Романская живопись в Испании читать ~15 мин.
Нигде больше мы не найдём такого богатства романской живописи, от самых архаичных фресок до алтарных произведений, предвещающих готику, как в Испании, и особенно в Каталонии. Это заслуга нескольких смелых и дальновидных людей. Среди самых первых следует упомянуть Хосе Пихоана, который в 1907 году опубликовал в Институте каталонских исследований богатое документальное исследование каталонской романской живописи, и магистра Гудиола, который организовал Епископальный музей Вича, старейший музей средневекового христианского искусства в Каталонии.
Сердце разрывается при мысли о всех шедеврах, утраченных по глупости человека: разрушение по приказу Карлоса III Бурбона и его художника Менгса – король хотел создать элегантное, изысканное придворное искусство, которое не должно было соприкасаться с романским искусством, возникшим на основе народных традиций и считавшимся в то время примитивным и вульгарным; подавление, а зачастую и разрушение церквей и монастырей во время великой волны радикализма 1835 года, охватившей всю Европу; и, наконец, гражданская война 1936-9 годов.
Ситуация, однако, гораздо менее трагична, чем во Франции. В Каталонии Комиссия музеев Барселоны, которая начала (в 1906 году) с того, что сделала копии с основных картин, полностью изменила свою политику и приступила к демонтажу почти всех настенных росписей провинции, не повреждая их, тем самым, несомненно, сохраняя от разрушения или от жадности недобросовестных иностранцев. Без этого многие из этих произведений, вероятно, уже не существовали бы.
Иконографическая тема церквей и алтарей в основном сосредоточена на изображении Христа в величии. В случае церквей, посвящённых Богородице, его заменяет Богоявление или Поклонение волхвов. Христос Царь изображается сидящим на коленях своей матери, как на живом троне. Это видение Божества изображается на сводах бочек или на центральном куполе апсиды, форма которого напоминает купол небес. Обычно он занимает центральное место в алтарных фронтонах. (См. также: Романская архитектура ок. 800-1200 гг.).
Самый ранний этап романского библейского искусства характеризуется мощным экспрессионизмом и динамичной свободой композиции. К этому периоду – который неожиданно задерживается в некоторых районах Пиренеев – относится алтарный образ, посвящённый Святому Сиру и Святой Джульетте, который первоначально происходил из освящённого им скита в Дюрро.
Настенные росписи в Сан-Хуан-де-Бохи, недалеко от Дурро, демонстрируют более удлинённую концепцию человеческой фигуры и экспрессионистскую силу, сравнимую с таковой в алтарной части Дурро, но без ярких красок (яркие зелёные, жёлтые и красные цвета). Они написаны в более бледных тонах серого, охристого и гранатово-красного, но их искусство более монументально и более изысканно. Одной из наиболее законченных религиозных картин является картина «Побиение камнями святого Стефана», обладающая острой драматической силой.
Романская живопись в Жероне
Примерно в то же время в Жероне выросла группа художников, работы которых быстро распространились на юг. Самым известным среди этих художников является мастер Осорморта, так называемый из-за приписываемых ему картин в церкви Осорморта, изображающих сцены из Бытия и Жития апостолов. Картины в маленькой церкви Белкайра (99-100), посвящённой Святому Иоанну, на которых изображена Пятидесятница, в церкви Маренья, посвящённой Святому Стефану, с Распятием справа от центрального окна, и в церкви Эль-Бруль, на которых изображены эпизоды из Бытия и детства Христа, также выполнены тем же мастером.
Фигуры сильно различаются по размерам, композиции и позы чрезвычайно разнообразны. Тона основаны на охре, терракоте и голубовато-сером. Особенно следует отметить огромные глаза, форму голов, головные уборы на затылках. Те же черты можно увидеть, в более суровом плане, в росписях крипты Сен-Савен и в миниатюрах рукописи жития святой Радегунды в Пуатье, работы конца XII века.
Архитектура всех церквей, расписанных художниками этой группы, вписывается в эту хронологию, даже если одна определённая дата, освящение Эль-Брюлля в 1062 году, считается неадекватным контролем.
Через шесть лет рядом была освящена ещё одна церковь, Сескорты, в которой изображена история Адама и Евы. Эти росписи напоминают работы более южной группы художников, создавших фрески в церкви Полиньи, освящённой в 1122 году, и Барбары, освящённой в неопределённое время епископом Сан Олегером (1116-1137).
Тесная связь стиля между всеми этими произведениями позволяет отнести их к первой трети двенадцатого века.
Романская живопись в Руссильоне
(Примечание: Хотя Руссильон находится во Франции, мы рассматриваем его искусство в связи с романской живописью Каталонии, так как Руссильон был зависимой территорией Каталонии до 1659 года – см. также Романская живопись во Франции.)
В это же время ряд церквей в Руссильоне был украшен росписью. Наиболее типичные примеры можно увидеть в Сен-Назер-де-л’Эклюс и Сан-Мартин-де-Фенуйяр. В последней, дороманской церкви, стены были расписаны, вероятно, около 1100 года, сценами из жизни Иисуса и обширной композицией на апокалиптическую тему. Обе работы могут быть приписаны одному и тому же художнику, который не заботился об искусной композиции, а передавал своё собственное яростное чувство этим грубым фигурам, нарисованным на фоне цветных полос.
В первой четверти двенадцатого века художник народного характера с очень личной выразительной силой украсил боковые стены и некоторые другие зоны в двух церквях Таулла в долине Бохи, освящённых в 1123 году. Использование простых цветовых пигментов – охры, терракоты, серого цвета, легко доступных в местных условиях, – не помешало ему добиться удивительно выразительных композиций, таких как битва Давида и Голиафа из Санта-Мария-де-Таулл.
Продолжительные следы этой художественной традиции можно найти в большом алтарном обрамлении Табернолеса, которое сейчас находится в Музее каталонского искусства в Барселоне и представляет собой серию из девяти епископов или аббатов в митрах.
Украшение центральной апсиды Сан-Клементе, выполненное другим художником, стало одной из вершин романского живописного искусства. Не порывая с традициями византийского искусства, художник раскрывает свою энергичную индивидуальность, а его реалистический инстинкт заставляет фигуры оживать, сохраняя при этом весь их абстрактный иератический характер.
Романская живопись в Каталонии
Обилие произведений, созданных и сохранившихся в Каталонии, позволяет нам лучше, чем в любой другой европейской стране, изучить одновременную работу нескольких великих старых мастеров очень разнообразной подготовки и, вслед за ними, группы мелких ремесленников, чей стиль сочетает влияние народной традиции с элементами, заимствованными, с разной степенью верности и мастерства, из работ художников более высокого качества.
Среди наиболее заметных из них несколько пользуются известностью – например, мастер Педрет, который отражает эллинистическую традицию через итальянские модели (украшенные драгоценностями короны, греческие фризы, кручёные драпировки) и чьи работы включают портреты и демонстрируют личную интерпретацию перспективы.
Портрет графини Люсии де Пальярс на фреске в апсиде бывшего монастыря Бургаль – сейчас находится в Музее каталонского искусства в Барселоне – позволяет датировать эту работу примерно 1085 годом и расположить всю группу хронологически.
Мастер из Мура, мастер балдахина из Рибеса, мастер алтарного фронтона в Хиксе и некоторые другие, которых объединяет знакомство с плоской геометрией в сочетании с пристрастием к великолепным краскам; два художника апсид Таулла, Сан-Клементе и Санта-Мария, и другие, чьи работы можно увидеть в епархиях Вича, Жероны и Барселоны, а также некоторые художники, специализировавшиеся на панно, первоклассные образцы которых мы имеем в Солсоне, Виче, Жероне и Барселоне, также входят в эту группу.
Подробнее о религиозной скульптуре доготического периода см: Средневековая скульптура (ок. 400-1000), которая также охватывает каролингскую и оттоновскую культуру; и Романская скульптура (1000-1200.)
Мы можем в мельчайших подробностях проследить влияние работ этих художников через заимствования, сделанные второстепенными живописцами. Например, мастера Сорпе и Санта-Коломы заимствуют важные элементы из искусства мастера Педре, что особенно заметно в церквях Палларса и Андорры. Освящение в 1163 году Санта-Рома-дель-Бонс в Андорре – церкви, украшенной мастером Санта-Колома, – даёт нам хронологическое представление о его деятельности.
Мы не должны забывать о важной группе картин, выполненных в Руссильоне, Вальеспи, Синфленте и Серданье, регионах, которые принадлежали Каталонии до Пиренейского договора 1659 года. Все этапы и все манеры представлены произведениями, представляющими большой интерес, от самых архаичных стилей до самых зрелых (Серрабоа, Суреда, Арль-сюр-Тех – датируется 1157 годом – Эставар, и так далее), не забывая о последних этапах, на которые мы только что ссылались.
Художественное влияние некоторых средневековых художников, кроме того, распространилось за пределы каталонских графств. В росписях в Вальсе в Арьеже работы местного художника довольно прямо отражают манеру мастера Педре, что легко объясняется тем, что последний работал в долине Аран, которая в средние века принадлежала, как и Вальс, к епархии Комингес. Последние исследования позволяют нам безоговорочно приписать мастеру Педре настенный декор в соборе Сен-Лизье, недалеко от Сен-Жирона, освящённом в 1117 году.
Удивительный мастер Сан-Клементе де Тауль украсил небольшую апсиду в соборе Рода, чьи епархиальные пределы включали долину Бохи до 1140 года. На самом деле это был епископ Роды, святой Раймонд, который в 1123 году освятил две церкви Таулла.
Возможно, благодаря личному влиянию этого прелата, ученики мастера Санта-Мария-де-Таулла действовали в более отдалённых регионах: Берланга, Мадеруэла и, возможно, Тубилья-дель-Агуа, на кастильской территории, которая с 1111 по 1134 год – не раньше и не позже – находилась под прямым господством короля Арагона, Альфонса Воинственного. Король тесно сотрудничал со святым Раймондом, который сопровождал его в военных походах и в его усилиях по заселению этой зоны Кастилии, предпринятых частично с помощью войск из Пиренейского региона.
Несколько в стороне от этой общей картины находится великолепная роспись в коллегиальной церкви Сан-Исидоро, созданная полвека спустя благодаря щедрости Фернандо II Леонского (1157-1188), который изображён там со своей женой Урракой, а также изуродованные, но важные остатки настенной живописи в апсиде Сан-Пелайо-де-Перазанкас.
Леонские росписи находятся в королевском Пантеоне, сводчатой паперти, стоящей перед западным фасадом церкви, о которой мы уже говорили. На этом своде, который, по-видимому, скрывает более ранние картины, представлен сложный ансамбль огромных композиций на исторические или символические темы. Наиболее привлекательной, с её многочисленными анекдотическими деталями и человеческим чувством, является «Благовещение пастухам».
В последние годы XII века, наряду с традиционными формами, сохранившимися с более раннего периода, в Испании появилось несколько исключительно прекрасных образцов европейского живописного стиля, с сильным оттенком византинизма. Однако, хотя это влияние неоспоримо, явление это сложное, и есть только несколько спорадических указаний – хотя и немаловажных – на прямую связь с Англией.
Группа, которой можно приписать более раннюю дату, образована различными росписями на деревянных панелях в Серданье и её крайних пределах (алтарный фронтон из Вальтарга и фрагмент балдахина и алтарного фронтона из Орейи). Миниатюра 1195 года из монастыря Сан Мартин дель Канигу, вдохновлённая работой этой группы, помогает нам установить её дату. Эти картины имеют интенсивный итало-византийский характер. (См. также: Романская живопись в Италии.)
В тот же период в Каталонии, видимо, начали работать ещё два художника – мастера Ллука и Авия. Их стиль – это возвращение к традиционному романскому стилю; их цветовая гамма намного богаче и ярче, чем у предыдущей группы. Мастеру Ллука или его окружению приписывают росписи на деревянных панелях, такие как крест и трёхчастный алтарь Ллука, от которого он получил своё имя, а также настенные росписи (Пуигрейг, Сан-Пабло-де-Касеррас).
Мастер из Авии назван так из-за алтарной части Санта-Марии из Авии с прекрасным Рождеством Христовым. Ему приписывают и другие работы, например, алтарные фасады Ротгеса и Сан-Пере-де-Рибесальтес.
В области Берга (Барселона) и в Руссильоне отражение его искусства, хотя, к сожалению, неумелое, можно найти в работах мелкого художника, известного как мастер Видра.
После этой даты другие художники продолжали работать в манере, более подверженной влиянию западных формул, например, художник алтарного фасада Мосолла или мастер Эспинельвес, расписавший в 1200 году алтарный фасад для места, в честь которого он был назван, в епархии Вич, и фрески в боковой апсиде церкви Санта-Мафия-де-Эгара в Таррасе, посвящённой святому Томасу Бекету, примасу Англии, который был убит в 1170 году.
В западной части Каталонии мы находим другие примеры того же периода. Некоторые из них традиционны, например, Тайная вечеря и эпизоды из жизни святой Екатерины из Ла-Сео-де-Ургель; другие носят ярко выраженные черты византийского искусства: алтарный фронтон в Музее каталонского романского искусства в Барселоне и крест в Национальном археологическом музее Мадрида, настенные росписи в Сан-Эстебане из Андорры-ла-Велья со сценами Страстей и другими эпизодами.
Далее к юго-западу расположена важная группа алтарных фронтонов и других объектов с расписным декором на фоне лепного рельефа, таких как алтарный фронтон из Чиа (сейчас в Музее каталонского романского искусства, Барселона), посвящённый Святому Мартину и подписанный Johannes pintor. Эта группа художников, обладающих редким народным колоритом, продолжала работать до середины XIII века, а возможно, и позже.
Росписи в крипте или нижней камере, построенной под апсидой Евангелия в соборе Рода, носят народный характер и относятся ко второй половине тринадцатого века, в то время как в арагонской церкви Сан-Хуан в Анкастильо мы находим интересные следы более сложного искусства, которое, возможно, датируется 1200 годом.
Алтарь в Гесере, посвящённый Святому Иоанну Крестителю, алтарь в Льеза, изображающий сцены из жизни Святого Винсента, и настенные росписи, более древние и гораздо более высокого качества, в Сан-Фруктуозо-де-Бьерге, образуют ядро поздней пиренейско-арагонской школы искусства, которая является неотшлифованной, но очень выразительной.
Романская живопись в Сигене
На фоне всего этого выделяются необыкновенные картины в главном доме монастыря Сигена, тем более поразительные, что их изуродованные остатки, которые были шокирующе повреждены пожаром в 1936 году, вместе с воспоминаниями из первых рук и многочисленными фотодокументами до пожара, позволяют нам оценить их исключительное качество.
На арках и стенах были представлены двойные серии бюстов, иллюстрирующих родословную Иисуса, сцены из Ветхого и Нового Заветов, дополненные в арках фантастическими цветочными и животными узорами. Преобладающими цветами были охра, лососево-розовый и небесно-голубой, необычные для испанской настенной живописи, но очень эффективные, если судить по крошечному сохранившемуся образцу. Такое использование цвета (стиль и иконография совпадают) подтверждает прямую связь с искусством Винчестерской Библии, Фолио в Библиотеке Моргана, окон в Кентерберийском соборе, изображающих родословную Христа, и других английских рукописей, которые британские историки обычно относят к последним годам двенадцатого века.
Летописец монастыря, приор Морено, утверждал, что росписи родословной Христа в Сигене были сделаны в 1232 году, что в некоторой степени противоречит хронологии, принятой для английских работ, но прекрасно согласуется с другой датой, 1258 годом, когда, как мы знаем, была освящена монастырская церковь. Тогда она была полностью покрыта росписями; те, что сохранились в апсиде сегодня, были работой ученика или прямого подражателя мастера капитула. Этот второй художник, возможно, был главным или единственным ответственным за другую серию настенных росписей – из Артайоны, Олите и Артаиса, которые хранятся в музее Памплоны.
Романская живопись в Кастилии и Леоне
В Кастилии мы знаем только один единственный пример, сравнимый по качеству и дате с росписями Сигены: фрагменты фрески с большими рисунками из жизни животных, первоначально находившейся в монастырской келье Сан Педро д’Арланса в Бургосе. Далее на запад мы имеем превосходную копию этой фрески в миниатюре с конным портретом Альфонсо IX (1188-1230) и большим геральдическим львом, добавленной в картулярий собора Сантьяго-де-Компостелла, известный как картулярий А. Его дата подтверждает общую хронологию этого стиля.
В Леоне наиболее важные фрески тринадцатого века , выполненные в классической романской традиции, находятся в здании бывшего капитула Сан-Исидоро, известном сегодня как «Capilla de los Quinines».
Остатки настенной живописи на апсиде церкви Эль-Кристо-де-ла-Луз в Толедо с видением Бога, фигурами святых и священника относятся к неопределённой дате, хотя, вероятно, более ранней. В этом же городе, в церкви Сан-Роман, сохранилась значительная часть фресок, написанных около 1221 года, в которых мы видим сочетание мавританских и христианских элементов, демонстрирующих определённое византийское влияние.
В Кастилии и Леоне расписные панели встречаются гораздо реже. Однако у нас есть несколько очень интересных образцов: стройная фигура Святого Павла в епархиальном музее Авилы и реликварий с апостолами и сценами из жизни Иисуса в архиепископском дворце в Асторге.
В большинстве регионов, упомянутых выше, производство романской живописи продолжалось в течение большей части XIII века, и, за исключением Наварры, искусство начала этого века, испытавшее влияние Византии, похоже, не имело подражателей, в отличие от художественных канонов, уже усвоенных с гораздо более раннего периода.
О предроманских движениях, связанных с двором Карла Великого и его преемников, см: Каролингское искусство (ок.750-900) и Оттоновское искусство (ок.900-1050).
Романская живопись на Майорке
Мы не должны забывать, что до полного развития готического искусства группа художников из Барселоны привила свой стиль в регионе, до сих пор не тронутом романским искусством: на острове Майорка. От этого периода в Барселоне осталась часть настенного декора бывшего королевского дворца, изображающего шествие рыцарей и солдат: картины с рыцарями, животными и геральдическими, цветочными или геометрическими мотивами в бывшем дворянском доме на Calle de Duran y Bas, а также сцены, изображающие завоевание Майорки Хайме I в 1229 году, обнаруженные в доме на Calle de Montcada, который также имеет богато расписанный деревянный потолок.
В Пальме, на Майорке, есть два важных расписных панно в похожем стиле: редерос Святого Бернарда и фрагмент редероса, который, судя по иконографическому расположению разнообразных сцен, должен был быть посвящён Святой Урсуле.
Очень привлекательный художник, известный как Мастер из Суригеролы, на севере Каталонии, в некоторых аксессуарах и орнаментальных особенностях выдаёт переход к готическому искусству, хотя по сути его обучение заставляет его продолжать романскую традицию, так глубоко укоренившуюся в его стране.
Испанскую романскую живопись можно увидеть в некоторых старейших церквях и соборах Испании – особенно Каталонии – а также в нескольких лучших художественных музеях мира.
Подробнее о книжной живописи и иллюминации Евангелий в средневековой Испании см: Романские иллюминированные рукописи.
Общее руководство по религиозным фрескам см: Христианское искусство (150-2000).
- Романская живопись во Франции
- «Mañanaland» Пэм Муньос Райан, краткое содержание
- От Микеланджело до Мардена: семь самых ярких драк в истории живописи
- Лидия Клемент. Яркая планета. 16+
- Искусствоведы: известные художественные критики
- Романская живопись в Италии
- Картина маслом, купленная в испанской антикварной лавке за $200, признана ранним произведением Сальвадора Дали
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?