Версальский дворец:
история, архитектура, дизайн интерьера читать ~17 мин.
Версальский дворец (построен около 1624 – 1698 гг.), великолепный образец французской архитектуры барокко, является самым известным королевским замком во Франции.
Гигантский масштаб Версаля иллюстрирует архитектурный приём, основанный на ритмичном повторении простых элементов, таких как большие окна. Этот принцип отражает фундаментальные ценности искусства барокко. Центральным элементом как интерьера, так и всего здания является королевская кровать. Среди знаменитых архитектурных решений дворца — Зеркальный зал (Galerie des Glaces), один из самых известных залов в мире.
Расположенный примерно в 20 км к юго-западу от Парижа и окружённый обширной территорией, дворец и его убранство стимулировали возрождение дизайна интерьера и декоративного искусства в XVII – XVIII веках. Французское декоративное искусство периода 1640 – 1792 гг., особенно французская мебель, неразрывно связано с именами королей Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI, в честь которых названы соответствующие стили.
Многие французские дизайнеры и мастера внесли свой вклад в архитектуру, обстановку и предметы искусства Версаля. Среди них были Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр, Шарль Лебрен, Жан Берен Старший, Андре-Шарль Буль, Шарль Крессан, Жан-Батист Одри, Франсуа Лемуан, Жюст-Орель Мейссонье и другие.
С 1682 года до начала Французской революции в 1789 году Версальский дворец служил резиденцией короля и всего французского двора, насчитывавшего около 3000 человек. Это сделало его символом абсолютизма и упадка Старого порядка в целом и французской монархии в частности. Сам королевский замок — не единственный комплекс зданий на территории. Ансамбль также включает пять часовен, Большой Трианон (1687 – 1688), Французский павильон (1749), Малый Трианон (1762 – 1768) и 800 гектаров садов, устроенных в классическом французском стиле.
История
В 1624 году король Людовик XIII (годы правления 1610 – 1643) приказал построить на землях близ Версаля охотничий домик. Он был спроектирован Филибером Ле Руа как небольшое строение из камня и красного кирпича. Таким образом король следовал примеру Франциска I (годы правления 1515 – 1547), который ранее преобразовал средневековый охотничий домик в великолепный замок Фонтенбло, основав при этом школу Фонтенбло. В 1632 году были предприняты первые расширения, однако лишь в годы правления Людовика XIV это место было преобразовано в один из величайших дворцов мира.
Около 1661 года началась первая масштабная перестройка. Под руководством архитекторов барокко — Луи Лево (1612 – 1670), ландшафтного дизайнера Андре Ленотра (1613 – 1700) и художника Шарля Лебрена (1619 – 1690) — скромный дом был превращён в трёхэтажный дворец с впечатляющим внутренним двором из чёрно-белого мрамора, колоннами и балконами из кованого железа. Здание получило плоскую крышу и два новых крыла с апартаментами для короля и королевы. Этот двор стал известен как Мраморный.
Впоследствии, в ходе четырёх основных строительных кампаний (1664 – 1668, 1669 – 1672, 1678 – 1684 и 1699 – 1710), замок был окружён новым, более крупным дворцовым комплексом. Работами руководил архитектор Жюль Ардуэн-Мансар (1646 – 1708), внучатый племянник знаменитого королевского архитектора Франсуа Мансара (1598 – 1666), изобретателя «мансардной крыши». Это расширение было предпринято в связи с решением Людовика XIV перенести весь королевский двор в Версаль, что и произошло в 1682 году. Король стремился усилить контроль над знатью и дистанцировать правительство от парижских смут. Централизовав правительственные учреждения во дворце и обязав аристократию проводить там определённое время, он достиг своей цели — создания всемогущей абсолютной монархии.
Основные аспекты архитектуры
Двору, насчитывавшему около 3000 жителей, включая короля и королеву, членов королевской семьи, министров, аристократов, дипломатов и государственных служащих, требовалось соответствующее грандиозное здание, на которое не жалели средств. Новый комплекс стал вершиной дворцовой архитектуры. Окружённый 800 гектарами безупречных садов с прекрасными видами, фонтанами и статуями, дворец содержал несколько симметричных апартаментов для общественного и частного использования, а также множество других архитектурных достопримечательностей.
К ним относится Зеркальный зал (1678 – 1684) — центральная галерея дворца. Она состоит из 17 зеркальных арок, которые отражают 17 окон, выходящих в сад. Всего в отделке зала использовано 357 зеркал. Убранство — полотна на потолке, посвящённые апофеозу короля, полихромный мрамор, позолоченная бронза — было создано Лебреном. В этой работе он, можно сказать, достиг пика выразительных возможностей французского барокко.
Другой известный зал — Королевская опера Версаля, спроектированная Анж-Жаком Габриэлем (1698 – 1782) и вмещающая до 1200 гостей. Она стала одним из самых ранних проявлений стиля Людовика XVI. Другие важные залы — Салоны Геракла, Дианы, Марса, Меркурия, Аполлона, Юпитера, Сатурна и Венеры, названные в честь римских богов и богинь. Залы были украшены фресками, большая часть которых принадлежит кисти Лебрена. Он находился под сильным влиянием итальянской традиции архитектурной живописи барокко, примером которой служит иллюзионистская квадратура Пьетро да Кортона (1596 – 1669) во дворце Питти во Флоренции.
Дополнительные строительные работы и изменения в садах проводились по инициативе Людовика XV и Людовика XVI, но никаких кардинальных изменений в их правление не произошло.
Дизайн и оформление интерьера
Дизайн и убранство Версальского дворца были легендарными по своему размаху, качеству и стоимости. Здесь была представлена лучшая мебель, изысканные предметы керамического искусства, в том числе севрский фарфор, а также гобелены и малая бронзовая скульптура. Изначально в салонах и Зеркальном зале даже находились роскошные предметы из серебра: столовая утварь, геридоны и другая мебель, но позже они были переплавлены для финансирования военных кампаний. Неудивительно, что астрономические расходы Людовика XIV стимулировали бурное развитие французских ремёсел и прикладного искусства. Это непосредственно привело к появлению стиля рококо (в котором Франция доминировала) и дало толчок развитию французской живописи и скульптуры, проложив Парижу путь к статусу мировой столицы искусств.
Сады
Тесная связь королевского дворца с парком имела фундаментальное значение, так как парк, подобно самому дворцу, был предназначен для проведения церемоний и празднеств. Созданный для придворных развлечений, он служил идеальным естественным фоном для бесконечных торжеств, основанных на типичной для барокко взаимосвязи между праздником и архитектурой, между эфемерным и постоянным. Согласно первоначальной концепции, дворец рассматривался как центр градостроительной системы и окружающего ландшафта.
Таковы были эстетика и цель Андре Ленотра, создателя «французского сада», который начал работать в Версале в 1662 году. Несмотря на сохранение симметрии, свойственной итальянской традиции, Версальский парк пронизан сетью осевых дорожек, уходящих к горизонту. Ритм этим дорожкам задают знаковые точки: павильоны, элементы садово-парковой архитектуры, широкие площадки, которые внезапно открываются взору, а также лестницы, террасы, пруды и монументальные фонтаны. Всё это расширяет визуальное восприятие пространства и создаёт ощущение чуда. В садах Версаля находятся статуи работы таких скульпторов, как Франсуа Жирардон («Аполлон, обслуживаемый нимфами»), Жан-Батист Тюби («Колесница Аполлона»), Антуан Куазевокс (портреты Людовика XIV и Лебрена) и Гаспар Марси (фонтан «Вакх», или «Остров осени»).
Версаль был создан не только как убежище и место развлечений: его новаторская организация пространства должна была символизировать новый порядок в государстве. Планировка парка и его иконографические сюжеты служили символической интерпретацией власти короля над миром. Версальский дворец продолжал оказывать влияние на архитектуру конца XVIII века и последующих эпох, хотя сначала ему пришлось пережить иконоборчество Французской революции.
Эпоха Версаля
Во всех видах искусства эпоха Людовика XIV была отмечена блеском и великолепием. Искусство было поставлено на службу государству с целью возвеличивания славы Франции через фигуру Людовика, Короля-Солнца, и украшение его резиденций. Хотя столь строгий контроль над искусством часто приводит к застою, официальное французское искусство второй половины XVII века отличается высочайшим величием и уверенностью.
С момента вторжения Карла VIII в Италию в 1494 году Франция стремилась подражать искусству итальянского Возрождения, и влияние итальянцев оставалось огромным на протяжении всего XVI века. Например, над украшением дворца Фонтенбло работали такие итальянцы, как Франческо Приматиччо (1504 – 1570), Россо Фьорентино (1494 – 1540) и Бенвенуто Челлини (1500 – 1571), а итальянские архитекторы создавали проекты, которые сильно повлияли на местных мастеров. Постепенно, примерно с 1560 года, во Франции сформировалась собственная архитектурная школа, но в живописи и скульптуре иностранные художники продолжали играть важную роль вплоть до XVII века. Французские художники, как правило, отправлялись на обучение в Италию, и некоторые из них, включая Клода Лоррена (1600 – 1682) и Николу Пуссена (1594 – 1665), предпочитали оставаться там на всю жизнь. Сегодня они считаются величайшими французскими живописцами того времени.
В 1627 году художник Симон Вуэ (1590 – 1649) вернулся во Францию из Италии, принеся с собой упрощённую и менее экстравагантную версию итальянского барокко. Он стал учителем для следующего поколения художников, в том числе Эсташа Лесюэра (1616 – 1655) и Шарля Лебрена (1619 – 1690). Лебрен стал фактическим диктатором в сфере официального искусства при Людовике XIV, а его работы отражали пышность и формальность придворной жизни. Пуссену повезло меньше: его визит в Париж в 1640 – 1642 годах для работы над королевскими заказами оказался неудачным, поскольку его строгие и вдумчивые камерные картины не могли конкурировать с модой на барокко.
К этому времени Пуссен обратился к христианским и классическим сюжетам, в которых он исследовал природу человеческих эмоций с помощью ясных, простых композиций. Он считал, что живопись должна раскрывать универсальные истины о жизни и человечестве. По своему стилю и философскому мировоззрению этого художника можно сравнить с двумя великими драматургами того времени: Пьером Корнелем (1606 – 1684) и Жаном Расином (1639 – 1699).
Искусство под властью Короля-Солнца
Людовик XIV взошёл на престол в 1643 году в возрасте четырёх лет. Его первым министром был кардинал Мазарини, но после его смерти в 1661 году Людовик фактически взял управление страной в свои руки. Людовик является высшим примером абсолютного монарха: его убеждённость в своей божественной власти символизировалась эмблемой солнца, которую можно увидеть повсюду в убранстве его дворца в Версале. При его правлении Франция заняла лидирующее положение в Европе; её политическая мощь и художественная изысканность отражались в жизни двора, которым Людовик правил со строгой формальностью и церемониальностью.
У Людовика было несколько влиятельных министров, в том числе Кольбер, который отвечал за организацию искусств. В этот период во Франции были учреждены академии архитектуры, музыки, литературы и танца. Академия живописи и скульптуры, основанная в 1648 году, перешла под контроль Кольбера в 1661 году: он укрепил её власть и сделал более элитарной. Идея академии была заимствована из Италии, где она пришла на смену средневековой системе гильдий с её периодом ученичества, который завершался созданием «шедевра», после чего ученик становился полноправным членом гильдии. Кольбер установил аналогичную систему. Художников обучали «официальному» стилю, и если они следовали ему, то могли претендовать на государственные заказы, будь то живописцы, скульпторы, ювелиры или мебельщики.
«Одобренным» стилем живописи в эпоху Людовика XIV была модифицированная версия итальянского барокко. В архитектуре прослеживались те же влияния, что видно в проекте реконструкции Лувра, парижской резиденции французских королей. Превращение здания из средневекового замка в современный дворец медленно шло с 1546 года до его завершения в 1674 году командой художников-дизайнеров: Лебрена, Лево и Перро. Кольбер, занимавший пост суперинтенданта строений, пригласил ведущих французских архитекторов для проектирования Восточного крыла. Их предложения были отклонены по разным причинам, и в итоге проекты были заказаны у великого Бернини (1598 – 1680), мастера итальянского барокко.
Бернини представил три проекта, но каждый из них был сочтён несовместимым с остальной частью здания. Визит Бернини в Париж, где он вызвал гнев французских художников и архитекторов своим невысоким мнением об их творчестве, закончился тем, что его третий и последний проект был отвергнут, а вместе с ним и вся пышность итальянского барокко. Тем не менее, возведённое Восточное крыло всё же многим обязано его проектам: оно сдержанное, но праздничное и дополняет более ранние части здания, а не подавляет их, как это было бы в случае с проектами Бернини.
Версальский дворец — символ великолепия
Та же команда была задействована в самом амбициозном архитектурном проекте того времени — реконструкции Версаля. Версаль начинал свою жизнь как очень небольшой охотничий домик, частное убежище короля, но в 1661 году началось его превращение во дворец, способный вместить весь французский двор. Его первым архитектором был Луи Лево (1612 – 1670), который, помимо работы над Лувром, спроектировал великолепный замок Во-ле-Виконт для Фуке, министра финансов Людовика XIV. Лебрен в качестве декоратора и Ленотр, дизайнер сада, также работали над этим замком. Когда в 1661 году Фуке был заключён в тюрьму за растрату, вся команда была нанята для работы в Версале.
Сегодня мы можем судить о перестройке Версаля, выполненной Лево, только по гравюрам, поскольку его работа была скрыта в ходе последующего расширения, начатого Жюлем Ардуэном-Мансаром с 1678 года. Ему было поручено расширить фасад, выходящий в сад, до 402 метров. В таком масштабе величие уже граничит с однообразием.
Самым известным вкладом Мансара в интерьер дворца является Зеркальный зал (1678 – 1684). Зеркала, в то время бывшие предметом роскоши, в огромном количестве чередуются с пилястрами из зелёного мрамора. Позолоченные трофеи расположены на богато украшенном карнизе, а сводчатый потолок украшен картинами Лебрена. Те же черты — огромный масштаб, цвет, богатство и использование дорогих материалов — можно увидеть и в парке, где Ленотру помогали целые армии подрядчиков и рабочих. Вода и фонтаны (со сложными насосными механизмами), расходящиеся лучами аллеи и партеры (орнаментальные клумбы) — всё это важные элементы в создании общего эффекта порядка и формальности.
В общем замысле власть дворца, кажется, распространяется вовне, подчиняя себе окружение. Используя принципы градостроительства в стиле барокко, Франция нашла способ выразить своё европейское превосходство.
Обстановка столь многочисленных и больших залов, какие были созданы во дворцах вроде Версаля, требовала определённой организации декоративного искусства. И снова решение предложил Кольбер. В 1667 году он создал Королевскую мануфактуру меблировки в Гобеленах, так же как тремя годами ранее присвоил мануфактуре в Бове титул Королевской мануфактуры гобеленов. Семейное предприятие Гобеленов, основанное 200 лет назад, в 1662 году было передано короне Кольбером, который заявил, что отныне искусство будет служить королю.
Мануфактура в Гобеленах, художественным руководителем которой был Шарль Лебрен, должна была стать домом для «художников, ткачей высокопрочных гобеленов, литейщиков, гравёров, огранщиков драгоценных камней, столяров-краснодеревщиков, красильщиков и других квалифицированных работников всех видов декоративно-прикладного искусства».
Мебель, произведённая в этот период, была массивной (хотя редко такой тяжёлой, как гарнитур из чистого серебра, сделанный для кабинета короля, который вскоре был переплавлен на покрытие военных расходов). Особенно ценились маркетри (инкрустация из дерева разного цвета) и накладные украшения из позолоченной бронзы. Часто использовались изгибы и завитки, аллегорические и античные мотивы. Стены часто увешивали гобеленами, на изготовление которых уходило гораздо больше времени, чем на картины аналогичного размера, и которые могли быть украшены золотыми и серебряными нитями. Полы дворцов украшали ковры, сотканные в Обюссоне или на мануфактуре Савоннери.
Всё это великолепие не смогло пережить упадок благосостояния Франции и смерть Короля-Солнца в 1715 году. На смену пышности этой эпохи пришли лёгкость и пастельная гамма XVIII века. В архитектуре и декоративном искусстве, а также в живописи и скульптуре новый стиль, известный как рококо, будет господствовать до тех пор, пока ему не бросит вызов неоклассическая эстетика ближе к концу века.
Французская революция и её последствия
В этот период, когда множество произведений французского искусства было разграблено и осквернено, Версальский дворец также пострадал от вандализма и краж. В конце концов, правительство республики постановило, что он должен стать хранилищем ценных произведений искусства, конфискованных у монархии. Во дворце был открыт музей, который, однако, вскоре закрыли, а его экспонаты разошлись по другим коллекциям. Только после назначения Пьера де Нолака куратором Версальского дворца в 1892 году были предприняты попытки восстановить дворец в состоянии, близком к дореволюционному. Однако комплексные ремонтные и консервационные работы начались лишь в 1950-х годах, когда главным хранителем был назначен Жеральд ван дер Кемп (1952 – 1980). Сегодня Версальский дворец является международной туристической достопримечательностью и крупным памятником французской культуры периода Старого порядка.
Ведущие архитекторы и дизайнеры
Из многих французских дизайнеров, внёсших вклад в создание Версальского дворца, ведущими фигурами были Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, Шарль Лебрен и Андре Ленотр.
Луи Лево (1612 – 1670)
Первый архитектор короля Людовика XIV и суперинтендант королевских построек, Луи Лево сыграл важную роль в развитии французской архитектуры XVII века. Его обучение включало важную поездку в Италию с посещением Генуи и Рима. В 1650 году он начал работать на французскую корону, строя павильоны короля и королевы в Венсенне, расширяя церковь Сен-Сюльпис и участвуя в завершении строительства Лувра. Одной из его главных работ был замок Во-ле-Виконт, построенный всего за пять лет (1656 – 1661) для министра финансов Николя Фуке. Затем он начал работу над королевским дворцом в Версале, где разработал проект расширения первоначального строения, возведённого в 1623 году для Людовика XIII. Он трудился вместе с Лебреном и Ленотром, которые также работали с ним в Во-ле-Виконте. Лево отвечал за центральное ядро дворца, два крыла внутреннего двора, «Двор славы» (Cour d’honneur), куда сходятся дороги из Парижа, фасад со стороны сада и необычное для того времени решение с плоской крышей в итальянском стиле, возможно, заимствованное из предложенного Бернини проекта Лувра. Кроме того, он был автором самой ранней крупной декоративной схемы в стиле шинуазри в дизайне интерьера, которая появляется в Фарфоровом Трианоне (1670). Выбор Лево, который уже создал революционный замок Во-ле-Виконт, демонстрирует стремление к созданию структуры, тесно связанной с окружающей природой, в рамках концепции «между двором и садом», примером которой служат осевая система планировки и устройство парка.
Жюль Ардуэн-Мансар (1646 – 1708)
Внучатый племянник Франсуа Мансара, знаменитого архитектора времён Людовика XIII, с которого во Франции начался новый классический период, Жюль Ардуэн-Мансар был фаворитом Людовика XIV. Король назначил его суперинтендантом (управляющим) королевских построек. Он был учеником своего дяди, от которого унаследовал сдержанность внешнего убранства и правильность пропорций. Его главной работой стал королевский дворец в Версале, где он завершил проект Лево, перестроив небольшое существующее здание и расширив дворец более поздними постройками, включая, в первую очередь, Зеркальный зал, Большой Трианон и часовню. Как архитектор и градостроитель, Мансар спроектировал Вандомскую площадь (бывшую площадь Людовика Великого), но его величайшей работой считается Дом Инвалидов — церковь с планом в виде греческого креста, увенчанная куполом и соединённая с фасадом, в которой он отказался от излишков декора в пользу гармонии объёмов и линий.
Шарль Лебрен (1619 – 1690)
Ведущий художник-декоратор XVII века, Шарль Лебрен был учеником Симона Вуэ, а в 1641 году получил покровительство кардинала Ришелье. Он стал основателем и директором Французской академии, после чего руководил оформлением замка Во-ле-Виконт для министра Фуке. После падения Фуке таланты Лебрена были признаны могущественным Жаном-Батистом Кольбером (1619 – 1683), министром финансов Людовика XIV, который назначил его директором мануфактуры гобеленов и главным художником короля. Назначенный своего рода творческим руководителем во дворце, Лебрен отвечал за роспись Зеркального зала, а также Салона Войны и Салона Мира.
Андре Ленотр (1613 – 1700)
Первый великий ландшафтный архитектор, Ленотр, был создателем так называемого французского сада, характеризующегося осевым расположением, которое создаёт бесконечные перспективы, а пространство сада определяется цветочными партерами, живыми изгородями, водоёмами, каналами и фонтанами. Его самые известные работы — это парк королевского дворца в Версале (начало работ в 1661 г.), парк Во-ле-Виконт (1655 – 1661 гг.) и парк замка Шантийи.
Развитие французского дизайна интерьеров во время правления Людовика XIV можно проследить в хронологии истории искусства. Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства.
- «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Марсианин» Энди Вейра, краткое содержание
- Алтарь эпохи Возрождения продан во Франции за 445 000 евро
- Юбилей спектакля «Играем Бидструпа» отметили в театре «Самарская площадь»
- В самарском «АртЦентре» разместилась выставка африканской живописи
- «Весна» Эдуарда Мане продана за 65 миллионов долларов
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?