Романская живопись читать ~17 мин.
В истории христианского искусства термин «романский» довольно расплывчат. Изначально он относился к архитектуре, но позже был распространён и на другие виды изобразительного искусства, такие как живопись и скульптура. Если романская архитектура отличается возросшей монументальностью, а романская скульптура — бо́льшим реализмом, то романская живопись (ок. 1000–1200) характеризуется новой строгостью стиля, в значительной степени лишённого натурализма и гуманизма, свойственных как её античным предшественникам, так и готическим преемникам. (Проще говоря, готической изысканности предшествовала романская суровость). В живописи преобладает линия, создающая ощущение величественного спокойствия или, напротив, взволнованной экспрессии. Декоративный характер романских витражей, иллюминированных рукописей, алтарных образов и других произведений можно рассматривать как своего рода мост между восточным византийским искусством с его символической, канонической иконописью и западным готическим искусством, поздний придворный вариант которого известен как интернациональная готика.
В целом, романское искусство отражало рост политической и экономической стабильности в Европе. Эта стабильность вела к росту доходов церкви от налогов и десятины. Благодаря этому у неё появлялось больше средств на возведение новых храмов, которые украшались витражами, каменными статуями святых, фресками и иллюминированными рукописями. Всё это, в свою очередь, привлекало больше прихожан и увеличивало пожертвования. В то же время новые монашеские ордена (например, бенедиктинцы и отколовшиеся от них цистерцианцы) основывали монастыри, ставшие крупными культурными центрами (такие как аббатство Клюни в Бургундии или Сен-Дени под Парижем). Этим монастырям требовались различные формы религиозного искусства, включая вдохновляющую настенную живопись в клуатрах и трапезных, а также богато иллюстрированные библии и другие богослужебные книги. Действительно, некоторые искусствоведы рассматривают романское искусство как отражение растущей монашеской набожности. В любом случае, романское движение дало мощный импульс для творчества средневековых художников по всей Западной Европе.
Хронология
Школа средневековой живописи, известная как романская (хотя искусствоведы признают этот термин даже менее точным, чем «готика»), зарождается в первые годы XI века и сменяется готикой в XIII веке. Однако её точную хронологию трудно установить, поскольку в Италии, Германии, Франции и Испании этот стиль развивался по-разному и в разное время.
Романской живописи предшествовал предроманский период, который включает в себя искусство Каролингов (ок. 750–900) и искусство Оттонов (ок. 900–1050). Впрочем, на территориях Священной Римской империи оттоновский стиль сохранялся вплоть до середины XI века. После этого романская живопись выработала свои собственные, самобытные черты.
В середине XI века будущий папа Виктор III, будучи аббатом Монтекассино, пригласил греческих художников для украшения церквей и святилищ на юге Италии. Возможно, в этом и кроется ключ к зарождению романского стиля. Но как тогда объяснить появление самобытных каталонских росписей в церквях Сан-Марти-де-Бруль (освящена в 1062 году), Сан-Кирзе-де-Дурро, в долине Бои, или работы Мастера из Осорморта, которые, вероятно, относятся к тому же периоду? А во Франции — росписи в Берзе-ла-Виль и Сен-Шефе, и даже в Ютландии — фрески в церкви Скибета?
Совместное изучение стиля и иконографии должно было бы позволить достаточно точно датировать настенные росписи. К сожалению, из-за гибели большого числа памятников мы не можем составить полную картину, а исследование одной лишь иконографии может вводить в заблуждение, поскольку романские художники часто по-новому интерпретировали старые сюжеты или вовсе отказывались от них.
Из-за сложных переплетений влияний и одновременного развития стилей в разных частях Европы удобнее всего рассматривать романское искусство по географическому принципу, в соответствии с делением на современные страны Запада.
Техника романской живописи
В монументальной живописи использовались различные техники: фреска, клеевая живопись, восковая живопись и роспись a secco. При работе в технике фрески художник пишет по сырой штукатурке. Каменщик подготавливает участок свежего, гладкого раствора, а живописец наносит на него кистью разведённые в воде красящие пигменты. Краска впитывается в штукатурку и, высыхая вместе с ней, прочно закрепляется. Эта техника требует большого мастерства, так как художник не может переписать или исправить уже нанесённые мазки. Выбор красок ограничен пигментами минерального происхождения: белила, жёлтые и красные охры, коричневые — все они имеют довольно сдержанный колорит.
Клеевая живопись, в отличие от фрески, выполняется по сухой штукатурке. Краски смешиваются с водой и связующим веществом, например, животным клеем. Хотя точный термин для этой техники, широко распространённой во Франции романского периода, не устоялся, её часто относят к разновидностям техники a secco.
Живопись расплавленным воском, известная с античных времён, заключается в смешивании порошкообразных пигментов с расплавленным воском. Смесь наносится на основу (грунт) с помощью нагретых инструментов — шпателя или металлической пластины. См. также: Энкаустика.
Роспись a secco — это, проще говоря, живопись по сухой штукатурке. Для этого используются краски, разведённые в воде с добавлением связующего вещества (яичного желтка, казеинового или животного клея), которое закрепляет краску на поверхности.
Для станковой живописи (алтарных образов) и иллюминированных рукописей (книжной миниатюры) обычно использовалась темпера.
Романская живопись в Италии
Подробнее о средневековой живописи Центральной и Северной Италии, Тосканы, Ломбардии, Венеции, Фриули и итальянской части Швейцарии см.: Романская живопись в Италии.
Романская живопись во Франции
Подробнее о различных французских школах романской живописи в Мэне, Анжу, Пуату, Берри, Орлеане, Сен-Савене, Бургундии и Оверни см.: Романская живопись во Франции.
Романская миниатюрная живопись (в основном иллюстрации в рукописных книгах) развивалась параллельно с фресковой живописью. Рим, Клюни, Зальцбург и Кентербери были важными центрами книгописания и привлекали лучших миниатюристов со всего континента. К выдающимся работам относятся: рукопись «Моралии на Книгу Иова» (ок. 1111), Псалтырь из Сент-Олбанса (1120–1130), Псалтырь Генриха Блуаского (1140–1160) и Ламбетская Библия (1150).
Романская живопись в Испании
Подробно об испанской живописи доготического периода (ок. 1000–1200) в Жироне, Руссильоне, Каталонии, Сигене, Кастилии, Леоне и на Майорке см.: Романская живопись в Испании.
Для сравнения с современными ей стилями Восточной Европы см. также: Русская средневековая живопись (ок. 950–1100).
Романская живопись в Англии
Составить общее представление о романской настенной живописи в Англии довольно трудно. О жизнеспособности романского искусства в этой стране свидетельствует в первую очередь большое количество сохранившихся иллюминированных рукописей. Монументальная живопись, которая, несомненно, играла ведущую роль, дошла до нас лишь в немногих образцах, поскольку большинство фресок было утрачено.
В Хардхэме, на юге Англии, интерьер небольшой церкви Святого Ботольфа когда-то был полностью покрыт фресками. В нефе, на западной (входной) стене, до сих пор можно различить сильно пострадавшие сцены из Апокалипсиса. На восточной стене, над аркой, ведущей на хоры, изображён Агнец в медальоне, которому поклоняются два ангела.
На той же стене, правее, начинается цикл «Детство Христа», который продолжается в верхнем регистре южной стены, затем на северной стене и завершается слева от Агнца. Цикл включает сцены: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество, Поклонение пастухов, Явление звезды волхвам, Богоявление, Волхвы перед Иродом, Поклонение волхвов, Сон Иосифа, Сон волхвов, Бегство в Египет, Избиение младенцев и, предположительно, Сретение Господне или Двенадцатилетний Иисус в Храме. В среднем регистре изображены житийные сцены, в том числе история святого Георгия, а нижний регистр имитирует свисающие драпировки.
На хорах росписи нижнего регистра практически нечитаемы. В верхнем регистре сохранились лишь два серафима, которые, вероятно, были частью композиции «Христос во славе», а также две сцены на западной стене: одна изображает Адама и Еву, а другая, предположительно, Еву, кормящую грудью своего ребёнка. На другой стене можно разглядеть старцев Апокалипсиса и апостолов.
Росписи в Хардхэме, как и большинство сохранившихся в Англии, испытали сильное влияние континентального романского библейского искусства, продолжавшего каролингские традиции. Те же влияния и стили мы находим в целом ряде сельских церквей в Дании (Орреслев, Йорлунде и др.).
Северо-западнее, в Клаверли близ Вулверхэмптона, в небольшой церкви Всех Святых сохранились фрагменты настенных росписей. Фриз с изображением пятнадцати всадников, хотя и довольно грубый по исполнению, напоминает ковёр из Байё, особенно в рисунке лиц. Его нельзя трактовать лишь как сцену из рыцарского романа. Некоторые исследователи интерпретируют его как встречу Роджера де Монтгомери с англичанами в битве при Гастингсе. Другие видят в нём «Психомахию» — аллегорическое изображение победы добродетелей над пороками.
Ещё один пример влияния континентального романского искусства мы находим во фресках очаровательной маленькой церкви Святого Иоанна Крестителя в Клейтоне. Здесь ощущается более сильное восточное влияние; мы узнаём византийские элементы, адаптированные в манере, близкой к искусству аббатства Клюни. Изображения Христа, передающего Евангелие Святому Павлу, и святого в ограде Небесного Иерусалима, чьи одежды очерчены условной двойной линией, всё ещё имеют определённое сходство с фресками Хардхэма. Однако фон этих композиций, состоящий из полос красного, охристого, белого и чёрного цветов, носит гораздо более восточный характер. Вероятнее всего, эти росписи были выполнены ближе к середине XII века.
Монастырский центр Кентербери, в графстве Кент, поддерживал более тесные и частые контакты с Римом, чем остальная Англия. По этой причине фрески в его соборе демонстрируют сильное византийское влияние.
В крипте часовня Святого Гавриила, вероятно, была укреплена после пожара 1174 года. Фрагменты живописи, сохранившиеся в апсиде, видны только при искусственном освещении, но они отличаются удивительной свежестью красок. На своде мы видим Небесный Иерусалим и Христа в мандорле, поддерживаемого четырьмя ангелами; на северной стене — Благовещение Захарии; ниже — история святого Иоанна Крестителя, его рождение и наречение, а слева от этой сцены — иератичная фигура ангела в итало-византийской манере.
Эти росписи датируются третьей четвертью XII века, а создание росписей в капелле Святого Ансельма, выходящей на хоры собора, предшествовало пожару 1174 года. От убранства этой капеллы сохранилась лишь одна панель: «Святой Павел, укушенный змеёй». Этот сюжет, взятый из Деяний апостолов, редко изображался художниками. Манера исполнения близка росписям в крипте, хотя отличается большей утончённостью и богатством цветовой палитры.
Наконец, в Уинчестерском соборе росписи в капелле Гроба Господня, хотя и сохраняют византийское влияние, уже предвещают наступление готического духа. Иконографическая программа этой капеллы, особенно значимая во время Страстной недели, посвящена Страстям Христовым. Позы фигур в «Снятии с креста» или образ Марии Магдалины напоминают росписи в Монморийоне, но при этом демонстрируют ещё более сильную натуралистическую тенденцию. О том, как создавались такие сокровища книжной живописи, как Уинчестерская Библия (1160–1175), см.: Создание иллюминированных рукописей и История иллюминированных рукописей (600–1200).
Романская живопись в Германии и Австрии
В Германии и Австрии в IX – XI веках наблюдался столь бурный художественный расцвет, что порой трудно провести чёткую грань между романскими настенными росписями и предшествующими им. (См. также: Немецкое средневековое искусство ок. 800–1250). Почти полное исчезновение монументальных росписей романского периода, а также катастрофические реставрации XIX и XX веков ещё более усугубили эту проблему.
На острове Райхенау (Боденское озеро) церковь Святого Георгия, которая была подчинена аббатству Оберцелль, и церковь Унтерцелль украшены религиозными росписями, которые, к сожалению, находятся в очень плохом состоянии. Эти росписи пережили две неудачные реставрации, были закрашены клеевой краской и снова отретушированы после раскрытия в 1880–1882 годах. Несмотря на всё это, они остаются одними из лучших сохранившихся образцов оттоновского искусства.
В нефе церкви Святого Георгия в Оберцелле росписи — самые древние — расположены в три яруса. Внизу, между аркадами, отделяющими центральный неф от боковых, изображены святые и пророки, а верхний ярус украшен фигурами апостолов. В среднем ярусе представлены чудеса Христа: изгнание бесов из одержимого в Герасе; исцеление слепорождённого и женщины, страдавшей водянкой; Иисус, усмиряющий бурю (где Господь изображён дважды — спящим и затем успокаивающим воды); очищение прокажённого; далее, в одной композиции, — исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира; и, наконец, воскрешение сына вдовы в Наине и воскрешение Лазаря.
Многие историки считают эту серию росписей самой старой и относят её к началу XI века из-за очевидного сходства с Евангелием Оттона III, которое изначально находилось в Райхенау и датируется примерно 1000 годом.
Алтарный фронтон, посвящённый святой Вальбурге и написанный около 1180 года, даёт лишь слабое представление о том, какой могла быть настенная живопись в Нижнем Рейне.
Ратисбонна, ныне Регенсбург, в Баварии была одним из великих центров романского искусства и славилась своей школой миниатюристов. Фрески в часовне Всех Святых в соборном клуатре и в церкви аббатства Прюфенинг, расположенного в нескольких милях от города, находятся в слишком плохом состоянии сохранности, чтобы можно было в полной мере судить об их качестве. Под неудачными реставрациями XIX века можно разглядеть мощное византийское влияние, которое благодаря бенедиктинскому движению распространилось по всей Северной Италии, Южной Германии, Тиролю и Восточной Франции.
В Зальцбурге, который, как и Ратисбонна, был крупным культурным центром в XII веке, почти полное разрушение средневековых церквей и исчезновение романского собора лишает нас образцов фресок ранее XII века. Самыми важными росписями этой ветви романского искусства являются те, что сохранились в монастыре Ноннберг в Зальцбурге, предназначавшемся исключительно для знатных дам.
В хоре для монахинь, примыкающем к западной стене церкви, в нишах трёх стен написаны бюсты святых. Хотя эти фрески не завершены, они свидетельствуют — чистотой и гармонией красок, красотой ликов с их византийским благородством, богатством и искусной моделировкой складок на шёлковых одеждах мучеников — о глубоком знании традиций греческого искусства или, по крайней мере, о знакомстве с византийскими образцами.
Распространение влияния из Аквилеи и Венеции в Зальцбург привело к созданию местных школ, которые, в свою очередь, сочетали новые итало-византийские тенденции с достижениями германского искусства XIII века.
Пример сложности переплетения влияний, характерных для всего романского периода, можно увидеть во фресках капеллы Святого Иоанна в Пюрге. Убранство этого маленького горного святилища, датируемое самым началом XIII века, включает изображение Агнца с традиционными поклонниками в хоре, а триумфальная арка расписана сценами жертвоприношений Каина и Авеля и портретами донаторов. В нефе представлены три религиозных сюжета без прямой связи между собой: Рождество Христово, Чудо умножения хлебов и Притча о мудрых девах, а завершает цикл светская сцена — война мышей и крыс.
На старой главной дороге, которая через ущелье Виа Мала и перевал Сан-Бернардино соединяет Италию с районом Боденского озера, церковь Святого Мартина в Циллисе преподносит удивительный сюрприз. Её деревянный потолок, разделённый на 153 панели, — это уникальный живописный цикл, единственный почти полностью сохранившийся романский расписной потолок. На нём изображена вся средневековая космогония с раем, адом и сказочными существами.
Его замысел демонстрирует большую смелость, а исполнение — удивительную гармонию. Доминирующие цвета — серый, оливково-зелёный и небесно-голубой, на фоне которых красные акценты выделяются с необычайной яркостью. На бордюре изображено около сорока рыбохвостых чудовищ с разнообразными телами: драконы, русалки, играющие на рогах, арфах или скрипках, обезьяна верхом на рыбе и так далее. Внутри этой рамы разворачивается история жизни Христа с чудесами и сценами Страстей. Ансамбль дополняют несколько эпизодов из жития святого Мартина, покровителя церкви. Этот потолок в Циллисе, расписанный в середине XII века, является одним из сокровищ романского искусства. Возможно, росписи выполнены и не гениальным мастером, но они красноречиво свидетельствуют о ценности самобытного стиля.
Романская живопись в Венгрии, Чехии и Словакии
Исторически Венгрия сыграла очень интересную роль в развитии романского искусства. Её церкви важны с точки зрения романской архитектуры и скульптуры, но они по большей части утратили свои росписи, которые, несомненно, когда-то их украшали и, должно быть, несли на себе отпечаток восточного влияния.
Сохранилось несколько образцов, среди них роспись в нижней церкви в Фельдебро, где бюсты Христа и святых, а также жертвоприношения Каина и Авеля выполнены в отчётливо западном романском стиле.
В Чехии очень полный ансамбль росписей, датируемых примерно 1134 годом, полностью покрывает стены и купол ротонды Святой Екатерины в замке Зноймо.
В нижнем ярусе изображены сцены из жизни Иисуса, а выше — интереснейшая серия сцен из легенды о Пржемысле. Центр купола занимает Голубь Святого Духа, а вокруг него — четыре серафима, чередующиеся с четырьмя евангелистами, пишущими, каждый под своим символом. В нижней части купола, между его центром и стенами, под аркадами изображены король Вратислав и восемнадцать рыцарей его рода. Всё вместе создаёт великолепный ансамбль, выполненный в свободной и выразительной манере, характерной для романского стиля.
В Стара-Болеславе церковь Святого Климента (XII в.) украшена в верхней части западной стены сценами из жития святого Климента, папы Римского, с фризом из меандров, а нижняя часть покрыта большими круглыми медальонами с нимбированными женскими фигурами, вероятно, аллегорическими.
Также в Чехии, в Альбрехтице, фрески в апсиде церкви Святых Петра и Павла (вторая половина XII века) были отреставрированы, за исключением нескольких фрагментов, среди которых фигура священника перед алтарём с двумя помощниками.
Можно также упомянуть ангела, написанного анфас в оконной нише церкви Святого Петра в Праге, а в Ровне, в апсиде церкви Святого Иакова, — Христа в мандорле, поддерживаемого ангелами, с миссией апостолов вокруг, а ниже — житие святого Иакова; в нефе — житие Иисуса.
Романская живопись в Дании и Швеции
За исключением византийской группы на острове Готланд — крупном центре торговли с Новгородом (см. также Новгородская школа иконописи, ок. 1100–1500), — романская живопись в Скандинавии демонстрирует очевидную связь, с одной стороны, с искусством Британских островов, а с другой — Германии. То же самое можно сказать об архитектуре и скульптуре. Деревянные церкви были очень простыми и довольно скромными. К сожалению, сохранилось лишь несколько примеров, таких как панели, хранящиеся в музее Стокгольма, которые могли быть частью алтаря, а не настенного декора.
Только те церкви, что были построены из камня, иногда сохраняли своё убранство. Из двух старейших датских примеров романский собор в Роскилле исчез и был заменён более поздним зданием, а от фресок королевской церкви в Йеллинге остались только копии. Но отголоски их искусства можно найти, хотя и в более жёстком и архаичном стиле, в росписях Тамдрупа и Орреслева (обе ок. 1125 г.), где на внутренней стороне триумфальной арки изображены жертвоприношения Каина и Авеля под медальоном с Христом. Этот энергичный стиль с его мощными контурами и геометрическими узорами также встречается в церквях Кирке-Хюллинге-Саэби и Йорлунде.
В Ферринге сохранился очень любопытный ансамбль росписей, основанных на древних традициях и выполненных в народной манере.
Кроме того, уцелел ряд фресок, созданных в середине XII века, в которых смешаны разнообразные элементы. Частое использование в орнаментах широких полос с меандровым узором античного происхождения, преобладание сцен со статичными, стилизованными, почти геометрическими фигурами характерны для целой группы церквей: Св. Ибса в Роскилле, Гильдебранда, Тодбьярга, Раастеда, Синдбьярга, Фаарупа, Фьеннеслева, Маалова, Скибета — фреска с всадниками здесь является одним из шедевров романской живописи — и многих других.
В другой, более поздней группе церквей — в Сострупе, Аале, Фарупе, Вислеве — более или менее чётко прослеживаются контакты с островным и германским византинизмом.
Романские фрески Швеции можно разделить на две группы: те, что находятся в южной провинции Сконе (которая на протяжении веков была связана с Данией), и те, что на севере. К сожалению, большинство из них пострадало от реставраций XIX века. Среди них можно назвать церкви в Во, Овраби, Лакаланге, Финье и Винслове.
Произведения романской живописи можно увидеть в некоторых старейших церквях и соборах, а также в лучших художественных музеях мира.
О более поздних стилях см.: Готические иллюминированные рукописи, а затем более декоративные и придворные Международные готические иллюминации.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?