Корона Петри читать ~2 мин.
Обнаруженная в графстве Корк корона Петри, названная в честь её бывшего владельца, ирландского антиквара Джорджа Петри, наряду с золотым ошейником Бройтера и лодкой, является ещё одним шедевром раннего кельтского искусства обработки металла, относящегося к железному веку (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Часть сложного рогатого головного убора, это изысканное произведение языческого ювелирного искусства было создано в латенском стиле, с использованием рельефного тиснения и перегородчатой эмали, заимствованных из этрусских и греческих форм. Она демонстрирует повторяющийся симметричный дизайн, популярный среди мастеров Халльштата и Ла-Тена.
Описание
Замечательный образец кельтской металлообработки железного века, корона Петри состоит из множества бронзовых деталей, соединённых заклёпками. Основу составляет круглая бронзовая полоса, к которой по внешней окружности прикреплён ряд вогнутых кругов или круглых дисков, украшенных трискелями или спиральными узорами с птичьими головами в центре, а также бисерной вышивкой.
Кроме дисков, имеется ещё один набор заклёпок, а именно ряд бокаловидных бронзовых деталей и один полый рог конической формы (хотя следы указывают на то, что второй рог также был частью первоначальной сборки). Сам рог, судя по всему, был вырезан из бронзового листа, а затем отбит и обкатан. Фигуры птиц на рожке первоначально были покрыты красной перегородчатой эмалью, как и отверстия в бобышках на дисках, один из которых до сих пор имеет эмалевый шип.
Кельтский орнамент
Криволинейные узоры на короне возникли из гармонии традиционных кельтских латенских узоров, включая символы солнца, под влиянием этрусских и греческих мотивов. В них использованы образы бутонов лотоса и пальметт, в том числе извилистые формы труб, заканчивающиеся лентовидными боссами, а также спирали, заканчивающиеся тремя видами птичьих голов. Последние очень похожи на мотивы, которые встречаются на кельтских брошах «Dragonesque», найденных в северной Британии.
Часть коллекции Джорджа Петри
Корона Петри – которая, кстати, по мнению некоторых учёных, не использовалась в качестве головного убора – была частью коллекции артефактов, относящихся к кельтской культуре, принадлежавшей Джорджу Петри, ирландскому антиквару, археологу и художнику XIX века. Он курировал приобретение Ирландской королевской академией многих иллюминированных ирландских рукописей, включая версию «Анналов четырёх мастеров», а также образцов гиберно-саксонской инсулярной металлообработки, таких как Крест Конга. Его знания в области ранней ирландской археологии и архитектуры, особенно его книга «Круглые башни Ирландии», принесли ему прозвище «отец ирландской археологии». Корона Петри сейчас хранится в Национальном музее Ирландии и является одним из величайших артефактов в ранней истории ирландского искусства.
Другие примеры великих кельтских металлических изделий включают: Чашу Дерринафлана, Чашу Ардага и Поясную святыню Мойлау, а также знаменитые бронзовые кресты, такие как крест Талли Лаф 8/9 века и великий крест Конга 12 века, заказанный Турлоу О’Коннором, Верховным королём Ирландии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?