Агостино Карраччи:
итальянский художник, Болонская школа читать ~4 мин.
Итальянский живописец и гравёр Агостино Карраччи (Agostino Carracci; 1557–1602) происходил из болонской семьи художников. Он был старшим братом знаменитого Аннибале Карраччи (1560–1609) и двоюродным братом Лодовико Карраччи (1555–1619), вместе с которыми основал прославленную Академию, ставшую центром болонской школы живописи (ок. 1590–1630). Как художник Агостино известен в первую очередь своими гравюрами, получившими широкое распространение в Европе. Он также сотрудничал с братом в нескольких крупных проектах, включая роспись потолка в Палаццо Фарнезе в Риме (1598–1599). Кроме того, Карраччи был талантливым преподавателем: его анатомические штудии были позднее выгравированы и почти два столетия использовались в качестве учебных пособий.
Последние годы жизни он провёл в Парме в качестве придворного художника герцога Рануччо I Фарнезе, где и скончался, не успев завершить цикл фресок в Палаццо дель Джардино.
Более подробную информацию о современниках Агостино Карраччи см. в статье: Художники итальянского барокко (ок. 1600–1700). Для сравнения с другим стилистом см.: Караваджо (1571–1610).
Ранняя жизнь и обучение
Агостино Карраччи родился в Болонье в семье портного Антонио Карраччи. Сначала он обучался ювелирному делу, но затем решил заняться живописью. Его наставниками были Просперо Фонтана, у которого также учился Лодовико, а затем Бартоломео Пассеротти и Доменико Тибальди (1541–1583). В конце 1570-х годов он работал гравёром, создавая копии с картин мастеров XVI века, в том числе Федерико Бароччи (1526–1612), Паоло Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1518–1594), Антонио Кампи (1522–1587) и Корреджо (1489–1534). В этой области на него оказал большое влияние гравёр голландского происхождения Корнелис Корт (1533–1578).
Он посещал Венецию (1582, 1587–1589) и Парму (1586–1587). В этот период он совместно с Аннибале и Лодовико работал над циклами фресок в болонских дворцах. Среди их совместных работ — фресковые циклы «История Ясона и Медеи» (1584) в Палаццо Фава и «История Ромула» (1590–1592) в Палаццо Маньяни. Тогда же он завершил алтарный образ «Мадонна с Младенцем и святыми» (1586, Национальная галерея Пармы).
В 1598 году Агостино вместе с братом Аннибале отправился в Рим для работы над фресками в галерее Палаццо Фарнезе. Роспись потолка этого дворца многие искусствоведы считают одним из величайших шедевров живописи, сравнимым по значению с фресками Сикстинской капеллы и комнатами Рафаэля в Ватикане. Этот цикл оставался образцом для подражания в изображении героических фигур и в живописной технике, пока его значение не было принижено Джоном Рёскином (1819–1900). К счастью, во второй половине XX века наследие Карраччи было полностью реабилитировано.
Академия Карраччи
В 1589 году Агостино и Аннибале вернулись в Болонью и в сотрудничестве с Лодовико основали «Академию деи Дезидерози» (Академию «стремящихся к знаниям»), позже переименованную в «Академию дельи Инкамминати» (Академию «вступивших на правильный путь»). Её целью было обучение рисованию с натуры и обсуждение актуальных вопросов искусства. Именно эта академия стала ядром болонской школы. Сам Агостино совмещал преподавание с живописью.
В 1592 году он написал свой шедевр — «Последнее причастие святого Иеронима», ныне хранящийся в Национальной пинакотеке Болоньи. Агостино принял участие в росписи почти всех крупных дворцов Болоньи. Его живописная манера тяготела к маньеризму, в то время как его брат Аннибале придерживался идеализированного натурализма. Однако, как и Аннибале и Лодовико, он обладал исключительным мастерством рисовальщика. Эта черта была присуща почти всем выпускникам болонской школы, особенно Гвидо Рени (1575–1642), Доменикино (1581–1641) и Джованни Ланфранко (1582–1647). Среди более поздних художников, испытавших влияние школы, был Карло Маратта (1625–1713).
Гравюра
Агостино был мастером гравюры в так называемом «большом стиле». Его влияние на искусство гравюры распространилось по всей Европе; его высоко ценил голландский гений Рембрандт, а его гравёрная техника стала предметом широкого подражания. Среди лучших работ Агостино — «Триумф Галатеи» (Лондон), «Святой Франциск, получающий стигматы» (Вена) и «Эней с семьёй, бегущий из Трои» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Фрески в Палаццо дель Джардино
В 1600 году, после серьёзной ссоры с братом Аннибале, Агостино уехал в Парму. Там оставшиеся два года своей жизни он работал над созданием своего варианта «Фарнезского потолка» в Палаццо дель Джардино для герцога Рануччо I Фарнезе. Эта незаконченная фресковая роспись представляет собой тщательно проработанную, но несколько безжизненную версию яркого классицизма Аннибале. Его сын, Антонио Марциале Карраччи (1583–1618), также художник, пережил отца. Он украсил капеллу кардинала Тонти, капеллу Святого Карла Борромео, а также комнату в папском дворце на Квиринальском холме.
Для ознакомления с двумя основными течениями, возникшими в ответ на итальянский маньеризм XVI века, см.: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века. Об истории искусства чинквеченто в Италии см.: Искусство Ренессанса (ок. 1400–1530).
Картины и гравюры Агостино Карраччи можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев Европы и Америки.
- Федерико Бароччи: итальянский художник, раннее барокко
- Фра Филиппо Липпи: итальянский художник эпохи Возрождения, Флоренция
- Джованни Беллини: итальянский художник эпохи Возрождения, основатель венецианской школы
- Гвидо Рени: итальянский художник эпохи барокко, Болонская школа
- Андреа Мантенья: итальянский художник эпохи Возрождения
- «Ясон и золотое руно» Аполлония Родосского, краткое содержание
- «Герои Олимпа. Пропавший герой» Рика Риордана, краткое содержание
- «Медея» Еврипида, краткое содержание
- Сиенская школа живописи под руководством Дуччо ди Буонинсенья
- Пьеро делла Франческа, художник эпохи Возрождения, эксперт по линейной перспективе
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?