Салон Независимых, Париж читать ~5 мин.
Важная особенность современной французской живописи, Салон независимых – это ежегодная художественная выставка Общества независимых художников, которая проводится в Париже с 1884 года. Запущенный в противовес жёсткой политике подчинения официального Салона – монополистического учреждения, организованного Обществом французских художников, – Салон независимых был призван продемонстрировать тот тип авангардного искусства, который официальный Салон не одобрял.
Чтобы обеспечить максимальную доступность всех форм современного искусства, он не имел отборочного жюри и позволял любому художнику выставляться за определённую плату. Основанный Жоржем Сёра (1859-1891), Одилоном Редоном (1840-1916), Полем Синьяком (1863-1935), Альбером Дюбуа-Пиле (1846-1890) и другими художниками, Он устроил свою первую выставку в павильоне города Парижа и быстро стал ключевым форумом для постимпрессионистской живописи, в частности, стиля искусства, известного как неоимпрессионизм.
Он был одинаково популярен среди художников XX века и более абстрактных скульпторов XX века, хотя к концу 1900-х годов он столкнулся с жёсткой конкуренцией со стороны Осеннего салона, либерального, но более избирательного художественного шоу.
Действующий и сегодня, насчитывающий около 3 000 членов, Салон независимых остаётся – наряду с Осеннимсалоном, Салоном молодой живописи, Майским салоном и Салоном новых реалий – важной витриной современного искусства в XXI веке.
Историческая справка
На протяжении большей части XIX века единственной публичной выставкой живописи и скульптуры в Париже был официальный Салон Академии изящных искусств. К несчастью, как и большинство европейских академий, Парижская академия предоставляла крайне консервативную программу академического искусства, основанную на неизменной практике рисования, преувеличенном уважении к исторической живописи и портрету, а также тщательном внимании к «отделке» картины.
Как следствие, в Салоне недоброжелательно относились к современным художникам, придерживавшимся более прогрессивных стилей изобразительного искусства – например, реализма или импрессионизма, – чьи работы, представленные в Салон , часто отклонялись в пользу работ менее известных, но более традиционных мастеров.
Среди художников, отвергнутых Салоном, были такие выдающиеся модернисты, как Гюстав Курбе (1819-1877), Эдуард Мане (1832-1883) и Клод Моне (1840-1926), а также многие другие. Проблема заключалась в том, что ежегодная выставка в Салоне была жизненно важной витриной для любого художника, который хотел сделать себе имя и продать свои работы. Больше идти было некуда.
Недовольство Салоном постепенно росло в середине XIX века вплоть до 1863 года, когда серия резких протестов «отвергнутых Салоном» дошла до сведения императора Наполеона III, который в ответ устроил специальную выставку – Салон отверженных – чтобы публика могла сама увидеть отвергнутые произведения искусства.
Как оказалось, ни художественные критики, ни публика не были впечатлены представленными работами – среди них были картины Мане, Сезанна, Писсарро и Уистлера, – но это событие имело большое значение для подрыва «непогрешимости» официального Салона. И вскоре после этого группы художников начали организовывать собственные выставки – начиная с Выставки импрессионистов в Париже (1874-86) – а в 1882 году в столице Франции была организована новая выставка под названием Экспозиция Искусств Инкогеренции – в насмешку над официальным Салоном.
Основание и развитие
В 1884 году, с появлением Постимпрессионизма, группа художников создала Общество независимых художников с провозглашённым намерением позволить всем художникам представлять свои работы публике с полной свободой, под лозунгом «Ни жюри, ни наград» (Sans jury ni recompense).
Общество получило разрешение на проведение выставки от Министерства изящных искусств, а также убедило парижские муниципальные власти предоставить место для проведения выставки. Первая выставка Салон независимых должным образом состоялась в мае-июле 1884 года, на ней было представлено 5000 работ более 400 художников. В него вошли картины Одилона Редона, Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри-Эдмона Кросса, Поля Синьяка, Тулуз-Лотрека, Ван Гога и Жоржа Сёра, чей шедевр пуантилизма – «Купание в Асньере» (1883-84, Национальная галерея, Лондон) только что был отвергнут официальным Салоном.
Два года спустя Общество организовало вторую, ещё более масштабную выставку, после чего Салон независимых утвердился в качестве главного события в парижском календаре искусства. Среди других художников, которые использовали его для продвижения своих картин, были: Эдвард Мунк (1863-1944), Анри Руссо (1844-1910), Пьер Боннар (1867-1947), Эдуард Вюйар (1868-1940), Морис Утрилло (1883-1955), Анри Матисс (1869-1954) и Фове, а также Кес Ван Донген (1877-1968), Оттон Фриз (1879-1949) и Рауль Дюфи (1877-1953). Среди скульпторов-участников – Александр Архипенко (1887-1964) и Константин Бранкузи (1876-1957).
Салон независимых (1911): Выставка группы кубистов в зале 41
Одна из самых известных художественных выставок, проведённых в рамках Салона независимых, состоялась в зале 41 в 1911 году. Организованная группой художников-кубистов (позднее прозванных «Салонными кубистами»), она включала работы Фернана Леже (1881-1955), Робера Делоне (1885-1941), Анри Ле Фоконье (1881-1945), Жана Метцингера (1883-1956) и Альбера Глейзеса (1881-1953). Из-за контракта с Даниэлем-Генрихом Канвейлером (1884-1979) ни Пикассо, ни его соавтор Брак не участвовали в выставке.
Выставка впервые представила кубизм вниманию широкой публики и – что, возможно, неудивительно для столь иконоборческого вида искусства – вызвала скандал. Даже художники (большинство из которых впоследствии стали участниками Section d’Or и группы Puteaux) были шокированы столь бурной реакцией, которую вызвали их работы. Это было предчувствие того, что ожидало Марселя Дюшана на выставке Armory Show в Нью-Йорке в 1913 году.
1912 год и далее
В первые десятилетия XX века Салон независимых стал важной ежегодной витриной для многих передовых стилей Парижской школы, включая неоимпрессионизм, кубизм и экспрессионизм, а также движения абстрактного искусства, такие как супрематизм и неопластицизм.
С 1920 года Салон независимых проводится в Гран-Пале, рядом с другими организациями городского художественного мира, такими как Общество изящных искусств, Общество французских художников, Осенний салон и другие. Если официальный Салон затмил «дискриминационный форум» Осеннего салона, то Салон независимых остаётся одной из главных площадок для демонстрации нового современного искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?