Дивизионизм: метод живописи Жоржа Сёра читать ~6 мин.
В изобразительном искусстве термин дивизионизм (также называемый хромолюминаризм) относится к теории, лежащей в основе неоимпрессионизма – стиля современного искусства, который предполагает разделение цветов на отдельные точки или пятна, которые, попадая на холст, оптически взаимодействуют с глазом зрителя. Выступая за нанесение небольших штрихов чистого цвета на холст (тем самым заставляя глаз зрителя «смешивать» различные цвета оптически), вместо физического смешивания цветовых пигментов на палитре и последующего нанесения их на холст, дивизионисты считали, что им удаётся достичь максимально возможной яркости.
Первым художником, систематически разрабатывавшим теорию дивизионизма, был Жорж Сёра (1859-1891), скрупулёзный мастер рисунка, чьё семейное состояние позволило ему экспериментировать с хромолюминаризмом и другими научными теориями цвета, выдвинутыми такими учёными, как Мишель Эжен Шеврёль, Шарль Блан, Дэвид Саттер, Герман фон Гельмгольц и Огден Руд.
Ответвлением дивизионизма стал стиль, известный как пуантилизм (от французского слова «point» – точка), для которого характерно использование точек краски. Два самых известных примера французского дивизионизма, оба написанные Сёра, – это картины «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-86, масло на холсте, Институт искусств Чикаго) и «Купальщицы в Асньере» (1884, Национальная галерея, Лондон).
Происхождение и история
Метод сопоставления точек чистого цвета на холсте таким образом, что они как бы соединяются вместе, создавая большую яркость, чем если бы они были предварительно смешаны на палитре, был впервые применён художниками-импрессионистами, такими как Клод Моне (1840-1926) и Камиль Писсарро (1830-1903). Это была одна из инстинктивных живописных техник, которую они использовали, чтобы передать мимолётные цвета, присутствующие в отражении солнечного света. (Для сравнения подхода Моне см: Характеристики импрессионистской живописи 1870-1910).
Однако только в 1880 году, когда Жорж Сёра начал изучать технические трактаты по теории цвета в живописи – такие как хромолюминаризм и оптика – и целенаправленно занялся задачей научного создания таких мерцающих цветовых эффектов, к которым Моне и другие пришли случайно и по вдохновению, был достигнут систематический прогресс. В отличие от импрессионистов, большинство из которых использовали технику пленэрной живописи, чтобы запечатлеть преходящие эффекты света, Сёра большую часть своих картин писал в студии, где все было спланировано до мельчайших деталей.
В результате новаторских усилий Сёра, пуантилизм – хотя он предпочитал название дивизионизм – стал самой горячей модой во французской живописи в течение 1880-х и 90-х годов. После его преждевременной смерти в 1891 году этот стиль активно продвигал Поль Синьяк (1863-1935), чья книга «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», опубликованная в 1899 году, придумала название «дивизионизм» и дала движению новую жизнь.
Среди других последователей Сёра были Анри-Эдмон Кросс (1856-1910), Тео Ван Риссельберге (1862-1926), Максимильен Люс (1858-1941) и Ян Тоороп (1858-1928). Дивизионизм также привлекал современных художников, таких как Ван Гог (1853-1890), Анри Матисс (1869-1954), Андре Дёрен (1880-1954), Жан Метцингер (1883-1956), Робер Делоне (1885-1941), Джакомо Балла (1871-1958) и другие. Действительно, почти каждый крупный художник, работавший в эпоху постимпрессионизма, экспериментировал с дивизионизмом. Современный пример – канадский художник-маг-реалист Алекс Колвилл (р. 1920).
Метод дивизионистской живописи
Раннее влияние на хромолюминаризм Сёра оказал трактат Grammaire des Arts du Dessin Шарля Блана. Опираясь на идеи французского химика Шеврёля и великого французского художника Эжена Делакруа, Блан объяснил, что оптическое смешение (на глаз зрителя) даёт более яркие и чистые цветовые эффекты, чем традиционный процесс предварительного смешивания пигментов перед нанесением их на холст. Сам Шеврель в своём трактате «Закон одновременного цветового контраста» (1839) заявил, что теория смешения цветов (все остальные цвета могут быть созданы путём смешения основных первичных цветов) одинаково применима к поведению светлых цветов (пучков света), добавленных вместе (аддитивное смешение), и цветных пигментов, добавленных вместе (субтрактивное смешение). Теперь мы знаем, что это утверждение в значительной степени ложно.
В действительности, точки чистого цвета Сёра не сливались в глазах зрителя – глаз продолжает видеть точки как отдельные цвета – но точки имели тенденцию производить мерцающий эффект и небольшое усиление цвета: эффект, зафиксированный в «Современной хроматике» (1879) Огдена Руда. Интересно, что, если коллекции в Париже и Лондоне могут о чем-то свидетельствовать, картины в стиле дивизионизма прекрасно сохранились с точки зрения цвета и композиции.
Наследие
Наряду с импрессионизмом, неестественные цвета и узоры хромолюминаризма Сёра привели непосредственно к итальянскому движению дивизионизма, инициированному Витторе Грубичи (1851-1920), а затем к футуризму; Оно было имитировано в голландском постимпрессионизме, оно также привело к интимизму Эдуарда Вюйара (1868-1940) и фовизму Матисса (ок. 1905-8), в то время как первенство Сёра в формальной структуре, а также «идея», а не простое подражание природе, проложили путь – наряду с работами Поля Сезанна (1839-1906) – к кубизму и другим движениям абстрактного искусства, включая оптическое искусство Виктора Вазарели и Бриджет Райли.
Чтобы увидеть, как неоимпрессионистская живопись открыла дверь для абстракции 20-го века, см: От реализма к импрессионизму (1830-1900).
Знаменитые картины дивизионистов
Знаменитые картины дивизионистов, созданные художниками-постимпрессионистами, включают:
Жорж Сёра (1859-1891)
Вид на Сену (1883) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Воскресный день на острове Ла Гранд Джатте (1884-6) Чикаго.
Купальщицы в Асньере (1884) Национальная галерея, Лондон.
Мост в Курбевуа (1886-7) Галереи Института Курто, Лондон.
Маяк в Онфлере (1886) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Порт-ан-Бессин (1888) Институт искусств Миннеаполиса.
Молодая женщина припудривает себя (ок. 1888) Институт Курто, Лондон.
Эйфелева башня (1889) Музей изобразительных искусств Сан-Франциско.
Цирк (1890-91) Музей д’Орсэ, Париж.
Поль Синьяк (1863-1935)
Портрет Феликса Фенеона (1890) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
(Феликс Фенеон был художественным критиком, придумавшим термин «неоимпрессионизм»).
Папский дворец, Авиньон (1900) Музей д’Орсэ, Париж.
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Автопортрет (1887) Институт искусств Чикаго.
Автопортрет в войлочной шляпе (1888) Музей Ван Гога, Амстердам.
Сеятель с заходящим солнцем (1888) Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло.
Анри-Эдмон Кросс (1856-1910)
Ноктюрн (1896) Пти Палас, Женева.
Кипарисы в Кане (1900) Музей д’Орсэ, Париж.
Антиб (1908) Музей изящных искусств, Гренобль.
Максимилиан Люс (1858-1941)
Литейный завод (1899) Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло.
Тео Ван Риссельберге (1862-1926)
Мадам Маус (1890) Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
Матисс (1869-1954)
Роскошь, спокойствие и сладострастие (1904) Musee National d’Art Moderne, Париж.
Андре Дёрен (1880-1954)
Гавань Коллиура (1905) Королевская академия, Лондон.
Картины в стиле дивизионизма можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира, в частности в музее Орсе в Париже.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?