Величайшие картины эпохи Возрождения читать ~16 мин.
Становление искусства Ренессанса было бы невозможно без наследия предшествующих направлений, их художников и скульпторов. Например, искусство Проторенессанса находилось под сильным влиянием готики XIII века, особенно готической скульптуры. Последняя оказала большое воздействие на Джотто (1267–1337) и его революционные фрески капеллы Скровеньи. См: «Предательство Христа (Поцелуй Иуды)» (1305) и «Оплакивание Христа» (1305).
Поздняя интернациональная готика — стиль, связанный с королевскими дворами европейских монархов, — также сыграла важную роль. Значительным было и влияние консервативной итальянской сиенской школы живописи во главе с Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319), создателем «Строгановской Мадонны с младенцем» и алтарного образа «Маэста». Папское покровительство и поддержка со стороны таких династий, как семья Медичи во Флоренции, стали ещё одним важным фактором, обеспечившим рост и успех живописи Предренессанса в XIV веке.
Живопись Раннего итальянского Возрождения (ок. 1400–1490)
Эстетика Раннего Возрождения в значительной степени опиралась на гуманизм, утверждавший благородство и достоинство человека. В её изображениях широко использовалась индивидуализированная фигура, а не стереотипные или символические образы. В религиозных картинах художники проявляли больший реализм в изображении человеческих лиц и тел. Кроме того, они лучше организовывали пространство картины и освоили использование линейной перспективы. Живопись Раннего Возрождения отошла от иератических канонов византийского искусства в пользу более реалистичного и гуманистического подхода, хотя и оставалась в рамках христианского искусства XV века. Подробнее см: Флорентийское Возрождение (1400–1490).
Величайшие картины Раннего Возрождения
Перед вами подборка самых влиятельных картин итальянского Возрождения (ок. 1400–1530). Масляная живопись постепенно вытесняла темперу, хотя последняя, наряду с фресковой росписью, всё ещё была популярна. См. также Анализ знаменитых картин.
Термины в живописи
См: Диптих (двухпанельная картина); Триптих (трехпанельная картина); Полиптих (многопанельная картина).
Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427)
«Поклонение волхвов (алтарь Строцци)» (1423) темпера, Уффици, Флоренция
«Кваратезийский полиптих» (1425) темпера на дереве, различные музеи
Пизанелло (Антонио Пизано) (1394–1455)
«Портрет принцессы из дома д’Эсте» (1436–1438) темпера на дереве, Лувр, Париж
Паоло Уччелло (1397–1475)
«Битва при Сан-Романо» (ок. 1456) Национальная галерея, Лондон; Уффици, Флоренция; Лувр, Париж
«Охота в лесу» (1470) масло на холсте, Музей Ашмола, Оксфорд
Фра Анджелико (ок. 1400–1455)
«Алтарь Линайоли» (1433) темпера на панели, Музей Сан-Марко, Флоренция
«Мадонна с младенцем в окружении святых» (1436) темпера на дереве, Кортона
«Noli Me Tangere» (1441) фреска, Музей Сан-Марко, Флоренция
«Благовещение» (ок. 1450) фреска, Музей Сан-Марко, Флоренция
Томмазо Мазаччо (1401–1428)
Фрески капеллы Бранкаччи (1424–1428) Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция
«Изгнание из рая» (1425–1426) фреска, Капелла Бранкаччи
«Мадонна с младенцем и ангелами» (1426) яичная темпера на дереве, Национальная галерея, Лондон
«Чудо со статиром» (1427–1428) фреска, Капелла Бранкаччи, Флоренция
«Троица» (1428) фреска, Санта-Мария-Новелла, Флоренция
Фра Филиппо Липпи (1406–1469)
«Мадонна с младенцем и святыми Августином и Фредианом» (1437) темпера, Лувр, Париж
«Коронование Богоматери» (1441–1445) темпера на дереве, Уффици, Флоренция
«Благовещение с двумя донаторами» (1445) масло, Национальная галерея старинного искусства, Рим
«Сцены из жизни Иоанна Крестителя» (1457) Собор Святого Стефана, Прато
Доменико Венециано (1410–1461)
«Алтарный образ Святой Лючии» (ок. 1445–1447) темпера на дереве, Галерея Уффици, Флоренция
Пьеро делла Франческа (1420–1492)
«Крещение Христа» (1448–1450) темпера на дереве, Национальная галерея, Лондон
«Бичевание Христа» (1460) масло и темпера, Национальная галерея Марке, Урбино
«Портреты Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца» (1465–1466) Уффици, Флоренция
«Воскресение Христа» (1463) фреска, Городская пинакотека, Сансеполькро
«Алтарь Монтефельтро (Мадонна с Младенцем и святыми)» (1472–1474) масло на панели, Пинакотека Брера, Милан
Винченцо Фоппа (ок. 1428 – ок. 1516)
«Мадонна с книгой» (1464–1468) темпера, Кастелло Сфорцеско, Милан
Джентиле Беллини (1429–1507)
«Процессия на площади Святого Марка» (1496) темпера, Галерея Академии, Венеция.
«Святой Марк, проповедующий в Александрии» (1505) масло на холсте, Пинакотека Брера, Милан
Антонелло да Мессина (1430–1479)
«Христос, увенчанный тернием» (1470) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Мужской портрет» (1475) масло на тополе, Национальная галерея, Лондон
«Кондотьер» (1475) масло на дереве, Лувр, Париж
«Святой Себастьян» (1478) масло на холсте, Галерея старых мастеров, Дрезден
Андреа Мантенья (1430–1506)
Фрески в Камере дельи Спози (ок. 1474) Палаццо Дукале, Мантуя
«Оплакивание мёртвого Христа» (ок. 1470–1480) темпера, Пинакотека Брера, Милан
Джованни Беллини (1430–1516) — основоположник венецианской живописи
«Экстаз Святого Франциска» (1480) масло и темпера на тополе, Коллекция Фрика, Нью-Йорк
«Алтарь Святого Иова» (1480) масло и темпера на панели, Галерея Академии, Венеция
«Алтарь Фрари» (1488) масло на дереве, Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция
«Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501) Национальная галерея, Лондон
«Алтарь Сан-Дзаккария» (1505) масло на панели, церковь Сан-Дзаккария, Венеция
Алессандро Боттичелли (1445–1510)
«Мужской портрет» (1474–1475) темпера, Уффици, Флоренция
«Весна» (1478) темпера на панели, Уффици, Флоренция
«Наказание Корея, Дафана и Авирона» (1481–1482) фреска, Сикстинская капелла, Ватикан
«Рождение Венеры» (1482–1486) темпера на холсте, Уффици, Флоренция
«Святой Августин в келье» (1490–1494) темпера на панели, Уффици, Флоренция
См. также: Искусство эпохи Возрождения во Флоренции.
Доменико Гирландайо (1449–1494)
«Старик с внуком» (1490) масло на панели, Лувр, Париж
«Поклонение пастухов» (1485) масло на панели, церковь Санта-Тринита, Флоренция
Пьетро Перуджино (1450–1523)
«Христос передаёт ключи апостолу Петру» (1481–1482) фреска, Сикстинская капелла, Ватикан
«Пьета» (1494–1495) темпера, Уффици, Флоренция
Итальянская живопись Высокого Возрождения (ок. 1490–1530)
Высокое Возрождение стало зенитом эстетики Ренессанса и вершиной её художественного воплощения. Художники усовершенствовали изображение реального мира, освоив такие иллюзионистические приёмы, как линейная перспектива и ракурс. Они также разработали новые техники, например кьяроскуро (светотень) и сфумато (смягчение очертаний). Реализм сочетался с классической красотой, основанной на греческих представлениях об идеальных пропорциях человеческого тела. Масляная живопись стала доминирующей техникой, а её богатый тональный диапазон позволял художникам изображать расстояние с помощью градации тонов — приём, известный как воздушная перспектива.
Величайшие картины Высокого Возрождения
Это наша подборка лучших образцов итальянской живописи Высокого Возрождения. Они представляют собой вершину искусства «colorito» (колорита) этого периода. Список лучших образцов рисунка — того, что художники XV века называли «disegno» (рисунок, замысел), — см: Лучшие рисунки эпохи Возрождения. В целом, искусство Высокого Возрождения стало важным элементом в развитии и преподавании изобразительного искусства на всём континенте.
Леонардо да Винчи (1452–1519)
«Мадонна в гроте» (1483) масло на дереве, Лувр, Париж
«Дама с горностаем» (ок. 1490) масло на дереве, Музей Чарторыйских, Краков
«Тайная вечеря» (1495–1498) фреска, монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан
«Мона Лиза» (1503) масло на дереве, Лувр, Париж
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1506–1513) масло на дереве, Лувр, Париж
Филиппино Липпи (1457–1504)
«Мадонна с младенцем и святыми (Мадонна Отто)» (1485) темпера, Уффици, Флоренция
«Поклонение волхвов» (1496) темпера на панели, Уффици, Флоренция
«Цикл фресок в капелле Строцци» (1487–1502) Санта-Мария-Новелла, Флоренция
«Цикл фресок в капелле Караффа» (1489–1492) Санта-Мария-сопра-Минерва, Рим
Пьеро ди Козимо (1461–1521)
«Портрет Симонетты Веспуччи» (1482) темпера, Музей Конде, Шантийи
Микеланджело (1475–1564)
«Святое семейство (Тондо Дони)» (1504–1506) темпера на дереве, Уффици, Флоренция
Фрески Сикстинской капеллы, включая роспись потолка со сценами из Книги Бытия (1508–1512), в том числе «Сотворение Адама», и фреску «Страшный суд» на алтарной стене (1535–1541).
Джорджоне (1477–1510)
«Гроза» (ок. 1506–1508) масло на холсте, Галерея Академии, Венеция
«Портрет старой женщины» (ок. 1508) масло на холсте, Галерея Академии, Венеция
«Спящая Венера» (1510) масло на холсте, Галерея старых мастеров, Дрезден
См. также: Искусство Ренессанса в Венеции.
Тициан (ок. 1488–1576)
«Мужской портрет» (1512) масло на холсте, Национальная галерея, Лондон
«Вознесение Девы Марии» (Ассунта) (1516–1518) Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция
«Вакх и Ариадна» (1522) Национальная галерея, Лондон
«Вакханалия андрийцев» (1523–1525) Прадо, Мадрид.
«Венера Урбинская» (1538) масло на холсте, Уффици, Флоренция
«Папа Павел III с внуками» (1546) Музей Каподимонте, Неаполь
«Венера и Адонис» (1553) масло на холсте, Музей Прадо, Мадрид
«Похищение Европы» (1559–1562) масло, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон
См. также: Венецианская портретная живопись (ок. 1400–1600).
Рафаэль (1483–1520)
«Афинская школа» (1510–1511) фреска, Станцы Рафаэля в Ватикане
«Сикстинская Мадонна» (1513) масло на холсте, Галерея старых мастеров, Дрезден
«Мадонна в кресле» (1514) масло на дереве, Палатинская галерея, Флоренция
«Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1514–1515) масло на холсте, Лувр, Париж
«Преображение» (1518–1520) масло на панели, Музеи Ватикана, Рим
«Портрет папы Льва X с кардиналами» (1518) масло на дереве, дворец Питти, Флоренция
См. также: Искусство Ренессанса в Риме.
Андреа дель Сарто (1486–1530)
«Мадонна с гарпиями» (1517) масло на дереве, Галерея Уффици, Флоренция
«Тайная вечеря» (1527) фреска, Музей трапезной Андреа дель Сарто, Флоренция
Антонио да Корреджо (1489–1534)
«Видение Святого Иоанна Евангелиста на Патмосе» (1522) фреска, церковь Сан-Джованни-Евангелиста, Парма
«Вознесение Девы Марии» (1524–1530) фреска в куполе Пармского собора
«Поклонение пастухов (Святая ночь)» (1528) Галерея старых мастеров, Дрезден
«Юпитер и Ио» (1531–1532) масло на холсте, Музей истории искусств, Вена
Французская живопись эпохи Возрождения (ок. 1400–1550)
Живопись во Франции сохраняла тесную связь с придворными традициями интернациональной готики. Жан Фуке был выдающимся художником, испытавшим влияние Мазаччо, а также фламандских живописцев и братьев Лимбургов. Он сыграл особую роль во внедрении прогрессивных идей итальянского Возрождения во Франции.
Братья Лимбурги – Поль, Жан, Эрман (ок. 1387–1416)
«Великолепный часослов герцога Беррийского» (1416) Музей Конде, Шантийи.
Жан Фуке (1420–1481)
«Меленский диптих» (1455) масло на панели, Королевский музей изящных искусств, Антверпен
«Портрет Карла VII» (1445–1450) масло на панели, Лувр, Париж
Нидерландская живопись эпохи Возрождения (1430–1580)
В Нидерландах был влажный климат, совершенно не подходящий для фресковой живописи, — одна из причин, по которой масло стало столь популярным. Этот регион Северного Возрождения славился микроскопической точностью своих картин, особенно в области портретной живописи (например, у Яна ван Эйка). Детали фона также были специализацией, примером чему служат работы Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего.
Величайшие картины нидерландского и фламандского Возрождения
Здесь представлены некоторые из наиболее влиятельных картин нидерландского Возрождения XV и XVI веков. Северные композиции, как правило, включали больше светских сюжетов, чем итальянские, хотя алтарное искусство оставалось популярным. Доминирующим методом живописи было масло на панели: холст был относительно редким до конца периода. Подробнее см: Фламандская живопись (1400–1800) и Фламандские художники (1400–1750).
Робер Кампен (Мастер из Флемаля) (1378–1444)
«Триптих Сейлерн (Положение во гроб)» (1410) Институт искусства Курто, Лондон.
«Алтарь Мероде» (ок. 1427) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Благовещение» (1430–1440) масло на панели, Музей Прадо, Мадрид
«Диптих Верля» (1438) масло на панели, Музей Прадо, Испания
«Портрет Робера де Масмина» (без даты) масло, Картинная галерея, Берлин
Ян ван Эйк (1390–1441)
«Гентский алтарь» (1432) масло на дереве, Собор Святого Бавона, Бельгия
«Человек в красном тюрбане» (1433) масло на панели, Национальная галерея, Лондон
«Портрет четы Арнольфини» (1434) масло на дереве, Национальная галерея, Лондон
«Мадонна канцлера Ролена» (1435) масло на дереве, Лувр, Париж
Рогир ван дер Вейден (1400–1464)
«Снятие с креста» (1435–1440) масло, Музей Прадо, Мадрид
«Алтарь семи таинств» (1445) Королевский музей изящных искусств, Антверпен
«Оплакивание Христа» (1450) масло на панели, Галерея Уффици, Флоренция
Петрус Кристус (ок. 1410–1475)
«Портрет молодой девушки» (1470) Картинная галерея, Берлин.
Дирк Баутс (1415–1475)
«Алтарь Святого Причастия (Тайная вечеря)» (1464–1467) масло на дереве, церковь Святого Петра, Лёвен, Бельгия
«Мученичество святого Эразма» (1468) масло на панели, церковь Святого Петра, Лёвен
Ханс Мемлинг (ок. 1433–1494)
«Страсти Христовы» (1470) масло на дереве, Галерея Сабауда, Турин
«Портрет старухи» (1470) масло на панели, Музей изящных искусств, Хьюстон
«Триптих ‘Страшный суд’» (1471) масло на панели, Национальный музей, Гданьск
«Триптих Донна» (1480) масло на дубе, Национальная галерея, Лондон
«Мужской портрет» (1490) масло на дереве, Уффици, Флоренция
Гуго ван дер Гус (1440–1482)
«Алтарь Портинари» (1475) масло на дереве, Уффици, Флоренция
Иероним Босх (1450–1516)
«Сад земных наслаждений» (1504) масло на дереве, Музей Прадо, Мадрид
«Страшный суд» (1505–1510) масло на дереве, Академия изобразительных искусств, Вена
«Искушение святого Антония» (1510) масло на дереве, Музей Прадо, Мадрид
«Се человек» (1515–1516) масло на панели, Музей изящных искусств, Гент
Иоахим Патинир (1485–1524)
«Отдых на пути в Египет» (1515) Королевский музей изящных искусств, Антверпен; и Музей Прадо, Мадрид
«Переправа через Стикс» (1522) масло на панели, Прадо, Мадрид
Ян ван Скорел (1495–1562)
«Всемирный потоп» (1530) масло на панели, Музей Прадо, Мадрид
Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569)
«Падение мятежных ангелов» (1562) масло, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
«Безумная Грета» (1562) масло на панели, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен
«Вавилонская башня» (1563) масло на дереве, Музей истории искусств, Вена
«Охотники на снегу» (1565) масло на панели, Музей истории искусств, Вена
«Избиение младенцев» (ок. 1565–1567) масло на дубе, Музей истории искусств, Вена
«Перепись в Вифлееме» (1566) темпера, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
«Крестьянская свадьба» (1568) масло на дубе, Музей истории искусств, Вена
«Притча о слепых» (1568) темпера, Музей Каподимонте, Неаполь
«Нидерландские пословицы» (1559) масло на дубе, Берлинская картинная галерея
Картины немецкого Возрождения (ок. 1430–1580)
Если итальянское искусство XV века основывалось на гуманизме и идеализированном стиле Древней Греции, а нидерландское — на мастерстве работы с маслом, то живопись немецкого Возрождения была более изолирована. Она находилась под влиянием эмоционального характера своей истории и культуры. Эта эмоциональность породила шедевры позднеготической скульптуры, резьбы по дереву и такие живописные чудеса, как «Изенгеймский алтарь» Маттиаса Грюневальда.
Романтические пейзажи Дунайской школы стали ещё одной иллюстрацией этой задумчивой чувствительности. В то же время немецкая страсть к порядку и материализму очевидна в прекрасных портретах Кранаха, Гольбейна и Дюрера.
Величайшие картины немецкого Возрождения
Перед вами подборка самых значительных картин, написанных в Германии в XV и XVI веках.
Стефан Лохнер (1400–1451)
«Страшный суд» (ок. 1440) масло на дереве, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
Михаэль Пахер (1434–1498)
«Алтарь Святого Вольфганга» (1471–1481) церковь в Санкт-Вольфганг-им-Зальцкаммергут
«Алтарь отцов церкви» (1484) масло на дереве, Старая пинакотека, Мюнхен
Мартин Шонгауэр (1440–1491)
«Святое семейство» (1470) масло на дереве, Старая пинакотека, Мюнхен
Альбрехт Дюрер (1471–1528)
«Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500) масло на дереве, Старая пинакотека, Мюнхен
«Молодой заяц» (1502) акварель, Альбертина, Вена
«Большой кусок дёрна» (1503) акварель, Альбертина, Вена
«Адам и Ева» (1507) масло на дереве, Музей Прадо, Мадрид
«Четыре апостола» (диптих) (1526) масло на дереве, Старая пинакотека, Мюнхен
Лукас Кранах Старший (1472–1553)
«Адам и Ева» (1528) масло на панели, Уффици, Флоренция
«Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины фон Бора» (диптих) (1529) масло на дереве, Уффици, Флоренция
Маттиас Грюневальд (ок. 1475–1528)
«Изенгеймский алтарь» (1512–1515) масло на панели, Музей Унтерлинден, Кольмар
Альбрехт Альтдорфер (1480–1538)
«Битва Александра при Иссе» (1529) масло на дереве, Старая пинакотека, Мюнхен
Ганс Бальдунг (1484–1545)
«Алтарь с коронованием Богоматери» (1512–1516) масло, Фрайбургский мюнстер, Фрайбург-им-Брайсгау
«Смерть и дева» (1520) масло на панели, Художественный музей, Базель
«Три возраста женщины и Смерть» (ок. 1540) масло на панели, Прадо, Мадрид
Ганс Гольбейн Младший (1497–1543)
«Дама с белкой и скворцом» (1526–1528) масло, Национальная галерея, Лондон
«Портрет купца Георга Гизе» (1532) масло на панели, Берлинская картинная галерея
«Послы» (1533) масло на дубе, Национальная галерея, Лондон
«Портрет Генриха VIII» (1540) масло на дереве, Национальная галерея старинного искусства, Рим
Живопись маньеризма (ок. 1530–1600)
Маньеризм стал связующим звеном между идеализированным стилем Ренессанса и религиозной театральностью барокко. Стремясь вырваться из рамок классической эстетики, живопись маньеризма была заметно более искусственной и менее натуралистичной. Для неё характерны удлинённые человеческие формы, напряжённые позы, неестественные пропорции, необычное освещение или перспектива, а также нарочитые цветовые сочетания.
Величайшие картины маньеристов
Вот наш выбор самых влиятельных картин маньеристов XVI века.
Якопо Понтормо (1494–1556)
«Козимо Медичи Старший» (1518–1519) масло на панели, Уффици, Флоренция
«Снятие с креста» (1528) масло на дереве, церковь Санта-Феличита, Флоренция
«Встреча Марии и Елизаветы» (1529) масло на дереве, церковь Сан-Микеле, Карминьяно
Тинторетто (Якопо Робусти) (1518–1594)
«Адам и Ева» (1550) масло на холсте, Галерея Академии, Венеция
«Распятие» (1565) масло на холсте, Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция
«Рождество» (1579–1581) масло на холсте, Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция
«Рай» (ок. 1590) масло на холсте, Палаццо Дукале, Венеция
«Тайная вечеря» (1592–1594) масло на холсте, Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция
Пармиджанино (1503–1540)
«Мадонна с длинной шеей» (1535) масло на панели, Уффици, Флоренция
Аньоло Бронзино (1503–1572)
«Оплакивание Христа» (1530) масло на панели, Уффици, Флоренция
«Портрет Лукреции Панчатики» (1540) масло на панели, Уффици, Флоренция
Джорджо Вазари (1511–1574)
«Свадьба Эсфири и Артаксеркса» (1548) масло, Государственный музей, Ареццо
Якопо Бассано (1515–1592)
«Тайная вечеря» (1547) масло на холсте, Галерея Боргезе, Рим
«Усекновение главы Иоанна Крестителя» (ок. 1550) масло на холсте, Государственный музей искусств, Копенгаген
«Пейзаж с сеятелем» (1570) масло на холсте, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593)
«Лето» (1573) масло на дереве, Лувр, Париж
«Император Рудольф II в образе Вертумна» (1591) масло на дереве, замок Скоклостер, Швеция
Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) (1528–1588)
«Брак в Кане Галилейской» (1563) масло на холсте, Лувр, Париж
«Голгофа» (1570–1580) масло на холсте, Лувр, Париж
«Пир в доме Левия» (1573) масло на холсте, Галерея Академии, Венеция
Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) (1541–1614)
«Троица» (1577–1579) масло на холсте, Музей Прадо, Мадрид
«Погребение графа Оргаса» (1586–1588) церковь Санто-Томе, Толедо
«Снятие одежд с Христа (Эсполио)» (1577–1579) Кафедральный собор, Толедо
«Христос, изгоняющий торговцев из храма» (1600) Национальная галерея, Лондон
«Снятие пятой печати» (1608) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Бартоломеус Спрангер (1546–1611)
«Гермафродит и нимфа Салмакида» (1582) масло на холсте, Музей истории искусств, Вена
«Минерва, побеждающая Невежество» (1591) масло на холсте, Музей истории искусств, Вена
Адам Эльсхаймер (1578–1610)
«Бегство в Египет» (1609) масло на дереве, Старая пинакотека, Мюнхен.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?