Корона Петри читать ~3 мин.
Корона Петри, обнаруженная в графстве Корк, — это выдающийся артефакт железного века (ок. 100 г. до н.э. — 200 г. н.э.). Она названа в честь ирландского антиквара Джорджа Петри (George Petrie), её бывшего владельца. Этот предмет, наряду с находками из клада Бройтера, считается шедевром раннего кельтского искусства обработки металла.
Представляя собой часть сложного рогатого головного убора, это изысканное произведение языческого ювелирного искусства создано в латенском стиле. Для его украшения использовались техники рельефного тиснения (репуссе) и выемчатой эмали. Артефакт демонстрирует симметричные узоры, характерные для мастеров гальштатской и латенской культур.
Описание
Корона Петри, являясь образцом кельтской металлообработки железного века, состоит из множества бронзовых деталей, скреплённых заклёпками. Её основу составляет круглый бронзовый обруч. По его внешней окружности прикреплён ряд вогнутых дисков, украшенных трискелями, спиральными узорами с птичьими головами и точечным орнаментом.
К обручу также приклёпаны бокаловидные элементы и полый конический рог, хотя следы указывают на наличие второго рога в первоначальной конструкции. Рог, вероятно, был вырезан из бронзового листа, а затем отформован. Фигуры птиц на нём, как и углубления на дисках, были украшены красной выемчатой эмалью. На одном из дисков до сих пор сохранился эмалевый шип.
Назначение короны Петри остаётся предметом дискуссий среди учёных. Хотя её принято называть «короной», её точная функция не установлена. Возможно, это был ритуальный головной убор для жреца, вождя или даже часть убранства статуи божества. Рога в кельтской иконографии часто символизировали силу, плодородие и божественную власть, что указывает на высокий статус владельца артефакта. Хрупкость конструкции говорит в пользу её церемониального, а не боевого применения.
Кельтский орнамент
Криволинейный орнамент короны сочетает традиционные латенские мотивы с элементами, заимствованными у этрусков и греков. В узорах прослеживаются символы солнца, изображения бутонов лотоса и пальметт. Характерными деталями являются трубовидные изгибы, завершающиеся линзовидными выпуклостями, и спирали, оканчивающиеся стилизованными птичьими головами. Эти птичьи мотивы схожи с декором кельтских брошей типа «Dragonesque», найденных на севере Британии.
Символика орнамента глубоко укоренена в кельтской мифологии. Трискель, состоящий из трёх изогнутых лучей, является одним из древнейших индоевропейских символов и может олицетворять цикличность жизни, три мира (земной, подземный и небесный) или солярные культы. Птицы в кельтской культуре часто выступали в роли вестников из потустороннего мира. Сочетание абстрактных спиралей и зооморфных образов является отличительной чертой латенского искусства, отражая сложное мировоззрение древних кельтов.
Корона в коллекции Джорджа Петри
Корона Петри была частью коллекции артефактов кельтской культуры, собранной в XIX веке Джорджем Петри — ирландским антикваром, археологом и художником. Он способствовал приобретению Королевской ирландской академией многих иллюминированных рукописей, включая «Анналы четырёх мастеров», и шедевров металлопластики, таких как Крест Конга.
Глубокие познания Петри в области ранней ирландской археологии и архитектуры, изложенные в его труде «Круглые башни Ирландии», принесли ему прозвище «отец ирландской археологии». В настоящее время Корона Петри хранится в Национальном музее Ирландии, являясь одним из важнейших артефактов в ранней истории ирландского искусства.
Среди других шедевров кельтской и раннесредневековой ирландской металлопластики выделяются предметы христианского периода: чаша из Дерринафлана, чаша из Арды, реликварий для пояса из Мойло, крест из Талли-Лох (VIII – IX вв.) и Крест Конга (XII в.), созданный по заказу верховного короля Ирландии Турлоу О’Коннора.
- Искусство в кельтском стиле в Римской империи
- Движение возрождения кельтского искусства, XIX век
- Кельтское искусство
- Кельтское искусство обработки металлов
- Выставка «АКТЁРЫ САМОЙЛОВЫ. ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ В КАЗАНИ…»
- Анна Самойлова. Немолоко
- Ожерелье Бройтера
- Искусство обработки металла и изготовления художественных металлических изделий
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?