Символизм читать ~6 мин.
Символизм — направление в постимпрессионистской живописи, которое зародилось в конце XIX века и получило распространение по всей Европе. Возникнув в литературе — поэзии, философии и театре — символизм затем охватил музыку и изобразительное искусство. Это течение имело тесные связи с прерафаэлитами, романтизмом и эстетизмом. Подобно этим движениям, символизм стал реакцией на натурализм и реализм, а также был тесно связан с мифологической живописью.
Если реалисты и натуралисты стремились запечатлеть оптическую реальность во всей её объективной грубости, фокусируясь на обыденном, а не на идеальном, то символисты искали более глубокую реальность в воображении, снах и бессознательном.
К числу известных художников-символистов относят Гюстава Моро (1826-1898), Арнольда Бёклина (1827-1901), Фердинанда Ходлера (1853-1918), Макса Клингера (1857-1920), Поля Гогена (1848-1903), Джеймса Энсора (1860-1949), Эдварда Мунка (1863-1944), Одилона Редона (1840-1916) и Пюви де Шаванна. Несмотря на свою недолговечность, движение оказало заметное влияние на немецкое искусство XIX века и на многих европейских художников XX века.
Воздействие символизма испытали участники группы «Наби» и представители модерна, а также мастера экспрессионизма и сюрреализма. Его влияние прослеживается в творчестве таких художников, как Джеймс Уистлер, Джорджо де Кирико, Жоан Миро, Пауль Клее, Фрида Кало и Марк Шагал. В 1990-е годы китайские художники из пекинского движения «Циничный реализм» использовали мотивы символизма для выражения политической и социальной неопределённости после событий на площади Тяньаньмэнь.
Манифест символистов
Статья под названием «Le Symbolisme», опубликованная во французской газете «Le Figaro» 18 сентября 1886 года, была написана поэтом Жаном Мореасом. Согласно Мореасу, символизм противопоставляет себя “простым значениям и фактическому описанию”, а его цель — “облечь Идеал в ощутимую форму”. Проще говоря, символисты считали, что искусство должно выражать абсолютные истины, доступ к которым возможен лишь опосредованно, через метафорические образы и формы с символическим значением.
Общая характеристика
Художники и скульпторы-символисты черпали вдохновение в современной им литературе и поэзии, а также в истории, легендах, мифах и библейских сюжетах. В своих работах они наделяли привычные образы — женщин, героев, цветы, пейзажи — мифологическими или иными эзотерическими смыслами. Многие авторы обращались к стимуляторам, таким как алкоголь и наркотики, для пробуждения воображения. К излюбленным темам символистов относились чувственность, религиозные переживания, оккультизм, любовь, смерть и грех, а декаданс стал одной из характерных черт направления.
Антиматериализм
Будучи частью эпохи постимпрессионизма, символизм во многом был реакцией на урбанизацию и материализм викторианской эпохи. Он отвергал изобразительные ограничения натурализма, обращаясь к мистицизму, идеализму и романтизму. В философском плане символисты искали глубинные истины, скрытые за поверхностью натуралистических и импрессионистических произведений.
Ключевая идея
Символизм можно назвать интеллектуальной формой экспрессионизма. В отличие от прямого эмоционального выражения, характерного для последнего, символисты стремились наполнить свои работы скрытыми посланиями и эзотерическими отсылками. Они не ограничивались использованием цвета и формы для передачи чувств, а создавали сложное повествовательное содержание, которое и является отличительной чертой символистского произведения.
Художники-символисты
К романтическим предшественникам и идейным наставникам символизма относят таких художников, как:
Генри Фюзели (1741-1825)
Франсиско Гойя (1746-1828)
Уильям Блейк (1757-1827)
Каспар Давид Фридрих (1774-1840)
Джордж Фредерик Уоттс (1817-1904)
Теодор Шассерио (1819-1856)
Художники, наиболее тесно связанные с символистским искусством, родились в 1850-х и 1860-х годах. Их принято классифицировать по национальным школам, так как искусство XIX века носило преимущественно региональный характер.
Французские символисты
Символистские группы во Франции включали гидропатов, зутистов, декадентов и «Непоследовательных (Les Arts Incohérents)». Синтетизм Гогена и Бернара, также известный как клуазонизм, был тесно связан с символизмом. Среди художников:
Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898)
Гюстав Моро (1826-1898)
Одилон Редон (1840-1916)
Поль Гоген (1848-1903)
Эжен Каррьер (1849-1906)
Луи Велден Хокинс (1849-1910)
Александр Сеон (1855-1917)
Альфонс Осбер (1857-1939)
Арман Пуэнт (1861-1932)
Люсьен Леви-Дюрмер (1865-1953)
Эмиль Бернар (1868-1941)
Морис Дени (1870-1943)
Эдгар Максенс (1871-1954)
Гюстав-Адольф Мосса (1883-1971)
Значительной фигурой во французском символизме был искусствовед-розенкрейцер Жозефен Пеладан, который организовал ежегодный «Салон Розы+Креста» (1892–1897), важную площадку для демонстрации символистской живописи. На последней выставке были представлены работы ученика Моро Жоржа Руо (1871-1958), хотя его творчество обычно не ассоциируется с символизмом. Кроме того, Пабло Пикассо в «голубой период» создал ряд картин с символистскими чертами, например «Жизнь» (1903, Кливлендский музей искусств).
Бельгийские символисты
Бельгия была вторым ведущим центром символистской живописи. К бельгийским символистам относят:
Фелисьен Ропс (1833-1898)
Ксавье Меллери (1845-1921)
Фернан Кнопф (1858-1921)
Ян Тороп (1858-1928), нидерландский художник, работавший в Бельгии
Джеймс Энсор (1860-1949)
Жан Дельвиль (1867-1953)
Леон Спиллиарт (1881-1946)
Британские символисты
На британский символизм сильное влияние оказало «Братство прерафаэлитов», чей псевдосредневековый романтизм дал толчок развитию современной исторической живописи. К ключевым фигурам прерафаэлитов относились:
Уильям Холман Хант (1827-1910)
Данте Габриэль Россетти (1828-1882)
Джон Эверетт Милле (1829-1896)
Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898)
В Шотландии Чарльз Ренни Макинтош, ведущий представитель декоративного крыла школы живописи Глазго (1880-1915), создал ряд символистских акварелей, в частности «Урожайная луна» (1892).
Немецкие и швейцарские символисты
Художники-символисты в Германии, Австрии и Швейцарии:
Арнольд Бёклин (1827-1901)
Ганс Тома (1839-1924)
Фердинанд Ходлер (1853-1918)
Макс Клингер (1857-1920)
Максимилиан Ленц (1860-1948)
Густав Климт (1862-1918)
Франц фон Штук (1863-1928)
Карлос Швабе (1877-1926)
Русские символисты
Русский символизм развивался под влиянием западноевропейских течений. Среди русских художников-символистов были:
Михаил Врубель (1856-1910)
Михаил Нестеров (1862-1942)
Лев Бакст (1866-1924)
Константин Сомов (1869-1939)
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939)
Николай Рерих (1874-1947)
Среди других художников-символистов из разных стран выделяют следующих мастеров:
Джованни Сегантини (1858–1899) из Италии;
Адриа Гуаль (1872–1943) из Испании;
Вильгельм Хаммерсхёй (1864–1916) из Дании;
Педер Северин Крёйер (1851–1909), датский художник, в чьём творчестве также находят символистские черты;
Элиху Веддер (1836–1923) из США.
Знаменитые картины символистов
Эдвард Бёрн-Джонс: «Зачарованный Мерлин» (ок. 1874) Художественная галерея Леди Левер, Порт-Санлайт.
Арнольд Бёклин: «Остров мёртвых» (1880, первая версия) Художественный музей, Базель.
Пьер Пюви де Шаванн: «Сон» (1883) Музей Орсе, Париж.
Гюстав Моро: «Жизнь человечества» (1886) Музей Гюстава Моро, Париж.
Эдвард Мунк: «Крик» (1893) Национальная галерея, Осло.
Эдвард Мунк: «Тревога» (1894) Музей Мунка, Осло.
Фернан Кнопф: «Ласка (Искусство)» (1896) Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
Адриа Гуаль: «Утренняя роса» (1897) Национальный музей искусства Каталонии, Барселона.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты см. в статье «Хронология истории искусства».
ВЕЛИЧАЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА В МИРЕ
Список величайших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён. О лучших произведениях, написанных маслом и акварелью, читайте в статье «Величайшие картины всех времён».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?