Мозаики Равенны читать ~11 мин.
Северный итальянский город Равенна, расположенный на побережье Адриатического моря, к югу от Венеции, известен как своей поздней римской архитектурой, так и шедеврами мозаичного искусства, возникшими в период, когда он был столицей Западной Римской империи (ок. 402-76), а затем имперским экзархатом Византийской империи (ок. 540-750).
Наиболее важными памятниками раннехристианского искусства являются: мавзолей Галлы Плацидии (ок. 380-450 гг.), построенный императором Гонорием; мавзолей Теодериха (ок. 520 гг.) и Базилика Сант Аполлинаре Нуово (500-514), построенные Теодорихом Великим (454-526); Базилика Сан Витале (ок.527-546), начатая королевой Амаласой (ок.527-546).), начатая королевой Амаласунтой (495-535), дочерью Теодориха; и базилика Сант Аполлинаре ин Классе (ок. 535-549), построенная греческим банкиром Юлианом Аргентариусом, который также финансировал церковь Сан Витале.
Хотя многие из сохранившихся сооружений были сильно отреставрированы, Равенна остаётся самым важным местом византийского искусства за пределами Константинополя, в частности, благодаря своему изысканному декоративному искусству, включая мозаики, рельефную скульптуру, настенные изображения, керамику, майолику, резьбу по слоновой кости, мраморные инкрустации, золотое дело, орнаментированные саркофаги и многое другое.
Мозаики
Но больше всего Равенна знаменита своими мозаиками. В V веке город стал центром позднеримского христианского искусства, а после присоединения к Византийской империи в 540 году, во второй половине VI века здесь начался ренессанс библейских византийских мозаик. К этому ренессансу относятся поздние мозаики в базилике Сан-Витале и базилике Сант-Аполлинаре-Нуово. Мозаики императора Юстиниана I и императрицы Феодоры в церкви Сан-Витале, например, были созданы сразу после византийского завоевания.
Мозаики базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе были выполнены около 549 года. Последняя серия византийских мозаик в Равенне была заказана епископом Репаратом в Сант-Аполлинаре-ин-Классе в 670-х годах. Другие важные сохранившиеся мозаики: Христос как добрый пастырь (450) (Мавзолей Галлы Плацидии); Крещение Христа (6 век) (Арианский баптистерий); Христос перед Понтием Пилатом (550) и Преображение Христа (550) (обе в Сант’Аполлинаре Нуово, Классе).
История
Искусство и архитектура Равенны во многом обусловлены культурой её обитателей. Впервые город был заселён италийскими племенами, мигрировавшими на юг из Аквилеи, около 1400 г. до н.э., позже его заняли этруски (см.: Этрусское искусство ок. 700-90 гг. до н.э.), а затем завоевали римляне около 190 г. до н.э. благодаря своему превосходному потенциалу в качестве порта и всесторонней обороноспособности. (См.: Римское искусство) Действительно, с эпохи императора Августа он стал штаб-квартирой римского военно-морского флота в Адриатике.
После усиления активности варваров в IV веке н.э. западноримский император Онорий (395-423 гг.) был вынужден в 402 году перенести свой двор из Рима в Равенну. Город оставался столицей Западной Римской империи до её распада в 476 году, когда он стал столицей Одоацера, первого варварского правителя Северной Италии. (См. также: Позднеримское искусство) В 493 году Одоакер был побеждён остготским вождём Теодорихом, действовавшим от имени византийского императора Зенона, который основал Равенну в качестве штаб-квартиры остготского королевства.
Восточные римские императоры отнеслись к потере Италии с некоторой озабоченностью, как с религиозной, так и с политической точки зрения. Хотя Теодорих был христианином, он принадлежал к еретической секте арианства (которая придерживалась иерархического взгляда на Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа), что вызывало резкое неприятие со стороны католического населения Равенны.
В конце концов, византийский полководец Белисарий был послан в Италию императором Юстинианом I (482-565) и в 540 году захватил Равенну, которая стала центром византийских дел в Италии, пока её не захватили лангобарды в 750 году. О последующем возрождении средневековой Европы см: Каролингское искусство (750-900) и Оттоновское искусство (900-1050).
Развитие искусства и архитектуры Равенны
Западный римский император Флавий Гонорий (384-423) вместе со своей сводной сестрой Галлой Плацидией основал самые ранние культурные памятники в Равенне. К ним относятся Мавзолей Галлы Плацидии и Неонийский баптистерий, оба из которых отражали западный дизайн и религиозную иконографию.
Мавзолей Теодериха и базилика Сант-Аполлинаре Нуово были построены Теодорихом Великим, примерно 60 лет спустя, и базилика, по крайней мере, отражает растущее влияние восточного византийского стиля на римское внутреннее убранство. Базилика Сан-Витале и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе были построены в основном до того, как Равенна полностью перешла под контроль Византийской империи, хотя завершение строительства и посвящение и освящение состоялось только после этого. Эти два сооружения являются наиболее византийскими из всех основных памятников Равенны.
Мавзолей Галлы Плацидии
Изначально мартирий, а не гробница, этот мавзолей лишь позднее стал использоваться как место упокоения Галлы Плацидии и её семьи. (Первоначально мавзолей был соединён с ныне разрушенным притвором Санта-Кроче, церкви императорского дворца, и представляет собой небольшое неорнаментированное кирпичное здание, построенное по плану латинского креста, с центральным куполом и бочкообразными сводами над четырьмя трансептами.
Внутри нижние части стен украшены дощечками из жёлтого мрамора, а вся верхняя поверхность и купол украшены римской (не византийской) мозаикой на голубом фоне, усыпанной цветочными и звёздными мотивами. Большая часть декоративного искусства богата символизмом. Свет проникает через крошечные окна, застеклённые тонким алебастром. Мавзолей Галлы Плацидии, включённый в список Всемирного наследия, является самым ранним и лучше всего сохранившимся из всех мозаичных памятников Равенны.
Баптистерий Неона
Также известный как Баптистерий православных, чтобы отличить его от более позднего арианского баптистерия Теодориха, он был первоначально построен во время правления епископа Урсуса и завершён епископом Неоном в конце 5 века, когда были добавлены мозаики. Это восьмиугольное куполообразное здание с башней – восемь его сторон символизируют семь дней недели плюс восьмая, которая представляет День воскресения и вечной жизни – интерьер которого обильно украшен мозаиками.
На куполе изображено Крещение Христа Иоанном Крестителем, а окружающие мозаики изображают двенадцать апостолов в плавном стиле, заимствованном из языческого греческого искусства. Входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Неоновый баптистерий рассматривается археологами и историками как наиболее полный из сохранившихся образцов раннехристианского баптистерия.
Мавзолей Теодерика
Из всех сохранившихся зданий, возведённых арианским остготским королём Теодорихом (умер в 526 году), самым впечатляющим является его гробница. Двухэтажная, она покрыта одной куполообразной плитой из истрийского известняка весом 300 тонн и диаметром около 11 метров, а её архитектор использовал римскую технику каменного строительства «opus quadratum», от которой отказались в конце I века н.э.
В центре мавзолея, в центре мавзолея, располагается мавзолей. В центре пола мавзолея находится круглый саркофаг из порфирового камня, в котором предположительно похоронен Теодерик. С 1996 года он является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и, по мнению учёных, единственным сохранившимся экземпляром царской гробницы этого периода.
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово
Спроектированная и построенная Теодорихом как его арианская дворцовая часовня, как указано в Liber Pontificalis, базилика была переосвящена как католическая церковь в 561 году, как часть подавления всех ссылок на арианскую веру Теодориха, включая переработку её мозаик.
В 856 году она была переименована ещё раз, когда мощи Святого Аполлинария были перенесены из базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, чтобы уберечь их от пиратов-мародёров. Несмотря на значительную реконструкцию и модернизацию, базилика содержит множество древних мозаик, иллюстрирующих учение, чудеса и страсти Христовы, которые представляют большой научный интерес.
Некоторые историки, например, считают, что одна из мозаик содержит первое в истории искусства изображение сатаны. На мозаике синий ангел изображён слева от Иисуса за тремя козлами (о которых упоминает святой Матфей в своём рассказе о Судном дне). Базилика Сант-Аполлинаре Нуово, внесённая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, является одним из важнейших объектов европейского религиозного искусства эпохи раннего Средневековья, не в последнюю очередь благодаря смешению мотивов восточного и западного христианства – как показывают бородатые (восточные православные) и безбородые (римские) изображения Христа.
Базилика Сан-Витале
Церковь Сан-Витале, внесённая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, является главным шедевром византийского искусства в Равенне. Инициированная епископом Экклезиусом во времена остготской королевы Амаласунты, дочери Теодориха, она была посвящена архиепископом Максимианом в 547 году во время правления Юстиниана I.
Считается, что она обошлась её создателю Юлиану Аргентарию в 26 000 золотых монет. Это один из лучших образцов раннего христианского византийского искусства и архитектуры в Западной Европе, и единственная крупная церковь эпохи Юстиниана, сохранившаяся до наших дней практически в первозданном виде. Она особенно знаменита своим мозаичным искусством, наиболее обширным и лучше всего сохранившимся за пределами Константинополя. Например, знаменитые мозаики в пресбитерии, напоминающие аналогичные украшения в византийской столице, изображают фигуры Ветхого и Нового Завета, а также византийских императоров, епископов и архиепископов VI века.
Основанный на восьмиугольном плане, архитектурный дизайн Сан-Витале сочетает в себе римские черты (купол, форма дверных проёмов, ступенчатые башни) с византийскими элементами из церкви Сергия и Вакха в Константинополе, такими как многоугольная апсида, сложные резные капители и узкие кирпичи. Однако купол сделан не из кирпича, а из ряда цепочек плотно пригнанных друг к другу терракотовых кувшинов.
В целом, дизайн является одним из тех, которые ранее использовались для мартирия, что подтверждается мозаикой апсиды и посвящением церкви Сан-Витале, который, как сообщается, был замучен на месте расположения церкви во II веке.
Мозаики Сан Витале: пресвитерий и апсида
На них – библейские произведения из Ветхого Завета, такие как: Авраам и жертвоприношение Исаака; история Моисея и горящего куста, Иеремия и Исайя, история Авеля и Каина и другие. На боковых стенах находятся мозаики с изображением четырёх евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна – под соответствующими символами (ангел, лев, бык и орёл).
Крестообразный свод над пресвитером украшен мозаичными изображениями листвы, фруктов и цветов, звёзд, птиц и животных, а также короны, поддерживаемой четырьмя ангелами, окружающими Агнца Божьего. Эти мозаичные украшения, все богатые символами и выполненные до византийского контроля, были созданы под влиянием христианского римского искусства, с использованием насыщенных цветов и реалистичных изображений пейзажей и природы. Также видны следы христианского искусства в кельтском стиле.
У подножия боковых стен апсиды находятся два известных мозаичных панно, выполненных в 547 году. На одной мозаике изображён император Восточной Римской империи Юстиниан I, облачённый в пурпур и носящий золотой нимб, в окружении архиепископа Максимиана, различных придворных чиновников и стражников.
Присутствие священников слева от него и солдат справа указывает на его положение лидера как церкви, так и государства, а его нимб придаёт ему тот же аспект, что и Христу в куполе апсиды. На другом мозаичном панно изображена торжественная императрица Феодора (как своего рода богиня), с золотым нимбом, короной и драгоценностями, в сопровождении нескольких придворных дам. Ни Юстиниан, ни Феодора никогда не ступали в Равенну, и их мозаики выполнены в совершенно ином стиле, чем в пресвитерии: они более византийские, более иератические и вообще более восточные, чем безбородый Христос главной апсиды. См. также: Средневековое христианское искусство (ок. 600-1200 гг.).
Базилика Сант Аполлинаре ин Классе
Построенная одновременно с Сан Витале, базилика Сант Аполлинаре ин Классе была начата в 535 году по приказу епископа Урсицинуса и окончательно посвящена архиепископом Максимианом в 549 году святому Аполлинарию, первому епископу Равенны и Классе.
Снаружи церковь имеет большой фасад с двумя пирамидами и одним муллионным окном с тремя проёмами. Притвор является более поздним дополнением, как и характерная круглая колокольня (870-878 гг.), которая представляет собой самый ранний в Италии пример декоративного использования майолики.
Базилика имеет неф и два прохода. В центре нефа стоит древний алтарь, расположенный прямо над исповедальней – местом мученической смерти святого Аполлинария. В нефе также находятся 24 колонны из греческого мрамора, увенчанные великолепными резными капителями.
Несколько фресок 18 века изображают некоторых архиепископов города. В конце церкви находится многоугольная апсида, фланкированная двумя часовнями, с прекрасной мозаикой, иллюстрирующей Преображение Христа. Также изображены Илия и Моисей, а также четыре епископа, построившие главные базилики в Равенне: Урсус, Северус, Урсицинус и Экклезиус.
Верхняя и нижняя части триумфальной арки базилики украшены мозаикой: в верхнем регистре изображён Христос, окружённый крылатыми символами четырёх евангелистов: орлом Святого Иоанна, ангелом Святого Матфея, львом Святого Марка и тельцом-лисой Святого Луки. В нижнем регистре изображены двенадцать агнцев (символы двенадцати апостолов Христа), две пальмы, символизирующие справедливость, и архангелы Михаил и Гавриил.
Большая часть мозаичной иконографии церкви связана с борьбой против католической ереси арианства.
Другие памятники Равенны
Примечание: Национальный музей древностей Равенны, примыкающий к церкви Сан-Витале, владеет важной коллекцией раннехристианских древностей, таких как дощечки, иконы, слоновая кость, керамика, другие скульптуры и саркофаги.
Сохранившиеся фрагменты позднеримских и византийских мозаик можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?