Романская живопись читать ~17 мин.
В истории христианского искусства термин «романский» является довольно расплывчатым и в основном архитектурным термином, который был распространён на другие дисциплины изобразительного искусства, такие как живопись и скульптура. Если романская архитектура отличается новой масштабностью, а романская скульптура – бо́льшим реализмом, то романская живопись (1000-1200 гг.) характеризуется новой формальностью стиля, в значительной степени лишённого натурализма и гуманизма, присущих как её классическим предшественникам, так и её готическим преемникам. (Проще говоря: перед готической изысканностью приходит романская суровость). Преобладают линейные конструкции, создающие величественное спокойствие или, наоборот, взволнованную экспрессивность. Декоративный характер романских витражей, иллюминированных рукописей, алтарного искусства и других изображений можно рассматривать как своего рода мост между восточным византийским искусством – с его символической, формализованной иконописью – и западным готическим искусством, с его придворным вариантом конца XIV века, известным как интернациональная готика.
В целом, романское искусство отражало рост политической и экономической стабильности в Европе. Со стабильностью росли доходы от налогов и десятин для церкви, поэтому у неё было больше денег, чтобы тратить их на новые церкви – полные витражей, каменных статуй святых, фресок, иллюминированных рукописей и тому подобного – которые, в свою очередь, привлекали большие прихожане и большие коллекции. В то же время новые религиозные ордена (цистерцианцы, бенедиктинцы и другие) открывали новые монастыри (например, Клюни в центральной Франции или Сен-Дени под Парижем), которым требовались различные формы религиозного искусства, включая вдохновляющую настенную живопись в монастырях и трапезных, а также более иллюстрированные библии и другие виды богослужебных книг. Действительно, некоторые искусствоведы рассматривают романское искусство как отражение растущей монашеской набожности. В любом случае, новое романское движение стало огромным толчком для средневековых художников, по всей Западной Европе.
Хронология
Школа средневековой живописи, известная по общему мнению как романская – термин, который все историки признают ещё менее точным и менее ясным, чем термин готика – начинается в первые годы одиннадцатого века и заканчивается в тринадцатом, с рождением готического мира. Однако его точную хронологию трудно установить, поскольку его развитие происходило разными путями и в разное время в Италии, Германии, Франции и Испании.
После периода, известного как предроманский, который состоит из искусства Каролингов (ок. 750-900) и более поздней фазы искусства Оттонов (ок. 900-1050) – хотя последнее часто задерживалось до середины XI века на территориях, принадлежавших империи – романская живопись создала свои собственные индивидуальные стили.
В середине XI века греческие художники, приглашённые будущим папой Виктором III, украсили ряд церквей и святилищ на юге Италии. Возможно, в этом и кроется секрет зарождения романского искусства, но если это так, то как объяснить каталонские росписи в Эль-Брулле (1062), Дюрро, Бохи и росписи мастера Осорморта, которые, вероятно, относятся к той же дате; а во Франции – росписи в Берзе-ла-Вилле и Сен-Шефе; и даже в Ютландии – фрески в церкви Скибета.
Совместное изучение стиля и иконографии должно позволить нам достаточно точно датировать настенные росписи. К сожалению, разрушение большого количества росписей, которое не позволяет нам получить полное представление, делает все это неопределённым, и мы знаем, что иконографическое исследование само по себе может быть совершенно неверным, многие темы были возобновлены или оставлены романскими художниками.
Столкнувшись со сложными перекрёстными течениями влияний и одновременным созреванием стилей в местах, разбросанных по всей Европе, мы будем следовать обычному методу изучения развития романского искусства в соответствии с географическим делением современного Запада.
Техника романской живописи
Различные техники фресковой живописи: фреска, дистемпер, восковая живопись и фреска al secco. Для фрески каменщик подготавливает определённый участок свежего, гладкого раствора или штукатурки, на котором художник работает непосредственно, слегка смоченной кистью, наполненной грунтовой краской. Красящие пигменты проникают в раствор во время его высыхания. Эта техника требует от художника большого мастерства, так как он не может просмотреть свои первые мазки или сделать какие-либо исправления. Выбор красок ограничен теми, что получены из земли или мела: белые, охристые, жёлтые, коричневые и красные, все довольно приглушённые по тону.
Дистемперная живопись, как и фресковая, выполняется по предварительно подготовленному слою штукатурки, который в этом случае полностью увлажняется. Мы можем называть это дистемпером, хотя, строго говоря, речь идёт о работе на сухой поверхности красками, смоченными в воде, смешанной с размером. Но точного термина для этой техники, которая в основном использовалась во Франции в романский период, не существует.
Живопись расплавленным воском, которая также была известна на протяжении веков и даже в римские времена, выполняется путём смешивания порошкообразных красок с воском, который расплавляется и вводится в грунт с помощью нагретого шпателя или куска металла. См. также: Метод энкаустической живописи.
Фреска аль секко – это, проще говоря, роспись прямо по сухой штукатурке. Для этого используются краски, разбавленные в воде, в которую добавляется либо яичный белок, либо клей из рыбьих костей или кроличьих шкурок, который служит для закрепления красок.
Для панно (алтарных картин) и иллюминированных рукописей (книжных картин) обычным способом рисования была темпера.
Романская живопись в Италии
Подробнее о средневековой итальянской живописи в Центральной Италии, Северной Италии, Тоскане, Ломбардии, Венеции, Фриули и итальянской Швейцарии см: Романская живопись в Италии.
Романская живопись во Франции
Подробнее о различных французских романских школах в Мэне, Анжу, Пуату, Берри, Орлеане, Сен-Савене, Бургундии и Оверни см: Романская живопись во Франции.
Романская миниатюрная живопись (в основном картины в иллюминированных рукописях) развивалась наряду с фресками этого периода. Рим, Клюни, Зальцбург и Кентербери были важными центрами и привлекали лучших миниатюристов со всего континента. К важным работам относятся: Рукопись Моралии (ок. 1111); Псалтырь Сент-Олбанса (1120-30); Псалтырь Генриха де Блуа (1140-60); и Ламбетская Библия (1150).
Романская живопись в Испании
Подробно об испанской живописи доготического периода (ок. 1000-1200 гг.) в Жероне, Руссильоне, Каталонии, Сигене, Кастилии и Леоне и на Майорке см: Романская живопись в Испании.
Для сравнения с современными стилями восточной Европы, см. также: Русская средневековая живопись (ок. 950-1100).
Романская живопись в Англии
Трудно составить какое-либо общее представление о романской настенной живописи в Англии. Только большое количество иллюстрированных рукописей, хранящихся в библиотеках, свидетельствует о жизнеспособности романского искусства в этой стране, поскольку фрески, которые, несомненно, были ведущей чертой этого искусства, почти полностью исчезли. Есть только несколько церквей, которые всё ещё сохранили часть своего декора двенадцатого века.
В Хардхэме, на юге Англии, интерьер небольшой церкви Святого Ботольфа когда-то был полностью покрыт фресковой живописью. В нефе, на западной (входной) стене, мы всё ещё можем различить сцены из Апокалипсиса, хотя они значительно стёрлись. На восточной стене, над аркой, ведущей на хоры, мы видим Агнца в медальоне, которому поклоняются два ангела.
На той же стене, дальше справа, начинается цикл «Детство Христа», который продолжается в верхнем регистре южной стены и снова на северной стене, заканчиваясь слева от Агнца: Благовещение, Посещение, Рождество, Поклонение пастухов, Звезда, явившаяся волхвам, Богоявление, Волхвы перед Иродом, Поклонение волхвов, Сон Иосифа, Сон волхвов, Бегство в Египет, Резня невинных, и либо Сретение в Храме, либо Младенец Иисус, противостоящий врачам Закона. На среднем регистре изображена серия житийных сцен, включая историю Святого Георгия, а на нижнем регистре – фон из свисающих драпировок.
В хоре росписи нижнего регистра практически не поддаются расшифровке, а на верхнем регистре остались только два серафима, которые, должно быть, изображают Христа в величии, а также две росписи на западной стене, одна из которых изображает Адама и Еву, а другая, вероятно, Еву, сосущую своё дитя. На другой стене мы видим Старцев Апокалипсиса и Апостолов.
Росписи в Хардхэме, как и большинство тех, что ещё можно найти в Англии, находятся под сильным влиянием романского библейского искусства континента, наследника каролингских традиций. Те же влияния и те же стили мы обнаруживаем в целом ряде сельских церквей в Дании (Орреслев, Йорлунде и др.).
Дальше к северо-западу, в Клаверли около Вулверхэмптона, в маленькой церкви Всех Святых всё ещё можно увидеть несколько фрагментов настенного декора. Фриз из пятнадцати всадников, хотя и крайне грубый по исполнению, напоминает гобелен Байе, особенно в рисунке лиц; его нельзя рассматривать только как отражение рыцарской романтики. Некоторые авторитеты интерпретируют его как встречу Роджера де Монтгомери с англичанами в битве при Гастингсе. Другие видят в нём психомахию, показывающую победу добродетелей над пороками.
Ещё один пример влияния континентального романского искусства мы находим во фресках очаровательной маленькой церкви Святого Иоанна Крестителя в Клейтоне. Здесь уже ощущается более сильное восточное влияние, и мы узнаем византийские элементы, адаптированные к бенедиктинской манере стиля Клюниак. Воспроизведены две детали: Христос, передающий Евангелие Святому Павлу, и Святой, изображённый в ограде Небесного Иерусалима, с его одеждой, обозначенной условной двойной линией, всё ещё имеют определённое родство с фресками Хардхэма, но узор, образующий фон всех этих композиций, – полосы красного, охристого, белого и чёрного цветов – имеет гораздо более восточный характер. Скорее всего, эти картины были выполнены ближе к середине двенадцатого века.
Монашеский центр Кентербери, в герцогстве Кент, поддерживал более прямые и частые контакты с Римом, чем остальная Англия. По этой причине фрески в его соборе демонстрируют сильное византийское влияние.
В крипте часовня Святого Гавриила, должно быть, была укреплена после пожара 1174 года, а фрагменты живописи, сохранившиеся в апсиде, видны только при искусственном освещении. Они отличаются удивительной свежестью красок. На своде мы видим Небесный Иерусалим и Христа в мандорле, поддерживаемого четырьмя ангелами; на северной стене – Благовещение Захарии; ниже – история Святого Иоанна Крестителя, его рождение и наречение, а слева от этой сцены – иератический ангел в итало-византийской манере.
Эти росписи датируются третьей четвертью двенадцатого века, а росписи часовни Святого Ансельма, выходящей на хоры собора, датируются пожаром 1174 года. От убранства этой капеллы сохранилась только одна панель: Святой Павел, укушенный гадюкой. Этот сюжет, взятый из отрывка из Деяний апостолов, редко изображался художниками. Исполнение близко напоминает росписи в крипте, хотя отличается большей утончённостью и большим количеством цветов.
Наконец, в Винчестерском соборе росписи в капелле Гроба Господня, хотя и сохраняют византийское влияние, предвещают приход готического духа. Иконографическая тема этой капеллы, которая особенно часто используется во время Страстной недели, связана со Страстями. Позы фигур в «Сошествии с креста» или Марии Магдалины напоминают картины Монморильона, хотя они обнаруживают ещё более сильную натуралистическую тенденцию. О том, как создавались такие сокровища книжной живописи, как Винчестерская Библия (1160-75), см: Создание иллюминированных рукописей и История иллюминированных рукописей (600-1200 гг. н.э.).
Романская живопись в Германии и Австрии
Германия и Австрия были свидетелями столь обильного художественного расцвета в период с девятого по одиннадцатый век, что трудно провести точное различие между романскими настенными росписями и теми, которые им предшествовали. (См. также: Немецкое средневековое искусство ок. 800-1250 гг.). Почти полное исчезновение настенных украшений, выполненных в романский период, а также катастрофические реставрации XIX и XX веков ещё более усугубили эту проблему.
На острове Райхенау (Боденское озеро) церковь Святого Георгия, которая была зависимой от аббатства Оберцелль, а также церковь Унтерцелль украшены религиозными картинами, которые, к сожалению, находятся в очень плохом состоянии. Эти картины, подвергшиеся двум плачевным реставрациям, затем покрытые слоем дестимпера и снова отретушированные, когда они были вскрыты в 1880-2 годах, несмотря на все это, являются одними из лучших образцов оттоновского искусства, которые ещё можно найти.
В нефе Святого Георгия Оберцелльского росписи – они самые старые – расположены на трёх регистрах. Внизу, между аркадами, разделяющими центральный неф и боковые нефы, мы видим святых и пророков, а верхний регистр украшен фигурами апостолов. В среднем регистре изображены чудеса Христа: изгнание бесов из одержимого в Герасе; исцеление слепорождённого и больной водянкой женщины; Иисус, усмиряющий бурю, где Господь дважды изображён сначала спящим, а затем успокаивающим воды; очищение прокажённого; затем, в одной картине, исцеление женщины с истечением крови и воскрешение дочери Иаира; и, наконец, воскрешение сына вдовы в Наине и воскрешение Лазаря.
Многие историки считают эту серию картин самой старой и относят её к началу одиннадцатого века на основании её очевидного родства с Евангеларием Оттона III, первоначально находившимся в Рейхенау и датируемым примерно 1000 годом.
Алтарный фронтон, посвящённый святой Вальдбурге, расписанный около 1180 года, даёт лишь слабое представление о том, какой должна была быть настенная живопись в Нижнем Рейне.
Ратисбон, ныне Регенсбург, в Баварии был одним из великих центров романского искусства и славился своей школой миниатюристов. Фрески в часовне Всех Святых в соборном клуатре и в церкви аббатства Пруфенинг, расположенной в нескольких милях отсюда, находятся в слишком плохом состоянии, чтобы их воспроизводить. Они позволяют нам разглядеть под плачевными реставрациями XIX века мощное византийское влияние, которое под влиянием бенедиктинского движения распространилось по всей Северной Италии, Южной Германии, Тиролю и Восточной Франции.
В Зальцбурге, который, как и Ратисбон, был великим культурным центром в двенадцатом веке, почти полное разрушение средневековых церквей и исчезновение романского собора лишает нас фресок ранее двенадцатого века. Самыми важными росписями этой ветви романского фрескового искусства являются те, что сохранились в монастыре Ноннберг в Зальцбурге, который предназначался исключительно для дам благородного происхождения.
Хор монахинь, помещение, примыкающее к западной стене церкви, содержит ниши в трёх стенах, в которых нарисованы бюсты святых. Хотя эти фрески не завершены, они свидетельствуют – чистотой и гармонией красок, красотой голов с их византийским благородством, богатством и искусной лепкой шёлковых одежд мучеников – о значительном знакомстве с традициями греческого искусства или, по крайней мере, византийских моделей.
Распространение влияния из Аквилеи и Венеции в Зальцбург привело к созданию местных школ, которые, в свою очередь, объединили новые итальянско-византийские тенденции с вкладом германского искусства XIII века.
Пример сложности перекрёстных течений, характерных для всего романского периода, можно увидеть во фресках капеллы Святого Иоанна в Пурге. Декорации этого маленького горного святилища, датируемые самым началом тринадцатого века, изображают в хоре Агнца с его традиционными поклонниками, а триумфальная арка расписана жертвоприношениями Каина и Авеля и портретами дарителей. В нефе три религиозных сюжета без какой-либо прямой связи между ними: Рождество Христово, Чудо о хлебах и Притча о мудрых девах, завершаются светской сценой – войной между мышами и крысами.
На старой главной дороге, которая через Виа Мала и перевал Святого Бернарда соединяет Италию с районом Боденского озера, церковь Святого Мартина в Зиллисе преподносит чудесный сюрприз: её деревянный потолок, разделённый на сто пятьдесят три панели – уникальная книга картин, единственный романский расписной потолок, сохранившийся почти полностью, – на котором изображена вся средневековая космогония, с её раем и адом и сказочными существами.
Его замысел демонстрирует большую смелость, а исполнение – удивительную гармонию. Серый, оливково-зелёный и небесно-голубой – доминирующие цвета, на фоне которых красные выделяются необычайной яркостью. На кайме изображено около сорока рыбохвостых чудовищ с разнообразными телами: драконы, русалки, играющие на рогах, арфах или скрипках, обезьяна верхом на рыбе и так далее. В этих рамках изображена жизнь Христа, с чудесами и сценами Страстей. Этот ансамбль завершают несколько эпизодов из легенды о святом Мартине, покровителе церкви. Этот потолок в Зиллисе, расписанный в середине XII века, является одним из сокровищ романского искусства. Если он не может претендовать на руку изобретательного мастера, то он красноречиво свидетельствует о ценности самобытного стиля.
Романская живопись в Венгрии, Чехии и Словакии
Исторически Венгрия, несомненно, сыграла самую интересную роль в развитии романского искусства. Ее церкви важны с точки зрения романской архитектуры и скульптуры, но они по большей части утратили живопись, которой они, несомненно, когда-то обладали, и которая, должно быть, была отмечена восточным влиянием.
Сохранилось несколько образцов, среди них роспись в нижней церкви в Фельдебро, где бюсты Христа и святых, а также жертвоприношения Каина и Авеля выполнены в определённо западном романском стиле.
В Чехословакии очень полный набор картин, датируемых примерно 1134 годом, полностью покрывает стены и купол круглой часовни, посвящённой Святой Екатерине, в замке Зноймо.
В нижней зоне изображены сцены из жизни Иисуса, а выше – интереснейшая серия сцен из легенды о Пшемысле. Центр купола занимает Голубь Святого Духа, а вокруг него – четыре серафима, чередующиеся с четырьмя евангелистами, пишущими, каждый под своим символом. В нижней части купола, между центром купола и стенами, под аркадами изображены король Вратислав и восемнадцать рыцарей его семьи. Весь эффект очень великолепен, в свободном и выразительном стиле, который определённо является романским.
В Старом Болеславе церковь Святого Климента (XII в.) украшена в верхней части западной стены сценами из легенды о Святом Клименте, Папе Римском, с фризом из меандров, а нижняя часть покрыта большими круглыми медальонами, в которых изображены женские фигуры с нимбами, вероятно, аллегорические.
Опять же в Чехословакии, в Альбрехтице, фрески в апсиде церкви Святых Петра и Павла (вторая половина двенадцатого века) были восстановлены, за исключением нескольких фрагментов, которые включают фигуру священника перед алтарём с двумя помощниками.
Мы можем также упомянуть в Праге ангела с полным лицом в оконной нише в церкви Святого Петра, а в Ровне, в апсиде церкви Святого Иакова, Христа в мандорле, поддерживаемого ангелами, с миссией апостолов вокруг, а ниже – Жизнь Святого Иакова; в нефе – Жизнь Иисуса.
Романская живопись в Дании и Швеции
За исключением византийской группы на Готланде – великом центре торговли с Новгородом (см., кстати, Новгородская школа иконописи (ок. 1100-1500) – романская живопись в Скандинавии демонстрирует очевидную связь с Великобританией, с одной стороны, и Германией – с другой. То же самое верно и в отношении архитектуры и скульптуры. Деревянные церкви были очень простыми и довольно неприхотливыми. К сожалению, сохранилось лишь несколько примеров, например, панно, хранящиеся в музее Стокгольма, которые могли принадлежать алтарю и, вероятно, не являлись частью настенного декора.
Только те церкви, которые были построены из камня или каменной кладки, иногда сохраняли своё убранство. Из двух старейших датских примеров романский собор Роскильде исчез и был заменён зданием более позднего времени, а от фресок королевской церкви Еллинге остались только копии. Но что-то от их искусства можно найти, хотя и в более жёстком и архаичном стиле, в остатках Тамдрупа и Орреслева (оба ок. 1125 г.), где на внутренней стороне триумфальной арки изображены жертвоприношения Каина и Авеля под медальоном Христа. Этот энергичный тип искусства, с его сильными контурами и геометрическими узорами, также можно найти в церквях Кирке-Хиллонге-Саэби и Йорлунде.
Ферринг содержит очень любопытный набор картин, основанных на древних традициях и обработанных в популярном стиле.
Кроме того, сохранился ряд фресок, написанных ещё в середине XII века, в которых смешаны разнообразные элементы. Частое использование в орнаментации широких полос с меандровым узором классического происхождения, преобладание сцен с жёсткими и стилизованными, почти геометрическими фигурами, характерны для целой группы церквей: Св. Ибса из Роскильде, Гильдебранда, Тодбьярга, Раастеда, Синдбьярга, Фаарупа, Фьеннеслева, Маалова, Скибета – фреска всадников здесь является одним из шедевров романской живописи – и многих других.
В другой группе церквей более позднего времени – в Сострупе, Аале, Фарупе, Вислеве – более или менее чётко прослеживаются контакты с островным и германским византинизмом.
Романские фрески Швеции можно разделить на две группы: те, что находятся в южной части страны – Скании (которая на протяжении веков была присоединена к Дании) – и те, что на севере. К сожалению, большинство из них пострадало от реставрации девятнадцатого века. Среди них можно назвать церкви Ва, Овраби, Лакаланга, Финья и Винслов.
Романскую живопись можно увидеть в некоторых старейших церквях и соборах, а также в лучших художественных музеях мира.
О более поздних стилях см: Готические иллюминированные рукописи, а затем более декоративные и придворные Международные готические иллюминации.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?