Треченто, итальянское искусство XIV века читать ~6 мин.
Термин «треченто» (от итал. Trecento — «триста») является общепринятым названием XIV века в истории итальянской культуры. Этот чрезвычайно плодотворный период, охватывающий 1300–1400-е годы, стал временем зарождения живописи Проторенессанса, а также скульптуры и архитектуры. Поскольку треченто хронологически совпадает с эпохой Предвозрождения, этот термин часто используется как синоним искусства Проторенессанса — моста между средневековым готическим искусством и искусством раннего Возрождения. Следующее столетие (1400–1500) известно как кватроченто, а XVI век (1500–1600) — как чинквеченто.
Живопись периода треченто
В живописи XIV века доминировали две основные школы:
- Консервативная сиенская школа живописи во главе с Дуччо ди Буонинсенья (1255–1318). Она развивала традиции византийского искусства и способствовала формированию интернациональной готики (около 1375–1425).
- Флорентийская школа Проторенессанса, возглавляемая Джотто ди Бондоне (1267–1337).
Основные виды искусства, практиковавшиеся в период треченто, развивали традиции предшествующей готической эпохи. К ним относятся фресковая живопись, темперная живопись на досках, книжная миниатюра, ювелирное дело, работа по металлу, рельефная скульптура и мозаика.
Флорентийский реализм против сиенской готики
Хотя новаторский фигуративный реализм Джотто лёг в основу искусства эпохи Возрождения XV века, на протяжении большей части треченто доминирующим оставался художественный язык, сформированный в Сиене. Этот стиль, уходящий корнями в византийскую традицию, получил широкое распространение, в том числе благодаря популярности интернациональной готики при королевских дворах Европы.
Тем не менее, именно Джотто первым совершил художественный прорыв, создав цикл фресок в капелле Скровеньи в Падуе (около 1303–1310). В этом шедевре религиозного искусства художник отказался от плоских и условных форм византийского стиля в пользу натурализма и жизненной убедительности. Его персонажи обрели объём и подлинную человечность, что хорошо видно в таких работах, как «Предательство Христа (Поцелуй Иуды)» (1305) и «Оплакивание Христа» (1305). Наряду с росписями в церкви Святого Франциска в Ассизи, которые, как принято считать, он выполнил совместно с Чимабуэ (ок. 1240–1302), фрески капеллы Скровеньи оказали огромное влияние на живопись треченто. Они заложили основу нового подхода к искусству, который позже развили и усовершенствовали мастера раннего Возрождения: Мазаччо (1401–1428), Пьеро делла Франческа (1420–1492) и Леонардо да Винчи (1452–1519).
Примечание: Одним из первых экспертов по атрибуции картин эпохи треченто был искусствовед и знаток итальянского Возрождения Бернард Беренсон (1865–1959), который жил недалеко от Флоренции и опубликовал ряд фундаментальных работ по искусству XIV века.
Сиенская школа живописи
Дуччо ди Буонинсенья и другие сиенские мастера дольше оставались верны византийской традиции. Однако по красоте линий, богатству материалов и колориту Дуччо не уступал Джотто, что подтверждает его знаменитая «Мадонна Строганова». Сиенский стиль был более лиричным и декоративным, чем новаторский язык Джотто, и идеально подходил для создания возвышенных алтарных образов. Ученик Дуччо, Симоне Мартини (1284–1344), развивал декоративные аспекты сиенской живописи, находясь под сильным влиянием позднеготической книжной миниатюры. Подробнее об иллюминировании средневековых рукописей, которое в Италии ценилось меньше, чем в других странах Европы, см. также статьи о готических иллюминированных рукописях (до 1350 г.) и интернациональной готической миниатюре.
В то же время братья Амброджо Лоренцетти (ок. 1290–1348) и Пьетро Лоренцетти (ок. 1280–1348) в своём творчестве отдавали предпочтение повествовательному реализму Джотто, а не декоративности Симоне Мартини. В течение треченто разрыв между сиенской и флорентийской школами постепенно сокращался, хотя декоративные качества сиенского искусства сохранялись в работах таких художников, как Лоренцо Монако (1370–1425), Мазолино да Паникале (1383–1440), Пизанелло (ок. 1394–1455), Сассетта (ок. 1395–1450) и Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427).
Скульптура периода треченто
Родоначальником скульптуры итальянского Возрождения XIV века считается пизанский мастер Джованни Пизано (1250–1314). Он создал мраморную статую Мадонны с Младенцем для капеллы Скровеньи в Падуе примерно в то же время, когда Джотто расписывал её стены (1305), а также прославился великолепным пластическим решением кафедры собора в Пистое. Его творчество оказало большое влияние на другого известного скульптора, Андреа Пизано (1295–1348), не приходившегося ему родственником. Среди шедевров Андреа Пизано — три бронзовые двери для флорентийского баптистерия (завершены в 1336 году). На его творчество также повлиял натурализм Джотто. После смерти Джотто в 1337 году Андреа Пизано сменил его на посту главного архитектора Флорентийского собора. (Подробнее о завершении собора см. Флорентийский собор, Брунеллески и эпоха Возрождения). Ведущим венецианским скульптором и архитектором того времени был Филиппо Календарио (ок. 1315–1355), который руководил перестройкой Дворца дожей, но позже был казнён за государственную измену.
Архитектура треченто
В то время как готическая архитектура доминировала в Северной Европе вплоть до XVI века, в Италии её уже в XV веке сменили проекты эпохи Возрождения. Однако в период треченто было реализовано относительно немного крупных архитектурных проектов. Причины этого затишья до конца не ясны, но стоит упомянуть такие потрясения, как эпидемия Чёрной смерти (начавшаяся в 1347–1348 гг.), которая унесла жизни трети населения Европы, и Столетняя война между Англией и Францией (с 1337 года). Эти события не способствовали реализации масштабных строительных программ. Кроме того, церковь как крупнейший заказчик архитектуры была ослаблена внутренними конфликтами.
Среди немногих исключений — ратуша (Палаццо Веккьо) во Флоренции, яркий пример итальянской готики, построенная между 1299 и 1314 годами, и прилегающая к ней Пьяцца делла Синьория — главная общественная площадь города, формирование которой завершилось около 1330 года.
Величайшие произведения искусства треченто
Произведения итальянской живописи и скульптуры XIV века представлены во многих ведущих художественных музеях мира.
Картины
- Фрески в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (ок. 1300 г. или ранее). Атрибутируются Чимабуэ и Джотто.
- «Мадонна Строганова с Младенцем» (ок. 1300). Дуччо ди Буонинсенья. Темпера, золото, дерево. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Фрески капеллы Скровеньи (ок. 1303–1310). Джотто. Капелла дельи Скровеньи, Падуя.
- Алтарный образ «Маэста» (1308–1311). Дуччо ди Буонинсенья. Темпера, золото, дерево. Музей собора, Сиена.
- «Маэста» (1315). Симоне Мартини. Фреска. Палаццо Пубблико, Сиена.
- «Снятие с креста» (ок. 1320–1330). Пьетро Лоренцетти. Фреска. Нижняя церковь Сан-Франческо, Ассизи.
- «Аллегория доброго и дурного правления» (1339). Амброджо Лоренцетти. Фреска. Палаццо Пубблико, Сиена.
Скульптуры
- Джованни ди Бальдуччо (ок. 1290 – после 1339). «Святой Пётр Мученик с двумя донаторами» (ок. 1340). Мраморный рельеф. Музей Метрополитен (Клойстерс), Нью-Йорк.
- Андреа Пизано (1295–1348). «Жизнь Иоанна Крестителя» (1330–1336). Бронзовые рельефы южных врат. Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция.
О значении фресок и темперной живописи Проторенессанса см.: Анализ известных картин.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства.
Краткое руководство по определённым стилям см.: Художественные движения.
ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Подробная информация о лучших живописцах: Старые мастера (художники до 1830 года).
- Чинквеченто: итальянское искусство 16 века
- Кватроченто, итальянское искусство 15 века
- Джорджо Вазари: итальянский художник-маньерист, биограф
- Частная коллекция итальянского искусства передана в галереи Великобритании
- Дизеньо: определение и история
- Дизайн эксклюзивных календарей
- Областной краеведческий музей Иркутска выставкой «Восточное пространство отметил Новый год по лунному календарю
- Западные религиозные календари
- Выставка «Календарь Pirelli 2020. В поисках Джульетты»
- Выставка графики тайваньских художников «Восточный календарь»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?