Прецизионизм читать ~3 мин.
Прецизионизм — это направление в американском искусстве, представленное слабо связанной группой художников. Течение процветало в межвоенный период, особенно в 1920-е годы. Его расцвет совпал с Международной выставкой современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году и выставкой «The Machine-Age Exposition» в Нью-Йорке в 1927 году. Движение, переосмыслившее аспекты кубизма и футуризма, изначально не имело ни названия, ни манифеста. Его участников объединял общий стиль, и они были известны под разными именами: «кубисты-реалисты», «иммакулисты» («непорочные»), «стерилисты» или «современные классицисты». Прецизионизм можно рассматривать как предшественника более позднего широкого реалистического движения American Scene Painting.
Влияния и стиль
Прецизионизм черпал вдохновение из более ранних движений современного искусства, в частности из технологической эстетики футуризма и геометрических пересекающихся плоскостей кубизма, однако оставался преимущественно американским явлением. Корни движения уходят в зарождающийся индустриализм с его небоскрёбами (см. также: Американская архитектура) и растущей сетью автомобильных и железных дорог. Картины прецизионистов стремились запечатлеть этот новый индустриальный пейзаж в точных, упрощённых и резко очерченных геометрических формах.
На общий подход в определённой степени повлияли методы резкой фокусировки и кадрирования, характерные для американских фотографов XX века. Иногда этот стиль называли «острофокусным реализмом». Однако прецизионизм оставался широким движением и охватывал большой спектр стилей — от полуфотореализма до полуабстракции.
Художники
Самыми известными художниками-прецизионистами были Чарльз Шилер (1883–1965), Чарльз Демут (1883–1935), Джорджия О’Кифф (1887–1986), Джордж Олт (1891–1948), Джозеф Стелла (1877–1946), Ралстон Кроуфорд (1906–1978), Мортон Шамберг (1881–1918), Стюарт Дэвис (1894–1964) и Найлз Спенсер (1893–1952).
Развитие
Термин «прецизионизм» ввёл в 1927 году Альфред Х. Барр, директор Музея современного искусства в Нью-Йорке. Ранними покровителями направления были Чарльз Дэниел из галереи Дэниела, Стивен Буржуа из галереи Буржуа, Альфред Штиглиц (муж Джорджии О’Кифф) из галерей «Intimate Gallery» и «An American Place», а также Гертруда Вандербильт Уитни из Клуба студии Уитни, а с 1931 года — и из Музея американского искусства Уитни.
Прецизионисты сосредоточились на городских пейзажах с их впечатляющими сооружениями, такими как мосты и небоскрёбы, а также на сценах тяжёлой промышленности с изображением сталелитейных заводов и угольных шахт. (См. также: Архитектура небоскрёбов: 1850 – настоящее время).
Примечательно, что на картинах прецизионистов редко появлялись люди и почти отсутствовал открытый социальный комментарий. Тем не менее художникам удавалось передать ощущение конфликта между технологией как символом прогресса и как фактором бездушной дегуманизации. Чаще всего новый индустриальный пейзаж изображался глазами нейтрального, но очарованного наблюдателя.
Движение прецизионистов совпало с пиком утопической веры в машины и механизмы, которая быстро угасла с началом Второй мировой войны и наступлением атомной эры. Несмотря на это, прецизионизм оказал влияние на других художников XX века, в частности на представителей американского магического реализма и поп-арта.
Выборочный список картин прецизионистов
Чарльз Шилер
«Здание Дельмонико» (1926), литография, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Перекрещивающиеся конвейеры, завод Ford River Rouge» (1927), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Механизмы» (1920), темпера, карандаш, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Американский пейзаж» (1930), Музей современного искусства, Нью-Йорк
«Американа» (1931), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Канал Амоскиг» (1948), Музей искусств Карриер, Манчестер, Нью-Гэмпшир
Примечание: помимо живописи, Шилер был одним из величайших фотографов Америки начала XX века.
Чарльз Демут
«Я видел цифру 5 в золоте» (1928), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Абстракция зданий, Ланкастер» (1930), Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
«Дымовая труба и водонапорная башня» (1931), Музей Амона Картера, Форт-Уэрт, Техас
Джорджия О’Кифф
«Улица Нью-Йорка I» (1926), частная коллекция
«Здание Радиатор-билдинг, ночь, Нью-Йорк» (1927), Музей американского искусства Crystal Bridges, Бентонвилл
«Здание Радиатор» (1927), Университет Фиска, Нэшвилл
Джозеф Стелла
«Бруклинский мост» (1919–1920), Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен
Стюарт Дэвис
«Счастливый удар» (1921), Музей Хиршхорна и сад скульптур, Вашингтон
Джордж Олт
«Яркий свет на углу Расселов» (1946), Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон
Информацию о коллекциях, специализирующихся на американском искусстве или включающих картины в стиле прецизионизма, см. в статье «Художественные музеи Америки».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?