Художники Северного Возрождения читать ~16 мин.
Искусство Северного Возрождения развивалось в Нидерландах, Германии, Британии, Скандинавии и Центральной Европе, хотя его величайшие выразители происходили из двух основных областей:
❶ Нидерланды, включая Фландрию с её богатыми торговыми центрами, такими как Антверпен, Гент и Брюгге, и Голландию с её культурными центрами, такими как Харлем, Амстердам, Утрехт, Лейден, Дордрехт и Делфт.
❷ Германия, особенно католическая Бавария, включая Дунайскую школу.
Часть готической традиции
Северное Возрождение (в Нидерландах, Германии и Британии) никогда не было таким же чётким, как его аналог, Итальянское Возрождение (1400-1530). В то время как итальянское искусство Возрождения XV и XVI веков экспериментировало с формами и принципами классической античности, североевропейские архитекторы и каменщики продолжали строить в готическом стиле и вырезать в традициях готической скульптуры. Северные художники также развивались в традициях, унаследованных от Средневековья, возможно, благодаря знакомству с итальянскими достижениями, но часто удивительно независимо от них.
Кроме раннего внедрения и широкого распространения масляной живописи, которая значительно облегчила детальную переработку картины, возможно, главной чертой, характеризующей новый дух живописи в Северной Европе около 1400 года, является растущее освобождение искусства от исключительно религиозных целей. Будь то из благочестия, традиции или простого удобства, христианское искусство продолжало создаваться художниками на протяжении последующих веков, но в первые десятилетия XV века фон картины начинает приобретать новое, все большее значение. Пейзаж, случайные животные, люди, деревья, города, реки и горы, на фоне которых изображён религиозный сюжет, перестают быть просто декоративным фоном, а обретают собственную жизнь.
Рука об руку с этим открытием внешней реальности (которое должно было завершиться становлением пейзажной живописи и натюрморта как самостоятельных жанров) идёт повышенный интерес к человеческой личности: все больше и больше художник видит себя как уникальную личность. Люди, которых он изображает, также не являются просто фигурами, играющими роль в истории. Действительно, порой «сюжет» оказывается побочным по отношению к изображению людей, пока к рубежу XV века портретная живопись не становится отдельным видом искусства.
НИДЕРЛАНДЫ
Неудивительно, что Нидерланды заняли лидирующее положение в развитии Северной Европы. Нидерланды во многом находились на той же стадии развития, что и Италия: города были экономически процветающими, их купцы-буржуа интересовались новыми идеями, заботились о своём статусе и были достаточно богаты, чтобы выступать в качестве меценатов. Политическая организация страны, представлявшая собой совокупность герцогств, графств и городов-государств под властью герцога Бургундского, создавала условия для процветания независимости и экспериментов.
Вероятно, именно уроженец Ипра Мельхиор Брудерлам (1350-1411) открыл новую эру нидерландского Возрождения своим шедевром – Дижонским алтарём (1393-99). Эта работа ознаменовала упадок миниатюры – жанра, примером которого являются международные готические иллюминации (1375-1450) – и последующий подъем масштабной панельной живописи, которая будет играть столь важную роль в фламандской и голландской живописи XV и XVI веков. Таким образом, миниатюристы, такие как братья Лимбург (ум. 1416) и Жакмар де Эсден (1355-1414), были последними в своём роде.
Ян ван Эйк
Величайшим живописцем XV века во Фландрии был Ян ван Эйк (1390-1441), хотя, как и его итальянские современники, он так и не овладел окончательно линейной перспективой. Его подход к изображению внешнего мира, по-видимому, отличался от итальянского метода. Вместо того чтобы приобретать глубокие «научные» знания о законах перспективы и изучать анатомию, чтобы понять человеческое тело, ван Эйк овладевает техническим мастерством на основе простого наблюдения.
Деталь за деталью скрупулёзно добавляются к картине, пока она не станет точным отражением мира, который он видит. Дарования ван Эйка было достаточно, чтобы привлечь заказы от богатых светских деятелей, и его сложный «Брачный портрет Джованни Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон), возможно, является самой знаменитой картиной эпохи. На этом эквиваленте свадебной фотографии XV века изображён Арнольфини, итальянский торговец шёлком, проживавший в Брюгге, стоящий со своей молодой женой в одной из комнат своего дома.
Ван Эйк стремится воссоздать эффект света, падающего из окна, и от кисти художника не ускользает ни одна мельчайшая деталь, вплоть до шерсти собаки. Этот голландский интерьер на холсте является родоначальником школы голландской реалистической жанровой живописи XVII века, которую возглавил Ян Вермеер (1632-1675) из Делфта.
Преемники ван Эйка, такие как Роджер ван дер Вейден и Хуго ван дер Гус, не сразу стали развивать светский аспект его творчества. Скорее, они взяли его реализм и применили его к традиционным темам средневекового библейского искусства, чаще всего в форме алтарного искусства.
В первые десятилетия XVI века в Нидерландах появилось все меньше великих мастеров. Это был период кризиса и перемен в искусстве, когда идеи итальянского Возрождения впитывались в существующие стили. Но в период с середины XV до середины XVI века среди современников выделяются два художника, оба довольно обособленные от итальянского влияния.
Иероним Босх
Иероним Босх (1450-1516) прославился своими символическими картинами на религиозные сюжеты. Тема его триптиха, известного под названием «Сенокос» (ок. 1500), – развитие человеческой души от её первой невинности в Эдемском саду до искушения преходящими земными удовольствиями и вечными муками, которые ожидают тех, кто поддастся им. В этой картине, а также в триптихе «Искушение святого Антония» (ок. 1500 г.), где святого терзают странные и злые фантазмы, придуманные «магом» Сатаной, Босх раскрывает фантастическую и гротескную природу своего воображения.
Его образы, кажется, воплощают религиозные страхи средневекового ума, и даже в тех картинах, которые ближе всего к реализму ван Эйка, реализм носит преувеличенный, угрожающий характер.
Питер Брейгель Старший
Питер Брейгель Старший (1525-1569) демонстрирует влияние Босха в своей картине, известной как Безумная Мег (Dulle Griet) (1562, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен), которая полна странных образов старшего художника. Но больше всего Брейгель запомнился своими крестьянскими сценами, задуманными как мягко сатирические и полными остроумно подмеченных анекдотов.
Добродушные изображения простой деревенской жизни, как, например, «Крестьянский свадебный пир» (1568, Музей истории искусств, Вена), отнюдь не являются «простыми» картинами, но обнаруживают безошибочное чувство композиции и цвета. Его выразительные пейзажные сцены «Месяцы» (1565) предвосхищают последующее развитие пейзажа как подходящей темы для живописи.
Топ-8 нидерландских художников эпохи Возрождения
Ведущие художники нидерландского Возрождения, перечисленные в хронологическом порядке, включают:
❶ Ян Ван Эйк, совместно со своим братом Хубертом создавший знаменитый Гентский алтарь (1425-32), и первый мастер масляной живописи, известный своими яркими красками и тонкой проработкой деталей.
❷ Робер Кампен (1378-1444), его работы – Алтарь Мероде (1425) и Триптих «Погребение в Сейлерне» (1410).
❸ Рогир ван дер Вейден (1400-1464), ученик Кампена и один из самых влиятельных религиозных живописцев своего времени, известный такими работами, как Сошествие с креста (1435).
❹ Ганс Мемлинг (1433-1494), ученик Вейдена, наиболее известный своими небольшими алтарными картинами, такими как Триптих «Страшный суд» (1471, Музей Народове, Гданьск) и Триптих «Донн» (1477-80), а также небольшими набожными картинами и портретами.
❺ Хуго ван дер Гус (1440-1482), один из самых новаторских, но трагических фламандских живописцев, наиболее известный по алтарю Портинари (1479).
❻ Иероним Босх (1450-1516) – голландский гений, известный религиозными фантазиями, иллюстрирующими грехи человека, такими как Сад земных наслаждений (1510).
❼ Иоахим Патенье (1480-1525), первый настоящий художник-пейзажист.
❽ Питер Брейгель Старший (1525-1569), известный своими повествовательными пейзажами, такими как Вавилонская башня (1563), Охотники на снегу (1565), Резня невинных (1567), Нидерландские пословицы (1559) и Притча о слепых (1568).
К другим важным фламандским художникам относятся: Дирк Бутс Старший (1415-1475); Петрус Кристус (1410-1475), отмеченный Портретом молодой девушки (1470); Геррит Давид (1460-1523); Ян Провост (1465-1529); Квентин Массис (1465-1530); Ян Госсарт (1478-1532); Йос ван Клёве (1490-1540). Подробнее см: Величайшие фламандские художники (ок. 1400-1750).
ГЕРМАНИЯ
Новая значимость светских сюжетов в искусстве появляется позже в немецком искусстве Возрождения, чем в его нидерландском аналоге.
Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер (1471-1528) – величайший немецкий художник этого периода, и, хотя наследие прошлого сильно проявилось во многих работах Дюрера, он был ближе всего к созданию «универсального человека» Северного Возрождения, обладающего творческой широтой, как Леонардо да Винчи (1452-1519) или Микеланджело (1475-1564).
Дюрер был не только крупным живописцем, но и достаточно сведущ в геометрии, чтобы создать трактат о фортификации, написать теоретические работы о перспективе и пропорциях, а также дополнить эти труды философскими рассуждениями о природе искусства и обучении художников.
Он был воспитан в традициях золотых дел мастеров, его отец был золотых дел мастером. Это способствовало его развитию в искусстве рисунка и гравюры, в которых его гений проявился, пожалуй, лучше, чем в живописи. Будучи жителем богатого купеческого города Нюрнберга, он с коммерческой хваткой и художественной целостностью принял технический вызов гравюры для массового рынка.
Так называемые «мастерские» гравюры Дюрера демонстрируют характерное сочетание готических и ренессансных элементов. Реалистично изображённый христианский рыцарь в картине «Рыцарь, смерть и дьявол» помещён в готический пейзаж, где ему угрожают дьявол и смерть из средневековой традиции. Однако он абсолютно реалистичен, а конь, на котором он сидит, идеально пропорционален. Он – символ веры эпохи Возрождения в превосходство личности, полагающейся на свои врождённые силы, чтобы победить силы зла и коррупции.
В своём религиозном искусстве Дюрер наделяет готические темы сильными эмоциями. Такие картины, как «Оплакивание Христа», «Праздник гирлянд роз» или «Поклонение Троице», могут быть полностью оценены только в традициях средневекового искусства, но во всех случаях он превосходит эти традиции в изучении анатомии человека, техническом совершенстве и избирательном использовании цвета, света и тени
Один из самых первых немецких живописцев, последовательно подписывавших свои работы, Дюрер в высшей степени осознавал собственную личность. В течение своей жизни он создал замечательную серию автопортретов, интенсивность которых обусловлена глубоким самоанализом Дюрера; они показывают растущее стремление художника раскрыть самые глубокие аспекты своей натуры. С этим сочетается любопытная степень тщеславия и гордости собой, которая достигает своего апогея в автопортрете, намеренно напоминающем Христа – см: Автопортрет с меховым воротником (1500).
Точно так же его портреты нюрнбергских патрициев или его рисунки углём его матери незадолго до её смерти – чрезвычайно сильные в своём непоколебимом, но не нелюбящем реализме – показывают неиссякаемый интерес к тайне человеческой личности, который является полностью ренессансным по стилю и духу.
В равной степени в духе Ренессанса он исследует живую и неживую природу: непревзойдённая чувствительность его картин животных (Молодой заяц, 1502, Альбертина) или его исследований природы (Большой кусок дёрна 1503, Альбертина) достаточна, чтобы сделать их достойными места в учебнике по естествознанию.
Ганс Гольбейн Младший
Немецкий художник несколько более позднего времени, Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), наиболее известен своими портретами отдельных лиц и пар. Он родился в поколении, наиболее пострадавшем от кризиса религиозной Реформации. Это заставило его отказаться от карьеры алтарника (в которой он преуспел) и уехать из родной страны в Англию. Там он стал придворным художником Генриха VIII и создал запоминающиеся портреты королевской семьи Тюдоров. Эти сдержанные и спокойные портреты, сначала тщательно детализированные, а затем значительно упрощённые по стилю, отличаются вдумчивостью и проницательностью в анализе личности.
Среди его шедевров: Эразм Роттердамский (1523); Портрет сэра Томаса Мора (1527); Портрет дамы с белкой и скворцом (1527-28); Купец Георг Гизе из Данцига (1532); Портрет Томаса Кромвеля (1532-4); Послы (1533) и Портрет Генриха VIII (1536, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид). См. также: Портреты эпохи Возрождения (ок. 1400-1550).
Маттиас Грюневальд
Великий современник Дюрера Маттиас Грюневальд (1470-1528) более прочно укоренился в традициях готического искусства, и его работы в значительной степени не подверглись итальянскому влиянию. Его самая знаменитая картина, Распятие из Изенгеймского алтаря (1515), находится в прямой зависимости от великих резных алтарных образов позднего Средневековья, но отличается повышенной эмоциональностью и несравненным драматизмом.
Ни в одной из фигур нет и следа интереса к красоте человеческого тела или стремления установить «справедливую пропорцию». Реализм прослеживается в моделировке рук, ног и туловища распятого Христа, а также в полуоткрытом рте, из которого вырывается дыхание, но Грюневальд оперирует крайне нереалистичным использованием пропорций и перспективы. В поразительном развитии средневековой традиции Христос, как доминирующая фигура, выполнен в более крупном масштабе, чем остальные фигуры: даже крепкий Иоанн Креститель справа мал по сравнению с ним, в то время как фигуры слева легки и ивовы. Хрупкость этих фигур подчёркивает их сильные страдания.
Дунайская школа
Работы членов Дунайской школы – наиболее яркий пример того, как религиозные картины оживлялись человеческими и светскими интересами в шестнадцатом веке. Альбрехт Альтдорфер (1480-1538) и Лукас Кранах Старший (1472-1553) сочетают обращение к традиционным темам со смелыми новациями в композиции.
В работах Альтдорфера, в мечтательном качестве его пейзажей, будь то парящий фон Святого семейства или клубящаяся листва его «Святого Георгия и дракона», природа, далёкая от простого фона, кажется таинственно независимой от человека. Однако у Кранаха природа, как правило, отражает человеческие настроения. В его «Христе на кресте» страдания Богородицы находят отклик в природе. Пейзаж мрачен и изолирован под угрозой надвигающейся бури, тёмные опускающиеся тучи неярко освещены молниями.
Кранах был последним представителем замечательной эпохи немецкой живописи. Изменившийся под влиянием Реформации климат Германии не позволил появиться новому поколению крупных художников, и в ближайшие десятилетия великие имена североевропейской живописи вновь можно будет найти в Нидерландах.
8 лучших художников эпохи Возрождения в Германии
К числу выдающихся немецких художников эпохи Возрождения относятся:
❶ Стефан Лохнер (1400-1451), отмеченный за алтарный образ «Три короля» (1440, Кёльнский собор), большой триптих с изображением «Поклонения волхвов» на центральной панели.
❷ Мартин Шонгауэр (1448-1491), художник и гравёр, наиболее известный своей «Мадонной в розовом саду» (1473, церковь Святого Мартина, Кольмар) и более чем 100 гравюрами с автографами.
❸ Маттиас Грюневальд (1470-1528) – напряжённый, набожный создатель Изенгеймского алтаря (1515, Музей Унтерлинден, Кольмар), чей драматический стиль искусства повлиял на более поздние школы экспрессионизма.
❹ Альбрехт Дюрер (1471-1528), лучший живописец и гравёр Северного Возрождения, вызывающий восхищение своим виртуозным мастерством, автопортретами и этюдами природы, а также такими ксилографиями, как серия Апокалипсис (1498), цикл Страсти (ок. 1497-1500 гг.) и «Жизнь Богородицы» (1500); он также известен своими многочисленными гравюрами, в частности «Рыцарь, смерть и деталь» (1513), «Святой Иероним в своём кабинете» (1514) и «Меланхолия» (1514).
❺ Лукас Кранах Старший (1472-1553) известен своим «Портретом Мартина Лютера» (1543, галерея Уффици) и другими работами.
❻ Альбрехт Альтдорфер (1480-1538), наиболее известный по «Битве при Иссе» (1529) и новаторским гравюрам.
❼ Ганс Бальдунг Грин (1484-1545), ученик Дюрера, наиболее известный своими интенсивными цветами и гравюрами на дереве с сильным кьяроскуро.
❽ Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), известный своими сложными портретами, включая такие работы, как «Портрет Георга Гизе из Данцига» (1532), «Послы» (1533) и «Генрих VIII» (1540).
Подробно о цветовых пигментах, использовавшихся художниками Северного Возрождения, см: Цветовая палитра эпохи Возрождения.
Лучшие скульпторы Северного Возрождения
Величайшими скульпторами Северного Возрождения являются два художника из Южной Германии:
❶ Тильман Рименшнайдер (1460-1531), величайший позднеготический резчик по дереву севернее Альп, почитаемый за свои изысканные алтари, такие как Алтарь Святой Крови (1501-5, церковь Святого Якобса, Ротенбург), а также за отдельные работы, такие как «Голова святой Анны» (1500).
❷ Вейт Штосс (1477-1533), лучший скульптор по дереву после Рименшайдера, известный такими скульптурами, как Высокий алтарь церкви Святой Марии (1477-1484, Краков) и резьба по известняку «Рафаэль и Тобиас» (1516, Немецкий национальный музей, Нюрнберг), а также алтарными композициями для церквей по всей Европе. (Благодаря своим лесам юг Германии был известным центром всех видов резьбы по дереву, особенно по известковому дереву).
Среди других важных скульпторов: Ханс Мультшер (1400-1467), создавший алтари Вурзахера (1437) и Штерцинга (1457); Михаэль Пахер (1430-1498), автор алтарного образа Святого Вольфганга (1471-81); и Грегор Эрхарт (ок. 1460-1540 гг.), который создал знаменитую «Марию Магдалину» («La Belle Allemande») (ок. 1500). См. также более позднего Йорга Зурна (ок. 1583-1638).
Альст, Питер Кук ван (1502-1550) Фламандский живописец
Альтдорфер, Альбрехт (1480-1538) Немецкий живописец, гравёр, архитектор
Альтдорфер, Эрхарт (1480-1561) Художник дунайской школы
Бальдунг Гриен, Ханс (1484-1545) Немецкий художник/принтмейкер
Босх, Иероним (1450-1516) Нидерландский живописец
Баутс, Дирк Старший (1415-1475) Нидерландский живописец
Баутс, Дирк Младший (1448-1490) Нидерландский живописец
Бреу, Йорг Старший (1475-1537) Художник Дунайской школы
Брейгель, Питер Старший (1525-1569) Фламандский живописец
Брейгель, Питер Младший (1564-1638) Фламандский живописец
Бургкмайр, Ханс Старший (1473-1531) Немецкий художник по дереву
Кампен, Робер (мастер из Флемалле) (1375-1444) Нидерландский живописец
Кристус, Петрус (1410-1473) Нидерландский живописец
Клёве, Йоос ван (1485-1540) Фламандский живописец
Конинкслоо, Гиллис ван (1544-1607) Фламандский живописец
Кранах, Лукас Старший (1472-1553) Немецкий живописец
Кранах, Лукас Младший (1515-1586) Немецкий живописец
Давид, Герард (1460-1523) нидерландский живописец
Дюрер, Альбрехт (1471-1528) немецкий живописец/гравер
Эрхард, Мишель (1440-1522) немецкий скульптор
Эрхарт, Грегор (ок. 1470-1540) Немецкий скульптор/резчик по дереву
Эйк, Хуберт ван (1370-1426) Фламандский живописец
Эйк, Ян ван (1395-1441) Фламандский живописец
Феселен, Мельхиор (1495-1538) Художник Дунайской школы
Фландес, Хуан де (1460-1519) Фламандский/испанский живописец
Фруаф, Руланд Младший (1470-1545) Художник Дунайской школы
Гертген Тот Синт-Янс (1460-1490) Нидерландский живописец
Гус, Хуго ван дер (1440-1482) Нидерландский живописец
Граф, Урс (1485-1529) Швейцарский гравёр
Грюневальд, Маттиас (1470-1528) Немецкий живописец
Хемскерк, Маэртен ван (1498-1574) Голландский живописец
Хиллиард, Николас (1547-1619) Английский миниатюрист
Хиршвогель, Августин (1503-1553) Художник Дунайской школы
Гольбейн, Ганс Старший (1465-1524) Немецкий художник
Гольбейн, Ганс Младший (1497-1543) Немецкий портретист
Хопфер, Даниэль (1470-1536) Этчер
Хубер, Вольф (1485-1553) Художник дунайской школы
Крафт, Адам (1455-1508) Немецкий скульптор
Лаутензак, Ханс Себальд (1524-1560) Художник дунайской школы
Лейнбергер, Ханс (1480-1531) Художник дунайской школы
Леу, Ханс Младший (1490-1531) Художник дунайской школы
Лейден, Лукас ван (1494-1533) Голландский живописец
Лохнер, Стефан (1400-1451) Немецкий живописец
Массис, Квентин (1465-1530) Фламандский живописец
Мемлинг, Ганс (1433-1494) Нидерландский живописец
Мостарт, Гиллис (1534-1598) Фламандский живописец
Мостарт, Ян (1472-1555) Голландский живописец
Мультшер, Ханс (1400-1467) Немецкий скульптор
Оосцанен, Якоб Корнелиш ван (1472-1533) Голландия
Пахер, Михаэль (1430-1498) Австрийский скульптор/художник
Патенье, Йоахим (1485-1524) Нидерландский пейзажист
Провост, Ян (1465-1529) Фламандский живописец
Квартон, Энгерран (1420-1466) Французский живописец
Ройвич, Эрхард (1450-1505) книжный иллюстратор
Рименшнайдер, Тильман (1460-1531) немецкий резчик по дереву
Савери, Роландт (1576-1639) фламандский живописец
Шонгауэр, Мартин (1450-1491) немецкий типограф
Скорел, Ян ван (1495-1562) голландский живописец
Штосс, Вейт (1438-1533) немецкий скульптор
Врелант, Виллем (1450-1460) Фламандский иллюминатор рукописей
Вассенхове, Йос ван (1460-1480) Нидерландский живописец
Вейден, Рогир ван дер (1400-1464) Нидерландский живописец
Витц, Конрад (1400-1446) Немецкий живописец
Вольгемут, Михаэль (1434-1519) Книжный иллюстратор.
Хронологию см: Хронология истории искусства (с 800 г. до н.э.). О других направлениях и периодах искусства см: История искусства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?