«Немецкая идеология» Карла Маркса, кратко читать ~10 мин.
Опубликованная в 1846 году «Немецкая идеология» – это первая публичная попытка Маркса и Энгельса изложить основы марксистской теории, как мы её понимаем сегодня. Здесь мы находим как привычную политическую полемику вокруг классовой войны и пролетарской революции, так и попытку очертить сложные теоретические рамки социального и исторического анализа, способные разработать критику капиталистического общества в целом. Однако теоретическое обоснование текста осложняется его более непосредственной, полемической целью – расширенной атакой на современников Маркса, «младогегельянцев».
Вся работа, состоящая из трёх томов, занимает более 700 страниц. Однако большинство читателей сталкиваются только с отредактированной версией первого тома, в котором содержится основная часть теоретического изложения материалистической концепции истории Маркса и Энгельса. Хотя некоторые учёные не согласны с этим, общее мнение таково, что остальная часть работы, которая состоит из зачастую весьма специфических и столь же злобных нападок на Бруно Бауэра, Макса Штирнера и целого ряда других коллег и современников, не представляет особого интереса для неспециалиста.
Хотя «Немецкая идеология» была опубликована под именами Маркса и Энгельса, принято считать, что это в первую очередь работа Маркса. Его ироничный, язвительный и часто почти литературный стиль заметен во всем, а многие отрывки, кажется, довольно близко воспроизводят некоторые сложные, не до конца проработанные концептуальные узлы неопубликованных заметок, которые мы теперь знаем как «Экономические и философские рукописи 1844 года».
Содержание
Карл Маркс и Фридрих Энгельс начинают с вопроса о том, что делает человека уникальным видом. Они полагают, что только о человеке можно сказать, что у него есть «история». Эта история, по их мнению, в основе своей является историей развития способов производства и сил производства, доступных человеку в любой момент времени, и что эти существенные особенности человеческой жизни неразрывно связаны с историей развития человеческих потребностей и социальных отношений.
Это фундаментальные составные части реальности, в рамках которой люди осуществляют то, что Маркс и Энгельс называют «жизнедеятельностью», и через опыт этой деятельности они создают самих себя, включая своё самосознание. Какой бы класс ни был правящим в рамках любого данного способа производства и социальной организации, он, таким образом, по существу, контролирует и определяет реальность для всех живущих в этом обществе. Таким образом, «идеи» того или иного периода, отнюдь не являясь нейтральным отражением мира, на самом деле определяются правящим классом этого периода. На протяжении всей работы Маркс и Энгельс нападают на других мыслителей за неспособность учесть роль материальных условий, включая отношения власти, в формировании человеческого сознания и абстрактной мысли.
По мнению Маркса и Энгельса, материальной основой распространённого заблуждения о том, что идеи формируют реальность – что, например, Французская революция была вызвана «верой» в идею свободы – является разделение между умственным и материальным трудом, которое представляет собой просто одну из форм общего общественного разделения труда, хотя и весьма существенную.
Их нападки на эту форму мышления – часто называемую «идеализмом» – мотивируются тем, что она мешает практическим действиям по изменению реальности, создавая впечатление, что исторические изменения – это вопрос изменения идей или сознания. Их политическая цель, которую они считают необходимой для достижения справедливого общества, – это революция пролетариата, которая может произойти только через свержение капиталистического способа производства в том виде, в котором он реально существует в мире. Революция в сфере идей является для них, по сути, оксюмороном.
Список персонажей
Бруно Бауэр
Один из самых частых объектов критики в «Немецкой идеологии», Бруно Бауэр был немецким философом XIX века, учеником Гегеля, радикальным рационалистом и критиком религии, в основном христианства и Библии. Он был одним из ключевых членов «младогегельянцев», немецкой философской школы, которую Маркс безжалостно критикует как в этом тексте, так и в других.
Людвиг Фейербах
Фейербах, хотя и не был членом «младогегельянцев», был важным постгегельянским немецким философом и оказал значительное влияние на эту группу. Сегодня он наиболее известен благодаря своей книге «Сущность христианства», в которой он приводит доводы в пользу радикального секуляризма, атеизма, либерализма и материализма, а также как объект развёрнутой критики Маркса в его важной работе «Тезисы о Фейербахе».
Хотя Маркс весьма критически относится к фейербаховской форме «материализма», в отличие от многих других мыслителей, упомянутых в «Немецкой идеологии», Маркс все же находит определённую ценность в мысли Фейербаха, и есть свидетельства того, что его работы действительно повлияли на творчество самого Маркса.
Буржуа (капиталист)
Хотя часто переводится как «средний класс», ссылки на буржуа или буржуазию лучше понимать как аналоги ссылок на капиталистов и класс капиталистов. Вкратце, капиталист – это человек, обладающий капиталом, что не то же самое, что быть богатым или иметь много денег. В частности, капиталист – это тот, кто зарабатывает себе на жизнь и чья функция в обществе заключается в том, чтобы использовать свои деньги, чтобы заработать больше денег (в форме прибыли). Это в равной степени относится как к тем, чьи деньги производят больше денег для них через инвестиции на Уолл-стрит или спекуляции с недвижимостью, так и к тем, чьи инвестиции принимают форму заводов, складов, машин, офисов или любых других средств производства, которые позволяют им распоряжаться трудом других людей.
Пролетариат
Ключевой термин марксистской мысли в целом, пролетариат в ограниченном смысле может быть понят как главный герой политической мысли Маркса. Этот термин, по сути, относится к рабочему классу, но он имеет в виду именно рабочий класс, существующий при капитализме: тех, кто должен работать за зарплату, чтобы выжить.
Хотя на протяжении истории всегда существовали классы людей, которые выполняли большую часть монотонного, изнурительного труда, и чьи средства к существованию зависели от выполнения этого труда, современный пролетариат отличается по нескольким параметрам. Вместо того чтобы подчиняться какому-то конкретному хозяину, пролетариат теоретически «свободен» продавать свой труд любому капиталисту. Это, по мнению Маркса, создаёт видимость большей свободы, хотя на самом деле принуждение продавать свой труд для того, чтобы жить, является таким же угнетением, как и крепостное право.
Темы
Концепция тотальности
Хотя в данном тексте авторы лишь изредка используют термин «тотальность» (который гораздо чаще встречается у позднего Маркса и, если уж на то пошло, слишком часто в работах поздних марксистов), тем не менее, это одно из основных, структурирующих понятий «Немецкой идеологии».
Возможно, самое важное, что, по мнению Маркса и Энгельса, отличает их форму мысли от всех их сверстников и предшественников, – это способность их анализа постигать историческую и современную реальность как органическое, динамичное целое.
Вместо того чтобы изолировать одну конкретную область общества – философию, развитие промышленности, завоевания, религию, войну и так далее – и пытаться обнаружить её «последствия», они считают, что наши законы, поведение, социальная и политическая сфера, идеология имеют смысл только тогда, когда рассматриваются в рамках общей социально-экономической структуры, в которой они функционируют. Другими словами, части понятны как части только при анализе целого.
Человеческая реальность – это не совокупность атомизированных частей или индивидов. Это не какая-то разросшаяся конструкция типа Lego, которую можно понять, разобрав её, чтобы увидеть, как все части подходят друг к другу. Это динамичный, непрерывный процесс, который постоянно создаётся и переделывается, понятный только изнутри, где мы – мы, то есть люди, – на самом деле живем.
Идеология и материальные условия
Хотя Маркс и Энгельс акцентируют внимание на фундаментальной роли материальных условий, развитии промышленности, способах производства и разделении труда, теория Маркса и Энгельса в конечном счёте не рассматривает «экономическую» деятельность как нечто более важное, более фундаментальное или определяющее все остальное. Однако верно, что они иногда, часто в полемических пассажах, направленных против горячо идеалистических младогегельянцев, отбрасывают «идеологию», философию и, возможно, культуру в целом как более или менее побочный продукт реальной деятельности материального производства.
Кроме того, важно понимать, что термин «идеология» в «Немецкой идеологии» используется в нескольких различных, хотя и связанных между собой, смыслах. Грубо говоря, он имеет два важнейших, различных значения:
- Идеология как сознательно сформулированная система мысли, которая, по крайней мере, пытается достичь внутренней последовательности, как, например, философия младогегельянцев.
- Идеология как более или менее невидимый набор идей здравого смысла, через которые человек понимает реальность, способ подхода к миру, который делает его понятным как структуру, как смысл.
Вряд ли имеет смысл называть эти идеи «убеждениями», поскольку нам почти никогда не приходит в голову сомневаться в них. Различие между этими двумя смыслами идеологии – это то, что Маркс имеет в виду, когда описывает разделение между правящим классом, который, безусловно, «верит» в свою собственную господствующую идеологию, и его преданными «идеологами». Маркс и Энгельс анализируют обе эти «формы» идеологии в данной работе, сначала описывая, как эти «идеологи», по мере развития разделения умственного и физического труда, приходят к жизни в мире, в котором можно верить, что они могут заниматься «чистыми» мыслями, не запятнанными грязными делами, например, производством пищи, которую они едят, или столов, за которыми они сидят. Но и для капиталистов их приверженность господствующей идеологии (которая, как господствующему классу, принадлежит им) – это не просто вопрос вульгарной корысти. Они «верят» в эту идеологию – их сознание структурировано ею – потому что они живут ею, потому что игра по её правилам – вечная конкуренция, подавление заработной платы, накопление капитала и, таким образом, расширение своих возможностей распоряжаться трудом других – работает.
Многие читатели Маркса упускают из виду, что он понимает этот факт; а именно, что в капиталистическом обществе капиталисты выполняют абсолютно жизненно важную роль, без которой вся система перестаёт функционировать.
(Пролетарская) революция
На протяжении всей «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс рассматривают и отвергают множество различных кандидатов на роль движущей силы исторических изменений, прежде чем представить свой аргумент о том, что эта роль в должной мере принадлежит революции.
Их концепция революции – это, что очень важно, революция, которая коренным образом изменяет фактические материальные условия, такие как способ производства и разделение труда, и вырастает из ранее существовавших противоречий, в частности, между отношениями и силами производства и возможностями в этих условиях.
Так, буржуазная революция, приходящая на смену феодальному строю, зависит от растущей власти буржуазного класса, обусловленной все более значительной ролью торговли в контексте колониализма, а также развитием денег и зависимостью современного государства от кредитов, предоставляемых капиталистами.
Пролетарская революция, к которой они призывают, отличается тем, что вместо того, чтобы просто изменить разделение труда, она полностью его отменит. Более того, в коммунистическом обществе, созданном в результате пролетарской революции, люди впервые поставят развитие производственных сил под сознательный социальный контроль. Поскольку производственные отношения (организация общества) будут направлять развитие производственных сил, эти аспекты человеческой цивилизации больше не будут вступать в противоречие и порождать необходимость новых революций.
Разделение труда
Разделение труда является одним из центральных элементов анализа Маркса в «Немецкой идеологии», и большая часть текста посвящена прослеживанию его развития на протяжении истории. Марксистская концепция разделения труда в двух важнейших аспектах отличается от другой наиболее известной современной разработки – «Разделения труда в обществе» Эмиля Дюркгейма.
Во-первых, Маркс рассматривает разделение труда как универсальную черту всех форм социальной организации человека и, в своей наиболее развитой форме, как специфическую характеристику капиталистического общества. Это объясняется тем, что при капитализме разделение труда становится случайной, а не «естественной» чертой человеческой жизни, поскольку необходимость в классе производителей булавок при капитализме необходима только для нужд капитала, т.е. для получения прибыли, а не является принципиально необходимой для воспроизводства человеческой жизни.
Во-вторых, хотя Маркс признает роль разделения труда в расширении производственных возможностей всего человечества и приведения, в конечном итоге, всего человечества к реальным, материальным отношениям взаимозависимости (что он считает положительным), он также рассматривает его как источник угнетения, который должен быть ликвидирован.
- «Капитал» Карла Маркса, кратко
- «Коммунистический манифест» Карла Маркса, кратко
- «Со стола Зои Вашингтон» Джейн Маркс, краткое содержание
- «Поднимаясь в воздух» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Венецианский купец» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Тонио Крёгер» Томаса Манна, краткое содержание
- «Теория прозы» Виктора Шкловского, краткое содержание
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Где была "опубликована" "Немецкая идеология" в 1846 году?
Комментирование недоступно Почему?