Постживописная абстракция читать ~4 мин.
Термин «постживописная абстракция» (Post-Painterly Abstraction) ввёл в 1964 году искусствовед Клемент Гринберг (1909–1994) как название курируемой им выставки живописи XX века в Музее искусств округа Лос-Анджелес. На ней были представлены работы современных американских и канадских художников — представителей второго поколения абстрактного экспрессионизма. Позже выставка экспонировалась в Центре искусств Уокера в Миннеаполисе и Художественной галерее Онтарио в Торонто.
Слово «живописный» Гринберг заимствовал у швейцарского историка искусства Генриха Вёльфлина (Heinrich Wölfflin; 1864–1945). В своей книге «Основные понятия истории искусств» (Kunstgeschichtliche Grundbegriffe) Вёльфлин использовал этот термин для обозначения стиля, характеризующегося размытыми, прерывистыми и свободными контурами.
Обобщающий термин для различных стилей
В статье для каталога выставки Гринберг рассмотрел ряд стилей и тенденций в современном американском искусстве. Он противопоставил стиль, названный им «живописной абстракцией» (широко известный как абстрактный экспрессионизм), нескольким новым направлениям, которые он объединил под названием «постживописная абстракция».
После абстрактного экспрессионизма
Новые стили возникли на основе доминировавшей в конце 1950-х — начале 1960-х годов школы абстрактного экспрессионизма и во многом стали реакцией на неё. Художники нового поколения, как правило, отвергали эмоциональность и экспрессивную жестуальную манеру письма, свойственные абстрактному экспрессионизму, отдавая предпочтение более сдержанным, анонимным стилям.
Несмотря на то, что их полотна имели некоторые общие черты с работами Барнетта Ньюмана и Марка Ротко, они не разделяли взгляды предшественников на духовность и предназначение искусства.
Характеристики постживописной абстракции
По описанию Гринберга, постживописная абстракция характеризуется линейностью композиции, яркостью цвета и отсутствием мелких деталей и фактурных акцентов. Картины этого направления часто создают ощущение пространства, выходящего за пределы холста. Прежде всего, для стиля свойственна анонимность исполнения, отражающая отказ от драматизма и эмоциональности абстрактного экспрессионизма.
Гринберг подчёркивал отход от жестуальной живописи Виллема де Кунинга, техники «живописи действия» Джексона Поллока и текстурных эффектов. Вместо этого художники использовали широкие плоскости чистого, немодулированного цвета.
Гринберг был сторонником формализма: он полагал, что формальные качества картины (линия, форма, цвет) являются первостепенными для её оценки, в то время как эмоциональные, этические или социальные аспекты вторичны. Поскольку художники постживописной абстракции избегали эмоциональности и придерживались анонимной, беспредметной эстетики, они разделяли его взгляды и получили его одобрение.
Стили и художники постживописной абстракции
Термин «постживописная абстракция» охватывает несколько направлений:
- Живопись жёстких контуров (Hard-Edge Painting), представленная работами таких художников-абстракционистов, как Эл Хелд (1928–2005), Эллсворт Келли (1923–2015), Фрэнк Стелла (р. 1936) и Джек Янгерман (1926–2020).
- Живопись цветового пятна (Color Stain Painting), яркими примерами которой являются работы Хелен Франкенталер (1928–2011), Джоан Митчелл (1925–1992) и Жюля Олицки (1922–2007).
- Вашингтонская школа цвета, к которой принадлежали Джин Дэвис (1920–1985), Моррис Луис (1912–1962) и Кеннет Ноланд (1924–2010).
- Системная живопись, охватывающая творчество Йозефа Альберса (1888–1976), Ада Рейнхардта (1913–1967), а также Стеллы и Янгермана.
- Лирическая абстракция, включающая работы Марка Тоби (1890–1976), Франкенталер и других художников.
- Живопись цветового поля, представленная как пионерами — Барнеттом Ньюманом (1905–1970), Марком Ротко (1903–1970), Клайффордом Стиллом (1904–1980) и Хансом Хофманом (1880–1966), — так и художниками следующего поколения: Франкенталер, Ноландом, Стеллой, Олицки, Моррисом Луисом, Эллсвортом Келли и Ричардом Дибенкорном (1922–1993).
- Живопись минимализма, к которой относят картины Роберта Мангольда (р. 1937), Агнес Мартин (1912–2004), Брайса Мардена (1938–2023) и Роберта Раймана (1930–2019).
Фрагментация и антиформализм
Концепция единого направления, предложенная Гринбергом, оказалась недолговечной. Уже в 1960-е годы тенденция распалась на ряд конкурирующих школ, поскольку художники следовали собственным творческим задачам. Несмотря на успехи формализма, такие как «фигурные холсты» (Shaped Canvas) Фрэнка Стеллы, провозглашавшие «объектность» картины, к началу 1970-х его влияние ослабло.
Формализм живописи цветового поля уступил место антиформализму таких движений, как поп-арт и минимализм. Этот период (начало 1970-х годов) принято считать рубежом между эпохой модернизма (ок. 1850–1970) и искусством постмодернизма (с начала 1970-х). Анализ некоторых значимых произведений постживописной абстракции см. в разделе: Анализ знаменитых картин (1800–2000).
Развитие в Европе
Параллельно с американскими течениями в Европе развивались собственные направления абстрактного экспрессионизма. К ним относятся информель (1940-е, 1950-е) и его разновидность ташизм (конец 1940-х, 1950-е), европейская лирическая абстракция (1945–1960) и независимая группа COBRA (1948–1951).
Картины представителей постживописной абстракции можно увидеть в лучших художественных музеях по всему миру. О коллекциях в США см. статью: Художественные музеи Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?