Мозаики Равенны читать ~10 мин.
Итальянский город Равенна, расположенный на побережье Адриатического моря к югу от Венеции, известен поздней римской архитектурой и шедеврами мозаичного искусства. Эти произведения были созданы в период, когда Равенна служила столицей Западной Римской империи (ок. 402–476), а затем — центром Византийского экзархата (ок. 540–750).
К наиболее важным памятникам раннехристианского искусства относятся: Мавзолей Галлы Плацидии (ок. 425–450), построенный для сводной сестры императора Гонория; Мавзолей Теодориха (ок. 520) и Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (ок. 500–514), возведённые Теодорихом Великим (454–526); Базилика Сан-Витале (ок. 527–546), строительство которой начала королева Амаласунта (495–535), дочь Теодориха; а также Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе (ок. 535–549), построенная греческим банкиром Юлианом Аргентарием, который финансировал и возведение церкви Сан-Витале.
Несмотря на то, что многие сохранившиеся сооружения подверглись значительной реставрации, Равенна остаётся важнейшим центром византийского искусства за пределами Константинополя. Город славится своим изысканным декоративным искусством, которое включает мозаики, рельефную скульптуру, настенные росписи, керамику, майолику, резьбу по слоновой кости, мраморные инкрустации, ювелирные изделия и орнаментированные саркофаги.
2 История
3 Развитие искусства и архитектуры Равенны
4 Мавзолей Галлы Плацидии
5 Баптистерий Неона
6 Мавзолей Теодориха
7 Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово
8 Базилика Сан-Витале
9 Мозаики Сан-Витале: пресвитерий и апсида
10 Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе
11 Другие памятники Равенны
Мозаики
Равенна в первую очередь знаменита своими мозаиками. В V веке город стал центром позднеримского христианского искусства. После присоединения к Византийской империи в 540 году, во второй половине VI века, здесь начался новый этап развития византийской мозаики на библейские сюжеты. К этому периоду относятся поздние мозаики в базиликах Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-Нуово.
Мозаики с изображением императора Юстиниана I и императрицы Феодоры в церкви Сан-Витале были созданы сразу после византийского завоевания. Мозаичное убранство базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе было завершено около 549 года. Последнюю серию византийских мозаик в Равенне заказал епископ Репарат для этой же базилики в 670-х годах.
Среди других значимых сохранившихся мозаик: «Христос — Добрый пастырь» (ок. 450, Мавзолей Галлы Плацидии); «Крещение Христа» (VI век, Арианский баптистерий); «Христос перед Понтием Пилатом» (ок. 550, Сант-Аполлинаре-Нуово) и «Преображение Христа» (ок. 550, Сант-Аполлинаре-ин-Классе).
История
Искусство и архитектура Равенны неразрывно связаны с культурой её правителей. Около 1400 года до н.э. город заселили италийские племена, мигрировавшие на юг из Аквилеи. Позже его заняли этруски (см. Этрусское искусство, ок. 700–90 до н.э.), а около 190 года до н.э. Равенну завоевали римляне (см. Римское искусство).
Римляне оценили её выгодное расположение как порта и оборонительного пункта. Со времён императора Августа здесь располагалась штаб-квартира римского военно-морского флота на Адриатике. В 402 году, из-за участившихся набегов варваров, западноримский император Гонорий (395–423) перенёс столицу из Рима в Равенну. Город оставался центром Западной Римской империи до её падения в 476 году, после чего стал столицей Одоакра, первого варварского правителя Италии. (См. также: Позднеримское искусство).
В 493 году Одоакра победил вождь остготов Теодорих, действовавший от имени византийского императора Зенона. Теодорих сделал Равенну столицей своего королевства.
Потеря Италии вызывала серьёзное беспокойство у восточных римских императоров как по религиозным, так и по политическим причинам. Хотя Теодорих был христианином, он принадлежал к арианской ереси, которая иначе трактовала природу Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа), что вызывало неприятие у католического населения Равенны.
В итоге император Юстиниан I (482–565) направил в Италию полководца Велизария, который в 540 году захватил Равенну. Город стал центром византийской власти в Италии до тех пор, пока в 750 году его не захватили лангобарды. О последующем возрождении искусства в средневековой Европе см.: Каролингское искусство (750–900) и Оттоновское искусство (900–1050).
Развитие искусства и архитектуры Равенны
Самые ранние культурные памятники в Равенне основали западноримский император Флавий Гонорий (384–423) и его сводная сестра Галла Плацидия. К ним относятся Мавзолей Галлы Плацидии и Неонианский баптистерий, оба отражают западные архитектурные традиции и религиозную иконографию.
Примерно 60 лет спустя Теодорих Великий построил Мавзолей Теодориха и базилику Сант-Аполлинаре-Нуово. В архитектуре базилики уже заметно растущее влияние восточно-византийского стиля на римское внутреннее убранство. Базилики Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе были заложены ещё до полного перехода Равенны под контроль Византии, хотя их строительство и освящение завершились уже после этого. Эти два сооружения считаются наиболее византийскими из всех основных памятников Равенны.
Мавзолей Галлы Плацидии
Изначально это сооружение было мартирием, а не гробницей, и лишь позднее стало местом упокоения Галлы Плацидии и её семьи. Мавзолей был соединён с ныне разрушенным притвором церкви Санта-Кроче. Это небольшое кирпичное здание без внешнего декора, построенное в форме латинского креста с центральным куполом и сводами над четырьмя рукавами.
Внутри нижняя часть стен облицована панелями из жёлтого мрамора. Вся верхняя поверхность и купол украшены римской (не византийской) мозаикой на синем фоне, усыпанной цветочными и звёздными мотивами. Декоративное убранство богато символизмом. Свет проникает через крошечные окна, застеклённые тонкими пластинами алебастра. Мавзолей Галлы Плацидии, включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, является самым ранним и наиболее хорошо сохранившимся мозаичным памятником Равенны.
Баптистерий Неона
Это сооружение, также известное как Баптистерий православных, было построено при епископе Урсусе и завершено епископом Неоном в конце V века, когда были добавлены мозаики. Восьмиугольная форма здания символична: восемь сторон олицетворяют семь дней творения и восьмой день — день Воскресения и вечной жизни.

Купол украшает сцена «Крещение Христа» Иоанном Крестителем, а окружающие мозаики изображают двенадцать апостолов. Их фигуры выполнены в пластичном стиле, заимствованном из языческого греческого искусства. Неонианский баптистерий, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, считается наиболее полным и хорошо сохранившимся образцом раннехристианского баптистерия.
Мавзолей Теодориха
Из всех сохранившихся зданий, возведённых арианским королём остготов Теодорихом (ум. в 526 году), его гробница является самой впечатляющей. Двухэтажный мавзолей покрыт единой монолитной плитой из истрийского известняка, которая весит около 300 тонн и имеет диаметр почти 11 метров. При строительстве использовалась римская техника каменной кладки «opus quadratum», от которой отказались ещё в конце I века н.э.
В центре верхнего яруса находится круглая порфировая ванна, которая, предположительно, служила саркофагом для Теодориха. С 1996 года мавзолей является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и, по мнению учёных, единственным сохранившимся образцом королевской гробницы того периода.
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово
Базилика была спроектирована и построена Теодорихом как его дворцовая арианская часовня. В 561 году, после падения остготов, её переосвятили в католическую церковь в рамках подавления арианской веры, что включало переделку некоторых мозаик.
В 856 году базилику переименовали вновь, после того как сюда перенесли мощи Святого Аполлинария из базилики в Классе, чтобы уберечь их от набегов пиратов. Несмотря на значительные перестройки, в базилике сохранилось множество древних мозаик, иллюстрирующих учение, чудеса и страсти Христовы, которые представляют большой научный интерес.
Некоторые историки полагают, что одна из мозаик содержит первое в истории искусства изображение сатаны: на ней синий ангел находится слева от Иисуса за тремя козлами (о которых упоминает евангелист Матфей в рассказе о Страшном суде). Включённая в список наследия ЮНЕСКО, базилика является одним из важнейших памятников европейского религиозного искусства раннего Средневековья, в том числе благодаря смешению мотивов восточного и западного христианства. Это проявляется, например, в изображениях Христа — бородатого (в восточной традиции) и безбородого (в римской).
Базилика Сан-Витале
Церковь Сан-Витале, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, является главным шедевром византийского искусства в Равенне. Её строительство было начато епископом Экклезием во времена правления остготской королевы Амаласунты, дочери Теодориха. Церковь освятил архиепископ Максимиан в 547 году, уже в правление византийского императора Юстиниана I.
Считается, что строительство обошлось финансировавшему его Юлиану Аргентарию в 26 000 золотых солидов. Это один из лучших образцов раннехристианского византийского искусства и архитектуры в Западной Европе и единственная крупная церковь эпохи Юстиниана, сохранившаяся почти в первозданном виде. Она особенно знаменита своими мозаиками — самым обширным и хорошо сохранившимся ансамблем за пределами Константинополя.
Восьмиугольный план Сан-Витале сочетает римские черты (купол, форма дверных проёмов, ступенчатые башни) с византийскими элементами, заимствованными из церкви Святых Сергия и Вакха в Константинополе (многоугольная апсида, резные капители, узкий кирпич-плинфа). При этом купол сделан не из кирпича, а из последовательно вставленных друг в друга керамических сосудов для облегчения конструкции.
Такой план ранее использовался для мартириев, что подтверждается посвящением церкви святому Виталию, который, по преданию, был замучен на этом самом месте во II веке.
Мозаики Сан-Витале: пресвитерий и апсида
Мозаики пресвитерия изображают библейские сцены из Ветхого Завета: «Жертвоприношение Авраама», «Моисей и Неопалимая купина», «История Авеля и Каина» и другие. На боковых стенах представлены четыре евангелиста — Матфей, Марк, Лука и Иоанн — со своими символами (ангел, лев, бык и орёл). Свод украшен изображениями растений, звёзд, животных и Агнца Божьего в короне, поддерживаемой четырьмя ангелами.
Эти мозаики, созданные до установления полного византийского контроля, выполнены под влиянием христианско-римского искусства, с его насыщенными цветами и реалистичными изображениями пейзажей.
У основания боковых стен апсиды находятся два знаменитых мозаичных панно, датируемых 547 годом. На одном из них изображён император Юстиниан I в пурпурном облачении и с золотым нимбом, в окружении архиепископа Максимиана, придворных и стражи. Присутствие священников слева от него и солдат справа указывает на его статус главы церкви и государства. Нимб уподобляет его Христу, изображённому в куполе апсиды.
На другом панно изображена императрица Феодора с золотым нимбом, в короне и драгоценностях, в сопровождении придворных дам. Её образ также наделён божественными чертами. Ни Юстиниан, ни Феодора никогда не были в Равенне. Эти мозаики выполнены в ином, более иератичном и стилизованном византийском стиле, чем мозаики пресвитерия и изображение безбородого Христа в главной апсиде. См. также: Средневековое христианское искусство (ок. 600–1200).
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Базилика была построена одновременно с Сан-Витале. Её возведение началось в 535 году по приказу епископа Урсицина и было завершено освящением архиепископом Максимианом в 549 году в честь святого Аполлинария, первого епископа Равенны и Классе.
Снаружи церковь имеет простой фасад с тройным окном. Притвор является более поздним дополнением, как и характерная круглая колокольня (870–878), которая считается одним из ранних примеров декоративного использования майолики в Италии.
Внутри базилика разделена на центральный неф и два боковых прохода. В центре нефа стоит древний алтарь, расположенный над местом предполагаемого захоронения святого Аполлинария. Неф обрамляют 24 колонны из греческого мрамора с византийскими резными капителями. Стены украшены фресками XVIII века с изображениями архиепископов Равенны.
В конце церкви находится многоугольная апсида, по бокам от которой расположены две капеллы. Апсида украшена великолепной мозаикой, иллюстрирующей «Преображение Христа». Здесь также изображены пророки Илия и Моисей и четыре епископа, строившие главные базилики Равенны: Урс, Север, Урсицин и Экклезий.
Триумфальная арка базилики также покрыта мозаикой. В верхнем регистре — Христос в окружении крылатых символов четырёх евангелистов: орёл (Иоанн), ангел (Матфей), лев (Марк) и телец (Лука). В нижнем регистре изображены двенадцать агнцев (символы апостолов), две пальмы (символы праведности), а также архангелы Михаил и Гавриил. Большая часть иконографии церкви связана с полемикой против арианской ереси.
Другие памятники Равенны
Важная коллекция раннехристианских древностей, таких как таблички, иконы, изделия из слоновой кости, керамика и саркофаги, хранится в Национальном музее Равенны, примыкающем к церкви Сан-Витале.
Сохранившиеся фрагменты позднеримских и византийских мозаик из Равенны можно увидеть и в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?