Музей Кроллера-Мюллера:
основные экспонаты читать ~5 мин.
Нидерландский музей Крёллер-Мюллер заслуженно входит в число лучших художественных музеев Европы, предлагая зрителям уникальное сочетание природы и современного искусства рубежа XIX – XX веков. Учреждение расположено на территории национального парка Хоге Велюве в Оттёрло и носит имя своей основательницы — Хелены Крёллер-Мюллер (Helene Kröller-Müller). Ежегодно это место посещают сотни тысяч ценителей живописи, что делает его одним из самых популярных культурных объектов в Нидерландах.
Собрание музея насчитывает около 11 500 экспонатов. Центральное место занимает вторая по величине в мире коллекция произведений Винсента Ван Гога (1853–1890). Хелена Крёллер-Мюллер стала одной из первых коллекционеров искусства, разглядевших масштаб дарования художника, и её приобретения легли в основу фондов. Среди других значимых музеев изобразительного искусства в стране выделяются амстердамские Рейксмюсеум, Стеделейк и Музей Ван Гога, а также роттердамский Музей Бойманс ван Бёнинген и гаагский Мауритсхайс.
История создания
Возникновение музея стало возможным благодаря страсти Хелены Крёллер-Мюллер и финансовой поддержке её супруга, промышленника Антона Крёллера. В формировании собрания Хелене помогал влиятельный искусствовед Хенк Бреммер (H.P. Bremmer). Именно он стал наставником семьи в вопросах искусства, научил их понимать современные течения и настоял на покупке работ Ван Гога, когда тот ещё не имел широкого признания. Бреммер обладал абсолютным доверием Хелены, и его рекомендации сформировали ядро будущей экспозиции.
Изначально супруги планировали возвести монументальный «Большой музей», однако экономический кризис 1930-х годов скорректировал эти планы. Государство приобрело коллекцию и поместье в 1935 году, а для размещения картин бельгийский архитектор Анри ван де Велде (Henry van de Velde) спроектировал более скромное, «временное» здание. Этот проект, ставший постоянным, открылся в 1938 году. Строение отличается функциональностью и особым вниманием к верхнему свету, что позволяет идеально экспонировать полотна. Хелена возглавляла музей вплоть до своей кончины. Подробнее об этом периоде можно узнать в разделе Пост-импрессионизм в Голландии.
После Второй мировой войны комплекс неоднократно обновлялся. В 1961 году открылся знаменитый сад скульптур, а в 1977 году архитектор Вим Кюст (Wim Quist) добавил новое крыло с обширными стеклянными стенами, стирающими границу между залами и лесом. Последняя крупная реконструкция завершилась в 2005 году, что позволило музею соответствовать современным стандартам хранения и экспонирования.
Постоянная коллекция
Сердцем собрания остаётся серия работ Ван Гога, включающая знаменитую картину Терраса кафе ночью и одну из версий раннего шедевра Едоки картофеля. По количеству работ мастера музей уступает лишь профильному музею в Амстердаме. Научная работа в музее не прекращается: в 2012 году с помощью макро-рентгеновской флуоресцентной спектрометрии (MA-XRF) специалисты доказали авторство Ван Гога для картины Натюрморт с полевыми цветами и розами (1886), приобретённой в 1974 году.
Экспозиция широко охватывает модернизм. Здесь представлены Пит Мондриан (лидер неопластицизма), Жорж Сера (теоретик пуантилизма), Одилон Редон (яркий представитель символизма). Кубизм иллюстрируют работы Жоржа Брака, Пабло Пикассо и Хуана Гриса. Также в залах можно увидеть полотна Поля Гогена, стоявшего у истоков синтетизма и клоизоннизма, и старых мастеров, таких как Лукас Кранах Старший.
Фонды содержат не только живопись. Зрителям доступны нидерландские, итальянские и немецкие полотна XVI – XVIII веков, обширное собрание графики, а также прикладное искусство. Восточное направление представлено образцами китайского искусства, включая изысканный китайский фарфор. Античный мир раскрывается через коллекцию греческой керамики и артефакты из Египта.
Избранные произведения живописи
Среди знаковых образцов живописи в залах музея выделяются:
Жан-Франсуа Милле: Выпекающая хлеб женщина (1854)
Винсент Ван Гог: Едоки картофеля (1885), Терраса кафе ночью (1888), Сеятель с закатным солнцем (1888), Дорога в Провансе ночью (1890)
Поль Синьяк: Завтрак (1887)
Жорж Сера: Кабаре (1890)
Анри-Эдмон Кросс: Рыбак (1895)
Жан Метценже: Закат солнца № 1 (1906)
Пабло Пикассо: Скрипка (1911–12)
Одилон Редон: Циклоп (1914)
Хуан Грис: Фруктовая чаша (1914), Гитара на столе (1915)
Пит Мондриан: Композиция в цвете А (1917)
Фернан Леже: Солдаты, играющие в карты (1917)
Йозеф Чаки: Две фигуры (1920)
Сад скульптур
Профессор Й.Т.П. Бёйхоувер разработал ландшафтный проект, воплотив мечту Хелены о симбиозе искусства и природы. Сад открылся в 1961 году и занимает более 25 гектаров лесопарковой зоны. Уникальность места заключается в возможности воспринимать скульптуру вне музейных стен, в меняющемся естественном освещении.
Хронология представленных работ начинается с XIX века, включая творения Огюста Родена. XX век раскрывается через пластику Генри Мура, Альберто Джакометти и Барбары Хепворт. Особое внимание привлекают масштабные инсталляции: работа Жана Дюбуффе Jardin d’email, которую можно исследовать изнутри, и гигантский мастерок Trowel (1971) поп-арт художника Класа Олденбурга. Коллекцию дополняют произведения Марка Ди Суверо, Ричарда Серры, а также дуэта Кристо и Жанны-Клод.
Важной деталью посещения является сама дорога к искусству. Поскольку музей находится в глубине национального парка, посетители часто пользуются знаменитыми «белыми велосипедами» (Witte Fietsen). Это бесплатный общественный транспорт парка Хоге Велюве, позволяющий с комфортом добраться от входов в заповедник до выставочных залов, превращая визит в небольшое путешествие через лес и песчаные дюны.
Часы работы
Музей Крёллер-Мюллер принимает гостей со вторника по воскресенье, а также в праздничные дни, с 10:00 до 17:00. Вход в сад скульптур закрывается немного раньше — в 16:30.
Расположение
Музей Крёллер-Мюллер
Houtkampweg 6
6731 AW Оттёрло
Почтовый адрес:
P.O. Box 1
6730 AA Оттёрло
Нидерланды
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.

Комментирование недоступно Почему?