«Коммунистический манифест» Карла Маркса, кратко читать ~6 мин.
В 1846 году Карл Маркс был выслан из Парижа за свою радикальную политику. Он переехал в Бельгию, где попытался собрать разношёрстную группу ссыльных немецких ремесленников в единую политическую организацию – Союз немецких рабочих.
Маркс, зная о существовании подобных организаций в Англии, созвал эти группы на встречу зимой 1847 года. Под влиянием Маркса это собрание партий рабочего класса приняло название «Коммунистическая лига», обсудив свои претензии к капитализму и возможные методы реагирования. В то время как большинство делегатов этой конференции выступали за всеобщее братство как решение экономических проблем, Маркс проповедовал пламенную риторику классовой войны, объясняя заворожённым рабочим, что революция не только является единственным решением их трудностей, но и действительно неизбежна. Лига, полностью захваченная Марксом, поручила ему написать заявление о своих коллективных принципах, которое стало «Коммунистическим манифестом».
После конференции Маркс вернулся в Брюссель, взяв с собой декларацию социализма, написанную двумя делегатами, единственный экземпляр «Коммунистического журнала», издания лондонского отделения Коммунистической лиги, и заявление о принципах, написанное Энгельсом. Хотя Маркс очень внимательно следовал принципам Энгельса, «Манифест» полностью написан его рукой. Маркс писал неистово, но едва успел уложиться в сроки, которые установила для него Лига. Манифест был опубликован в феврале 1848 года, и опубликован быстро, чтобы раздуть пламя революции, которое тлело на континенте. Когда в марте 1848 года в Германии вспыхнула революция, Маркс отправился в Рейнланд, чтобы применить свою теорию на практике. Когда революция была подавлена, Маркс бежал в Лондон, а Коммунистическая лига была распущена, и Манифест стал её единственным наследием для мира.
Манифест прожил долгую и яркую жизнь. Хотя он был едва заметен среди множества памфлетов и трактатов, опубликованных в 1848 году, он оказал более глубокое влияние на интеллектуальную и политическую историю мира, чем любое другое произведение за последние 150 лет. Она вдохновила коммунистические политические системы, которые в период своего расцвета управляли почти половиной населения мира, и определила главный идеологический конфликт второй половины двадцатого века, изменив даже те страны, которые решительно противостояли коммунизму, например, западноевропейские и американские государства всеобщего благосостояния.
В интеллектуальном плане работы Маркса оказали глубокое влияние практически на все области знаний – от гуманитарных и социальных до естественных наук. Трудно представить себе область серьёзных человеческих исследований, которую марксизм не затронул.
Но даже в огромном массиве работ, связанных с марксизмом, «Манифест», несомненно, уникален. Даже при своём небольшом объёме (всего 23 страницы при первом издании), это единственное полное изложение своей программы, которое написал Маркс. И хотя Маркс развивал свои взгляды на протяжении всей своей карьеры, он никогда не отходил далеко от первоначальных принципов, изложенных в нём. «Манифест», без сомнения, является самым долговечным литературным наследием Маркса, положившим начало движению, которое, хотя и не совсем так, как предсказывал Маркс, радикально изменило мир. Как знаменито утверждал Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе»: “Философы по-разному интерпретировали мир. Главное – изменить его”. Никто не воплотил это так ярко, как он.
Краткое содержание
«Коммунистический манифест» открывается знаменитыми словами “История всех до сих пор существовавших обществ была историей классовой борьбы”, и на следующей 41 странице он продолжает развивать это утверждение.
В первой главе, «Буржуа и пролетарии», Маркс излагает своё видение истории, уделяя особое внимание развитию и окончательному уничтожению буржуазии, господствующего класса своего времени. До появления буржуазии общество было организовано в соответствии с феодальным порядком, управляемым аристократическими землевладельцами и корпоративными гильдиями. С открытием Америки и последующим расширением экономических рынков возник новый класс, класс мануфактур, который взял под контроль международную и внутреннюю торговлю, производя товары более эффективно, чем закрытые гильдии. С ростом экономической мощи этот класс начал завоёвывать политическую власть, уничтожая остатки старого феодального общества, которое пыталось ограничить их амбиции.
По мнению Маркса, Французская революция была самым решительным примером этой формы буржуазного самоопределения. Маркс считал буржуазный контроль настолько всепроникающим, что утверждал, что “исполнительная власть современного государства – это всего лишь комитет по управлению общими делами всей буржуазии”.
Однако это буржуазное господство создало новый социальный класс, который трудится в новых буржуазных отраслях. Этот класс, пролетариат, “наёмные рабочие, которые, не имея собственных средств производства, вынуждены продавать свою рабочую силу, чтобы жить”, является необходимым следствием буржуазного способа производства.
По мере расширения буржуазной промышленности и увеличения собственного капитала, ряды пролетариата пополняются, поскольку другие классы общества, ремесленники и владельцы мелких предприятий, не могут конкурировать с буржуазными капиталистами. Кроме того, развитие буржуазной промышленности вызывает пропорциональное ухудшение положения пролетариата. Это ухудшение, которое можно замедлить, но нельзя остановить, создаёт в пролетариате революционный элемент, который в конечном итоге уничтожит своих буржуазных угнетателей.
Как говорит Маркс, “буржуазия, следовательно, производит, прежде всего, своих собственных могильщиков. Ее падение и победа пролетариата одинаково неизбежны”.
В главе 2 «Пролетарии и коммунисты» Маркс подробно описывает социальные изменения, которые коммунисты надеются осуществить от имени пролетариата. Прежде всего, Маркс отмечает, что интересы коммунистов не отличаются от интересов пролетариата как класса; они стремятся лишь развить в пролетариате классовое сознание, необходимое условие окончательной эмансипации пролетариата.
Главной целью коммунистов и революционного пролетариата является отмена частной собственности, поскольку именно она удерживает их в рабстве. Буржуазная экономика, то есть капитализм, требует, чтобы владельцы средств производства платили рабочим только столько, чтобы обеспечить их простое физическое существование и воспроизводство. Другими словами, существование буржуазной собственности, или капитала, как называет его Маркс, основано на её радикально неравном распределении.
Единственный способ для пролетариата освободиться от буржуазной эксплуатации – это отменить капитализм. Для достижения этой цели пролетариат уничтожит все остатки буржуазной культуры, которые увековечивают, пусть даже неявно, его несчастье. Сюда относятся семейное устройство, религия, мораль, юриспруденция и т.д. Культура является лишь результатом конкретных материальных и экономических условий и не имеет независимой от них жизни. Результатом этой борьбы станет “ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием развития всех”.
Глава 3, «Социалистическая и коммунистическая литература», включает в себя обсуждение Марксом отношений между его движением и предыдущими или современными социалистическими движениями. В этой главе он осуждает эти другие движения за то, что они не до конца понимают значение пролетарской борьбы.
Все они страдают по крайней мере от одной из трёх проблем:
1) Они обращаются к предыдущим способам социальной организации для решения нынешних трудностей.
2) Они отрицают классовый характер существующего конфликта.
3) Они не признают, что насильственная революция со стороны пролетариата – единственный способ искоренить условия угнетения.
Только коммунисты-марксисты по-настоящему оценивают историческое движение, в котором антагонизм между пролетариатом и буржуазией является заключительным актом.
В заключительной главе «Позиция коммунистов по отношению к различным оппозиционным партиям» провозглашается намерение коммунистов “повсеместно поддерживать любое революционное движение против существующего социального и политического порядка вещей“. Вкладом коммунистов в этот продолжающийся революционный дискурс будет постановка вопроса о собственности, ибо любое революционное движение, не решающее этот вопрос, не сможет успешно спасти людей от угнетения.
В заключение Маркс громогласно заявляет: “Пусть правящие классы трепещут перед коммунистической революцией. Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Им предстоит завоевать весь мир. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ !“.
- «Немецкая идеология» Карла Маркса, кратко
- «Капитал» Карла Маркса, кратко
- «Со стола Зои Вашингтон» Джейн Маркс, краткое содержание
- «Прощание с оружием» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «Фауст» Иоганна Гёте, краткое содержание
- «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками, краткое содержание
- «После землетрясения» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Маятник Фуко» Умберто Эко, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?