Центр Помпиду:
Национальный центр искусства и культуры, Париж читать ~5 мин.
Центр Помпиду (полное название: Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду; Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou) — это крупная общественная культурная институция, расположенная в квартале Бобур 4-го округа Парижа, в непосредственной близости от района Ле-Аль. Здание спроектировано архитекторами Ренцо Пиано (Renzo Piano) и Ричардом Роджерсом (Richard Rogers) в стиле хай-тек и построено в период с 1971 по 1977 год. Центр является одним из ведущих музеев искусства Европы.
В стенах комплекса располагается Национальный музей современного искусства (Musée National d’Art Moderne; MNAM). Это крупнейшее в Европе собрание искусства модернизма (период 1905–1960 годов) и актуального искусства (с 1960 года). Название центра увековечивает память Жоржа Помпиду, президента Франции (1969–1974), который инициировал создание этого культурного кластера. Ежегодно институцию посещает около шести миллионов человек.
Архитектурное решение здания стало радикальным для своего времени. Авторы проекта вынесли все технические конструкции и коммуникации на фасад, что позволило освободить внутреннее пространство для экспозиций. Характерной чертой экстерьера стала цветовая кодировка функциональных элементов: синие трубы отвечают за вентиляцию, зелёные — за водоснабжение, жёлтые — за электричество, а красным цветом выделены лифты и эскалаторы, обеспечивающие движение посетителей.
Кроме выставочных залов, Центр Помпиду выполняет просветительскую функцию. Здесь находится Публичная информационная библиотека (Bibliothèque publique d’information), занимающая три этажа, а также Институт исследования и координации акустики и музыки (IRCAM). Такая многопрофильность превращает здание в сложный культурный организм, объединяющий визуальное искусство, литературу и звук.
В марте 2009 года музей привлёк внимание выставкой «Пустоты» (Vides). Кураторы представили ретроспективу радикальных художественных жестов, связанных с экспонированием пустого пространства. Центральное место заняла реконструкция акции Ива Кляйна 1958 года «Специализация чувствительности в сырьевом состоянии». В своеобразном диалоге с беззвучной музыкальной пьесой «4’33”» композитора Джона Кейджа (1912–1992), посетителям были продемонстрированы девять абсолютно пустых залов, что стало важным событием в истории концептуального искусства.
Национальный музей современного искусства
Musée National d’Art Moderne был основан в 1947 году и первоначально размещался в Токийском дворце (Palais de Tokyo). В 1977 году коллекция переехала в новое здание Центра Помпиду. Сегодня фонды музея насчитывают более 100 000 единиц хранения. Это собрание считается вторым в мире по значимости в сфере современного искусства после Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA).
Экспозиция занимает два этажа здания. Четвёртый этаж отведён под искусство второй половины XX века и текущего момента (актуальное искусство), а пятый этаж демонстрирует произведения эпохи модернизма (1905–1960). В коллекции представлены значимые живописные полотна XX века, архитектурные чертёжи, фотография, кинематограф, новые медиа и скульптура. На шестом этаже регулярно проходят временные выставки. Примером масштабного проекта служит экспозиция феминистского искусства Elles (2009–2011), собравшая работы исключительно женщин-художниц.
Искусство модернизма (1905–1960)
Постоянная экспозиция охватывает ключевые направления модернизма. Зрители могут проследить развитие искусства через фовизм, экспрессионизм (включая объединения «Мост» и «Синий всадник»), кубизм, футуризм и дадаизм. Широко представлены сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, супрематизм и конструктивизм. Отдельное внимание уделено школе Баухаус и таким течениям, как орфизм и «Новая вещественность». В залах также выставлены авторизованные реплики реди-мейдов — знаменитых «найденных объектов» Марселя Дюшана (1887–1968).
Среди мастеров этого периода в коллекции находятся работы Константина Бранкузи, Александра Колдера, Умберто Боччони, Альберто Джакометти, Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса де Вламинка. Примитивизм представлен полотнами Анри Руссо (Таможенника). Также экспонируются произведения Поля Синьяка, Жоржа Брака, Пабло Пикассо, Фернана Леже и Хуана Гриса. Немецкий экспрессионизм и новая вещественность отражены в творчестве Эрнста Людвига Кирхнера, Алексея фон Явленского, Эмиля Нольде, Оскара Кокошки, Отто Дикса и Георга Гросса.
Абстракционизм и русский авангард демонстрируют Василий Кандинский, Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Александр Родченко, Пит Мондриан и Пауль Клее. Парижская школа и сюрреализм представлены именами Марка Шагала, Хаима Сутина, Амедео Модильяни, Бальтюса, Джорджо де Кирико, Андре Бретона, Сальвадора Дали, Рене Магритта, Макса Эрнста, Хуана Миро и Ива Кляйна. Американский абстрактный экспрессионизм иллюстрируют Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг.
Актуальное искусство (с 1960 года)
Раздел актуального искусства освещает художественные движения второй половины XX века. Здесь представлены поп-арт, оп-арт, минимализм и концептуализм. Значительную часть собрания составляют работы представителей нового реализма, теоретиком которого был Ив Кляйн. В коллекции также присутствуют образцы ар-брют.
Скульптура и инсталляции представлены произведениями Армана, Сезара, Ники де Сен-Фалль и Йозефа Бойса. Экспозиция включает ассамбляжи Жана Дюбюффе, скульптуры Луизы Буржуа и кинетические объекты Жана Тэнгли. Графическое искусство и поп-арт репрезентированы работами Энди Уорхола и Роберта Раушенберга. Также в залах можно увидеть инсталляции Кристиана Болтански и оптические эксперименты Виктора Вазарели.
Фотографический фонд музея содержит работы ведущих мастеров жанра. В их числе Диана Арбус (1923–1971), Гарри Виногранд (1928–1984), Эд Рушей (род. 1937), Нэн Голдин (род. 1953) и Синди Шерман (род. 1954). Репортажная и документальная фотография представлена снимками Ларри Берроуза (1926–1971), Дона Маккаллина (род. 1935), Джеймса Нахтвея (род. 1948) и Стива Маккарри (род. 1950).
См. также материал: Анализ живописи: методы понимания.
Филиал Центра Помпиду в Меце
В городе Мец на северо-востоке Франции функционирует филиал музея — Центр Помпиду-Мец (Centre Pompidou-Metz). Этот проект направлен на децентрализацию культуры и расширение доступа к национальным коллекциям. Стратегия развития напоминает модель Фонда Соломона Гуггенхайма, имеющего представительства в Бильбао и Венеции. Помпиду-Мец не имеет постоянной экспозиции в классическом понимании; вместо этого там проводятся сменные выставки, составленные из фондов парижского музея. Программа охватывает искусство XX и XXI веков.
Информацию о других выставках постмодернизма можно найти в разделе: Обзор фестивалей современного искусства.
Контактная информация
Centre National d’Art et de Culture Georges Pompidou
Адрес: Place Georges-Pompidou, 75004 Paris, France
Телефон: +33 (0)1 44 78 12 33
Сайт: centrepompidou.fr
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?