Вортицизм читать ~6 мин.
Вортицизм, уникальное сочетание кубизма и футуризма, был значимым британским авангардным художественным движением начала XX века, хотя официально он просуществовал не более двух лет. Центральной фигурой движения был английский художник, писатель и полемист Перси Уиндем Льюис (1882–1957). Название, отсылающее к «вихрю» (vortex) эмоций как источнику творчества, придумал американский поэт Эзра Паунд.
Льюис и Паунд вместе с членами «Центра бунтарского искусства» основали вортицизм в 1914 году. Манифест вортицистов был провозглашён на страницах журнала «Blast», который вышел всего дважды (в 1914 и 1915 годах) и способствовал популяризации движения. Важными катализаторами для его зарождения стали две выставки футуристического искусства в Лондоне, а начало Первой мировой войны привело к его скорому распаду.
В итоге состоялась лишь одна выставка вортицистов. Движение фактически распалось в 1915 году из-за последствий войны и прекращения финансовой поддержки со стороны его покровительницы, художницы Кейт Лечмир (1887–1976). Философия вортицизма ненадолго возродилась в 1920 году, когда Льюис основал «Группу X».
История
Движение вортицистов начало формироваться около октября 1913 года. Этому способствовали две крупные выставки футуристов в Лондоне в 1912–1913 годах и создание недолговечного «Центра бунтарского искусства» (Rebel Art Centre). Центр был основан Льюисом и его соратниками в апреле 1914 года после ухода из мастерских декоративного искусства Omega Workshops из-за ссоры с их владельцем, критиком Роджером Фраем (1866–1934).
Кроме Льюиса, в «Центр бунтарского искусства» входили Джессика Дисморр (1885–1939), Фредерик Этчеллс (1886–1973), Кристофер Ричард Уинн Невинсон (1889–1946), Хелен Сондерс (1885–1963) и Эдвард Уодсворт (1889–1949). В июне 1914 года прошла групповая выставка художников центра в Ассоциации союзных художников, а уже в июле центр был закрыт.
В том же месяце с выходом первого номера журнала «Blast: Review of the Great English Vortex» было официально запущено движение вортицизма. В его манифесте резко критиковалось самодовольство британского искусства и культурного истеблишмента и провозглашалась новая эстетика: “Новый вихрь погружается в сердце настоящего: мы производим новую живую абстракцию”. Манифест подписали Льюис, Паунд, Дисморр, Уодсворт, а также французский скульптор Анри Годье-Бжеска (1891–1915) и английский художник Уильям Робертс (1895–1980).
С началом войны вортицистам удалось провести лишь одну выставку — в июне 1915 года в лондонской галерее «Доре». Месяц спустя вышло второе, последнее издание журнала «Blast». В нём были опубликованы статьи Эзры Паунда, Т. С. Элиота и самих вортицистов, а также репродукции их работ. Сегодня «Blast» рассматривается как один из катализаторов возрождения графического дизайна в Европе 1920–1930-х годов.
Кроме упомянутых участников, с движением были тесно связаны художник Дэвид Бомберг (1890–1957), скульптор американского происхождения Джейкоб Эпштейн (1880–1959), осевший в Лондоне в 1905 году, и британский фотограф Элвин Лэнгдон Кобурн (1882–1966), известный своими авангардными абстрактными фотографиями — «вортографиями».
К 1916 году вортицизм как движение прекратил существование. Годье-Бжеска погиб на фронте, другие участники были рассеяны из-за войны, а публика не проявляла интереса к модернистским картинам XX века. Новых выставок и выпусков журнала «Blast» больше не было.
Особенности стиля
Вортицизм сочетал геометрическую фрагментацию кубизма с образами, вдохновлёнными техникой и машинами в духе футуризма, чтобы отразить динамизм современного мира. Льюис считал вортицизм независимой альтернативой обоим течениям. Он был впечатлён сильной структурой кубистской живописи, но считал её безжизненной. В то же время он критиковал футуризм за отсутствие структуры.
Вортицизм стремился объединить лучшие черты обоих направлений. Хотя визуально вортицистская живопись может напоминать работы футуристов, философски они существенно различаются. Если ключевой особенностью футуризма было движение, то главным мотивом вортицизма стала современная индустриализация, выраженная в «сухом», упрощённом и угловатом стиле.
Группа X
После войны, в 1919 году, Уиндем Льюис основал новое объединение художников — «Группу X». Её целью было стать центром притяжения для лондонских авангардистов, работавших в русле современного искусства, и создать альтернативу «Лондонской группе». В неё вошли бывшие вортицисты Эдвард Уодсворт, Джессика Дисморр, Уильям Робертс и Фредерик Этчеллс, а также скульптор Фрэнк Добсон (1886–1963), художник Чарльз Гиннер (1878–1952), дизайнер Э. Макнайт Кауффер (1890–1954) и Катберт Гамильтон (1884–1958). Единственная выставка группы состоялась в 1920 году в галерее «Mansard».
Наследие
Несмотря на свою недолгую историю, вортицизм оставил заметный след и заложил основу для будущего развития британского абстрактного искусства. В 1920-х и 1930-х годах вортицистская эстетика стала частью массовой культуры благодаря плакатам Эдварда Макнайта Кауффера для лондонского метрополитена.
В 1956 году в галерее Тейт прошла ретроспективная выставка под названием «Уиндем Льюис и вортицизм». Акцент на личности Льюиса в названии вызвал споры, поскольку другие участники движения сочли, что это принижает их собственный вклад.
Избранные картины
Работы вортицистов представлены в нескольких ведущих художественных музеях Великобритании и Америки, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, Имперский военный музей, Музей транспорта, Тейт Британия и Тейт Модерн в Лондоне.
Картины вортицистов
Уиндем Льюис
«Тимон Афинский» (1913) Частная коллекция
«Мастерская» (ок. 1914–15) Коллекция Тейт, Лондон
«Обстрелянная батарея» (1919) Имперский военный музей, Лондон
Дэвид Бомберг
«Джиу-джитсу» (1913) Тейт Британия, Лондон
«Грязевая ванна» (1914) Коллекция Тейт, Лондон
К. Р. У. Невинсон
«Митральеза» (1915) Тейт Британия, Лондон
Сэр Джейкоб Эпштейн
«Торс из металла от ‘Бурильной машины’» (1913–14) Коллекция Тейт, Лондон
Эдвард Уодсворт
«Абстрактная композиция» (1915) Коллекция Тейт, Лондон
Уильям Робертс
«Первая немецкая газовая атака при Ипре» (1918) Национальная галерея Канады
Элвин Лэнгдон Кобурн
«Вортограф» (1917) Джордж Истман Хаус, Рочестер, США
Живопись «Группы X»
Уильям Робертс
«Кино» (1920) Коллекция Тейт, Лондон
Уиндем Льюис
«Эдит Ситуэлл» (1923–35) Коллекция Тейт, Лондон
«Багдад» (1927–28) Коллекция Тейт, Лондон
МОДЕРНИСТСКОЕ ИСКУССТВО
Для получения дополнительной информации см.: Движение современного искусства (1860-1970) Художники 20-го века (1900-2000) Современная британская живопись
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Подробную информацию о лучших современных живописцах с 1800 года см.: Известные художники (1830-2010).
САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА В МИРЕ
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и смыслам изобразительного искусства см.: Определение искусства.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: Хронология эволюции искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?