Осенний салон, Париж читать ~7 мин.
Осенний салон – это ежегодная художественная выставка, проводимая в Париже. Основанный в 1903 году, он стал важным форумом для экспериментального современного искусства в 1900-х годах: По сути, это была альтернативная выставочная площадка для художников XX века и модернистских скульпторов XX века, которые были отвергнуты официальным Салоном (управляемым консервативным Обществом французских художников), но которые не хотели выставляться в разрешённом Салоне независимых.
Осенний салон был более прогрессивным в своих критериях отбора, чем официальный Салон, поскольку он принимал более широкий спектр современной живописи и более абстрактной скульптуры, но, по крайней мере, он сохранял процедуру проверки или отбора, в отличие от Салона независимых, который позволял любому художнику выставляться, если он платил гонорар. (Сравните Салон отказников, проводившийся в 1863, 1874, 1875 и 1886 годах).
Его называли Осенним салоном, потому что он проводился осенью, чтобы избежать столкновения с другими салонами, которые работали весной и летом. Несмотря на то, что Салон был художественным салоном мирового уровня, его самые известные выставки состоялись в первые несколько лет его существования. Это был сенсационный Осенний салон 1905 года, представивший фовизм, и основополагающая ретроспектива 1907 года Поля Сезанна (1839-1906). В 1906 году он также организовал важную ретроспективу Поля Гогена (1848-1903).
Из-за слабости своих конкурентов, он быстро стал самой прогрессивной, но в то же время самой надёжной витриной для современных художников того времени, и сыграл важную роль в создании международной репутации таких художников, как Сезанн и Гоген, а также таких скульпторов, как Константин Бранкузи (1876-1957) и Осип Задкин (1890-1967). Салон работает и по сей день.
Истоки и история
Осенний салон открылся 31 октября 1903 года в Пти-Пале под эгидой Общества осеннего салона, основанного группой, в которую входили художник-импрессионист Ренуар (1841-1919), архитектор Франц Журден (1847-1935), символистский романист и критик Жорис-Карл Гюисманс (1848-1907) и художник-экспрессионист Жорж Руо (1871-1958).
Любой член общества мог представить работу на ежегодную выставку, а жюри состояло из рядовых членов общества, выбранных путём жеребьёвки. Первоначальный выбор живописи Салона определяли Андре Дерен, Жорж Руо и Альбер Марке, Анжель Деласаль и другие, а Жак Вийон был ведущим организатором раздела рисунка. В отличие от официального салона, декоративное искусство также выставлялось и пользовалось таким же уважением, как и изобразительное искусство, в частности, новейшие образцы модерна.
В 1900-х годах в рамках Осеннего салона демонстрировалось авангард всех ведущих направлений современного искусства, таких как фовизм (1905-7), кубизм (с 1908 года), футуризм (с 1909 года) и экспрессионизм. Кроме уже упомянутых художников, в Салоне были представлены работы Анри Матисса (1869-1954), Пикассо (1881-1973) и Жоржа Брака (1882-1963), а также художников-импрессионистов. Кроме того, в период 1911-14 годов в Осеннем салоне выставлялся ряд прогрессивных русских художников и скульпторов, в том числе Михаил Ларионов (1881-1964) и Наталья Гончарова (1881-1964).
После окончания Первой мировой войны в Осеннем салоне доминировала живопись монпарнасской школы Парижской школы, включая работы Марка Шагала (1887-1985), Модильяни (1884-1920) и других. Среди скульпторов – Бранкузи, Задкин, Аристид Майоль (1861-1944) и Шарль Деспиау (1874-1946). Декоративное или прикладное искусство было представлено ювелирными изделиями и стеклом в стиле модерн Рене Лалика (1860-1945), а также архитектурным дизайном Ле Корбюзье (1887-1965).
Фовисты на Осеннем салоне в 1905 году
Осенний салон 1905 года стал ключевым событием в истории искусства, наравне с первой выставкой импрессионизма (апрель 1874 года) на бульваре Капуцинов, 35. На ней были представлены работы группы парижских художников, в центре которой был Анри Матисс, разделявших волнующую страсть к использованию сырых и чистых цветовых пигментов, которыми они украшали свои картины в примитивном стиле. Их картины отличались такой дикой аляповатостью, что, увидев среди них статую в стиле Ренессанса, выдающийся художественный критик Луи Вокселль был вынужден прокомментировать: “Donatello au milieu des fauves!” («Донателло среди диких зверей»). Так родился фовизм, первое настоящее революционное художественное «движение» 20 века и первая публичная демонстрация экспрессионизма во Франции. Художники-фовисты, выставлявшиеся в центральном зале (Salle VII) Осеннего салона: Матисс, Руо, Андре Дерен (1880-1954), Морис де Вламинк (1876-1958), Альбер Марке (1875-1947), Оттон Фриз (1879-1949), голландец Кис ван Донген (1877-1968), Жан Пюи (1876-1960), Анри-Шарль Мангуэн (1874-1949), Шарль Камуэн (1879-1964) и Луи Валтат (1869-1952).
На самом деле, споры окружали Зал VIII ещё до начала выставки. Картины в стиле фовизм даже расстроили либерально настроенное жюри Салона. Однако Жорж Десвалье (1861-1950), глава комитета по развеске, был давним союзником Матисса и добился не только того, чтобы работы группы были включены в экспозицию, но и того, чтобы они были выставлены вместе в одном зале, что обеспечило им максимальное воздействие.
Бесконтрольное использование цвета фоверами было воспринято с возмущением и непониманием, как публикой, так и художественными критиками. Одной из картин, подвергшихся особенно яростным нападкам, был портрет 33-летней жены Матисса, Амели Парейр, названный просто La Femme au chapeau, или Женщина в шляпе. В типичном фовистском стиле её лицо было испещрено зелёными, розовыми и жёлтыми пятнами под кирпично-красными и кобальтово-синими волосами, на которых красовалась огромная фиолетовая шляпа с разноцветными перьями.
Но не все коллекционеры искусства отрицательно относились к новому стилю: Гертруда и Лео Стайн приобрели «Женщину в шляпе», а ряд не менее проницательных дилеров вложили значительные средства в новую идиому и сделали состояние, поскольку экспрессионистское движение набирало обороты. Вторая выставка фовистов состоялась, в следующем году. Подробнее о вкладе фовизма в экспрессионистское искусство начала 20 века см: История экспрессионизма (1880-1930).
Салон 1905 года был также известен своей крупной ретроспективой неоклассического художника 19 века Жан Огюст Доминик Энгра (1780-1867). О влиянии Энгра на живопись 20 века см: Классическое возрождение в современном искусстве (ок. 1900-30).
Ретроспектива Гогена: Осенний салон (1906)
В 1906 году Осенний салон стал местом проведения одной из первых крупных посмертных выставок Поля Гогена, художника-символиста и изобретателя Синтетизма – декоративного типа живописи, сочетавшего эмоциональное использование цвета с символическими и мифологическими мотивами. На выставке, состоящей из почти 230 работ художника, было представлено 128 картин, 88 рисунков, 12 резных работ по дереву, 14 керамических изделий и 11 гравюр на дереве. Это событие оказало огромное влияние на французский авангард, особенно на Пабло Пикассо. Испанец отреагировал серией огромных женских обнажённых тел и монументальных скульптурных фигур в стиле Гогена, а также новой формой примитивного искусства (вдохновлённого, возможно, тревожной статуэткой Гогена «Овири», 1895, Музей Орсе), которая привела непосредственно к «Авиньонским демуазелям» (1907).
Ретроспектива Сезанна: Осенний салон (1907)
Уроженец Прованса Поль Сезанн (1839-1906) работал в сравнительной безвестности до 56 лет, когда в 1895 году Амбруаз Воллар (1866-1939) устроил его персональную выставку в Париже. Даже тогда она не произвела большого впечатления на широкую публику, хотя впечатлила многих современников, и к 1900 году (отчасти благодаря тому, что его работы видели так редко) он приобрёл легендарную репутацию среди членов парижского авангарда – в частности, Пикассо, который использовал стиль Сезанна постимпрессионистской живописи в качестве ключевого элемента в развитии кубизма. Внезапная смерть Сезанна в 1906 году стала большим потрясением, и в следующем году в рамках Осеннего салона (1907) была проведена большая ретроспектива его творчества.
Выставка (наряду с более ранней выставкой Сезанна в Galerie Bernheim-Jeune) оказалась эпохальным событием и огромным вдохновением для многих художников нового поколения. На ней было представлено более пятидесяти картин художника, в том числе «Большие купальщицы» (1898-1906, Национальная галерея, Лондон; Художественный музей Филадельфии; Фонд Барнса, Пенсильвания), чьи твёрдые формы и архитектурная структура вдохновили Пикассо и Брака на создание аналитического кубизма. Английский скульптор Генри Мур увидел эту работу в 1922 году, когда она ещё была частью коллекции Огюста Пеллерина в Париже. “Если бы вы попросили меня назвать десять самых сильных моментов визуальных эмоций в моей жизни, это была бы одна из них”. Ряд поздних работ Сезанна, в частности, предвосхитил многое в современной живописи и это мнение подтвердили крупные выставки, посвящённые ему в Нью-Йорке и Хьюстоне (1977-8), в Париже в 1978 году и рекордная выставка в галерее Тейт в Лондоне в 1996 году, которую посмотрели 408 000 посетителей.
Во всяком случае, ретроспектива Сезанна в 1907 году на Осеннем салоне утвердила его как одного из лучших художников современной эпохи и главную силу во французской живописи конца 19 века.
Информацию об официальном Парижском салоне (с 1667 по настоящее время),
см: Парижский салон.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?