Треченто, итальянское искусство XIV века читать ~6 мин.
Термин «треченто» (по-итальянски Trecento, «триста») является сокращением от «milletrecento» («тринадцать сотен»), что означает четырнадцатый век. Это очень творческий период, когда в период 1300-1400 гг. здесь зарождалась доренессансная живопись, а также скульптура и архитектура. Фактически, поскольку треченто совпадает с движением до ренессанса, этот термин часто используется как синоним искусства прото-ренессанса, то есть моста между средневековым готическим искусством и ранним ренессансом. Следующий век (1400-1500) известен как кватроченто, а следующий (1500-1600) известен как чинквеченто.
Картины периода Треченто
В живописи 14 века преобладали две школы.
❶ Консервативная Сиенская школа живописи под руководством Дуччо де Буонинсенья (1255-1318), которая продвигала старый стиль византийского искусства, включая его современный вариант, известный как интернациональная готика (около 1375-1425);
❷ Флорентийская школа проторенессанса под руководством Джотто (1267-1337).
Основные виды искусства, практикуемые в период треченто, относительно мало отличались от романских времён. Они включали: фресковую живопись, темперные панно, книжную роспись, ювелирное дело, изделия из металла, рельефную скульптуру и мозаику.
Флорентийский реализм против сиенской готики и византийского искусства
Хотя новая форма фигуративного «реализма» Джотто стала основным стилем искусства эпохи Возрождения в 15 веке, это было искусство византийского стиля, стиль, которому преподавали в городе Сиена, который все ещё был преобладающим языком в 14 веке и оставался таким на протяжении большей части века – не в последнюю очередь потому, что интернациональная готика стала популярной во многих королевских дворах Европы.
Тем не менее, именно Джотто первым привлёк внимание своими фресками в капелле Скровеньи в Падуе (около 1303-10 гг.). Шедевр религиозного искусства, эти картины отказались от условностей плоского иератического стиля византийского искусства в пользу большего натурализма. Фигуры действительно выглядели настоящими. Смотрите, например, Предательство Христа (Поцелуй Иуды) (1305) и Оплакивание Христа (1305). Вместе с его более ранней росписью в церкви Святого Франциска в Ассизи, которую он, как полагают, завершил вместе с Чимабуэ (Ченни ди Пеппи) (1240-1302), цикл фресок капеллы Скровеньи оказал наибольшее влияние на живопись треченто и помог установить революционно новый подход к искусству. Позднее он был развит и усовершенствован художниками раннего Возрождения, такими как Мазаччо (1401–1428), Пьеро делла Франческа (1420–92) и Леонардо да Винчи (1452–1519).
Примечание: одним из первых экспертов по атрибуции картин, созданных в эпоху треченто, был учёный эпохи Возрождения Бернард Беренсон (1865–1959), который жил недалеко от Флоренции и опубликовал ряд основополагающих книг по итальянскому искусству XIV века.
Сиенская школа живописи
Хотя Дуччо ди Буонинсенья (и другим в Сиене) потребовалось гораздо больше времени, чтобы отойти от византийской традиции, он – как по красоте линий, так и по богатству материалов и цвета – ни в чем не уступает Джотто, что можно сказать и о его Строгановской мадонне. Сиенский стиль был гораздо более лиричным и сказочным, чем новая идиома Джотто, и в высшей степени подходил для вневременного искусства запрестольных образов. Ученик Дуччо Симоне Мартини (1284-1344) придерживался декоративных аспектов живописи треченто в Сиене, находясь под сильным влиянием позднеготической книжной живописи. См. подробнее об иллюстрировании средневековых рукописей – что, кстати, воспринималось в Италии гораздо менее серьёзно, чем где-либо ещё – см. также готические иллюминированные рукописи (до 1350 г.) и ранние международные готические рукописи.
Между тем, братья Амброджо Лоренцетти (1290–1352) и Пьетро Лоренцетти (1280–1348) отдавали предпочтение повествовательному реализму Джотто, а не декоративному стилю Мартини. Разрыв между византийскими традициями Сиены и флорентийским стилем Джотто сузился во время треченто, хотя декоративные качества первого сохранялись такими художниками, как Лоренцо Монако (1370-1425), Мазолино (1383-1440), Пизанелло (ок. 1394-1455), Сассетта (около 1395-1450) и Джентиле да Фабриано (около 1370-1427).
Скульптура периода Треченто
Отцом итальянского Возрождения скульптуры 14-го века считается пизанский художник Джованни Пизано (1250-1314), который вырезал Мадонну с младенцем на капелле Скровеньи в Падуе, когда Джотто рисовал там в 1305 году, и который был известен своей великолепной пластикой для кафедры Пистойского собора. Он оказал большое влияние на другого известного скульптора, Андреа Пизано (1295-1348), не являющегося его родственником, чьи шедевры включали три бронзовые двери для баптистерия Флорентийского собора (завершено в 1336 году). Как предшественник изысканного интернационального готического стиля искусства, Джотто также оказал на него влияние. После его смерти в 1337 году Андреа Пизано сменил его на посту главного архитектора Флорентийского собора. (Подробнее о завершении строительства см. Флорентийский собор, Брунеллески и эпоха Возрождения.) Между тем ведущим венецианским скульптором и архитектором был Филиппо Календарио (около 1315-1355 гг.), руководивший восстановлением Дворца Дожей 14 века, который позже был приговорён к смертной казни за государственную измену.
Архитектура Треченто
В то время как готическая архитектура преобладала в Северной Европе до 16 века, в Италии в 15 веке её вытеснили проекты эпохи Возрождения. Однако во время треченто появилось несколько крупных архитектурных проектов. Причины этого затишья неясны, хотя стоит помнить, что Чёрная смерть (1346 год) уничтожила треть населения Европы, а жестокая 100-летняя война между Францией и Англией началась в 1339 году. Ни одно из этих событий не представляло идеальные условия для программы строительства Соборов. В любом случае, Церковь – крупнейший покровитель архитектуры – мучилась разногласиями по духовным и светским вопросам.
Два исключения из этого общего положения дел включают: ратушу в романском стиле (Палаццо Веккьо) во Флоренции, которая была построена между 1299 и 1314 годами; и Пьяцца делла Синьория, главная общественная площадь города, строительство которой было завершено около 1330 года.
Величайшие произведения искусства Trecento
Итальянскую живопись и скульптуру 14 века можно увидеть во многих художественных музеях мира.
Картины
Фрески Ассизи (около 1300 г. или ранее) Чимабуэ и Верхняя церковь Джотто Сан-Франческо Ассизского.
Мадонна Строганова с младенцем (1300) Дуччо ди Буонинсенья Темпера / золото на дереве, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Фрески капеллы Скровеньи (ок. 1303-10) работы Джотто, Капелла дельи Скровеньи, Падуя.
Алтарь Маэсты (1308-1311) работы Дуччо ди Буонинсенья. Темпера / золото / дерево, Сиенский собор.
Маэста (1315 г.) Симоне Мартини. Фреска, Палаццо Пубблико, Сиена.
Снятие с креста (ок. 1320-30) Пьетро Лоренцетти. Фреска, Нижняя церковь Сан Франческо Ассизского.
Аллегория хорошего и плохого правительства (1339 г.). Фреска Амброджо Лоренцетти, Палаццо Пубблико, Сиена.
Скульптуры
Джованни ди Бальдуччо (около 1290–1339) – Святой Пётр, мученик и три дарителя (около 1340). Мраморный рельеф, Коллекция монастырей, Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Андреа Пизано (1295-1348) – Жизнь Иоанна Крестителя (1330-1336). Бронзовый рельеф, Баттистеро ди Сан-Джованни, Флорентийский баптистерий.
О значении фресок и темперных картин до эпохи Возрождения см.: Анализ известных картин.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Краткое руководство по определённым стилям см.: Художественные движения.
ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Подробная информация о лучших живописцах: Старые мастера (Художники до 1830 года).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?