Осенний салон, Париж читать ~6 мин.
Осенний салон — это ежегодная художественная выставка, которая проводится в Париже с 1903 года. Он был задуман как альтернативная площадка для художников и скульпторов XX века, чьи работы отвергал официальный Салон под управлением консервативного Общества французских художников. При этом основатели Осеннего салона не хотели примыкать и к Салону независимых.
Критерии отбора в Осеннем салоне были более прогрессивными, чем в официальном. Здесь принимали широкий спектр современной живописи и абстрактной скульптуры. В отличие от Салона независимых, который допускал к участию любого художника за плату, Осенний салон сохранил процедуру отбора работ жюри. (Для сравнения, похожие цели преследовал Салон отверженных, проводившийся в 1863, 1874, 1875 и 1886 годах).
Выставку назвали Осенним салоном, так как она проходила осенью и не пересекалась с другими крупными салонами, которые традиционно работали весной и летом. Самые знаменитые события в истории Салона пришлись на его первые годы. Среди них — сенсационная выставка 1905 года, представившая миру фовизм, ретроспектива Поля Гогена в 1906 году и основополагающая выставка работ Поля Сезанна в 1907 году.
Благодаря своей избирательной политике Осенний салон быстро стал самой прогрессивной и одновременно авторитетной площадкой для современных художников. Он сыграл важную роль в формировании международной репутации Поля Сезанна, Поля Гогена, а также скульпторов Константина Бранкузи (1876–1957) и Осипа Задкина (1890–1967). Салон продолжает свою работу и сегодня.
Истоки и история
Осенний салон открылся 31 октября 1903 года в Пти-Пале. Его организатором выступило Общество Осеннего салона, основанное группой деятелей искусства. В неё входили художник-импрессионист Пьер Огюст Ренуар (1841–1919), архитектор Франц Журден (1847–1935), писатель-символист и критик Жорис-Карл Гюисманс (1848–1907) и художник-экспрессионист Жорж Руо (1871–1958).
Любой член общества мог представить свою работу на выставку. Жюри формировалось из рядовых членов путём жеребьёвки. Первоначальный отбор живописи осуществляли Андре Дерен, Жорж Руо, Альбер Марке и другие. Ведущим организатором раздела рисунка был Жак Вийон. В отличие от официального Салона, здесь наравне с изобразительным искусством выставлялось и декоративное, включая новейшие образцы модерна.
В 1900-е годы Осенний салон демонстрировал авангардные работы всех ведущих направлений искусства: фовизм (1905–1907), кубизм (с 1908), футуризм (с 1909) и экспрессионизм. Здесь выставлялись Анри Матисс, Пабло Пикассо, Жорж Брак и художники-импрессионисты. В 1911–1914 годах в Салоне участвовали и прогрессивные русские художники, в том числе Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.
После Первой мировой войны в Салоне доминировала живопись Парижской школы, представленная такими мастерами, как Марк Шагал (1887–1985) и Амедео Модильяни (1884–1920). Среди скульпторов выделялись Бранкузи, Задкин, Аристид Майоль и Шарль Деспио. Прикладное искусство было представлено ювелирными изделиями и стеклом в стиле модерн Рене Лалика, а также архитектурными проектами Ле Корбюзье.
Фовисты на Осеннем салоне 1905 года
Осенний салон 1905 года стал ключевым событием в истории искусства, сопоставимым с первой выставкой импрессионизма 1874 года. В центре экспозиции оказались работы группы художников во главе с Анри Матиссом. Их объединяла страсть к чистым, необработанным цветовым пигментам, которые они наносили на холсты в примитивной манере. Картины выглядели настолько дико, что критик Луи Вокселль, увидев среди них статую в стиле Ренессанса, воскликнул: “Donatello au milieu des fauves!” («Донателло среди диких зверей»). Так родилось название «фовизм» — первого революционного течения XX века.
В центральном зале (Salle VII) Осеннего салона выставлялись художники-фовисты: Матисс, Руо, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Альбер Марке, Оттон Фриз, Кис ван Донген, Жан Пюи, Анри-Шарль Мангуэн, Шарль Камуэн и Луи Вальтат.
Споры вокруг Зала VII начались ещё до открытия выставки. Картины фовистов смутили даже либерально настроенное жюри Салона. Однако Жорж Десвалье, глава комитета по развеске и давний сторонник Матисса, добился того, чтобы работы группы не только включили в экспозицию, но и разместили в одном зале для максимального эффекта.
Необузданное использование цвета вызвало возмущение и непонимание как у публики, так и у критиков. Особенно яростным нападкам подверглась картина «Женщина в шляпе» — портрет жены Матисса. Её лицо было написано пятнами зелёного, розового и жёлтого цветов, а волосы — сочетанием красного и синего. На голове красовалась огромная фиолетовая шляпа с разноцветными перьями.
Однако не все коллекционеры отнеслись к новому стилю отрицательно. Гертруда и Лео Стайн приобрели «Женщину в шляпе». Проницательные дилеры также вложили средства в новое направление и заработали состояние, когда экспрессионизм набрал популярность. Подробнее о вкладе фовизма в искусство см. статью «История экспрессионизма» (1880–1930).
Салон 1905 года также запомнился крупной ретроспективой работ неоклассического художника XIX века Жана Огюста Доминика Энгра. О его влиянии на живопись XX века можно прочитать в статье «Классическое возрождение в современном искусстве» (ок. 1900–1930).
Ретроспектива Гогена: Осенний салон 1906 года
В 1906 году в Салоне прошла одна из первых крупных посмертных выставок Поля Гогена, художника-символиста и создателя синтетизма. Этот стиль сочетал эмоциональное использование цвета с мифологическими мотивами. Экспозиция включала около 230 работ: картины, рисунки, резьбу по дереву и керамику. Событие оказало огромное влияние на французский авангард, особенно на Пабло Пикассо. Под впечатлением от выставки испанец создал серию женских ню и скульптурных фигур в стиле Гогена. Это, а также интерес к примитивному искусству, вдохновлённому статуэткой Гогена «Овири», привело его к созданию знаменитых «Авиньонских девиц» (1907).
Ретроспектива Сезанна: Осенний салон 1907 года
Уроженец Прованса Поль Сезанн (1839–1906) долгое время работал в безвестности. Лишь в 56 лет, в 1895 году, Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку в Париже. Она не произвела большого впечатления на публику, но заинтересовала художников. К 1900 году Сезанн приобрёл легендарную репутацию в авангардных кругах. Пикассо использовал его постимпрессионистский стиль как один из ключевых элементов в разработке кубизма.
Смерть Сезанна в 1906 году стала потрясением для художественного мира. В 1907 году в Осеннем салоне прошла большая ретроспективная выставка его творчества. Это событие стало эпохальным и вдохновило целое поколение молодых художников. На выставке было представлено более пятидесяти картин, включая монументальные «Большие купальщицы» (1898–1906). Их строгие формы и архитектурная структура подтолкнули Пикассо и Брака к созданию аналитического кубизма.
Английский скульптор Генри Мур, увидев эту работу в 1922 году, сказал: “Если бы вы попросили меня назвать десять самых сильных моментов визуальных эмоций в моей жизни, это была бы одна из них”. Поздние работы Сезанна во многом предвосхитили современную живопись, что подтвердили крупные выставки в Нью-Йорке, Хьюстоне (1977–1978), Париже (1978) и Лондоне (1996).
Ретроспектива 1907 года окончательно утвердила Сезанна в статусе одного из величайших художников современной эпохи и ключевой фигуры во французской живописи конца XIX века.
Информацию об официальном Парижском салоне (с 1667 года по настоящее время)
см. в статье: Парижский салон.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?