Фрески Сикстинской капеллы читать ~5 мин.
Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — домовая церковь в Апостольском дворце, официальной резиденции папы римского в Ватикане. Она была построена в эпоху архитектуры Возрождения для папы Сикста IV, в честь которого и получила своё название. Проект разработал архитектор Баччо Понтелли, а за возведением следил Джованнино де Дольчи. Часовня представляет собой простое прямоугольное здание с арочными окнами и бочкообразным сводом. Несмотря на строгий экстерьер, её интерьер украшен фресками величайших художников раннего Возрождения. Главными шедеврами религиозного искусства считаются фрески Микеланджело — «Бытие» на потолке и «Страшный суд» на алтарной стене.
Фрески Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти — на странице художника
В Сикстинской капелле и сегодня проводятся важнейшие церемонии, в том числе конклавы Коллегии кардиналов для избрания нового папы. В дни торжеств нижнюю часть стен украшают гобелены, созданные по эскизам Рафаэля фламандскими мастерами в Брюсселе около 1520 года. Капелла является жемчужиной Музеев Ватикана.
Архитектура
Сикстинская капелла была построена по заказу папы Сикста IV (1471–1484) по проекту флорентийского архитектора Баччо Понтелли. Здание должно было служить одновременно дворцовой капеллой и укреплением Ватикана. Его возвели на месте Cappella Magna — средневекового зала для церемониальных собраний папского двора. Строительство велось с 1473 по 1481 год под руководством Джованнино де Дольчи, который также курировал создание росписей до освящения капеллы в 1483 году.
Снаружи здание не имеет декоративного фасада или парадного входа, поскольку в него попадают через внутренние помещения Папского дворца. Размеры капеллы (примерно 40,9 на 13,4 метра) повторяют пропорции Храма Соломона в Иерусалиме, разрушенного римлянами в 70 году н.э. Высота сводчатого потолка достигает 20,7 метра.
В боковых стенах прорезано по шесть высоких арочных окон, а пол украшен великолепной мраморной мозаикой XV века. Высокая мраморная алтарная преграда отделяет пресвитерий от остальной части зала. Эта преграда и хоры, украшенные тонким рельефным орнаментом, — работа скульптора Мино да Фьезоле и его мастерской.
Ранние фрески
Когда архитектурные работы были завершены в 1481 году, папа Сикст IV пригласил для росписи стен ведущих художников того времени. Среди них были флорентийцы Алессандро Боттичелли (1445–1510), Доменико Гирландайо (1449–1494), Козимо Росселли (1439–1507) и Лука Синьорелли (ок. 1440–1523), а также умбрийские мастера, такие как Перуджино (ок. 1450–1523) и Пинтуриккио (ок. 1454–1513).
Росписи стен капеллы были выполнены в три яруса. Нижний украшен нарисованными в технике тромплей (обман зрения) драпировками из серебра и золота с папским гербом. Средний ярус занимают два цикла фресок: «История Моисея» и «История Христа». На верхнем ярусе размещена галерея портретов первых пап: восемь из них приписывают Гирландайо, два — Росселли и семь — Фра Диаманте.
Всего сохранилось 27 портретов. Ещё четыре, находившиеся на алтарной стене, были уничтожены, чтобы освободить место для фрески «Страшный суд». Все эти настенные росписи были завершены к 1482 году.
Фреска «Бытие»

Украшение капеллы завершил племянник Сикста IV, Джулиано делла Ровере, ставший папой Юлием II (1503–1513). Он решил преобразить Рим и для этой цели поручил Микеланджело Буонарроти (1475–1564) расписать потолок Сикстинской капеллы. Эту грандиозную работу площадью около 1114 м² художник выполнил практически в одиночку с 1508 по 1512 год. Известная как фреска «Бытие», она состоит из девяти сцен из Книги Бытия: сотворение мира, сотворение Адама и грехопадение человека. По сторонам свода изображены пророки и сивиллы, предсказавшие рождение Христа. Эта роспись считается одним из величайших произведений изобразительного искусства и воплощает идеалы живописи Высокого Возрождения, в частности прославление красоты человеческого тела.
Гобелены Рафаэля
В 1515 году папа Лев X (1513–1521) поручил молодому Рафаэлю (1483–1520) создать картоны для десяти гобеленов, которые должны были украсить нижний ярус стен. Рафаэль уже внёс вклад в Римский Ренессанс, расписав для папы Юлия II папские апартаменты, известные как Станцы Рафаэля. За год он закончил картоны для гобеленов на сюжеты из Деяний Апостолов. Шпалеры были вытканы в Брюсселе в мастерской Питера ван Альста в 1515–1519 годах. Хотя эти картоны считаются одними из лучших работ Рафаэля, сам мастер выполнил лишь часть живописной работы.
См. также нашу статью: Как ценить картины.
Фреска «Страшный суд»

В 1534 году, спустя более двадцати лет после завершения росписи потолка, папа Павел III (1534–1549) поручил Микеланджело создать фреску «Страшный суд» на алтарной стене. Первоначальный заказ художник получил ещё от папы Климента VII (1523–1534). Роспись была окончена в 1541 году. По своему настроению и духу она кардинально отличалась от фресок на своде: её образы полны сурового драматизма и передают ощущение божественного гнева. Если ранняя работа «Бытие» в стиле Высокого Возрождения отражала гуманистическую веру в упорядоченную вселенную, то «Страшный суд» в стиле маньеризма стал выражением тревог новой эпохи, отмеченной разграблением Рима в 1527 году и борьбой между протестантизмом и католической Контрреформацией.
Художественное значение
С момента своего создания росписи Сикстинской капеллы признаны вершиной западного искусства. Потолочные фрески Микеланджело стали эталоном живописи на века. Его более поздний «Страшный суд», хоть и вызвавший споры из-за обилия наготы, также входит в число величайших произведений религиозной живописи. Тот факт, что эти шедевры были созданы художником, который сам себя считал в первую очередь скульптором, подчёркивает уникальность его гения и обеспечивает ему место среди величайших мастеров всех времён.
- Фрески: современность сквозь призму старины
- Пюви де Шаванн: французский живописец, художник-декоратор
- Фрески Вюрцбургской резиденции, Тьеполо: анализ
- Джамбаттиста Тьеполо: итальянский художник, фрески Вюрцбургского дворца
- Мексиканские фрески и муралы
- Марс атакует. Групповой проект
- Выставка Софии Акимовой и Светланы Малаховой «ОбнаЖЕНие» 18+
- Итальянское искусство в рамках акции «Ночь кино — 2021» в Пушкинском музее
- Антонио Росселлино, скульптор эпохи Возрождения, Флоренция
- Пьеро ди Козимо: художник эпохи Возрождения, Флоренция
- Фра Бартоломео: флорентийский художник высокого Возрождения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?