Салон отверженных, Париж, 1863:
выставка отвергнутого искусства читать ~4 мин.
В французской живописи термин «Салон Отверженных» означает художественную выставку, проведённую в Париже в 1863 году, чтобы показать картины, которые были отвергнуты отборочной комиссией «Парижского салона» – официальной ежегодной витрины французского искусства.
Французская академия оставалась организатором ежегодной выставки Салона, работы для которой утверждались или отклонялись жюри или комитетом авторитетных, обычно консервативных, художников, как правило, набранных из членов Академии. Поскольку Академия была традиционным защитником ортодоксального стиля живописи и скульптуры, известного как «академическое искусство», большинство членов жюри, как правило, голосовали против любых произведений, которые были хоть немного нетрадиционными. Отборочное жюри оценивало как жанр, так и стиль. Жанры ранжировались в соответствии с официальной Иерархией жанров, и жанры, занимающие более низкие позиции, рассматривались менее благосклонно.
См. также: Жанры живописи.
Что касается стиля, то Академия ожидала идеализированную, правдивую реалистическую живопись, где все следы кисти стёрты, а поверхность отполирована. Отвергнутая картина могла стать очень плохой новостью для художника, поскольку выставка в Салоне – единственная возможность в календаре французского искусства показать свои работы коллекционерам и дилерам, а также художественным критикам и писателям.
Примечание: См. также: Салон независимых (с 1884 г.) и Осенний салон (с 1903 г.).
Выставка отвергнутых произведений искусства (1863)
В 1863 году жюри Салона отвергло так много картин (из более чем 5000 картин было принято менее 2218) и так много художников протестовали, что император Наполеон III (всегда чувствительный к общественному мнению) приказал организовать новую выставку, названную «Salon des Refusés» (Выставка отвергнутого искусства), чтобы показать все картины и скульптуры, которым было отказано в приёме в Салон, и дать публике возможность самостоятельно оценить достоинства этих работ.
В программе выставки Салона отверженных перечислены 780 работ 64 скульпторов и 366 живописцев, а также небольшое количество гравёров и архитекторов. Среди знаменитых художников, чьи работы были представлены на выставке, были: Эдуард Мане (1832-1883), Гюстав Курбе (1819-1877), Поль Сезанн (1839-1906), Камиль Писсарро (1830-1903), Йохан Йонгкинд (1819-1891), Джеймс Уистлер (1834-1903) и Анри Фантен-Латур (1836-1904).
Общественный скандал из-за картины Мане «Завтрак на траве»
Салон отверженных собирал огромные толпы, более тысячи человек в день, Многие из них были особенно возмущены скандальной наготой, представленной на картине Мане «Завтрак на траве» (1862, Музей Орсэ), на которой изображена обнажённая женщина, устраивающая пикник с двумя полностью одетыми мужчинами в (предположительно) Булонском лесу. Картина вызвала возмущение даже среди некоторых художников, включая Одилона Редона (1840-1916).
Другим экспонатом стала «Симфония в белом», № 1: «Белая девушка» (1862, Национальная галерея искусств, Вашингтон) работы Джеймса Уистлера (1834-1903). Этот портрет его любовницы и управляющей делами Джоанны Хиффернан был принят гораздо более благосклонно, чем работы Мане, хотя его связь с английскими прерафаэлитами была одобрена не всеми критиками.
Почему Салон отверженных оказался так важен?
Три причины.
❶ Потому что он подорвал непогрешимость Французской академии и, как следствие, академического искусства во всей Европе.
❷ Потому что она подчеркнула необходимость альтернативных «неофициальных» выставок, чтобы предотвратить доминирование высококонсервативных академических организаций как в эстетике, так и в общественном вкусе к искусству.
❸ Потому что в значительной степени она узаконила вновь возникающие формы авангардного искусства и проложила путь для ещё более шокирующего стиля «импрессионизма», который его экспоненты развязали в Париже в 1874 году в серии независимо организованных выставок (1874-84).
Поздние Салоны Отверженных
Ещё три Салона Отверженных прошли в Париже – в 1874, 1875 и 1886 годах, – хотя к тому времени новизна их проведения угасла, поскольку стали появляться другие «неофициальные» художественные выставки. Салон независимых, организованный Жоржем Сёра (1859-1891), начался в 1884 году, а Осеннийсалон открылся в 1903 году. В настоящее время термин «Salon des Refusés» используется для обозначения любой художественной выставки, посвящённой показу работ, отвергнутых жюри художественного салона.
Парижское искусство XIX века
Париж, мировой центр искусства, был местом рождения нескольких важных современных художественных движений в течение шестидесяти лет между 1870 и 1930 годами. У него даже появилось собственное название – Парижская школа – характеризующее художников и скульпторов, наиболее тесно связанных с городом.
Импрессионизм
Художники-импрессионисты – Моне, Ренуар, Сислей, Дега и другие – были известны своим «новым стилем живописи», который не был хорошо принят французской публикой. См. также: Выставки импрессионистов в Париже (1874-86).
Постимпрессионизм
Широкий зонтичный термин, охватывающий Неоимпрессионизм (1880-1900), Пуантилизм (1884-1904), Клуазонизм (1888-94), Синтетизм (1888-94), Les Nabis (1890-е) и прекрасные плакаты Тулуз-Лотрека для театров и кабаре.
Экспрессионизм
Включает фовизм (1904-6), направление, возглавляемое Анри Матиссом (1869-1954), и оформление парижских балетов Дягилева «Русский балет» (1909-29).
Авангард
Кубизм, один из изобретателей Пикассо (1881-1973) и Брака (1882-1963).
Париж в межвоенные годы
Включает сюрреализм, развитие дада под руководством теоретика Андре Бретона (1896-1966), а также новаторскую художественную фотографию таких художников, как Эжен Атже (1857-1927), Ман Рэй (1890-1976) и Брассай (1899-1984).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?