Салон отверженных, Париж, 1863:
выставка отвергнутого искусства читать ~4 мин.
В истории французской живописи под термином «Салон отверженных» (Salon des Refusés) понимают художественную выставку, которая прошла в Париже в 1863 году. На ней были показаны работы, отвергнутые жюри официального «Парижского салона» — главной ежегодной экспозиции французского искусства.
Организатором ежегодного Салона выступала Академия изящных искусств. Работы для выставки отбирало жюри, состоявшее из авторитетных, преимущественно консервативных художников — как правило, членов самой Академии. Будучи хранительницей ортодоксальных традиций в живописи и скульптуре, известных как «академическое искусство», Академия через своё жюри отвергала любые нетрадиционные произведения.
Отборочная комиссия оценивала работы по жанру и стилю. Жанры ранжировались согласно официальной иерархии жанров, и к произведениям в «низких» жанрах относились менее благосклонно.
См. также: Жанры живописи.
В отношении стиля Академия требовала идеализированного, правдоподобного реализма с гладкой, «отполированной» поверхностью, на которой неразличимы мазки кисти. Отклонение картины было серьёзным ударом для художника, поскольку Салон был единственной в художественной жизни Франции возможностью показать свои работы коллекционерам, дилерам, а также художественным критикам.
Примечание: См. также: Салон независимых (с 1884) и Осенний салон (с 1903).
Выставка отвергнутых произведений (1863)
В 1863 году жюри Салона отклонило беспрецедентное количество работ: из более чем 5000 представленных было принято менее 2218. Протесты художников были настолько многочисленны, что император Наполеон III (Шарль Луи Наполеон Бонапарт; фр. Charles Louis Napoléon Bonaparte), всегда чуткий к общественному мнению, распорядился организовать отдельную выставку под названием «Салон отверженных», чтобы публика могла самостоятельно оценить достоинства этих работ.
В каталоге Салона отверженных было представлено 780 работ от 64 скульпторов и 366 живописцев, а также небольшого числа гравёров и архитекторов. Среди известных художников, чьи произведения экспонировались, были Эдуард Мане (1832–1883), Гюстав Курбе (1819–1877), Поль Сезанн (1839–1906), Камиль Писсарро (1830–1903), Йохан Йонгкинд (1819–1891), Джеймс Уистлер (1834–1903) и Анри Фантен-Латур (1836–1904).
Общественный резонанс и картина Мане «Завтрак на траве»
Салон отверженных привлекал огромные толпы — более тысячи человек в день. Особенное возмущение публики вызвала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863, Музей Орсе), изображавшая обнажённую женщину на пикнике с двумя полностью одетыми мужчинами. Скандальная, по мнению современников, работа вызвала негодование даже у некоторых художников, например у Одилона Редона (1840–1916).
Другим заметным экспонатом стала «Симфония в белом № 1. Девушка в белом» (1862, Национальная галерея искусств, Вашингтон) Джеймса Уистлера (1834–1903). Этот портрет его возлюбленной и музы Джоанны Хиффернан был принят публикой более благосклонно, чем работа Мане, хотя её связь с Братством прерафаэлитов не была одобрена всеми критиками.
Значение Салона отверженных
Салон 1863 года имел три важных последствия. Во-первых, он подорвал авторитет и мнимую непогрешимость Академии изящных искусств и, как следствие, академического искусства в целом. Во-вторых, он продемонстрировал необходимость альтернативных, «неофициальных» выставок, чтобы противостоять диктату консервативных академических кругов в эстетике и формировании общественного вкуса. В-третьих, Салон во многом узаконил зарождавшиеся формы авангардного искусства и проложил путь для ещё более смелого «импрессионизма».
Последующие Салоны отверженных
Позже в Париже были организованы ещё три «Салона отверженных» — в 1874, 1875 и 1886 годах. Однако к тому времени их новизна угасла, так как стали появляться другие независимые выставки. Салон независимых, организованный Жоржем Сёра (1859–1891), появился в 1884 году, а Осенний салон — в 1903 году.
В настоящее время термин «Salon des Refusés» используется для обозначения любой выставки, на которой представлены работы, отвергнутые официальным жюри какого-либо художественного салона.
Искусство Парижа XIX века
Париж, бывший в то время мировым центром искусства, стал местом зарождения нескольких ключевых направлений модернизма в период с 1870 по 1930 год. Это явление получило название «Парижская школа» (École de Paris), объединившее художников и скульпторов, чьё творчество было тесно связано с городом.
Импрессионизм
Художники-импрессионисты — Моне, Ренуар, Сислей, Дега и другие — прославились своим «новым стилем живописи», который французская публика приняла не сразу. См. также: Выставки импрессионистов в Париже (1874–1886).
Постимпрессионизм
Широкий термин, охватывающий неоимпрессионизм (1880–1900), пуантилизм (1884–1904), клуазонизм (1888–1894), синтетизм (1888–1894), группу «Наби» (1890-е) и плакатное искусство Тулуз-Лотрека для театров и кабаре.
Экспрессионизм
Включает фовизм (1904–1906), направление во главе с Анри Матиссом (1869–1954), и художественное оформление «Русских балетов» Дягилева (1909–1929).
Авангард
К авангарду относится кубизм, основоположниками которого были Пабло Пикассо (1881–1973) и Жорж Брак (1882–1963).
Париж в межвоенные годы
Включает сюрреализм, выросший из дадаизма под руководством теоретика Андре Бретона (1896–1966), а также новаторскую художественную фотографию таких мастеров, как Эжен Атже (1857–1927), Ман Рэй (1890–1976) и Брассай (1899–1984).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?