Боги Олимпа:
Аид читать ~272 мин.
Аид
Аид был греческим богом подземного мира. Греки верили, что все души после смерти попадают в подземный мир, где бродят в виде пустых, безголосых теней. Аид похитил Персефону и сделал её царицей подземного мира. Однако Зевс, царь богов, приказал Аиду вернуть Персефону её матери, Деметре, богине урожая. С тех пор Персефона проводила в подземном мире лишь часть года. Аид также ассоциировался с богатством и сельским хозяйством.
Аид был сыном титанов Кроноса и Реи. Во время великой войны богов Зевс возглавил восстание своих братьев и сестёр – Аида, Посейдона, Гестии, Геры и Деметры – против отца. Под руководством Зевса молодые боги свергли Кроноса и титанов. Молодые боги низвергли титанов в Тартар, самую глубокую пропасть в подземном мире.
Аид правит страной мёртвых
Аид и его братья и сестры стали правящими богами Земли и поселились на горе Олимп, самой высокой горе в Греции. Три брата – Зевс, Посейдон и Аид – тянули жребий, чтобы решить, где каждый из них будет править. Зевс вытянул первым и выбрал своим владением небо и небеса. Посейдон вытянул второй жребий и выбрал своим царством бескрайнее море. Аид вытянул последним и стал правителем подземного мира – места, куда, как считали греки, души смертных попадали после смерти. Затем циклопы, одноглазые великаны, выковали братьям оружие. Аид получил шапку-невидимку, которая позволяла ему наносить удары по врагам, оставаясь незамеченным. Вообще, царство Аида не может видеть никто из живущих. Греки считали, что имя Аид (a-idês) означает «Невидимый».
Все греческие боги, кроме Аида, жили на горе Олимп. Он жил в сверкающем дворце глубоко под землёй. Он был сделан из чистого золота и украшен драгоценными камнями и драгоценностями, так как Аид был богом богатств, которые лежали под землей.
Царство Аида
Греки верили, что когда смертные умирали, их души сопровождал в подземный мир Гермес, вестник богов-олимпийцев. Гермес приводил их на берега реки Стикс, главной реки подземного мира. Там они встречали Харона, страшного паромщика, который переправлял души умерших через Стикс. Харон не переправлял никого через реку, если тот не платил ему плату.
Если мёртвая душа не могла заплатить Харону, она была вынуждена вечно скитаться по берегам Стикса, пытаясь найти другой путь в царство Аида. Когда мёртвая душа все-таки достигала другого берега реки, она встречала Цербера, трёхголового стража подземного мира. Цербер пропускал души в подземный мир, но не выпускал из него. Эта деталь является мифическим выражением веры в то, что мёртвые никогда не возвращаются к жизни.
Подземный мир был темным и мрачным местом, где повсюду порхали тени (призраки) смертных людей. Тени не имели никакого существования. Они были невидимы и даже иногда не видели. Интересно отметить, что Гомер называет смерть «братом сна».
В подземном мире протекало пять рек: Стикс, река ненависти и нерушимых клятв; Флегетон, огненная река; Коцит, река плача; Ахерон, река горя; и Лет, река забвения. Когда умершие души попадали в царство Аида, они пили из реки Лете, чтобы забыть свою земную жизнь. Затем они становились тенями.
Не все мёртвые души разделяли одну и ту же судьбу в подземном мире. Величайшие герои получали возможность попасть в Элизиум, прекрасный луг, где никогда не заходит солнце. Худших преступников либо приговаривали к пыткам, либо бросали в Тартар, который лежал так же далеко под Аидом, как гора Олимп возвышается над поверхностью Земли.
Аид влюбляется
Аид много лет жил одинокой жизнью в подземном мире. Однажды он увидел Персефону, дочь Деметры, и сразу же влюбился в неё. Он решил, что возьмёт её в жены. Когда Персефона наклонилась, чтобы сорвать цветок, Аид вызвал трещину в земле. Затем Аид выехал на поверхность земли на золотой колеснице, обхватил Персефону за талию и затащил её в свою колесницу, чтобы отвезти обратно в подземный мир. Аид возложил на голову Персефоны золотую корону и сделал её своей царицей.
Персефона была недовольна пребыванием в подземном мире и требовала, чтобы Аид вернул её матери, но Аид не слушал её. Он предлагал ей множество сверкающих драгоценностей и блестящего золота, но ничто не могло убедить её остаться с Аидом. Персефона повторяла, что хочет воссоединиться со своей матерью.
Персефона ест гранат
Аид знал, что есть только один способ удержать Персефону в подземном мире. Ему нужно было убедить её есть пищу мёртвых. Он устроил великие пиры с самой вкусной едой и напитками, какие только можно себе представить. Но Персефону было не переубедить. Она сказала Аиду, что не будет есть, пока не вернётся к своей матери. Со временем её румяные щеки посерели, а радостное сердце стало холодным как лёд. Единственным утешением для Персефоны стал сад Аида, где росло крошечное гранатовое дерево. Однажды Персефона не смогла больше сопротивляться сочным гранатам и, не удержавшись, сорвала один из них и съела шесть семян.
Тем временем мать Персефоны Деметра искала свою дочь на Земле. В своём горе она не позволила ни одному растению приносить плоды. Она сделала бесплодными поля, которые когда-то были здоровыми. Земля стала холодной. Многие смертные и животные умерли от недостатка пищи, и боги умоляли Деметру снова сделать Землю зелёной. Она отказалась, сказав, что поля станут здоровыми только тогда, когда к ней вернётся Персефона.
Зевс опасался, что горе Деметры погубит Землю. Он послал Деметру в сопровождении Гермеса в подземный мир с приказом Аиду освободить Персефону. Когда Гермес и Деметра прибыли во дворец Аида, они сообщили ему о приказе Зевса: Персефона должна быть возвращена Деметре.
Как раз когда Деметра и Персефона собирались покинуть подземный мир, садовник подземного мира принёс своему царю важную новость. Он показал Аиду наполовину съеденный гранат и сообщил, что Персефона съела часть этого плода подземного мира. По закону Персефона теперь должна была оставаться в подземном мире. Аид обратился к Зевсу, и решение было принято быстро: Поскольку Персефона съела гранатовые зерна, Зевсу ничего не оставалось, как приказать ей оставаться в подземном мире шесть месяцев из каждого года. Другую половину года она могла оставаться с Деметрой.
Другой взгляд на Аида
Из-за своей связи с Персефоной Аид иногда рассматривался как сельскохозяйственный бог. Многие греки считали, что он контролирует не только души в подземном мире, но и все, что растёт из земли. Поэтому греки считали, что и Аид, и Деметра играют важную роль в производстве зерна. Деметра делала посевы плодородными, а Аид делал почву богатой минералами, которые помогали урожаю расти. Некоторые греки считали, что в редких случаях, когда Аид посещал Землю, он носил с собой рог изобилия – рог изобилия.
Хотя Аида боялись смертные и не любили многие боги, он не был злым божеством – просто он был суровым, безжалостным и не поддавался молитвам и лести. Люди в древнем мире так сильно боялись Аида, что редко называли его настоящим именем. Некоторые называли его Плутон, что означает «богатый». Это было распространённое имя, потому что Аид имел доступ к драгоценностям и самоцветам, зарытым в земле. Его также называли Полидект, что означает «всеприемник». Это имя использовалось потому, что Аид собирал души и тела всех смертных, которые умерли и были похоронены на Земле.
Когда смертные люди обращались к Аиду (молили его о помощи), они хлопали ладонями по земле, а не поднимали их в воздух, как при обращении к Зевсу. Когда греческие смертные приносили жертвы Аиду, было принято использовать чёрных баранов или овец.
СЕМЬЯ: Отец – Кронос; мать – Рея; братья – Зевс и Посейдон; сестры – Гера, Деметра и Гестия; жена – Персефона.
В ИСКУССТВЕ: В искусстве древних греков Аид напоминал своих братьев, Зевса и Посейдона. На греческих вазах Аида трудно отличить от других фигур, и отличительным фактором становятся его аксессуары. Как царь подземного мира, Аид часто носил на голове корону и держал в руках ключ от нижнего мира и двузубый посох. На большинстве греческих изображений Аида он изображён с Цербером или похищающим Персефону.
На одной вазе четвёртого века до нашей эры Аид и его жена Персефона изображены в своём подземном дворце. Аид сидит на своём троне и носит царскую корону. Персефона также носит корону и стоит слева от Аида. Царскую чету подземного мира окружают тени известных смертных, в том числе Орфея.
На одной вазовой картине пятого века до нашей эры Аид изображён вместе со своей сестрой Деметрой, богиней урожая. Аид разбрасывает семена из рога изобилия на поле, которое только что вспахала Деметра. В этом примере он представлен в своей роли бога земледелия.
В ЛИТЕРАТУРЕ: Многие греческие авторы писали о похищении Аидом Персефоны. Фактически, это единственный крупный греческий миф, в котором фигурирует владыка подземного мира. Возможно, лучший рассказ о похищении Персефоны содержится в гомеровском «Гимне Деметре». В этом отрывке Персефона собирает цветы с дочерьми Океана (здесь пишется Океанос), когда её похищают. Аид не назван по имени, но упоминается как «Воинство многих», «Тот, у кого много имён» или «Сын Кроноса»:
Кроме Деметры, владычицы золотого меча и славных плодов, она играла с дочерьми Океана…
и собирала цветы на мягком лугу, розы, крокусы и прекрасные фиалки, ирисы, гиацинты и нарциссы…
И вот широко разверзлась земля там, на равнине Ниссы, и владыка, Воин множества, со своими бессмертными конями выскочил на неё – сын Кроноса, Тот, у кого много имен.
Он подхватил её неохотно на свою золотую машину и понёс вдаль, оплакивая.
Тогда она закричала пронзительным голосом, призывая отца своего, Сына (Кроноса), высочайшего и превосходнейшего».
— Гомеровский гимн Деметре
В эпической поэме Гомера «Одиссея» Одиссей отправляется в подземный мир, чтобы поговорить со слепым пророком Тейресиасом. Там он встречает многих павших героев, в том числе великого воина Ахилла. Одиссей говорит Ахиллу, что он должен быть счастлив, что завоевал столько славы в битве, и что он не должен жалеть о смерти. В этом знаменитом отрывке мы слышим ответ Ахилла:
Не говори мне хорошо о смерти, о блистательный Одиссей. Я лучше буду неоплатным слугой самого бедного и ничтожного человека в мире, чем царём над всеми расточительными мертвецами».
— Гомер, Одиссея, книга 11
Аид почти никогда не бывал на Олимпе – он предпочитал свой дворец в подземном мире. Однако однажды он все же побывал на горе Олимп. Греческий герой Геракл предпринял поход против жителей Пилоса, города на западном побережье Греции. Геракл добился успеха в битве и убил много людей. По словам Гомера, Аид пришёл в Пилос за душами умерших и был ранен одной из стрел Геракла:
Даже огромный Аид был поражён стремительной стрелой, когда этот же человек, сын эгидоносного Зевса, поразил его в Пилосе и причинил ему великую боль среди мёртвых. Но потом он отправился в залы Зевса на далёком Олимпе, с болью в сердце, пронзённый агонией, ибо древко пробило его огромное плечо и истощило его дух».
— Гомер, Илиада, книга 5
Во второй книге эпического произведения английского поэта Джона Мильтона «Потерянный рай» Аид (здесь пишется Ades) упоминается как спутник Сатаны в подземном мире:
… с ним Энтрон
Сидит Ночь в собольем одеянии, старшая из вещей,
супруга его царствования; и рядом с ними стояли
Оркус и Адес, и страшное имя
Демогоргона.
В НАУКЕ: «Хадейское время» или «Хадейский эон» – это название, которое геологи дают периоду времени, в течение которого сформировались Земля и Солнечная система. Он был назван в честь Гадеса из-за сильного жара, который присутствовал в процессе формирования.
ИСТОРИЯ СЛОВА: Поскольку древние греки использовали имя Аид для обозначения как бога, так и его царства, Аид иногда используется как другое название Ада. Прилагательное хадаль относится к частям океана, расположенным ниже 6 000 метров.
В ПОП-КУЛЬТУРЕ: Больше, чем в любой другой сфере развлечений, Аид чаще всего появляется в видеоиграх. Многие герои видеоигр должны победить персонажа, похожего на Аида, попасть в подземный мир, стилизованный под Аида, или победить оружие Аида. Аид занимает видное место в серии видеоигр God of War и Kingdom Hearts.
В игре God of War III Аид является «боссом» на третьем уровне игры. Главный герой, Кратос, должен победить Аида, чтобы пройти дальше. Аид сражается с Кратосом в тёмном подземелье, используя фиолетовые электризующие цепи. Аид также стреляет в Кратоса различными человеческими черепами и призрачными демоническими собаками.
Аид часто появляется в кино. В фильме «Столкновение титанов» и его продолжении «Гнев титанов» Аид фигурирует как персонаж. В японском фильме ужасов 1968 года «Невеста из Аида» использовано его имя. В диснеевском мультфильме 1998 года «Геркулес» Аид играет роль злодея, пытающегося захватить мир. Аид изображён как злой мастер, который отказывается признать свою ограниченность как правителя подземелья, лишая жизни каждого, кто пытается остановить его путь к полной власти. В 2009 году Австралия переименовала американский фильм «Чёрные воды пруда Эхо» в просто «Аид». Производственная компания Hades Films активно работала в середине 1900-х годов.
Уже в 1942 году Аида появилась в одном из выпусков серии комиксов DC «Чудо-женщина». С тех пор Аид был популярным персонажем в нескольких комиксах. Он упоминается в выпуске «Рыбы Тартара» Аквамена 1994 года.
СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: В диснеевском мультфильме 1998 года «Геракл» Аид изображён как злодей, который пытается захватить мир. На самом деле греки считали, что Аид был необходимой частью мира – все должны были умереть, а трепещущим теням нужен был кто-то, кто присматривал бы за ними. Эта работа выпала на долю Аида просто по воле случая. Аид не был похож на Сатану, известного в христианстве.
Аид не играл большой роли в творчестве большинства древнегреческих авторов, хотя он появляется во многих произведениях. Он упоминается в произведениях Гомера – «Илиаде», «Одиссее». Он также упоминается в гомеровских гимнах (существует 34 гомеровских гимна, которые, по мнению большинства экспертов, были написаны через несколько веков после жизни Гомера).
Гесиод упоминает Аида в своём труде «Теогония», как и Аполлодор в своём труде «Библиотека». Греческие авторы часто использовали имя Аид в отношении подземного мира, а не самого бога.
Далее Юпитер
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?