности.
К художникам-неоклассицистам относят Антона Рафаэля Менгса (1728–1779), Жака-Луи Давида (1748–1825), Ангелику Кауфман (1741–1807) и Жана-Огюста-Доминика Энгра (1780–1867). Среди скульпторов выделяются Жан-Антуан Гудон (1741–1828), Джон Флаксман (1755–1826), Антонио Канова (1757–1822) и Бертель Торвальдсен (1770–1844).
В число наиболее известных архитекторов-неоклассицистов входят Жак Жермен Суффло (1713–1780), Клод-Николя Леду (1736–1806), Джон Нэш (1752–1835), Жан-Франсуа Шальгрен (1739–1811), Карл Готтгард Лангганс (1732–1808), Карл Фридрих Шинкель (1781–1841) и Бенджамин Генри Латроб (1764–1820).
Примеры французского дизайна интерьера эпохи неоклассицизма можно увидеть в статье «Французское декоративно-прикладное искусство». О мебели времён Людовика XV и Людовика XVI рассказано в материале «Французская мебель (1640–1792)». Биографии архитекторов, художников и других мастеров представлены на странице «Французские дизайнеры».
Истоки и развитие
Возрождение канонов классической античности не было внезапным. Оно опиралось на наследие эпохи Возрождения, сдержанные формы архитектуры барокко и классицизм в живописи Николя Пуссена (1594–1665) и Клода Лоррена (1600–1682). Движение подпитывалось идеями Просвещения и неприятием эстетики рококо.
Стиль развивался в разных странах неравномерно. Ранние формы неоклассической архитектуры, такие как палладианство в Англии, появились ещё в XVII веке. Парадоксально, но Рим, будучи центром неоклассического движения, не увидел масштабного строительства в этом стиле. Город уже был переполнен античными и барочными шедеврами.
Не существует и чёткой границы между неоклассицизмом и романтизмом. Несмотря на визуальные различия, оба направления разделяли интерес к прошлому, который нередко перерастал в ностальгию.
Характерные черты неоклассицизма
Неоклассические произведения (живопись и скульптура) отличаются серьёзностью, бесстрастностью и сдержанным героизмом. Художники обращались к сюжетам из классической литературы и истории, которые были популярны в греческом и республиканском римском искусстве. Они использовали строгую цветовую гамму с редкими яркими акцентами для создания произведений о самопожертвовании и гражданском долге, подчёркивая нравственное превосходство античности.
Неоклассическая скульптура работала с теми же темами. Она была более сдержанной, чем театральная скульптура барокко, и менее причудливой, чем изысканный рококо. Архитектура стала более упорядоченной и менее грандиозной, хотя грань между поздним барокко и неоклассицизмом порой размыта. Внешне она подражала ордерной системе греческой архитектуры, за одним заметным исключением: в Древней Греции не строили куполов, предпочитая плоские или двускатные крыши.
Информацию о других важных исторических направлениях в искусстве можно найти в разделе «Художественные течения и школы» (начиная со 100 года до н.э.).
Художники-неоклассицисты
Основоположниками и видными представителями неоклассицизма в живописи считаются немецкий портретист и исторический живописец Антон Рафаэль Менгс (1728–1779), итальянец Помпео Батони (1708–1787) и швейцарская художница Ангелика Кауфман (1741–1807). Во Франции ключевыми фигурами были Жозеф-Мари Вьен (1716–1809), учитель Жака-Луи Давида, и сам Жак-Луи Давид (1748–1825), ставший олицетворением стиля.
Среди учеников Давида выделяются Жан-Жермен Друэ (1763–1788) и Анн-Луи Жироде-Триозон (1767–1824). Традицию продолжил Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780–1867), мастер академического искусства. К неоклассицистам также относят американского экспатрианта Бенджамина Уэста (1738–1820), сэра Джошуа Рейнольдса и ирландца Джеймса Барри.
Последняя фаза неоклассицизма, известная как «классическое возрождение» в искусстве XX века, проявилась между 1900 и 1930 годами. Её представителями были Пабло Пикассо (1881–1973), Фернан Леже (1881–1955) и Джорджо де Кирико (1888–1978).
Известные картины в стиле неоклассицизма
Антон Рафаэль Менгс: «Кающаяся Мария Магдалина» (1752), Галерея старых мастеров, Дрезден; «Парнас» (1761), Вилла Альбани, Рим; «Непорочное зачатие» (1770–1779), Лувр, Париж.
Жан-Огюст-Доминик Энгр: «Большая одалиска» (1814), Лувр, Париж; «Купальщица Вальпинсона» (1808), Лувр, Париж; «Портрет мадам Муатессье» (1844–1856), Национальная галерея, Лондон; «Турецкая баня» (1862), Лувр, Париж.
Жак-Луи Давид: «Клятва Горациев» (1784), Лувр, Париж; «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789), Лувр, Париж; «Смерть Марата» (1793), Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Ангелика Кауфман: «Автопортрет» (1787), Галерея Уффици, Флоренция.
Жан-Жермен Друэ: «Умирающий атлет (Раненый воин)» (1785), Лувр, Париж.
Анн-Луи Жироде-Триозон: «Погребение Аталы» (1808), Лувр, Париж.
Пабло Пикассо: «Две обнажённые» (1906), Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Сидящая женщина» (1920), Музей Пикассо, Париж; «Большая купальщица» (1921), Музей Оранжери, Париж; «Две женщины, бегущие по пляжу» (1922), Музей Пикассо, Париж.
Фернан Леже: «Механик» (1920), Национальная галерея Канады; «Три женщины» (1921), Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Обнажённые на красном фоне» (1923), Художественный музей, Базель; «Две сестры» (1935), Новая национальная галерея, Берлин.
Джорджо де Кирико: «Тревога поэта» (1913), Галерея Тейт, Лондон; «Песнь любви» (1914), Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Скульпторы-неоклассицисты
Ведущими скульпторами-неоклассицистами были итальянец Антонио Канова (1757–1822), работавший для римских пап и Наполеона, и датчанин Бертель Торвальдсен (1770–1844), известный своей работой «Ясон с золотым руном» (1803). Среди других мастеров выделяются англичанин Джон Флаксман (1755–1826), который также создавал дизайн для яшмовой посуды фирмы «Веджвуд», и француз Жан-Антуан Гудон (1741–1828), прославившийся своими мраморными портретными бюстами.
Известные неоклассические скульптуры
Франц Ксавер Мессершмидт (1736–1783): Серия из 69 бюстов «Характерные головы».
Жан-Батист Пигаль (1714–1785): «Вольтер» (1770–1776), Лувр, Париж.
Джозеф Ноллекенс (1737–1823): «Венера» (1773), Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Жан-Антуан Гудон (1741–1828): «Вольтер» (1781), Комеди Франсез, Париж.
Джон Флаксман (1755–1826): Памятник «Адмирал Горацио Нельсон» (1808), Собор Святого Павла, Лондон.
Антонио Канова (1757–1822)
«Аполлон, венчающий себя» (1781), Музей Гетти, Лос-Анджелес.
«Тесей и Минотавр» (1781–1783), Музей Виктории и Альберта, Лондон.
«Амур и Психея» (1787–1793), Лувр, Париж.
«Персей с головой Медузы» (1797–1801), Музеи Ватикана, Рим.
Иоганн Готфрид Шадов (1764–1850): «Принцессы Луиза и Фридерика Прусские» (1797), Старая национальная галерея, Берлин.
Бертель Торвальдсен (1770–1844)
«Ясон с золотым руном» (1803), Музей Торвальдсена, Копенгаген.
«Александр Великий вступает в Вавилон» (1812), Квиринальский дворец, Рим.
Горацио Гриноу (1805–1852): «Джордж Вашингтон» (1840), Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон.
Архитекторы-неоклассицисты
Франция
Жак Жермен Суффло (1713–1780)
Клод-Николя Леду (1736–1806)
Жан-Франсуа Шальгрен (1739–1811)
Великобритания
Джон Нэш (1752–1835)
Сэр Джон Соун (1753–1837)
Сэр Роберт Смёрк (1780–1867)
Германия
Карл Готтгард Лангганс (1732–1808)
Карл Фридрих Шинкель (1781–1841)
США
Томас Джефферсон (1743–1826)
Уильям Торнтон (1759–1828)
Бенджамин Латроб (1764–1820)
Чарльз Булфинч (1763–1844)
Известные неоклассические здания
«Пантеон» в Париже (1756–1797), архитектор Жак-Жермен Суффло.
«Ротонда де ла Виллет» в Париже (1786), архитектор Клод-Николя Леду.
«Бранденбургские ворота» в Берлине (1789–1791), архитектор Карл Готтгард Лангганс.
«Банк Англии» в Лондоне (1792), архитектор сэр Джон Соун.
«Капитолий США» в Вашингтоне (начат в 1793 г.), архитекторы Уильям Торнтон и Бенджамин Латроб.
«Британский музей» в Лондоне (начат в 1823 г.), архитектор сэр Роберт Смёрк.
«Дворец Тегель» в Берлине (1821–1824), архитектор Карл Фридрих Шинкель.
«Павловский дворец» (1781–1786), Царское Село, архитектор Чарлз Камерон.
«Букингемский дворец» в Лондоне (1821–1835), архитектор Джон Нэш.
«Триумфальная арка» на площади Звезды в Париже (1806–1836), архитектор Жан-Франсуа Шальгрен.
Работы в стиле неоклассицизма можно увидеть во многих лучших художественных музеях и садах скульптур по всему миру.
Информацию о других направлениях и периодах в искусстве см. в разделе: История искусства.
Цветовая палитра эпохи
Подробнее о пигментах, которые использовали художники-неоклассицисты, см. статью: Цветовая палитра XVIII века.
Эволюция изобразительного искусства
Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире можно найти в статье «Хронология истории искусства».
Искусство античности
Подробную информацию об искусстве Древней Греции и Рима см. в статьях: «Древнегреческая скульптура» (650–27 гг. до н.э.), «Живопись Древней Греции», «Римская скульптура» (ок. 200 г. до н.э. – ок. 400 г. н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?