Искусство Северного Возрождения читать ~11 мин.
В изобразительном искусстве термин «Северное Возрождение» обозначает период быстрого развития, примерно с 1430 по 1580 год. Этот процесс происходил в двух основных регионах: в Нидерландах, включающих Фландрию и Голландию, а также на всей территории Германии. Вплоть до середины XVI века нидерландские земли находились под управлением герцогов Бургундских, а затем — Габсбургов, которые также контролировали большую часть Германии.
Северное Возрождение прославилось благодаря передовым техникам масляной живописи, реалистичному и выразительному алтарному искусству, портретам на деревянных панно, а также гравюрам на дереве и другим видам гравюры. Каменная скульптура не пользовалась широкой популярностью, однако резьба по дереву стала немецкой специализацией.
До 1500 года искусство Возрождения в Италии практически не оказывало влияния на развитие живописи и скульптуры в Северной Европе. Напротив, в некоторых аспектах именно Север оказывал влияние на Италию. Даже после 1500 года, в период расцвета Высокого Возрождения, такие факторы, как религия, политика, климат и различные художественные традиции, как правило, минимизировали принятие культурных идей из Флоренции и Рима.
Ренессанс в Северной ЕвропеО фламандской и голландской масляной живописи: Искусство эпохи Возрождения Нидерландов. О росписи и резьбе по дереву в Германии (1430–1580):Искусство немецкого Возрождения.
Скульптура эпохи ВозрожденияПодробнее о трёхмерных пластических произведениях искусства из мрамора, бронзы, дерева и их авторах:Скульпторы эпохи Возрождения (1400–1600).
Эволюция визуального искусстваХронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире можно найти здесь: Хронология истории искусства.
Готические традиции
В сфере искусства Север знал об истинном Возрождении так же мало, как Италия о подлинном готическом стиле искусства. Тем не менее, интеллектуальное движение, выведшее Западную Европу из Средневековья, было столь же мощным на Севере, как и на Юге. Если мы датируем начало новой эры примерно 1492 годом — годом открытия Нового Света — это лишь поворотный момент революции. Движение, приведшее к этому, началось в начале века, и с тех пор Европа пережила полную реконструкцию своей культуры.
Северные страны, в особенности Фландрия, с её процветающими центрами, такими как Антверпен, Гент и Брюгге — в то время часть обширного герцогства Бургундия — были, наряду с Флоренцией, наиболее богатым и экономически развитым регионом Европы. Как и в Италии, здесь развивалась городская культура, в которой усиливалось влияние буржуазии. Несмотря на это общее социальное сходство, на севере не произошло сопоставимой революции в искусстве. Живопись значительно дольше оставалась привязанной к средневековым традициям. Лишь постепенно священные темы начали появляться в реалистичном изображении. В своих религиозных картинах художники стремились максимально естественно передать пространство, цвет, объём и свет.
В отличие от итальянских художников, северные мастера не были заинтересованы в повторном открытии духа Древней Греции. Вместо этого они стремились использовать весь потенциал масляной краски и запечатлеть природу именно такой, какой они её находили. (Примечание: подробнее о пигментах, использованных в масляной живописи эпохи Возрождения, можно узнать в разделе «Цветовая палитра эпохи Возрождения»).
Как и в Италии, религия доминировала в живописи и скульптуре того периода, но проявлялась более тонко и всегда с присущей ей приземлённостью. Если искусство итальянского Возрождения часто мечтательно и идеализировано, то северное искусство практично, приземлённо и бесстрастно. Это повлияло на популярность различных жанров живописи: историческая живопись уступила место портретному искусству и жанровой живописи, особенно после Реформации (около 1520 года), когда церковь в Риме перестала быть главным покровителем искусств в Северной Европе. Список наиболее важных работ из Италии и Северной Европы можно найти в разделе «Величайшие картины эпохи Возрождения».
Ренессанс в Нидерландах — характеристика
Фламандская живопись и голландская живопись, охватывавшие как светские, так и религиозные темы, отличались широким распространением использования масла и яркими цветами. Фрески были редкостью. Гентский алтарь — пример нидерландского христианского искусства начала XV века, хотя Босх и Брейгель Старший также создавали свои собственные новаторские религиозные произведения.
Детальный реализм
В то время как итальянское искусство XV века основывалось на математически рассчитанной линейной перспективе, голландское искусство определялось эмпирической перспективой. В отличие от итальянских художников эпохи Возрождения, которые стремились к научному и рациональному пониманию мира, создавая картину, так сказать, «изнутри», голландцы пытались постичь тайны мира путём точного наблюдения за всеми вещами, фиксируя каждую деталь. Художники учились на непосредственном наблюдении и знании последовательности явлений. Они изображали то, что видели, и, таким образом, как на рисунке выложенного плиткой пола в работе Рогира ван дер Вейдена, очень близко подошли к эффекту центральной перспективы. Этот подход, основанный на наблюдении и опыте, показал художникам, что формы теряют свои очертания по мере удаления от них, а интенсивность цвета уменьшается и приобретает голубоватый оттенок.
Для пейзажных видов, которые придавали глубину их интерьерам, они изобрели — задолго до Леонардо да Винчи — воздушную и цветовую перспективу. Во время эпохи голландского барокко в XVII веке внимание нидерландцев к детальным повседневным темам легло в основу Золотого века голландского реализма (около 1600–1680 гг.).
Нидерландские художники
Среди ведущих фламандских и голландских старых мастеров выделяются: Роберт Кампен (около 1378–1444), известный такими работами, как Триптих Зайлерна (1410) и Алтарь Мероде (1425); Ян ван Эйк (1390–1441), прославленный Гентским алтарём (1432) и свадьбой Арнольфини (1434); ученик Яна ван Эйка, Петрус Христос (около 1410–1475), наиболее известный своим «Портретом девушки» (1470, Галерея старых мастеров, Берлин); Рогир Ван дер Вейден (1400–1464), известный своим необычайным реализмом, как в его шедевре «Снятие с креста» (1435), созданном для церкви Нотр-Дам-дю-Деор (ныне в Музее Прадо, Мадрид); Дирк Баутс (1420–1475) за его религиозные картины; Хуго ван дер Гус (1440–1482), известный своим алтарём Портинари (1475), повлиявшим на раннее Возрождение во Флоренции; великий Иероним Босх (1450–1516) с его «Садом земных наслаждений» (1510–1515) и другими морализаторскими трудами; Иоахим Патинир (1485–1524), пионер пейзажной живописи; Питер Брейгель Старший (около 1525–1569), наиболее известный своими ландшафтно-описательными работами, такими как Вавилонская башня (1563).
Возрождение в Германии — характеристики
Немецкий Ренессанс был известен своей графикой и гравюрой, что было тесно связано с развитием печатных процессов в Германии, включая изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1450-х годах. Ещё одним ранним немецким пионером рисунка и гравюры был Мартин Шонгауэр (1448–1491) из Кольмара.
Графика
Фактически, задолго до того, как Гутенберг начал печатать книги, широкое распространение получили небольшие изображения, отпечатанные с деревянных блоков. Позднее появились блочные книги, представляющие собой серии ксилографий в переплёте с несколькими строками текста. В гравюре на дереве белые части рисунков вырезаются в деревянном блоке до тех пор, пока рисунок не станет рельефным, после чего его можно покрыть чернилами. В офорте и гравировке, напротив, художник гравирует или вытравливает (с помощью кислоты) линии на металлической пластине. Чернила, удерживаемые только надрезанными линиями, под давлением впитываются листом бумаги. Таким образом, гравировка на медной пластине позволяет создавать тонкие пересекающиеся линии и работать гораздо свободнее, чем гравёр по дереву, который изначально тщательно избегал всякой перекрёстной штриховки. Потребовалось некоторое время, прежде чем они достигли степени совершенства, позволяющей получать полутона. Позднее, чем гравюра на дереве, гравюра на меди получила ещё более широкое распространение. Гравюры на меди были работой ювелиров и опытных рисовальщиков.
Новая техника гравировки по металлу предназначалась не только для воспроизведения эфемерных рисунков; это более гибкое искусство, способное к развитию, взяло на себя задачу книжной иллюстрации у художников-миниатюристов. В свободной идиоме линии можно было выразить многие вещи, которые было бы запрещено воспроизводить более сложным использованием цвета. По этой причине даже великие мастера XVI века прибегали к рисованию линий, чтобы выразить свои глубочайшие чувства.
Портретная живопись, как и резьба по дереву, была ещё одной областью, в которой немецкие художники проявляли выдающееся мастерство. Экспрессионистская сторона немецкого характера проявилась в ряде ярких религиозных произведений, включая выдающиеся запрестольные образы и панно.
Величайшие художники Северного Возрождения
Наиболее известными немецкими художниками были Стефан Лохнер (1400–1451), автор картины «Страшный суд» (1440-е годы); гравёр Мартин Шонгауэр (после 1455–1491), известный своей «Мадонной в розовом саду» (1473) и более чем 100 автографными гравюрами; Маттиас Грюневальд (1470–1528), создатель Изенхаймского алтаря (1510–1515); великий рисовальщик Альбрехт Дюрер (1471–1528), известный своим мастерством рисунка и гравюр, включая гравюры на дереве, такие как «Четыре всадника Апокалипсиса» (1497–1498), а также алтари, портреты и этюды природы; Лукас Кранах Старший (1472–1553), известный, например, своим диптихом портретов Лютера и его жены (1529); Альбрехт Альтдорфер (1480–1538), известный своими алтарями, ранними пейзажами и отдельными шедеврами, такими как Битва при Иссе (1529); Ханс Бальдунг Грин (1484–1545), известный своим алтарём во Фрайбурге; великий Ганс Гольбейн Младший (1497–1543), известный своими портретами, такими как «Купец Георг Гизе» (1532), «Послы» (1533), Портрет Генриха VIII (1540).
Величайшие скульпторы Северного Возрождения
Ведущие немецкие скульпторы: Ханс Мультшер (1400–1467), автор алтарей в городах Вурцахе (1437) и Штерцинге (1457); Михаэль Пахер (1430–1498), наиболее известный благодаря Алтаря Святого Вольфганга (1471–1481); Файт Штосс (около 1447–1533), создатель алтаря Успения Пресвятой Богородицы в Кракове (1477–1489); Тильман Рименшнайдер (около 1460–1531), скульптор Алтаря Святой Крови (1499–1504); Грегор Эрхарт (около 1460–1540), который вырезал известную Марию Магдалину («La Belle Allemande») (около 1500).
Величайшие картины Северного Возрождения (1430–1580)
Альбрехт Альтдорфер (1480–1538)
Битва Александра при Иссе (1529) Старая пинакотека, Мюнхен.
Ханс Бальдунг Грин (1484–1545)
Коронация Алтаря Богородицы (1512–1516) Фрайбург-им-Брайсгау.
Три возраста человека и Смерть (около 1540) Прадо, Мадрид.
Иероним Босх (1450–1516)
Сад земных наслаждений (1504) Музей Прадо, Мадрид.
Страшный суд (Триптих) (1505–1510) Венский сецессион, Вена.
Ecce Homo (1515–1516) Музей изобразительных искусств, Гент.
Триптих Воз сена (1516) Прадо, Мадрид.
Дирк Баутс (1415–1475)
Алтарь Тайной вечери (1464–1467) Церковь Святого Петра, Лёвен, Бельгия.
Питер Брейгель Старший (около 1525–1569)
Нидерландские пословицы (1559) Государственный музей, Берлин.
Битва между Карнавалом и Постом (1559) Музей истории искусств, Вена.
Безумная Грета (1562) Музей Майера ван ден Берга, Антверпен.
Вавилонская башня (1563) Музей истории искусств, Вена.
Избиение младенцев (около 1565–1567) Музей истории искусств, Вена.
Охотники на снегу (1565) Музей истории искусств, Вена.
Перепись в Вифлееме (1566) Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
Притча о слепых (1568) Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Крестьянская свадьба (1568) Музей истории искусств, Вена.
Роберт Кампен (1375–1444)
Триптих Зайлерна (Положение во гроб) (1410) Институт Курто, Лондон.
Алтарь Мероде (около 1427) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Алтарь Верля (Диптих) (1438) Музей Прадо, Испания.
Петрус Христос (около 1410–1475)
Портрет молодой девушки (1470) Галерея старых мастеров, Берлин.
Лукас Кранах Старший (1472–1553)
Портрет Лютера и его жены (Диптих) (1529) Уффици, Флоренция.
Альбрехт Дюрер (1471–1528)
Молодой Заяц (1502) Альбертина, Вена.
Большой кусок дёрна (1503) Альбертина, Вена.
Адам и Ева (1507) Музей Прадо, Мадрид.
Четыре апостола (1526) Старая пинакотека, Мюнхен.
Адам Эльсхаймер (1578–1610)
Бегство в Египет (1609) Старая пинакотека, Мюнхен.
Ян ван Эйк (1390–1441)
Гентский алтарь (1432) Собор Святого Бавона, Гент.
Человек в красном тюрбане (1433) Национальная галерея, Лондон.
Портрет четы Арнольфини (1434) Национальная галерея, Лондон.
Мадонна канцлера Ролена (1435) Лувр, Париж.
Хуго ван дер Гус (1440–1482)
Алтарь Портинари (Триптих) (1475) Уффици, Флоренция.
Маттиас Грюневальд (1475–1528)
Изенхаймский алтарь (1512–1515) Музей Унтерлинден, Кольмар.
Ганс Гольбейн Младший (1497–1543)
Тело мёртвого Христа в гробнице (1521) Художественный музей Базеля.
Послы (1533) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Генриха VIII (1536) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Портрет Эразма Роттердамского (1523) Национальная галерея, Лондон.
Портрет сэра Томаса Мора (1527) Собрание Фрика, Нью-Йорк.
Портрет дамы с белкой и скворцом (1527–1528) Национальная галерея, Лондон.
Портрет купца Георга Гизе (1532) Государственные музеи Берлина.
Портрет Томаса Кромвеля (1532–1532) Национальная портретная галерея, Лондон.
Стефан Лохнер (1400–1451)
Страшный суд (около 1440) Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Ганс Мемлинг (1433–1494)
Триптих Страшного суда (1471) Национальный музей, Гданьск.
Триптих Донне (1480) Национальная галерея, Лондон.
Михаэль Пахер (1434–1498)
Алтарь Святого Вольфганга (1471–1481) Зальцкаммергут.
Алтарь Отцов Церкви (1484) Старая пинакотека, Мюнхен.
Иоахим Патинир (1485–1524)
Путешествие в подземный мир (1522) Прадо, Мадрид.
Отдых на пути в Египет (1515) Музей Конинклейк.
Рогир ван дер Вейден (1400–1464)
Снятие с креста (1435–1440) Музей Прадо.
Алтарь семи таинств (1445) Королевский музей изящных искусств, Антверпен.
Оплакивание Христа (1450) Галерея Уффици.
Информация о других направлениях и периодах: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?