Версальский дворец: история, архитектура, дизайн интерьера читать ~18 мин.
Версальский дворец (построен около 1624-98 гг.), великолепный образец французской архитектуры барокко, является самым известным королевским замком во Франции.
Гигантский масштаб Версаля иллюстрирует архитектурную тему «творения путём разделения» – серию простых повторений, ритмически отмеченных повторением больших окон, – которая выражает фундаментальные ценности искусства барокко и в которой центральным элементом интерьера является, как и во всем здании, королевская кровать. Среди его знаменитых архитектурных проектов – Зеркальный зал (Galerie des Glaces), который является одним из самых известных залов в мире.
Расположенный примерно в 20 км к юго-западу от Парижа и окружённый обширной территорией, дворец и его убранство стимулировали возрождение внутреннего дизайна и декоративного искусства в 17-18 веках. Французское декоративное искусство периода 1640-1792 гг., особенно французская мебель, является синонимом французских королей Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI, в честь которых оно названо.
Многие французские дизайнеры и мастера, внёсли свой вклад в архитектуру, обстановку и предметы искусства Версаля. Среди них были Луи Ле Вау, Жюль Ардуэн Мансар, Андре ле Нотр, Шарль Лебрен, Жан Берен Старший, Андре-Шарль Буль, Шарль Крессан, Жан-Батист Одри, Франсуа Лемуан и Жюст-Орель Мейсонье и другие.
С 1682 года до начала Французской революции в 1789 году, Версальский дворец вмещал короля и весь французский королевский двор, в общей сложности около 3000 жителей, что делало его символом абсолютизма и упадка древнего режима в целом, и французской монархии в частности. Сам королевский замок – не единственный комплекс зданий на территории, которая также включает пять часовен, а также Большой Трианон (1687-88), Французский павильон (1749) и Малый Трианон (1762-8), а также 800 гектаров садов, благоустроенных в классическом французском садовом стиле.
История
В 1624 году – следуя по стопам Франциска I (годы правления 1515–1547 гг.), Который преобразовал средневековый охотничий домик в великолепный замок, в процессе создания школы Фонтенбло – король Людовик XIII (годы правления 1610–1643 гг.) приказал построить охотничий дом, чтобы поселиться на земельном участке недалеко от Версаля. Он принял форму небольшого сооружения, спроектированного Филибером Ле Руа, из камня и красного кирпича. В 1632 году были сделаны первые расширения, однако только во времена правления Людовика XIV площадка была преобразована в один из самых больших дворцов в мире.
Начнём с того, что (около 1661 г.) архитекторы в стиле барокко под руководством главного дизайнера Луи Ле Вау (1612-70), садового дизайнера Андре ле Нотра (1613-1700) и мастера искусства Шарля Лебрена (1619-90), дом из камня и кирпича превращается в трёхэтажный замок с впечатляющим двором из черно-белого мрамора с колоннами и балконами из кованого железа. Он получает плоскую крышу и два новых крыла, в которых расположились апартаменты для короля и королевы, и стал известен как Мраморный двор.
После этого в серии из четырёх основных строительных кампаний – первый этап (1664–1668), второй этап (1669–1672); третий этап (1678–1684 гг.) и четвёртый этап (1699–1710 гг.) – замок был окружён новым, более крупным дворцовым комплексом под руководством архитектора Жюля Ардуэна Мансара (1646-1708), внучатого племянника знаменитого королевского архитектора Франсуа Мансара (1598-1666), изобретателя широко используемой «мансардной крыши». Это расширение было разработано, чтобы претворить в жизнь решение Людовика XIV переместить весь королевский двор в Версаль (что и произошло в 1682 году), чтобы усилить контроль над своей знатью и дистанцировать правительство от парижской преступности. Централизовав все правительственные учреждения во Дворце и обязав свою знать проводить там определённое количество времени, его целью было создание всемогущей абсолютной монархии.
Основные аспекты архитектуры
Двор из 3000 жителей, включая короля и королеву, членов королевской семьи, министров правительства, аристократов, дипломатов, государственных служащих и тому подобное, требовал подходящего грандиозного здания, и при этом на него не жалели никаких затрат. Новый комплекс стал апогеем дворцовой архитектуры. Окружённый 800 гектарами безупречных садов с прекрасными видами, фонтанами и статуями, дворец содержал несколько симметричных апартаментов, предназначенных для общественного и частного использования королём и королевой, а также множество других архитектурных достопримечательностей.
К ним относятся Зеркальный зал (1678-90) – центральная галерея дворца, состоящая из 17 зеркальных арок, отражающих 17 окон. В его отделке использовано 357 зеркал. Орнаменты – холсты вдоль потолка, посвящённые апофеозу короля, полихромные мраморы, позолоченная бронза – были созданы Лебреном, и в этом начинании он, можно сказать, достиг пика выразительных возможностей французского барокко.
Другой известный зал – Королевская опера Версаля, спроектированный Анж-Жаком Габриэлем (1698-1682), вмещает до 1200 гостей. Это было одно из самых ранних проявлений стиля Людовика XVI. Другие важные гостиные: Салоны Геракла, Дианы, Марса, Меркурия, Аполлона, Юпитера, Сатурна и Венеры, названные в честь римских богов и богинь. Залы были украшены фресками, большая часть которых принадлежит Лебрену, который находился под сильным влиянием итальянской традиции архитектурной живописи в стиле барокко, примером которой является иллюзионизм квадратуры Пьетро да Кортона (1596-1669) во дворце Питти во Флоренции.
Дополнительные строительные работы, а также изменения в садах были инициированы как Людовиком XV, так и Людовиком XVI, но никаких серьёзных изменений за время их правления не произошло.
Дизайн и оформление интерьера
Дизайн и убранство Версальского дворца было легендарным по своему размаху, качеству и цене. В нём была представлена лучшая мебель и обстановка, прекрасное керамическое искусство, в том числе севрский фарфор, а также гобелены и небольшая бронзовая скульптура. Первоначальные салоны и Зеркальный зал даже содержали щедрые экспозиции серебряных столовых предметов, геридонов и другой мебели, хотя позже они были переплавлены для финансирования военных кампаний. Неудивительно, что астрономические расходы Людовика XIV стимулировали огромное распространение французских ремёсел и прикладного искусства, что непосредственно привело к появлению искусства рококо (где доминирует Франция), и дала толчок французской живописи и скульптуре, проложив путь к тому, чтобы Париж стал мировой столицей искусств.
Сады
Тесная связь королевского дворца с парком имела фундаментальное значение, так как парк, как и сам дворец, был создан для обслуживания церемониальных и праздничных требований короля. Созданный для придворных развлечений, парк представляет собой естественный и идеальный фон для бесконечных празднеств, основанный на тесной взаимосвязи – типичной для барокко – между праздником и архитектурой, между эфемерным и постоянным. Исходя из первоначальной концепции, дворец рассматривался как центр урбанистической системы и окружающего ландшафта.
Такова была эстетика и цель Андре Ле Нотра, изобретателя «французского» сада, который начал работать в Версале в 1662 году. Несмотря на то, что он сохраняет симметрию итальянской традиции, Версальский парк имеет сеть осевых дорожек, ведущих к горизонту. Эти дорожки каденсированы остроконечными точками, павильонами, древесной архитектурой, более широкими областями, которые внезапно появляются впереди, лестницами, террасами, прудами и монументальными фонтанами, которые расширяют визуальное восприятие пространства и добавляют ощущение чуда. В садах Версаля есть несколько различных типов статуй, в том числе работы таких скульпторов, как: Франсуа Жирардон (Аполлон, за которым ухаживают нимфы Фетиды); Жан Батист Туби (Фонтан Аполлона); Антуан Койсевокс (портреты Людовика XIV и Лебрена); Гаспар Марси (Фонтан Вакха или «Остров осени»).
Версаль был создан не только для того, чтобы служить убежищем и местом развлечений: его новаторская организация пространства также должна была символизировать новый порядок в государстве. Обустройство парка и его иконографические сюжеты интерпретируют символическое значение королевского порядка в мире. Версальский дворец продолжал оказывать влияние на архитектуру конца 18 века и за его пределами, хотя сначала ему пришлось пережить иконоборчество Французской революции.
Эпоха Версаля
Во всех искусствах эпоха Людовика XIV была отмечена блеском и великолепием. Искусство было организовано государством с целью увеличения славы Франции через фигуру Людовика, Короля-Солнца, и украшение его частных и общественных зданий. Хотя такой строгий контроль над искусством часто приводит к устареванию, официальное французское искусство второй половины XVII века отличается высочайшим величием и самоуверенностью.
С момента вторжения Карла VIII в Италию в 1494 году Франция стремилась подражать искусству итальянского Возрождения и влияние итальянцев было огромным на протяжении всего шестнадцатого века. Например, над украшением дворца Фонтенбло работали итальянцы, такие как Франческо Приматиччо (1504-1570), Россо Фьорентино (1494-1540) и Бенвенуто Челлини (1500-1571) и итальянские архитекторы создавали проекты, которые сильно повлияли на местных архитекторов. Постепенно, примерно с 1560 года, Франция создала собственную школу архитекторов, но в живописи и скульптуре иностранные художники продолжали использоваться вплоть до семнадцатого века. Французские художники, как правило, уезжали в Италию для обучения, и некоторые из них предпочли остаться там на протяжении всей своей карьеры, в том числе Клод Лоррен (1600-1682) и Никола Пуссен (1594-1665), которые теперь считаются величайшими французскими художниками того времени.
В 1627 году художник Симон Вуэ (1590–1649) вернулся во Францию из Италии, привезя с собой упрощённую и менее экстравагантную версию итальянского стиля барокко. Он обучал художников следующего поколения, в том числе Юсташа Лесюэра (1616-1655) и Шарля Лебрена (1619-1690). Лебрен стал фактическим диктатором официального искусства при Людовике XIV, его работы отражали пышность и формальность придворной жизни. Пуссен имел меньший успех; его визит в Париж в 1640–1642 годах для работы на корону был неудачным, потому что его строгие и вдумчивые мелкие картины не могли соперничать с модой на барокко.
К этому времени Пуссен обратился к христианским и классическим предметам, в которых он исследовал природу человеческих эмоций в ясных, простых композициях. Он считал, что живопись должна быть нацелена на раскрытие универсальных истин о жизни и человечестве. По своему стилю и философскому мировоззрению этого художника можно сравнить с двумя великими драматургами того времени: Пьером Корнелем (1606–1684) и Жаном Расином (1639–1699).
Искусство под Королём-Солнцем
Людовик XIV вступил на престол в 1643 году в возрасте четырёх лет. Его главным министром сначала был Мазарини, но после его смерти в 1661 году Людовик фактически сам взял на себя управление страной. Людовик является высшим примером абсолютного монарха: его убеждённость в своей божественной власти символизировалась в его солнечной эмблеме, которую можно увидеть повсюду в убранстве его дворца в Версале. При его правлении Франция заняла лидирующее положение в Европе; его политическая мощь и художественная изысканность отразились в дворе, которым Людовик правил с жёсткими формальностями и церемониальностью.
Луи сохранил несколько влиятельных министров, в том числе Кольбера, который отвечал за организацию искусства. В этот период Франция была благословлена академиями архитектуры, музыки, литературы и танцев. Академия живописи и скульптуры, основанная в 1648 году, перешла под контроль Кольбера в 1661 году: он увеличил её силу и сделал её более эксклюзивной. Идея академии была итальянской, она пришла на смену средневековой гильдейской системе с периодом ученичества, ведущим к созданию «шедевра», после чего ученик становился полноправным членом. Кольбер установил аналогичную систему. Художников учили «официальному» стилю; если они следовали этому принципу в своей работе, они могли претендовать на государственные комиссии, будь то художники, скульпторы, ювелиры или столяры.
«Утверждённый» стиль живописи в эпоху Людовика XIV был модифицированной версией итальянского барокко. Архитектура обнаружила те же влияния, которые проявляются в схеме реконструкции Лувра, парижской резиденции французских королей. Превращение здания из средневекового замка в современный дворец происходило медленно с 1546 года до его завершения в 1674 году командой художников-дизайнеров: Лебрена, ЛеВо и Перро. Кольбер, занимавший пост директора по строительству, пригласил ведущих французских архитекторов на планирование Восточного крыла. Те, что были представлены, были отклонены по разным причинам, и, наконец, проекты были запрошены у великого Бернини (1598–1680), мастера итальянского барокко.
Всего Бернини представил три проекта, каждый из которых был сочтён несоответствующим остальной части здания. Визит Бернини в Париж, где он вызвал гнев французских художников и архитекторов своим низким мнением об их творчестве, привёл к тому, что его третий и последний проект был отвергнут, а вместе с ним и полная расточительность итальянского барокко. Возведённое Восточное крыло все ещё чем-то обязано его проектам, будучи сдержанным, но праздничным, но оно дополняет более ранние части здания, а не принижает их, как это обычно делали все проекты Бернини.
Версальский дворец – символ великолепия
Члены одной команды были задействованы в самой амбициозном архитектурном проекте того времени – реконструкции Версаля. Версаль начал свою жизнь как охотничий домик очень небольшого размера, частное убежище короля, но в 1661 году был преобразован во дворец, в котором разместился весь французский двор. Его первым архитектором был Луи Лево (1612–1670), который, помимо сотрудничества с Лувром, спроектировал великий замок Во-ле Виконт для Фуке, министра финансов Луи. Лебрен в качестве декоратора и ЛеНотр, дизайнер сада, также работали над замком. Когда в 1661 году Фуке посадили в тюрьму за растрату, всю команду снова наняли в Версале.
Сегодня мы можем оценить реконструкцию Версаля от Лево только с помощью гравюр, так как его работа была уничтожена (с 1678 г.) Жюлем-Хардуэном Мансаром, которому было поручено расширить переднюю часть сада до 402 метров. В таком масштабе величие уже граничит с однообразием.
Самым известным вкладом Мансарта в интерьер дворца является Зеркальный зал (1678-84). Зеркала – дорогой товар, в условиях экстравагантного изобилия перемежаются пилястрами из зелёного мрамора; позолоченные трофеи расположены на богато украшенном карнизе (выступающий орнаментальный карниз вдоль вершины стены), а сводчатый потолок украшен картинами Лебрена. Те же качества огромного масштаба, цвета, богатства, а также использования дорогих материалов можно увидеть в парке, где ЛеНотру помогали армии подрядчиков и рабочих. Вода и фонтаны (со сложными насосными механизмами), излучающие аллеи и партеры (орнаменты клумб) – все это важные элементы в общем эффекте порядка и формальности.
В плане схемы в целом власть дворца, кажется, исходит вовне, чтобы контролировать своё окружение. Используя принципы планирования в стиле барокко, которые раскрывает эта схема, Франция нашла способ выразить своё европейское превосходство.
Обстановка столь же многочисленных и больших залов, как те, что были созданы во дворцах, таких как Версаль, требовала определённой организации декоративного искусства. Опять же, ответ дал Кольбер. В 1667 году он создал фабрику королевской мебели в Гобелене, так же как три года назад дал фабрике в Бове титул Королевской фабрики гобеленов. Семейное предприятие Гобеленов, основанное 200 лет назад, в 1662 году было передано короне Колбертом, заявившим, что впредь искусство будет служить королю.
Фабрика в Гобелене, художественным руководителем которой был Шарль Лебрен, должна была стать домом для «художников, ткачей высокопрочных гобеленов, литейщиков, гравёров, огранщиков драгоценных камней, столяров дуба и других пород дерева, красильщиков и других квалифицированных работников всех видов декоративно-прикладного искусства».
Мебель, произведённая в этот период, была тяжёлой (хотя редко такой тяжёлой, как набор из чистого серебра, сделанный для кабинета короля – который вскоре переплавили, чтобы покрыть военные расходы). Особенно ценились маркетри (инкрустация из дерева разного цвета) и прикладные украшения из позолоченной бронзы. Часто использовались изгибы и свитки, аллегорические и античные мотивы. Стены часто увешивали гобеленами, на изготовление которых уходило гораздо больше времени, чем на картины аналогичного размера, и которые могли быть украшены золотыми и серебряными нитями. Ковры, сотканные в Обюссоне или Савоннери, украшали полы дворцов.
Всё это великолепие не смогло пережить упадок благосостояния Франции или смерть Короля-Солнца в 1715 году. На смену пышности этой эпохи пришли лёгкость и пастельная весёлость восемнадцатого века. В архитектуре и декоративном искусстве, а также в живописи и скульптуре новый стиль, известный как рококо, будет господствовать до тех пор, пока не будет брошен вызов неоклассической эстетике ближе к концу века.
Французская революция и её последствия
В этот период, когда огромное количество французских произведений искусства были разграблены и осквернены, Версальский дворец понёс свою долю вандализма и краж. В конце концов, правительство республики постановило, что он должен стать хранилищем ценных произведений искусства, конфискованных у монархии, и во дворце был открыт музей, который вскоре был закрыт, а его работы разошлись. Только после назначения Пьера де Нолака куратором Версальского дворца в 1892 году были предприняты попытки восстановить дворец до чего-то, приближающегося к его состоянию до революции. Однако комплексные ремонтные и консервационные работы не проводились до 1950-х годов, когда Джеральд ван дер Кемп был назначен главным хранителем (1952-80). Сегодня Версальский дворец является международной туристической достопримечательностью и крупным памятником французской культуры периода Старого режима (Ancien Regime).
Ведущие архитекторы и дизайнеры
Из многих французских дизайнеров, которые внесли свой вклад в Версальский дворец, ведущими фигурами были Луи Лево, Жюль Ардуэн Мансар и Шарль Лебрен.
Луи Лево (1612-1670)
Первый архитектор короля Людовика XIV и суперинтендант королевских построек Луи Лево сыграл важную роль в развитии французской архитектуры 17 века. Его период обучения включал важную поездку в Италию с посещениями Генуи и Рима. В 1650 году он начал работать на французскую корону, строя павильоны короля и королевы в Венсенне, расширяя церковь Святого Сюльписа и участвуя в завершении строительства Лувра. Одной из его главных работ был замок Во-ле-Виконт, построенный всего за пять лет (1656-61) для министра финансов Николя Фуке. Затем он начал работу над королевским дворцом в Версале, где он разработал расширение первоначальной структуры, построенной в 1623 году для Людовика XIII, работая вместе с Лебреном и Ле Нотром, которые также работали с ним в Во-ле-Виконте. Лево отвечал за центральное ядро дворца, два крыла внутреннего двора, а также «Двора славы» (Cour d’honneur), где сходятся дороги из Парижа, фасад сада и необычное принятие плоской крыши в итальянском стиле, возможно, заимствованное из предложенного Бернини плана Лувра. Кроме того, он был ответственным за самую раннюю крупную схему украшения шинуазри в дизайне интерьера, которая появляется в Трианон де Фарфор (1670). Выбор Лево, который уже создал революционный замок Во-ле-Виконт, демонстрирует стремление к созданию структуры, тесно связанной с окружающей природой, как концепции «между двором и садом», примером которой является осевая система планирования и устройство парка.
Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708)
Внучатый племянник Франсуа Мансара, знаменитого архитектора Людовика XIII, с которым во Франции начался новый классический период, Жюль Ардуэн Мансар был фаворитом Людовика XIV, который назначил его смотрителем королевских построек. Он был учеником своего дяди, от которого он унаследовал сдержанность внешнего убранства и правильность пропорций. Его главной работой был королевский дворец в Версале, в котором он завершил проект Лево по переработке небольшого существующего строения и расширению дворца более поздними постройками, в том числе, в первую очередь, Зеркального зала, Большого Трианона и часовни. Архитектор и градостроитель, Мансар спроектировал Вандомскую площадь, бывшую площадь Луи-ле-Гран, но его величайшей работой был Дом Инвалидов, церковь с греческим крестом, увенчанная куполом, соединённым с фасадом, в котором он покончил с излишками декора, предпочитая сочетания объёмов и линий.
Шарль Лебрен (1619-1690)
Ведущий художник-политик 17 века Шарль Лебрен был учеником Симона Вуэ, прежде чем в 1641 году получил покровительство кардинала Ришелье. Он стал основателем и директором Французской академии, после чего руководил оформлением Во-ле-Виконт для министра Фуке. После падения Фуке таланты Лебрена были признаны могущественным Жан-Батистом Кольбером (1619-1683), министром финансов Людовика XIV, который назначил его директором фабрики гобеленов и главным художником короля. Назначенный своего рода креативным надзирателем во дворце, Лебрен отвечал за роспись Зеркального зала, а также салонов де ла Герр и де ла Пэ..
Андре Ле Нотр (1613-1700)
Первый великий садовый архитектор, Ле Нотр, был создателем так называемого французского сада, характеризующегося осевым расположением, ведущим к непрерывным перспективам с пространством сада, определяемым цветочными партерами и живой изгородью, водоёмами, каналами и фонтанами. Его самые известные работы – это парк королевского дворца Версаль (начало 1661 г.), парк Во-ле-Виконт (1655-61 гг.) и парк замка Шантийи.
Развитие французского дизайна интерьеров во время правления Людовика XIV можно проследить в хронологии истории искусства. Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?