Вортицизм читать ~6 мин.
Уникальное сочетание кубизма и футуризма, вортицизм был важным британским авангардным художественным движением начала 20-го века, хотя официально он просуществовал не более двух лет. Центральной фигурой движения был английский художник, писатель и полемист Перси Уиндем Льюис (1882-1957), а название – отсылка к эмоциональному вихрю, который считался необходимым источником художественного творчества – придумал американский поэт Эзра Паунд.
Эти двое вместе с членами Центра повстанческого искусства основали вортицизм в 1914 году. Журнал «Blast «, выходивший всего два раза (в 1914 и 1915 годах), провозгласил манифест вортицистов и обеспечил рекламу движения. Две выставки футуристского искусства в Лондоне стали значительными катализаторами для начала движения, а начало Первой мировой войны в 1914 году привело к его преждевременному распаду.
В результате была проведена только одна выставка вортицистов. Движение фактически распалось в 1915 году из-за последствий войны и потери финансовой поддержки со стороны его сторонницы, художницы Кейт Лечмир (1887-1976). Вортицистская философия ненадолго возродилась в 1920 году с образованием Льюисом Группы X.
История
Движение вортицистов начало собираться вместе примерно в октябре 1913 года, вдохновлённое отчасти двумя важными выставками футуристского искусства, проходившими в Лондоне в 1912 и 1913 годах, и отчасти созданием недолго просуществовавшего художественного центра Rebel. Он был основан Льюисом и несколькими его соратниками в апреле 1914 года, когда они покинули компанию декоративного искусства Omega Workshops после ссоры с её владельцем Роджером Фраем (1866-1934).
Кроме Льюиса, членами «Rebel Art Centre» были Джессика Дисморр (1885-1939), Фредерик Этчеллс (1886-1973), Кристофер Ричард Уинн Невинсон (1889-1946), Хелен Сондерс (1885-1963) и Эдвард Уодсворт (1889-1949). В июне 1914 года в Ассоциации союзных художников прошла групповая выставка работ художников «Повстанческого центра», а в июле центр закрылся.
Движение вортицизма было запущено в том же месяце, с публикацией первого выпуска журнала Blast: Review of the Great English Vortex, который содержал манифест вортицистов. Последний «взорвал» то, что считалось самодовольством британского искусства и культурного истеблишмента, и объявил новую эстетику вортицизма: “Новый вихрь погружается в сердце настоящего: мы производим новую живую абстракцию”. Манифест подписали Льюис, Паунд, Дисморр и Уодсворт, а также французский скульптор Анри Годье-Бржеска (1891-1915) и английский художник Уильям Робертс (1895-1980), близкий друг Льюиса.
К сожалению, с началом войны вортицистам удалось провести только одну художественную выставку – в июне 1915 года в галерее Доре в Лондоне. В следующем месяце было опубликовано второе и последнее издание журнала Blast. Содержащий статьи Эзры Паунда и Т.С. Элиота, а также самих вортицистов, плюс репродукции ныне утраченных вортицистских работ Льюиса и других, Blast сегодня рассматривается некоторыми критиками как один из катализаторов ренессанса графического дизайна, который произошёл в Европе в 1920-х и 1930-х годах.
Кроме упомянутых выше членов движения вортицистов, некоторые другие художники были тесно связаны с этим движением, включая недооценённого художника Дэвида Бомберга (1890-1957), родившегося в США скульптора Джейкоба Эпштейна (1880-1959), который поселился в Лондоне в 1905 году, и британского фотографа американского происхождения Элвина Лэнгдона Кобурна (1882-1966), известного своими авангардными черно-белыми абстрактными фотографиями, известными как вортографии.
Вортицизм фактически перестал существовать как движение к 1916 году. Годье-Бржеска был уже мёртв, другие члены были рассеяны требованиями войны, а публика совершенно не интересовалась модернистскими картинами 20-го века, что бы они ни представляли. Больше не было ни выставок вортицистов, ни новых выпусков журнала Blast.
Особенности стиля
Вортицизм сочетает геометрическую фрагментацию кубизма с машиноподобными образами в стиле футуризма, чтобы проиллюстрировать динамизм современного мира. Льюис считал вортицизм подлинно независимой альтернативой как кубизму, так и футуризму. Он был впечатлён сильной структурой кубистской живописи, но заявил, что ей не хватает жизни по сравнению с футуристическим искусством. его, однако, он критиковали за отсутствие структуры.
Вортицизм пытался объединить лучшие элементы обоих направлений. Хотя – оптически – вортицистская живопись может выглядеть очень похожей на работы футуристов, философски они относительно различны. Потому что если ключевой чертой футуризма было движение, то ключевым мотивом вортицизма была современная индустриализация, выраженная в «сухом», упрощённом, угловатом стиле.
Группа X
После войны, в 1919 году, Уиндем Льюис основал ещё одно объединение художников, известное как Группа X. Ее целью было обеспечить духовный дом для лондонских авангардистов, представляющих современное искусство, и альтернативную витрину Лондонской группе. В группу входили бывшие вортицисты Эдвард Уодсворт, Джессика Дисморр, Уильям Робертс и Фредерик Этчеллс, а также скульптор Фрэнк Добсон (1886-1963), французский художник Чарльз Гиннер (1878-1952), художник/дизайнер Э. Макнайт Кауффер (1890-1954) и Катберт Гамильтон (1884-1958). Единственная выставка группы прошла в галерее Мансарда в 1920 году.
Наследие
Несмотря на свою короткую жизнь, вортицизм оставил свой след и заложил основу для будущего развития британского абстрактного искусства. В 1920-х и 1930-х годах вортицистская идиома вошла в культурный мейнстрим благодаря плакатам Эдварда Макнайта Кауффера для лондонского транспорта.
Ретроспективная выставка прошла в галерее Тейт в 1956 году под названием «Уиндем Льюис и вортицизм». Неявная персонификация движения в названии вызвала некоторые споры, особенно со стороны других вортицистов, которые считали, что это принижает их вклад.
Избранные картины
Работы вортицистов находятся в нескольких лучших художественных музеях Великобритании и Америки, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, Имперский военный музей, Музей транспорта, Тейт Британ и Тейт Модерн (все в Лондоне).
Картины вортицистов
Уиндем Льюис
Тимон Афинский (1913) Частная коллекция
Мастерская (ок. 1914-15) Коллекция Тейт, Лондон
Обстрелянная батарея (1919) Имперский военный музей, Лондон
Дэвид Бомберг
Джиу-джитсу (1913) Tate Britain, Лондон
The Mudbath (1914) Tate Collection, Лондон
CRW Nevinson
La Mitrailleuse (Machine Gun) (1915) Tate Britain
Sir Jacob Epstein
Torso in Metal from ’The Rock Drill’ (1913-14) Tate Collection, Лондон
Эдвард Уодсворт
Абстрактная композиция (1915) Коллекция Тейт, Лондон
Уильям Робертс
Первая немецкая газовая атака в Ипре (1918) Национальная галерея Канады
Элвин Лэнгдон Кобурн
Вортограф (1917) Джордж Истман Хаус, Рочестер, США
Группа X Живопись
Уильям Робертс
Кино (1920) Коллекция Тейт, Лондон
Уиндем Льюис
Эдит Ситвелл (1923-35) Tate Collection, London
Багдад (1927-8) Tate Collection, London
МОДЕРНИСТСКОЕ ИСКУССТВО
Для получения дополнительной информации см.: Движение современного искусства (1860-1970) Художники 20-го века (1900-2000) Современная британская живопись
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Подробную информацию о лучших современных живописцах с 1800 года см.: Известные художники (1830-2010).
САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА В МИРЕ
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и смыслам изобразительного искусства см.: Определение искусства.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: Хронология эволюции искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?