Фрески Сикстинской капеллы читать ~5 мин.
Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — это личная капелла папы римского в Апостольском дворце, официальной резиденции папы в Ватикане. Она была построена в эпоху архитектуры Возрождения архитектором Джованни деи Дольчи для папы Сикста IV (отсюда и название). Часовня представляет собой прямоугольное здание с арочными окнами вдоль каждой из боковых стен и бочкообразным сводом. Несмотря на скучный и неприглядный внешний вид, её интерьер украшен фресками, выполненными некоторыми из самых известных художников раннего Возрождения. Шедевры религиозного искусства, пожалуй, величайшие фрески всех времён, — это «Сотворение мира» и «Страшный суд», написанные Микеланджело.
Фрески Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти — на странице художника
В Сикстинской капелле до сих пор проводятся важные церемонии, и она используется Священной коллегией кардиналов во время избрания нового папы для проведения конклава. В такие дни нижняя часть боковых стен покрывается гобеленами, изначально созданными Рафаэлем и изготовленными фламандскими ткачами в Брюсселе около 1520 года. Капелла считается одним из самых красивых художественных музеев в Европе.
Архитектура
Сикстинская капелла была построена флорентийским архитектором Баччо Понтелли по заказу папы Сикста IV (1471-1484), который хотел иметь здание, которое бы служило дворцовой капеллой и одновременно крепостью Ватикана. Она должна была быть построена на месте Cappella Magna, средневекового укреплённого зала, использовавшегося папским двором для определённых церемониальных собраний. Сикстинская капелла была возведена между 1473 и 1481 годами под руководством Джованнино де Дольчи, который также курировал живописные украшения капеллы до её официального открытия в 1483 году.
Снаружи здание не имеет фасада, декоративных элементов или парадных входов, так как вход в капеллу осуществляется через внутренние двери из Папского дворца. Основная часть капеллы, архитектурные размеры которой (134 x 44 фута) основаны на размерах Храма Соломона в Иерусалиме, разрушенного римлянами в 70 году н.э., увенчана сводчатым потолком высотой 68 футов.
По боковым стенам расположено по шесть арочных окон, а на полу — великолепная мраморная мозаика XV века. Высокая мраморная преграда отделяет пресвитерий от основного помещения часовни. Преграда и хоры, украшенные тонким орнаментальным рельефом, являются работой Мино са Фьезоле и его помощников.
Ранние фрески
Когда в 1481 году все архитектурные работы были завершены, Сикст IV пригласил ряд важных флорентийских художников для украшения часовни, в том числе Алессандро Боттичелли (1445-1510), Доменико Гирландайо (1449-1494), Козимо Росселли (1439-1507), Лука Синьорелли (ок. 1440-1523), а также художники из Умбрии, такие как Перуджино (ок. 1450-1523) и Пинтуриккио (ок. 1454-1513).
Настенные росписи Сикстинской капеллы были расположены в три яруса следующим образом. Нижний ярус расписан в технике тромплей («обман зрения», например, живопись, выполненная так, чтобы картина приобретала объём при наблюдении с определённого ракурса – в данном случае снизу) дамасскими драпировками в серебре и золоте, украшенными гербом самого папы. Средний ярус расписан двумя взаимодополняющими циклами картин: «Жизнь Моисея» и «Жизнь Христа». Верхний ярус содержит Галерею пап: восемь портретов приписываются Гирландайо, два — Росселли и семь — Фра Диаманте.
Всего 27 портретов сохранились на своих местах, но четыре других, которые раньше висели на алтарной стене, были уничтожены, чтобы освободить место для Страшного суда. Все эти фрески были завершены к 1482 году.
Фреска «Бытие»

Украшение капеллы было завершено племянником Сикста IV, Джулиано делла Ровере, который стал папой Юлием II (1503-1513). Юлий II решил отреставрировать город Рим, и чтобы помочь ему осуществить эту мечту, он попросил Микеланджело Буонарроти (1475-1564) расписать потолок Сикстинской капеллы. Это грандиозное предприятие, охватывающее площадь в 1114 м², было выполнено Микеланджело практически без посторонней помощи в период с 1508 по 1512 год. Известная как фреска «Бытие», она состоит из серии из 9 фресок, изображающих сотворение мира Богом, сотворение Адама, отношения Бога с человеком и грехопадение человека. Пророки и сивиллы, предсказавшие рождение Христа, изображены по бокам потолка. Она считается одним из величайших произведений изобразительного искусства и воплощает многие идеалы живописи Высокого Возрождения, в частности, превозношение мужского обнажённого тела.
Гобелены Рафаэля
В 1515 году папа Лев X (1513-1521) поручил известному молодому художнику Рафаэлю (1483-1520) создать эскизы для десяти гобеленов, которые должны были покрыть нижний ярус стен и составить конкуренцию возвышенному религиозному искусству, представленному на потолке. Он уже участвовал в возглавляемом папой Ренессансе в Риме благодаря своей предыдущей работе для Юлия II, который поручил ему роспись фресками папских апартаментов Stanza della Segnatura, ныне известных как Рафаэлевские комнаты (Ватикан), и за год он закончил эскизы гобеленов. Затем они были сотканы в Брюсселе в мастерской Питера ван Альста в период 1515-19 годов. Хотя эскизы, все основанные на изображениях из Деяний Апостолов, относятся к числу самых благородных произведений Рафаэля, только часть фактической работы кистью была выполнена самим художником.
См. также нашу статью: Как ценить картины.
Фреска «Страшный суд»

В 1534 году, примерно через двадцать лет после завершения росписи потолка Сикстинской капеллы, Микеланджело получил от папы Павла III (1534-1549) заказ на роспись фрески «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, по первоначальному замыслу папы Климента VII (1523-1534). Роспись была завершена в 1541 году, ровно через 29 лет после открытия фрески «Бытие», но по своему настроению и смыслу она была далека от неё на световые годы, с её угрожающими фигурами и атмосферой божественного гнева. Если более ранняя работа в стиле Высокого Возрождения «Бытие» запечатлела торжествующую гуманистическую эстетику упорядоченной вселенной, то «Страшный суд» в стиле маньеризма отражал новую неуверенность эпохи, характеризующейся разграблением Рима в 1527 году и общеевропейской борьбой между протестантизмом и католической Контрреформацией.
Величайшие религиозные картины всех времён
С момента своего завершения в 1512 году фреска Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы считалась одним из высших образцов живописного искусства. Его более поздний «Страшный суд», хотя и вызвал споры из-за использования обнажённого тела, также считается одним из величайших произведений религиозной живописи. Учитывая, что Микеланджело считается одним из самых талантливых скульпторов в мире, становится понятно, почему он возглавляет список лучших художников всех времён.
- Фрески: современность сквозь призму старины
- Пюви де Шаванн: французский живописец, художник-декоратор
- Фрески Вюрцбургской резиденции, Тьеполо: анализ
- Джамбаттиста Тьеполо: итальянский художник, фрески Вюрцбургского дворца
- Мексиканские фрески и муралы
- Марс атакует. Групповой проект
- Выставка Софии Акимовой и Светланы Малаховой «ОбнаЖЕНие» 18+
- Итальянское искусство в рамках акции «Ночь кино — 2021» в Пушкинском музее
- Антонио Росселлино, скульптор эпохи Возрождения, Флоренция
- Пьеро ди Козимо: художник эпохи Возрождения, Флоренция
- Фра Бартоломео: флорентийский художник высокого Возрождения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?