Викторианское искусство в Британии читать ~18 мин.
Викторианское изобразительное искусство развивалось на фоне длительного правления королевы Виктории (1837–1901). В это время Великобританией попеременно управляли два выдающихся премьер-министра — консерватор Бенджамин Дизраэли (1804–1881) и либерал Уильям Гладстон (1809–1898). Их деятельность проходила на фоне внутренних трудностей, связанных с избирательной реформой, ирландским вопросом и экономическим кризисом 1875 года. Одновременно Великобритания вела активную империалистическую экспансию в Африке, на Ближнем Востоке и в Азии.
Благодаря умелому управлению внутренними и внешними делами страна сохраняла материальное превосходство, а также политическое и социальное равновесие, своевременно проводя необходимые реформы. К началу XX века Британия уже более полувека была ведущей европейской державой и одной из самых развитых в социальном отношении стран, несмотря на растущую промышленную мощь Германии. Она обладала значительным материальным богатством, глобальной сетью контактов и уникальными возможностями для интеллектуального и культурного обогащения через многочисленные страны своей империи. Это богатство поступало как из старых и новых колоний, так и с земель с коренными цивилизациями в Африке и Австралазии. Викторианская эпоха известна своей архитектурой, романтической живописью, а также развитием фотографии и ремёсел, в то время как скульптура считалась несколько безжизненной и излишне академичной.
Викторианские художественные критики
Среди ведущих викторианских художественных критиков были Джон Раскин (1819–1900) и Уолтер Патер (1839–1894). Раскин с 1870 года преподавал эстетику в Оксфорде. Он стремился осмыслить место человека в машинном веке и восстановить значимость художника и ремесленника. Он был большим поклонником готического искусства и итальянского искусства Возрождения, а также автором книги «Семь светочей архитектуры». Раскин был другом и защитником прерафаэлитов, и его влияние было значительным, в том числе в Соединённых Штатах.
Одним из его учеников был Уильям Моррис, поэт и дизайнер интерьеров, приверженец социальных идей, которому предстояло сыграть важную роль в английском искусстве. Другим значимым художественным критиком викторианской эпохи был Уолтер Патер, автор ряда эссе о Леонардо да Винчи (1869), Сандро Боттичелли (1870), Микеланджело (1871) и Джорджоне (1877). Его книга «Очерки по истории Ренессанса» (1873), в которую вошли первые три эссе, включала его вдохновенный комментарий к «Моне Лизе» (1504) — возможно, самое известное произведение британского искусствоведа, посвящённое одной картине.
Викторианская архитектура
В противовес строгому неоклассицизму Джона Нэша, самым популярным архитектурным стилем в викторианской Британии стала неоготика, которая в полной мере использовала новые материалы, такие как кованое железо. Другие стили викторианской архитектуры включают: Якобинский стиль (Jacobethan, 1830–1870), предшественник стиля королевы Анны; Неоренессанс (1840–1890); Неороманский стиль; Неогреческий стиль (1845–1865); Стиль Второй империи (1855–1880); Стиль королевы Анны (1870–1910); Шотландский баронский стиль (преимущественно в Шотландии); британское движение «Искусства и ремёсла» (Arts and Crafts, 1880–1910).
Неоготика стала стилем, который викторианские архитекторы предпочитали для официальных и религиозных зданий. Изначально предпочтение отдавалось перпендикулярному стилю, который был исконно английским. (Примечание: английский перпендикулярный стиль соответствует «пламенеющей» готике, расцвет которой пришёлся на 1280–1500 годы). Интерес к прошлому подогревался трудами по истории архитектуры, философией Раскина, а также деятельностью кардинала Ньюмена и других теологов Римско-католической церкви. Возрождённая английская готическая архитектура также соответствовала новым строительным технологиям с использованием железного каркаса. Богатая буржуазия, однако, предпочитала особый викторианский стиль — практичный, но перегруженный орнаментом и предельно эклектичный, сочетавший в себе элементы готики, палладианства, тосканского стиля, ренессанса, стиля королевы Анны и романского стиля.
Около 1850 года неоготика вступила в новую творческую фазу, основанную на убеждении Огастеса Пьюджина в том, что этическая ценность здания важнее эстетической. Огромное влияние оказало Кембриджское Кэмденское общество (позже Экклезиологическое общество), которое считало лучшим декорированный стиль. (Примечание: английский декорированный стиль соответствует «лучистой» готике во Франции). Публикации Раскина («Семь светочей архитектуры», 1849; «Камни Венеции», 1851) утверждали важность орнамента и популяризировали итальянскую готику с её полихромией из кирпича и камня.
Основными архитекторами, работавшими в неоготическом стиле, были Дж. Г. Скотт (1811–1878), У. Баттерфилд (1814–1900), Дж. Э. Стрит (1824–1881) и А. Уотерхаус (1830–1905). Скотт был наиболее ярким представителем высокой викторианской готики. После раннего проекта Памятника мученикам в Оксфорде (1841) он завоевал репутацию, победив в конкурсе на проект церкви Святого Николая в Гамбурге. Среди других его известных работ — Мемориал Альберта (1863–1873), монументальный памятник из камня, бронзы и мозаики, и отель «Сент-Панкрас» в Лондоне (1865–1875), основанный на его отклонённом проекте для Министерства иностранных дел.
Более значительными архитекторами были Баттерфилд и Стрит. Баттерфилд, отличавшийся бескомпромиссностью и неприятием общепринятых вкусов, был активным церковным деятелем, тесно связанным с движением возрождения. Его шедевр — церковь Всех Святых на Маргарет-стрит в Лондоне (1849–1859), построенная для Экклезиологического общества. Её полихромия (экстерьер из красного и чёрного кирпича; интерьер с мраморной инкрустацией и ониксовой плиткой) стала одной из отличительных черт высокой викторианской готики. Дж. Э. Стрит, проработав пять лет под руководством Скотта, пропагандировал тосканскую готику в своей книге «Кирпичная и мраморная архитектура Средневековья в Италии» и в 1868 году выиграл конкурс на строительство нового Королевского суда в Лондоне (завершено в 1882 году).
А. Уотерхаус обладал тяжёлой рукой и неопределённым эклектичным вкусом (Музей естественной истории в Лондоне; отель «Метрополь» в Брайтоне), но при этом был выдающимся проектировщиком крупных и сложных зданий (Манчестерская ратуша, 1869). Т. Дин и Б. Вудворд, находившиеся под сильным влиянием Раскина, спроектировали пристройку к Тринити-колледжу в Дублине в венецианском стиле, построили Музей Оксфордского университета и офис страховой компании Crown Life Assurance Company в Блэкфрайарсе. Дж. Причард (1818–1886) широко использовал полихромию; С. С. Тьюлон (1812–1873) и Дж. Л. Пирсон (1817–1897) создали более строгий стиль, типичный для поздневикторианской готики, который был использован при строительстве собора в Брисбене (начато в 1901 году, не завершено).
Уильям Моррис (1834–1896) и Филип Уэбб (1831–1915) работали в архитектурном бюро Стрита. Моррис основал движение «Искусства и ремёсла», которое уделяло особое внимание частному дому и его оформлению, рассматривая их функционально и в связи с окружающей средой. Уэбб и Несфилд построили для Морриса Красный дом в Бекслихите, Кент (1859). Вдохновляясь стилем королевы Анны, они проектировали удобные и красивые загородные дома.
Р. Норман Шоу (1831–1912) добился большого успеха со своими проектами больших загородных домов, которым подражали в Америке. Чуткий к моде, но не всегда оригинальный, Шоу отражал вкусы своей эпохи, её стремление к стильности и изысканности (Old Swan House, Челси). Среди его проектов — Новый Скотленд-Ярд (1887–1888), реконструкция Риджент-стрит и проект отеля «Пикадилли». Ч. Ф. А. Войзи (1857–1941) заинтересовался движением «Искусства и ремёсла» в 1888 году. Он проектировал небольшие дома, которые гармонично вписывались в окружающий ландшафт, а также занимался дизайном мебели и тканей.
Новые материалы — металл и стекло — в Англии использовались в основном в инженерии, а не в архитектуре, и не были по достоинству оценены широкой публикой. Хрустальный дворец (уничтожен пожаром в 1936 году) был первоначально возведён в Гайд-парке для Всемирной выставки 1851 года по инициативе принца-консорта Альберта. Он был спроектирован Джозефом Пакстоном (1803–1865), главным садовником герцога Девонширского, и построен при участии подрядчиков Фокса и Хендерсона и стекольной компании Chance Brothers.
Это был ранний пример грамотного использования массового производства: полностью сборная конструкция из стандартных деталей, занимавшая площадь почти в двадцать акров и вмещавшая даже взрослые деревья, росшие на этом месте. Не менее значимыми были железнодорожные вокзалы из железа и стекла, чьи фасады, однако, были выполнены из камня, а не объединены с основной конструкцией (Кингс-Кросс, 1851–1852, по проекту Льюиса Кьюбитта; Паддингтон, 1852–1854, по проекту Брюнеля и Уайетта).
Читальный зал в Британском музее стал одним из последних крупных памятников чугунного литья. Опережавшее своё время творчество архитекторов А. Х. Макмердо (1851–1942) и Ч. Р. Макинтоша (1868–1928) оставалось в основном локализованным в Глазго. Макмердо, архитектор и декоратор, принадлежал к раннему периоду модерна; он основал Гильдию века (1882) и журнал The Hobby Horse.
Макинтош был одним из самых ярких предшественников архитектуры XX века и лидером движения модерн в Великобритании. Его фундаментальное значение заключалось в переоценке роли функции в архитектуре. Его стиль испытал влияние кельтских орнаментов и японских традиций. В 1895 году он участвовал в открытии галереи Сэмюэля Бинга «Дом в стиле модерн» (Maison de l’Art Nouveau) в Париже с плакатами, демонстрирующими линейно-символический стиль школы Глазго (1880–1915). В 1897 году он выиграл конкурс на расширение Школы искусств Глазго (1898–1909). В библиотеке, пристроенной в 1907–1909 годах, преобладают прямые линии, а тонкие горизонтали и вертикали по-новому организуют пространство. Интерьер его особняка Хилл-Хаус в Хеленсборо (1902–1905) сочетает свет, цвет, ажурные перегородки и лёгкую мебель в манере, предвосхищающей голландское движение «Де Стейл». После переезда в Лондон в 1913 году его деятельность ограничилась проектированием мебели и тканей.
Известные примеры викторианского архитектурного дизайна
Для сравнения с современными проектами зданий в Европе и Америке см.: Архитектура девятнадцатого века.
Викторианская живопись
Живопись в викторианской Британии отражала все христианские и имперские идеалы эпохи. Она включала в себя историческую живопись, различные виды жанровой живописи, пейзажную живопись и, конечно же, все виды портретного искусства.
Историческая живопись лучше всего представлена Братством прерафаэлитов, основанным в 1848 году Уильямом Холманом Хантом (1827–1910), Данте Габриэлем Россетти и Джоном Эвереттом Миллесом. В группу также входили Форд Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Джон Уильям Уотерхаус, Джеймс Коллинсон, скульптор Томас Вулнер и критики Фредерик Джордж Стивенс и Уильям Майкл Россетти. Среди других художников, разделявших идеалы P.R.B., были Роберт Мартино (1826–1869), Джон Бретт (1830–1902) и Артур Хьюз (1830–1915). Движение было по своей сути литературным. Его участники настаивали на важности сюжета, проработанного символизма и свежей иконографии. Они искали истину в природе, передавая её через микроскопические детали и яркие, чистые цвета. Поначалу группа подвергалась нападкам, но в 1851 году Джон Раскин выступил в её защиту, после чего последовал успех. Вскоре группа распалась: Миллес стал успешным членом Королевской академии, а Россетти основал второе, оксфордское, направление движения вместе с Моррисом и Бёрн-Джонсом.
Уильям Холман Хант (1827–1910) познакомился с Миллесом и Россетти в школах Королевской академии в 1844 году и вместе с ними основал Братство прерафаэлитов в 1848 году. Он был единственным членом группы, который остался верен её идеалам до конца («Наёмный пастух», 1851; «Пробудившаяся совесть», 1853). В 1852, 1869 и 1873 годах он совершал поездки в Египет и на Святую землю, где экспериментировал с ориенталистской живописью, добиваясь точной передачи местного колорита и типажей («Козёл отпущения»). Его книга «Прерафаэлитизм и Братство прерафаэлитов», опубликованная в 1905 году, считается наиболее полным документальным свидетельством об этом движении.
Данте Габриэль Россетти (1828–1882), поэт и художник, сын итальянского политического эмигранта, учился у Ф. М. Брауна и Ханта. Его приверженность догматам прерафаэлитов была недолгой. Сюжеты его работ в основном заимствованы из произведений Данте и средневекового мира грёз («Сон Данте в момент смерти Беатриче», 1871; «Беата Беатрикс», ок. 1864–1870). В 1857 году вместе с У. Моррисом и Бёрн-Джонсом он участвовал в проекте по росписи для Оксфордского союза.
Джон Эверетт Миллес (1829–1896) в 1840 году поступил в школу Королевской академии как вундеркинд. В 1848 году он вместе с Хантом и Россетти основал движение прерафаэлитов. В 1853 году его дружба с Раскином прервалась, когда он женился на бывшей жене критика. Он отошёл от своих первоначальных идеалов («Христос в родительском доме», 1850; «Офелия», 1852; «Слепая», 1856) и стал модным академическим художником, писавшим портреты и жанровые сцены («Северо-Западный проход»; «Мыльные пузыри»).
Форд Мэдокс Браун (1821–1893) учился в Бельгии, Париже и Риме, где испытал влияние Овербека, прежде чем вернуться в Англию в 1845 году. Через Россетти, которого он учил в 1848 году, он сблизился с другими прерафаэлитами. Он так и не стал официальным членом группы, но долгое время находился под её влиянием («Прощание с Англией», 1845; «Труд», 1852–1865; фрески для Манчестерской ратуши, 1878–1893).
Эдвард Бёрн-Джонс (1833–1898) познакомился с Уильямом Моррисом и Россетти в Оксфорде в 1852 году. Во время своих путешествий по Италии (1859–1862) он испытал сильное влияние художников эпохи Возрождения Андреа Мантеньи и флорентийца Боттичелли. Его картины воскрешают мечтательные, романтические образы из мира литературы («Король Кофетуа и нищенка», 1884). Он создал множество эскизов для гобеленов и витражей для фирмы Морриса.
К числу других выдающихся исторических живописцев относятся: мастер исторического жанра Поль Деларош (1797–1856), прославившийся своими мелодраматичными, но отточенными историческими сценами, такими как «Казнь леди Джейн Грей» (1833, Национальная галерея, Лондон); и Дэниел Маклис (1806–1870), ирландский художник выдающихся способностей, наиболее известный своими историческими сюжетами, такими как «Встреча Веллингтона и Блюхера» и «Смерть Нельсона». Он также обращался к шекспировским сюжетам из «Гамлета», «Сна в летнюю ночь» и других пьес, а его рисунки выдающихся людей своего времени сравнимы с работами Энгра.
См. также: Цветовая палитра: XIX век.
Романтизм
Романтизм был ещё одним важным направлением британского искусства XIX века. Величайшим художником-романтиком раннего викторианского периода является Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775–1851), известный такими шедеврами, как «Переход Ганнибала через Альпы» (1812, Галерея Тейт, Лондон), «Пожар в здании Парламента» (1835, Художественный музей Филадельфии), «Интерьер в Петуорте» (1837, Галерея Тейт), «Последний рейс „Отважного“» (1839, Национальная галерея, Лондон) и «Снежная буря. Пароход у входа в гавань» (1842, Галерея Тейт, Лондон). К другим викторианским художникам-романтикам относятся (в хронологическом порядке): Джон Мартин (1789–1854), известный своими апокалиптическими пейзажами, такими как «Великий день гнева Его» (1853, Галерея Тейт, Лондон), и Джон Уильям Уотерхаус (1849–1917), наиболее известный своим шедевром «Волшебница Шалотт» (1888, Галерея Тейт). Очень популярные картины с животными викторианского портретиста сэра Эдвина Ландсира (1802–1873) — ещё один прекрасный пример английского романтизма XIX века.
Академическая живопись
Академическое искусство сохраняло доминирующее положение в викторианской Британии. Этот стиль воплощали такие художники, как Фредерик Лейтон (1830–1896), Эдуард Пойнтер (1836–1919) и Лоуренс Альма-Тадема (1836–1912), все они были исключительными рисовальщиками. Среди художников, которые удовлетворяли вкус публики к анекдотическим и бытовым сюжетам, были Люк Филдс (1844–1927), Хуберт фон Херкомер (1849–1914), Фрэнк Холл (1845–1888) и Уильям Пауэлл Фрит (1819–1909), чьи повествовательные жанровые картины включали «День дерби» и «Вокзал». Художник позднего викторианского периода Альберт Шевалье Тайлер (1862–1925) также был известен своими спокойными и умиротворяющими жанровыми работами, наиболее примечательными из которых являются «Завтрак» (1909), «Тихий час» (1913) и «Серая гостиная» (1917).
Импрессионизм
Американский художник Джеймс Эбботт Мак-Нейл Уистлер (1834–1903) поселился в Англии в 1859 году. Он принёс с собой импрессионизм из Парижа, как и светский портретист Джон Сингер Сарджент (1856–1925). Единственным известным британским импрессионистом был Уолтер Сикерт (1860–1942), ученик Уистлера и Дега, который стал ведущим членом группы Кэмден-Таун (1911–1913). У. Мактаггарт (1835–1910) («Буря»), Джеймс Гатри (1859–1930) («Дочь оленевода», 1883, Национальная галерея Шотландии) и Джон Лавери (1856–1941) создали собственный импрессионистический вариант натуралистической живописи.
Однако величайшими викторианскими импрессионистами были австралийские художники, принадлежавшие к Гейдельбергской школе в окрестностях Мельбурна. Действительно, австралийский импрессионизм, отличавшийся натуралистической манерой, безусловно, является одной из самых вдохновляющих школ живописи XIX века. Четырьмя лучшими викторианскими импрессионистами Австралии были Том Робертс (1856–1931), Артур Стритон (1867–1943), Чарльз Кондёр (1868–1909) и Фред Маккаббин (1855–1917).
Портрет
Кроме Джона Сингера Сарджента, двумя лучшими викторианскими портретистами, ни один из которых не был связан с какими-либо современными художественными движениями, были Альфред Стивенс и Джордж Фредерик Уоттс (см. также Скульптура, ниже). Стивенс (1817–1875) уже к 1833 году был опытным портретистом. В Италии (1833–1842) он учился у Торвальдсена в Риме (1840–1842). После работы промышленным дизайнером в Шеффилде он выполнил декорации в Дорчестер-Хаусе (1852–1862; разрушен) и мозаики в соборе Святого Павла (1862–1864). Иногда он писал портреты («Миссис Коулман»; «Миссис Янг Митчелл»), но его главные сохранившиеся работы — это рисунки, в основном сангиной, проникнутые духом итальянского Возрождения. Дж. Ф. Уоттс (1817–1904) учился у скульптора Уильяма Бенеса, после чего получил приз на конкурсе по украшению здания парламента в 1843 году. В 1887 году он начал серию портретов знаменитых современников («Уолтер Крейн»; «Уильям Моррис»), в которой стремился изобразить не только внешность, но и характер и личность. Его большие аллегории выражают высокие идеи в банальной литературной символике («Маммона»; «Иллюзии жизни»; «Любовь и Смерть»; «Надежда»). Он пытался, без глубокого понимания этой техники, возродить фресковую живопись (фреска «Правосудие» в Линкольнс-Инн, 1853–1859).
Модерн
Обри Бёрдслей (1872–1898) — иллюстратор, чьи высокохудожественные, стилизованные чёрно-белые рисунки воплощают атмосферу fin de siècle и являются прекрасным выражением стиля модерн, важной частью которого они стали. Один из величайших талантов в истории иллюстрации, его лучшие работы включают рисунки к «Жёлтой книге» (1894), «Саломее» Уайльда, «Смерти Артура» Мэлори и «Похищению локона» Поупа.
См. также: Ирландские художники: XIX век.
Викторианская скульптура
Скульптура оставалась очень академичной на протяжении всего XIX века. Джордж Фредерик Уоттс (1817–1904) был приверженцем форм греческой скульптуры; Альфред Стивенс (1817–1875), ученик Бертеля Торвальдсена (1770–1844), добился первого успеха в 1856 году, получив заказ на памятник Веллингтону в соборе Святого Павла (модели и рисунки хранятся в галерее Тейт), хотя конная статуя герцога была установлена только в 1920 году. Лорд Фредерик Лейтон (1830–1896) создавал высокотехничные, но несколько безжизненные работы; А. Гилберт создал многочисленные памятники; Хамо Торникрофт (1850–1925) и Ф. У. Помрой попали под влияние французского мастера Жюля Далу (1838–1902), когда тот приехал в Лондон в 1871 году; Т. Вулнер, создатель огромной статуи Моисея в Манчестере, был единственным скульптором-прерафаэлитом.
Викторианские скульпторы действительно создали ряд прекрасных портретных бюстов, а также множество интересных керамических изделий. В целом, однако, доминирующей идиомой викторианского пластического искусства был стерильный академический реализм, примером которого служит Мемориал Альберта (см. также Ирландская скульптура и Джон Генри Фоли), который представлял собой триумф техники над художественной выразительностью.
Фотография Викторианской эпохи
В середине XIX века состоялась Великая выставка 1851 года, первая Всемирная выставка, на которой были продемонстрированы величайшие инновации века. Появление фотографии, представленной на Великой выставке, привело к значительным изменениям в викторианском искусстве, а королева Виктория стала первым британским монархом, которого сфотографировали. (См.: История фотографии, 1800–1900). Художник Джон Эверетт Миллес находился под влиянием фотографии (в частности, в его портрете Раскина), как и другие художники-прерафаэлиты. Позже фотография стала ассоциироваться с техниками импрессионизма и социального реализма, которые доминировали в поздние годы периода в работах таких художников, как Уолтер Сикерт и Фрэнк Холл.
Документальная фотография и, позднее, пикториализм были двумя наиболее популярными фотографическими жанрами того периода. Среди наиболее интересных фотографов викторианской Британии были: Уильям Генри Фокс Тальбот (1800–1877), изобретатель калотипии (фотографии на бумаге), великий портретный фотограф Джулия Маргарет Кэмерон (1815–1879), топографический фотограф Фрэнсис Бедфорд (1816–1894), исследователь и документальный фотограф Джон Томсон (1837–1921), пейзажный фотограф Фрэнсис Фрит (1822–1898) и специалист по портретам крупным планом Дэвид Уилки Уинфилд (1837–1887). Подробнее см: Фотографы XIX века.
Декоративное искусство и ремёсла
Для викторианского декоративно-прикладного искусства были характерны тяжёлый, показной декор и обилие всевозможных безделушек и диковинок. (См.: Японизм, 1854–1900). Джон Раскин боролся против массового производства и дурного вкуса, твёрдо веря в превосходство ремесленника над машиной. В 1861 году Уильям Моррис основал компанию Morris & Co. для производства широкого ассортимента обоев, мебели, гобеленов, ковров, витражей, обивочных материалов и других видов декоративного искусства. Стиль компании принципиально отличался от современного викторианского своим подходом к дизайну и отсутствием показного декора.
Антииндустриальные теории Морриса о духовном возрождении человека через ремёсла привели к основанию Общества выставок «Искусств и ремёсел» в 1887 году. Его типография Kelmscott Press, основанная в 1890 году, многое сделала для повышения стандартов книжного дизайна и печати. В Шотландии Макинтош, его жена Маргарет Макдональд, её сестра Фрэнсис и муж последней, архитектор Герберт Макнейр, образовали группу «Четырёх». Они стремились к упрощению всей интерьерной обстановки, что Макинтош и воплотил в жизнь, когда в 1897 году ему поручили разработать дизайн мебели и декораций для сети чайных комнат мисс Крэнстон в Глазго. В чайной на Бьюкенен-стрит (1897–1898), известной на континенте благодаря иллюстрациям, и чайной на Энгрэм-стрит (1907–1911) акцент сделан на строгости, стройности и светлых тонах.
Статьи о британском искусстве XIX века
Подробнее о викторианском искусстве см. следующие статьи:
Информация о лучших рисовальщиках и портретистах: Английская фигуративная живопись.
Сведения о живописцах: Английская пейзажная живопись.
О колористике в Великобритании: Шотландские колористы (ок. 1904–1930).
Общее руководство по эволюции живописи, скульптуры и других видов искусства: История искусства (2,5 млн. до н.э. – настоящее время).
- «Сотворение мира». Выставка произведений Д.Д.Жилинского
- Выставка художника Ильдара Зарипова в галерее «Хазине» станет постоянной
- Людмила Таболина. ПОЛИХРОМИЯ. Фотография
- Сокровища, украденные нацистами, были спасены простыми шахтёрами
- Проект Галереи «Ковчег» «Незабытые имена» продолжает выставка Ольги Эйгес
- Опера «Брундибар» — легенда Терезинского гетто
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?