Музей изящных искусств Страсбурга читать ~4 мин.
Музей изящных искусств (Musée des Beaux-Arts de Strasbourg) — жемчужина культурного наследия Эльзаса, расположенная в величественных залах Дворца Роан. Собрание охватывает историю европейской живописи от средневековья до 1870 года и по праву входит в число значимых художественных коллекций Европы. Экспозиция занимает первый и второй этажи дворца, построенного в стиле барокко, где с 1898 года выставляется около 250 избранных полотен из общего фонда, насчитывающего 865 единиц хранения.
Архитектура самого Дворца Роан, спроектированного Робером де Котом, служит великолепным обрамлением для старых мастеров. Здание, завершённое в 1742 году, изначально служило резиденцией князей-епископов, а его роскошные интерьеры создают атмосферу, идеально дополняющую восприятие классического искусства. Собрание чётко структурировано по школам и эпохам, что позволяет проследить эволюцию живописных техник и стилей в историческом контексте.
Итальянская и фламандская живопись
В залах музея широко представлены работы ранней фламандской живописи и итальянского проторенессанса. Среди жемчужин коллекции — произведения Ганса Мемлинга (Hans Memling, 1430–1494) и Джотто (Giotto, 1266–1337). Эпоха Ренессанса (ок. 1400–1520) и маньеризма (1520–1600) раскрывается через полотна Боттичелли и Рафаэля. Барочное искусство представлено с исключительной полнотой: здесь можно увидеть динамичные композиции Питера Пауля Рубенса (1577–1640) и драматичные образы Франсиско де Сурбарана (Francisco de Zurbarán, 1598–1664).
Венецианская школа XVIII века блистает работами Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770). Период романтизма и реализма отражён в картинах испанца Франсиско Гойи (1746–1828), а также французских мастеров Эжена Делакруа (Eugène Delacroix, 1798–1863) и Камиля Коро (1796–1875). Завершает хронологию экспозиции реализм XIX века в лице Гюстава Курбе (Gustave Courbet, 1819–1877). Знаковым произведением музея признана картина Прекрасная страсбурженка (La Belle Strasbourgeoise, 1703) кисти Никола де Ларжильера (1656–1746).
История формирования коллекции
Основа первого муниципального собрания была заложена в 1801 году, в период правления Наполеона Бонапарта. Это произошло благодаря «декрету Шапталя», по которому 40 картин из Луврского музея были переданы Страсбургу. Целью этого государственного распределения было просвещение и предоставление образцов для обучения художников в провинции, а не простое хранение конфискованного имущества. Однако во время франко-прусской войны, в ночь на 24 августа 1870 года, коллекция, находившаяся тогда в здании Обетт, трагически погибла в огне артиллерийского обстрела.
Возрождение музея стало возможным благодаря усилиям Вильгельма фон Боде (Wilhelm von Bode, 1845–1929). После войны император Германии поручил этому выдающемуся историку искусства восстановить утраченное собрание, выделив значительный бюджет. Боде использовал свои связи в Европе, чтобы приобрести работы высокого уровня. Второй ключевой фигурой в истории музея стал Ганс Хауг (Hans Haug, 1890–1965), который в XX веке существенно расширил экспозицию, организовав новые поступления из национальных музеев Франции и купив знаменитую Прекрасную страсбурженку в 1963 году. Эта картина ценится за виртуозную передачу фактуры и загадочный образ модели в традиционном эльзасском головном уборе.
Фонды музея продолжают пополняться и в наши дни. В конце XX века благодаря щедрости меценатов, таких как коллекционеры Отон Кауфман и Франсуа Шлаг, музей получил ряд шедевров итальянского барокко. В их числе работы Джузеппе Креспи (1665–1747), Марко Риччи (1676–1730) и прославленного мастера ведут Джованни Антонио Каналетто (1697–1768).
Обзор постоянной экспозиции
Посетители могут проследить развитие почти всех основных европейских художественных направлений. Итальянские школы XIV – XVI веков представлены работами, отобранными с безупречным вкусом. Золотой век голландской и фламандской живописи раскрывается через натюрморты, пейзажи и жанровые сцены. Особой полнотой отличается испанская школа живописи, включающая произведения Эль Греко (1541–1614) и мастера светотени Хосе де Риберы (1591–1652).
Исторически сложилось так, что французская живопись представлена неравномерно, что связано с пожаром 1870 года, уничтожившим многие крупноформатные полотна. Тем не менее, в залах присутствуют значимые работы Симона Вуэ (1590–1649), Филиппа де Шампеня (1602–1674), Ларжильера и Шардена. Период романтизма иллюстрируют картины Теодора Шассерио (1819–1856). Отдельного внимания заслуживает коллекция натюрмортной живописи, где особое место занимают голландские мастера XVII века, демонстрирующие аллегорический смысл предметов быта («vanitas»).
Избранные шедевры
Мадонна с младенцем и двумя ангелами Сандро Боттичелли.
Полиптих Тщеславия Земного и Божественного Спасения (ок. 1485) Ганса Мемлинга (1430–1494).
Святой Себастьян Чима да Конельяно (ок. 1469–1517).
Бюст ангела (1480–1485) Филиппино Липпи.
Миф о Прометее (ок. 1510) Пьеро ди Козимо (1461/2–1521).
Вид церкви Санта-Мария-делла-Салуте с Гранд-канала (1727) Каналетто.
Обручённые (ок. 1525) Лукаса ван Лейдена (1494–1533).
Отправление на прогулку Питера де Хоха.
Ревекка, принимающая дары Элиезера (ок. 1725) Франсуа Буше (1696–1770).
Корзина персиков, орехи, нож и стакан вина (1758) Жана Батиста Симеона Шардена.
Галантная сцена Жан-Антуана Ватто.
Прекрасная страсбурженка (1703) Никола де Ларжильера.
- Репродукции картин известных живописцев: какие работы стоит иметь в своей гостиной
- «Бегство от свободы» Эриха Фромма, краткое содержание
- «Свобода - это постоянная борьба» Анжелы Дэвис, краткое содержание
- «Свобода выбора» Милтона Фридмана, Роуз Фридман, краткое содержание
- «Свобода» Джонатана Франзена, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?