Салон Независимых, Париж читать ~5 мин.
«Салон независимых» — это ежегодная художественная выставка, которая проводится в Париже с 1884 года Обществом независимых художников и является важной частью истории французской живописи. Он был создан в противовес консервативной политике официального Парижского салона — монопольного вернисажа, организованного Обществом французских художников. Целью «Салона независимых» стала демонстрация произведений авангардного искусства, которые официальная институция не принимала.
Для обеспечения максимальной доступности всех направлений современного искусства у «Салона независимых» не было отборочного жюри. Любой художник мог выставить свои работы, внеся определённую плату. Его основателями выступили Жорж Сёра (1859–1891), Одилон Редон (1840–1916), Поль Синьяк (1863–1935), Альбер Дюбуа-Пилле (1846–1890) и другие. Первая выставка прошла в павильоне города Парижа, и Салон быстро стал важной площадкой для постимпрессионистской живописи, в частности для неоимпрессионизма.
Салон был одинаково популярен как среди художников XX века, так и среди скульпторов-модернистов. Однако к концу 1900-х годов он столкнулся с серьёзной конкуренцией со стороны Осеннего салона — также либеральной, но более избирательной выставки.
«Салон независимых» действует и сегодня, насчитывая около 3000 членов. Наряду с Осенним салоном, Салоном молодой живописи, Майским салоном и Салоном новых реалий, он остаётся важной площадкой для демонстрации современного искусства в XXI веке.
Историческая справка
На протяжении большей части XIX века единственной публичной выставкой живописи и скульптуры в Париже был официальный Салон, проводимый Академией изящных искусств. Подобно большинству европейских академий, парижская придерживалась крайне консервативной программы академического искусства. Эта программа основывалась на строгой школе рисунка, преувеличенном почтении к исторической живописи и портрету, а также на скрупулёзном внимании к «отделке» картины.
Как следствие, Салон не принимал современных художников, работавших в прогрессивных стилях, таких как реализм или импрессионизм. Их работы часто отклонялись в пользу произведений менее известных, но более традиционных мастеров.
Среди художников, отвергнутых Салоном, были такие выдающиеся модернисты, как Гюстав Курбе (1819–1877), Эдуард Мане (1832–1883) и Клод Моне (1840–1926). Ежегодная выставка в Салоне была жизненно важной витриной для любого художника, который хотел сделать себе имя и продать свои работы, поэтому альтернативы ей не было.
Недовольство Салоном росло, и в 1863 году, после многочисленных протестов со стороны отвергнутых художников, император Наполеон III распорядился организовать специальную выставку — «Салон отверженных». Это было сделано, чтобы публика могла самостоятельно оценить не принятые жюри произведения.
Хотя ни художественные критики, ни публика не были впечатлены представленными работами (среди которых были картины Мане, Сезанна, Писсарро и Уистлера), это событие подорвало авторитет официального Салона. Вскоре группы художников начали организовывать собственные показы, начиная с выставок импрессионистов в Париже (1874–1886). А в 1882 году в столице Франции в насмешку над официальным Салоном была организована Выставка бессвязных искусств (Arts Incohérents).
Основание и развитие
В 1884 году, на волне постимпрессионизма, группа художников основала Общество независимых художников. Его заявленной целью было предоставить всем художникам возможность свободно представлять свои работы публике под девизом «Ни жюри, ни наград (Sans jury ni récompense)».
Общество получило разрешение на проведение выставки от Министерства изящных искусств и добилось от парижских властей предоставления помещения. Первая выставка «Салона независимых» прошла в декабре 1884 — январе 1885 года. На ней было представлено более 5000 работ 402 художников, включая картины Одилона Редона, Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри-Эдмона Кросса, Поля Синьяка, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента Ван Гога и Жоржа Сёра. Шедевр пуантилизма кисти последнего — «Купальщики в Аньере» (1884, Национальная галерея, Лондон) — был незадолго до этого отвергнут официальным Салоном.
Два года спустя, в 1886 году, Общество организовало вторую, ещё более масштабную выставку, после чего «Салон независимых» утвердился в качестве одного из главных событий в художественной жизни Парижа. Среди художников, выставлявших там свои работы, были Эдвард Мунк, Анри Руссо, Пьер Боннар, Эдуард Вюйар, Морис Утрилло, Анри Матисс и фовисты: Кес ван Донген, Отон Фриез и Рауль Дюфи. В Салоне также участвовали скульпторы Александр Архипенко и Константин Бранкузи.
Скандал с кубистами в 1911 году
Одна из самых известных выставок в истории «Салона независимых» прошла в зале № 41 в 1911 году. Её организовала группа художников-кубистов, которых позднее прозвали «салонными кубистами». В экспозицию вошли работы Фернана Леже, Робера Делоне, Анри Ле Фоконье, Жана Метценже и Альбера Глеза. Из-за эксклюзивного контракта с галеристом Даниэлем-Генри Канвейлером (1884–1979) ни Пикассо, ни его соратник Брак в выставке не участвовали.
Эта выставка впервые представила кубизм широкой публике и, что неудивительно для столь новаторского искусства, вызвала скандал. Даже сами художники (многие из которых позже вошли в группу «Золотое сечение» и группу Пюто) были шокированы бурной реакцией на свои работы. Это событие стало предвестником реакции на «Обнажённую, спускающуюся по лестнице» Марселя Дюшана на Арсенальной выставке в Нью-Йорке в 1913 году.
1912 год и далее
В первые десятилетия XX века «Салон независимых» стал важной ежегодной площадкой для многих ведущих течений Парижской школы, включая неоимпрессионизм, фовизм, кубизм и экспрессионизм. Здесь также выставлялись представители движений абстрактного искусства, таких как супрематизм и неопластицизм.
С 1920 года «Салон независимых» проводится в Большом дворце (Гран-Пале) наряду с другими крупными художественными обществами, такими как Национальное общество изящных искусств, Общество французских художников и Осенний салон. В то время как Осенний салон со своим жюри стал более престижной альтернативой официальной выставке, «Салон независимых» сохранил статус главной площадки для демонстрации новейшего современного искусства без каких-либо ограничений.
- Тучи над «Арт-Манежем»
- Первый московский биеннале современного искусства
- История современного искусства
- Публика не понимала картины Пикассо и Ван Гога сто лет назад
- Прикосновение к прекрасному – работы Арена Буманца
- Предчувствие войны или время мучительного выбора
- Салон отверженных, Париж, 1863: выставка отвергнутого искусства
- Парижский салон
- Из-за забастовки в Музее Орсе сорвано открытие выставки о проституции
- «Поэт обязан быть глубоко несчастным и даже в меру увечным»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?