Художники Северного Возрождения читать ~17 мин.
Искусство Северного Возрождения развивалось в Нидерландах, Германии, Британии, Скандинавии и Центральной Европе. Его наиболее яркие представители происходили из двух основных регионов: Нидерландов, включавших Фландрию с её богатыми торговыми центрами, такими как Антверпен, Гент и Брюгге, и Голландию с культурными центрами в Харлеме, Амстердаме, Утрехте, Лейдене, Дордрехте и Делфте; Германии, в частности католической Баварии и земель вдоль Дуная, где возникла знаменитая Дунайская школа живописи.
Часть готической традиции
Северное Возрождение (в Нидерландах, Германии и Англии) никогда не было таким чётко очерченным, как его аналог, Итальянское Возрождение (1400–1530). В то время как итальянское искусство Возрождения XV и XVI веков экспериментировало с формами и принципами классической античности, североевропейские архитекторы и каменотёсы продолжали строить в готическом стиле и создавать произведения в традициях готической скульптуры. Художники Севера также развивались в рамках традиций, унаследованных от Средневековья, — возможно, они были знакомы с достижениями итальянцев, но часто творили удивительно независимо от них.
Кроме раннего внедрения и широкого распространения масляной живописи, которая значительно облегчила детальную проработку картин, главной чертой нового духа живописи в Северной Европе около 1400 года стало растущее освобождение искусства от исключительно религиозных целей. Хотя христианское искусство продолжало создаваться из благочестия, по традиции или просто по привычке, в первые десятилетия XV века фон на картинах начал приобретать всё большее значение. Пейзаж, животные, люди, деревья, города, реки и горы, на фоне которых разворачивался религиозный сюжет, перестали быть просто декорацией и обрели собственную жизнь.
Параллельно с этим открытием внешней реальности, которое привело к становлению пейзажа и натюрморта как самостоятельных жанров, рос интерес к человеческой личности. Художник всё чаще осознавал себя как уникальную индивидуальность. Персонажи, которых он изображал, также перестали быть простыми фигурами, играющими роль в сюжете. Порой сам сюжет отходил на второй план перед изображением людей, и к рубежу XV – XVI веков портретная живопись окончательно сформировалась как отдельный жанр искусства.
НИДЕРЛАНДЫ
Неудивительно, что Нидерланды заняли лидирующее положение в художественном развитии Северной Европы. Страна во многом находилась на той же стадии, что и Италия: города процветали экономически, их купцы-буржуа интересовались новыми идеями, заботились о своём статусе и были достаточно богаты, чтобы выступать в роли меценатов. Политическая организация, представлявшая собой совокупность герцогств, графств и городов-государств под властью герцога Бургундского, создавала условия для независимости и творческих экспериментов.
Вероятно, именно уроженец Ипра Мельхиор Брудерлам (ок. 1350–1411) открыл новую эру нидерландского Возрождения своим шедевром — Дижонским алтарём (1393–1399). Эта работа ознаменовала переход от книжной миниатюры, ярким примером которой являются иллюминации в стиле интернациональной готики (1375–1450), к масштабной станковой живописи, сыгравшей ключевую роль в искусстве Фландрии и Голландии XV – XVI веков. Такие мастера миниатюры, как братья Лимбург (ум. 1416) и Жакмар де Эсден (ок. 1355–1414), стали одними из последних великих представителей этого угасающего жанра.
Ян ван Эйк
Величайшим живописцем Фландрии XV века был Ян ван Эйк (ок. 1390–1441). Хотя, как и его итальянские современники, он так и не овладел в полной мере линейной перспективой, его подход к изображению мира отличался от итальянского. Вместо «научного» изучения законов перспективы и анатомии ван Эйк достиг технического совершенства через тщательное наблюдение за реальностью.
Деталь за деталью скрупулёзно добавлялась к картине, пока она не становилась точным отражением видимого мира. Талант ван Эйка привлекал заказы от богатых светских покровителей. Его знаменитый «Портрет четы Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон), возможно, является самой известной картиной эпохи. Этот своеобразный эквивалент свадебной фотографии XV века изображает Джованни Арнольфини, итальянского торговца шёлком из Брюгге, и его молодую жену в комнате их дома.
Ван Эйк мастерски воссоздаёт эффект света, падающего из окна, и от его кисти не ускользает ни одна деталь, вплоть до шерсти маленькой собаки. Этот интерьер, написанный на дубовой доске, стал предтечей школы голландской реалистической жанровой живописи XVII века, которую позднее возглавит Ян Вермеер (1632–1675) из Делфта.
Последователи ван Эйка, такие как Рогир ван дер Вейден и Хуго ван дер Гус, не стали сразу развивать светский аспект его творчества. Вместо этого они применили его реализм к традиционным темам средневекового библейского искусства, чаще всего в форме алтарных образов.
В первые десятилетия XVI века в Нидерландах появлялось всё меньше великих мастеров. Это был период кризиса и перемен, когда идеи итальянского Возрождения постепенно проникали в местные художественные стили. Однако в этот период выделяются два художника, творчество которых осталось в стороне от итальянского влияния.
Иероним Босх
Иероним Босх (ок. 1450–1516) прославился своими символическими картинами на религиозные сюжеты. Тема его триптиха «Воз сена» (ок. 1500) — путь человеческой души: от первозданной невинности в Эдемском саду через искушение преходящими земными удовольствиями к вечным мукам, ожидающим тех, кто поддался соблазнам. В этой работе, как и в триптихе «Искушение святого Антония» (ок. 1500), где святого терзают причудливые и зловещие фантазмы, порождённые Сатаной, Босх раскрывает гротескный и фантастический характер своего воображения.
Его образы словно воплощают религиозные страхи средневекового сознания. Даже в тех картинах, которые наиболее близки к реализму ван Эйка, этот реализм носит преувеличенный, угрожающий характер.
Питер Брейгель Старший
Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569) испытал влияние Босха, что заметно в его картине «Безумная Грета» (Dulle Griet) (1562, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен), наполненной фантастическими образами в духе старшего мастера. Но больше всего Брейгель запомнился своими сценами из крестьянской жизни, исполненными с мягкой сатирой и остроумными наблюдениями.
Добродушные изображения простой деревенской жизни, такие как «Крестьянская свадьба» (1568, Музей истории искусств, Вена), отнюдь не являются «простыми» картинами — они демонстрируют безошибочное чувство композиции и цвета. Его выразительные пейзажи из цикла «Месяцы» (1565) предвосхитили развитие пейзажа как самостоятельного жанра живописи.
Топ-8 нидерландских художников эпохи Возрождения
Ведущие художники нидерландского Возрождения (в хронологическом порядке):
1. Ян ван Эйк, совместно с братом Хубертом создавший знаменитый Гентский алтарь (1425–1432). Он был первым великим мастером масляной живописи, известным своими яркими красками и тонкой проработкой деталей.
2. Робер Кампен (ок. 1375–1444), автор таких работ, как алтарь Мероде (ок. 1425) и триптих «Положение во гроб» (ок. 1410).
3. Рогир ван дер Вейден (ок. 1400–1464), ученик Кампена и один из самых влиятельных религиозных живописцев своего времени, известный такими шедеврами, как «Снятие с креста» (ок. 1435).
4. Ганс Мемлинг (ок. 1433–1494), последователь ван дер Вейдена, наиболее известный своими небольшими алтарными картинами, такими как триптих «Страшный суд» (1471, Национальный музей, Гданьск) и триптих Донна (ок. 1477–1480), а также портретами.
5. Хуго ван дер Гус (ок. 1440–1482), один из самых новаторских, но трагических фламандских живописцев, прославившийся благодаря алтарю Портинари (ок. 1479).
6. Иероним Босх (ок. 1450–1516), гений из Голландии, известный религиозными фантасмагориями, иллюстрирующими грехи человечества, такими как «Сад земных наслаждений» (ок. 1510).
7. Иоахим Патинир (ок. 1480–1524), один из первых мастеров пейзажной живописи.
8. Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569), известный своими повествовательными пейзажами, такими как «Вавилонская башня» (1563), «Охотники на снегу» (1565), «Избиение младенцев» (ок. 1567), «Нидерландские пословицы» (1559) и «Притча о слепых» (1568).
К другим важным фламандским художникам относятся: Дирк Боутс Старший (ок. 1415–1475); Петрус Кристус (ок. 1410–1475), автор знаменитого «Портрета молодой девушки» (ок. 1470); Герард Давид (ок. 1460–1523); Ян Провост (ок. 1465–1529); Квентин Массейс (1466–1530); Ян Госсарт (ок. 1478–1532); Йос ван Клёве (ок. 1485–1540). Подробнее см: Величайшие фламандские художники (ок. 1400–1750).
ГЕРМАНИЯ
В немецком искусстве Возрождения светские сюжеты обрели значимость позже, чем в Нидерландах.
Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер (1471–1528) — величайший немецкий художник этого периода. Хотя наследие готики сильно проявлялось во многих его работах, он был ближе всех в Северном Возрождении к идеалу «универсального человека», сопоставимого по широте творческих интересов с Леонардо да Винчи (1452–1519) или Микеланджело (1475–1564).
Дюрер был не только выдающимся живописцем. Он обладал достаточными познаниями в геометрии, чтобы написать трактат о фортификации, создать теоретические труды о перспективе и пропорциях и дополнить их философскими рассуждениями о природе искусства и обучении художников.
Он вырос в семье ювелира: его отец был мастером золотых дел. Это способствовало его мастерству в рисунке и гравюре, где его гений проявился, возможно, даже ярче, чем в живописи. Будучи жителем богатого купеческого города Нюрнберга, он с коммерческой проницательностью и художественной честностью освоил гравюру, сделав её доступной для массового рынка.
Так называемые «мастерские гравюры» Дюрера демонстрируют характерное сочетание готических и ренессансных элементов. В работе «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513) христианский рыцарь изображён в готическом пейзаже, где ему угрожают образы смерти и дьявола из средневековой традиции. Однако и сам всадник, и его конь, выполненный в идеальных пропорциях, абсолютно реалистичны. Он становится символом веры эпохи Возрождения в силу личности, способной одолеть зло и пороки.
В своём религиозном искусстве Дюрер наполняет готические темы сильными эмоциями. Такие картины, как «Оплакивание Христа», «Праздник венков из роз» или «Поклонение Святой Троице», могут быть в полной мере оценены лишь в контексте традиций средневекового искусства, но во всех случаях Дюрер углубляет эти традиции благодаря изучению анатомии, техническому совершенству и виртуозному использованию цвета, света и тени.
Дюрер, один из первых немецких живописцев, систематически подписывавших свои работы, в высшей степени осознавал собственную индивидуальность. На протяжении жизни он создал замечательную серию автопортретов, глубина которых обусловлена самоанализом художника. Они отражают его стремление раскрыть самые сокровенные стороны своей натуры. С этим сочетается значительная доля гордости и тщеславия, которая достигает апогея в автопортрете, где художник намеренно уподобляет себя Христу, — см: «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500).
Его портреты нюрнбергских патрициев или рисунки углём, изображающие мать незадолго до её смерти, — чрезвычайно сильные в своём беспристрастном, но не лишённом любви реализме — демонстрируют неиссякаемый интерес к тайне человеческой личности, который по духу и стилю полностью принадлежит Ренессансу.
В том же ренессансном духе он исследует живую и неживую природу: непревзойдённая точность его картин с животными («Молодой заяц», 1502, Альбертина) или его штудий природы («Большой кусок луга», 1503, Альбертина) такова, что они были бы достойны места в учебнике по естествознанию.
Ганс Гольбейн Младший
Немецкий художник следующего поколения, Ганс Гольбейн Младший (1497–1543), наиболее известен своими портретами. Он принадлежал к поколению, наиболее сильно затронутому кризисом Реформации. Это заставило его отказаться от создания алтарных образов (в чём он весьма преуспел) и покинуть родную страну, переехав в Англию. Там он стал придворным художником Генриха VIII и создал незабываемые портреты членов королевской семьи Тюдоров. Эти сдержанные и спокойные портреты, сначала тщательно детализированные, а затем более лаконичные по стилю, отличаются глубоким и проницательным анализом личности.
Среди его шедевров: «Портрет Эразма Роттердамского» (1523); «Портрет сэра Томаса Мора» (1527); «Портрет дамы с белкой и скворцом» (1527–28); «Купец Георг Гизе» (1532); «Портрет Томаса Кромвеля» (1532–34); «Послы» (1533) и «Портрет Генриха VIII» (1536, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид). См. также: Портреты эпохи Возрождения (ок. 1400–1550).
Маттиас Грюневальд
Великий современник Дюрера, Маттиас Грюневальд (ок. 1470–1528), был более прочно укоренён в традициях готического искусства, и его творчество практически не испытало итальянского влияния. Его самая знаменитая работа, «Распятие» из Изенгеймского алтаря (1515), напрямую связана с великими резными алтарными образами позднего Средневековья, но отличается повышенной эмоциональностью и непревзойдённым драматизмом.
Ни в одной из фигур нет ни намёка на интерес к красоте человеческого тела или на стремление к «правильным пропорциям». Реализм прослеживается в изображении рук, ног и туловища распятого Христа, а также в полуоткрытом рте, из которого вырывается последний вздох, но Грюневальд использует крайне нереалистичные пропорции и перспективу. Следуя средневековой традиции, Христос как доминирующая фигура написан в более крупном масштабе, чем остальные: даже крепкий Иоанн Креститель справа кажется маленьким по сравнению с ним, в то время как фигуры слева — хрупки и изящны. Эта хрупкость лишь подчёркивает их безмерные страдания.
Дунайская школа
Работы членов Дунайской школы — яркий пример того, как в XVI веке религиозные картины наполнялись человеческими и светскими мотивами. Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480–1538) и Лукас Кранах Старший (1472–1553) сочетали традиционные темы со смелыми композиционными новшествами.
В работах Альтдорфера, будь то парящий фон «Святого семейства» или клубящаяся листва в «Святом Георгии и драконе», природа далека от роли простого фона. Она кажется таинственной и независимой от человека. У Кранаха же природа, как правило, отражает человеческие настроения. В его «Христе на кресте» страдания Богородицы находят отклик в пейзаже. Он мрачен и пустынен, охвачен предчувствием бури, а тёмные, нависающие тучи прорезают отсветы молний.
Кранах был последним великим представителем этой выдающейся эпохи в немецкой живописи. Изменившаяся под влиянием Реформации атмосфера в Германии не способствовала появлению нового поколения крупных художников, и в последующие десятилетия великие имена североевропейской живописи вновь можно будет найти в Нидерландах.
8 лучших художников эпохи Возрождения в Германии
К числу выдающихся немецких художников эпохи Возрождения относятся:
1. Стефан Лохнер (ок. 1400–1451), прославившийся благодаря «Алтарю покровителей города» (ок. 1440, Кёльнский собор) — большому триптиху с «Поклонением волхвов» на центральной панели.
2. Мартин Шонгауэр (ок. 1448–1491), художник и гравёр, наиболее известный своей «Мадонной в беседке из роз» (1473, церковь Святого Мартина, Кольмар) и более чем 100 подписными гравюрами.
3. Маттиас Грюневальд (ок. 1470–1528), создатель напряжённого и благочестивого Изенгеймского алтаря (1515, Музей Унтерлинден, Кольмар), чей драматический стиль повлиял на более поздние течения экспрессионизма.
4. Альбрехт Дюрер (1471–1528), величайший живописец и гравёр Северного Возрождения, вызывающий восхищение виртуозным мастерством, автопортретами, этюдами природы, а также ксилографиями, такими как серия «Апокалипсис» (1498) и циклы «Страсти Христовы» (ок. 1497–1500) и «Жизнь Марии» (1500). Он также известен своими гравюрами, в частности «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Святой Иероним в келье» (1514) и «Меланхолия I» (1514).
5. Лукас Кранах Старший (1472–1553), известный своим «Портретом Мартина Лютера» (1543, галерея Уффици) и другими работами.
6. Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480–1538), наиболее известный по «Битве Александра при Иссе» (1529) и новаторским гравюрам.
7. Ганс Бальдунг Грин (ок. 1484–1545), ученик Дюрера, известный своими работами с интенсивным цветом и ксилографиями с сильным кьяроскуро.
8. Ганс Гольбейн Младший (1497–1543), прославленный своими психологическими портретами, включая такие работы, как «Портрет купца Георга Гизе» (1532), «Послы» (1533) и «Портрет Генриха VIII» (1540).
Подробно о цветовых пигментах, использовавшихся художниками Северного Возрождения, см: Цветовая палитра эпохи Возрождения.
Лучшие скульпторы Северного Возрождения
Величайшими скульпторами Северного Возрождения являются два мастера из Южной Германии:
1. Тильман Рименшнайдер (ок. 1460–1531), величайший резчик по дереву эпохи поздней готики к северу от Альп, почитаемый за свои изысканные алтари, такие как «Алтарь Святой Крови» (1501–1505, церковь Св. Якоба, Ротенбург), а также за отдельные работы, например «Голова святой Анны» (ок. 1500).
2. Вейт Штосс (ок. 1447–1533), выдающийся скульптор по дереву, известный такими шедеврами, как «Главный алтарь Мариацкого костёла» (1477–1489, Краков) и резьба по известняку «Рафаил и Товия» (1516, Немецкий национальный музей, Нюрнберг), а также алтарными композициями для церквей по всей Европе. (Благодаря своим лесам юг Германии был центром всех видов резьбы по дереву, особенно по липе).
Среди других важных скульпторов: Ханс Мультшер (ок. 1400–1467), создавший алтари в Вурцахе (1437) и Штерцинге (1457); Михаэль Пахер (ок. 1430–1498), автор алтарного образа в Санкт-Вольфганге (1471–1481); и Грегор Эрхарт (ок. 1470–1540), который создал знаменитую «Марию Магдалину» («La Belle Allemande») (ок. 1500). См. также более позднего мастера Йорга Цюрна (ок. 1583–1638).
Альст, Питер Кук ван (1502-1550) Фламандский живописец
Альтдорфер, Альбрехт (ок. 1480-1538) Немецкий живописец, гравёр, архитектор
Альтдорфер, Эрхарт (ок. 1480-1561) Художник Дунайской школы
Бальдунг Грин, Ганс (ок. 1484-1545) Немецкий живописец и гравёр
Босх, Иероним (ок. 1450-1516) Нидерландский живописец
Боутс, Дирк Старший (ок. 1415-1475) Нидерландский живописец
Боутс, Дирк Младший (ок. 1448-1490) Нидерландский живописец
Бреу, Йорг Старший (ок. 1475-1537) Художник Дунайской школы
Брейгель, Питер Старший (ок. 1525-1569) Фламандский живописец
Брейгель, Питер Младший (1564-1638) Фламандский живописец
Бургкмайр, Ханс Старший (1473-1531) Немецкий живописец и гравёр
Кампен, Робер (Мастер из Флемаля) (ок. 1375-1444) Нидерландский живописец
Кристус, Петрус (ок. 1410-1473) Нидерландский живописец
Клёве, Йос ван (ок. 1485-1540) Фламандский живописец
Конинкслоо, Гиллис ван (1544-1607) Фламандский живописец
Кранах, Лукас Старший (1472-1553) Немецкий живописец
Кранах, Лукас Младший (1515-1586) Немецкий живописец
Давид, Герард (ок. 1460-1523) Нидерландский живописец
Дюрер, Альбрехт (1471-1528) Немецкий живописец и гравёр
Эрхарт, Михель (ок. 1440-1522) Немецкий скульптор
Эрхарт, Грегор (ок. 1470-1540) Немецкий скульптор и резчик по дереву
Эйк, Хуберт ван (ок. 1370-1426) Фламандский живописец
Эйк, Ян ван (ок. 1395-1441) Фламандский живописец
Фезелен, Мельхиор (ок. 1495-1538) Художник Дунайской школы
Фландес, Хуан де (ок. 1460-1519) Фламандско-испанский живописец
Фруауф, Руланд Младший (ок. 1470-1545) Художник Дунайской школы
Гертген тот Синт Янс (ок. 1460-1490) Нидерландский живописец
Гус, Хуго ван дер (ок. 1440-1482) Нидерландский живописец
Граф, Урс (ок. 1485-1529) Швейцарский гравёр
Грюневальд, Маттиас (ок. 1470-1528) Немецкий живописец
Хемскерк, Мартен ван (1498-1574) Голландский живописец
Хиллиард, Николас (1547-1619) Английский миниатюрист
Хиршфогель, Августин (1503-1553) Художник Дунайской школы
Гольбейн, Ганс Старший (ок. 1465-1524) Немецкий художник
Гольбейн, Ганс Младший (1497-1543) Немецкий портретист
Хопфер, Даниэль (ок. 1470-1536) Немецкий офортист
Хубер, Вольф (ок. 1485-1553) Художник Дунайской школы
Крафт, Адам (ок. 1455-1508) Немецкий скульптор
Лаутензак, Ханс Себальд (ок. 1524-1560) Художник Дунайской школы
Лейнбергер, Ханс (ок. 1480-1531) Художник Дунайской школы
Леу, Ханс Младший (ок. 1490-1531) Художник Дунайской школы
Лейден, Лукас ван (1494-1533) Голландский живописец
Лохнер, Стефан (ок. 1400-1451) Немецкий живописец
Массейс, Квентин (1466-1530) Фламандский живописец
Мемлинг, Ганс (ок. 1433-1494) Нидерландский живописец
Мостарт, Гиллис (ок. 1534-1598) Фламандский живописец
Мостарт, Ян (ок. 1472-1555) Голландский живописец
Мультшер, Ханс (ок. 1400-1467) Немецкий скульптор
Остзанен, Якоб Корнелис ван (ок. 1472-1533) Голландский живописец
Пахер, Михаэль (ок. 1430-1498) Австрийский скульптор и художник
Патинир, Иоахим (ок. 1485-1524) Нидерландский пейзажист
Провост, Ян (ок. 1465-1529) Фламандский живописец
Картон, Ангерран (ок. 1420-1466) Французский живописец
Ройвич, Эрхард (работал ок. 1474-1505) Книжный иллюстратор
Рименшнайдер, Тильман (ок. 1460-1531) Немецкий резчик по дереву
Саверей, Рулант (1576-1639) Фламандский живописец
Шонгауэр, Мартин (ок. 1450-1491) Немецкий гравёр
Скорел, Ян ван (1495-1562) Голландский живописец
Штосс, Вейт (ок. 1447-1533) Немецкий скульптор
Врелант, Виллем (работал ок. 1454-1481) Фламандский иллюстратор рукописей
Вассенхове, Йос ван (работал ок. 1460-1480) Нидерландский живописец
Вейден, Рогир ван дер (ок. 1400-1464) Нидерландский живописец
Виц, Конрад (ок. 1400-1446) Немецкий живописец
Вольгемут, Михаэль (1434-1519) Немецкий живописец и гравёр
Хронологию см: Хронология истории искусства (с 800 г. до н.э.). О других направлениях и периодах искусства см: История искусства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?