Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа читать ~4 мин.
Родился в семье болонских старых мастеров, итальянский живописец и гравёр Агостино Карраччи был братом знаменитого Аннибале Карраччи (1560-1609) и двоюродным братом Людовико Карраччи (1555-1619), с которым он основал знаменитую болонскую школу живописи (ок. 1590-1630). Как художник Агостино известен, в частности, своими гравюрами, которые широко распространялись в Европе. Кроме того, он сотрудничал со своим братом в нескольких проектах, в том числе в оформлении потолка дворца Фарнезе в Риме (1598-1599). Он также был популярным и искусным преподавателем: его анатомические исследования, например, были позже выгравированы и использовались в течение почти двух столетий в качестве академических учебных пособий.
Последние годы жизни он провёл в качестве придворного художника герцога Рануччо Фарнезе в Парме, где он умер, не завершив цикл фресок в Палаццо дель Джардино.
Более подробную информацию о современниках Агостино Карраччи см: Художники итальянского барокко (ок. 1600-1700). Для сравнения с другим стилистом см: Караваджо (1571-1610).
Ранняя жизнь и обучение
Родился в Болонье, сын портного Антонио Карраччи, Агостино начал как подмастерье в золотошвейном деле, прежде чем обратиться к живописи, которую он изучал сначала у Фонтаны, который также учил Лодовико, а затем у Пассеротти и Доменико Тибальди (1541-1583). В конце 1570-х годов он работал репродукционным гравёром, копируя картины мастеров XVI века, в том числе Федерико Бароччи (1526-1612), Паоло Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Антонио Кампи (1522-1587) и Корреджо (1489-1534). В этом на него оказал большое влияние гравёр и рисовальщик голландского происхождения Корнелис Корт (1533-1578).
Он посетил Венецию (1582, 1587-1589) и, в промежутках, Парму (1586-1587). В этот период он работал вместе с Аннибале и Людовико над циклами фресок в Палаццо Фава и Палаццо Маньяни в Болонье. К этим фрескам относятся «История Ясона и Медеи» (1584) и «История Ромула» (1590-92), соответственно. Он также закончил свой алтарный образ «Мадонна с младенцем и святыми» (1586, Национальная галерея Пармы).
В 1598 году Агостино вместе со своим братом Аннибале отправился в Рим, чтобы расписать фресками галерею дворца Фарнезе, потолок которой многие искусствоведы считали одним из настоящих шедевров живописи, стоящим в одном ряду с фресками Сикстинской капеллы и комнатами Рафаэля в Ватикане. Она оставалась очень влиятельной, являясь образцом дизайна героических фигур и живописной техники, пока её не очернил Джон Рёскин (1819-1900), который – в некоторой степени извращённо – считал, что Карраччи не хватает таланта. К счастью, они были полностью реабилитированы во второй половине XX века.
Академия Карраччи
В 1589 году Агостино и его брат Аннибале вернулись в Болонью и в сотрудничестве с Лодовико основали «Академию дельи Дезидерози» (позже переименованную в «Академию дельи Инкамминати» – Академию прогрессистов) для обучения рисованию фигур с использованием живых моделей и обсуждения последних вопросов искусства и дизайна. Именно эта академия стала ядром Болонской школы. Сам Агостино совмещал преподавание с живописью.
В 1592 году он написал свой шедевр – «Последнее причастие святого Иеронима», хранящийся сейчас в Национальной художественной галерее Болоньи (Пинакотека ди Болонья), и фактически приложил руку к украшению почти всех больших дворцов Болоньи. От природы новаторский, живописный стиль Агостино склонялся к маньеризму, в отличие от идеалистического натурализма его брата Аннибале. Однако, как и Аннибале, и Людовико, он обладал исключительным мастерством рисунка: действительно, мастерство рисунка было качеством, которое было присуще почти всем выпускникам Болонской школы – особенно Гвидо Рени (1575-1642), Доменикино (1581-1641) и Джованни Ланфранко (1582-1647), трём из ведущих представителей следующего поколения художников. Среди более поздних художников, испытавших влияние болонской школы, – великий католический живописец Карло Маратта (1625-1713).
Печатное дело
Агостино был мастером гравюры в том, что сейчас называют «большим стилем». Его влияние на искусство гравюры распространилось по всей Европе, его оценил голландский гений Рембрандт и другие, а его гравёрная техника стала предметом широкого подражания. Среди его лучших работ – «Триумф Галатеи» (Лондон); «Святой Франциск, получающий стигматы» (Вена); «Эней и его семья, бегущие из Трои» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Фрески в Палаццо Джардино
К сожалению, в 1600 году Агостино сильно рассорился со своим братом Аннибале и уехал в Парму, где оставшиеся два года своей жизни трудился над созданием собственного «Фарнезского потолка» в Палаццо дель Джардино для герцога Рануччо Фарнезе. Незаконченная фресковая роспись представляет собой тщательную, но довольно безжизненную версию живого классицизма Аннибале. Агостино пережил своего сына – Антонио Марциале Карраччи (1583-1618), который украсил капеллу кардинала Тонти, а затем капеллу святого Карла Борромео, а также комнату в папском дворце в Монте-Кавалло.
Для ознакомления с двумя основными реакциями на итальянский маньеризм XVI века см: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века. Об истории возникновения чинквеченто в Италии см: Искусство Ренессанса (ок. 1400-1530).
Картины и гравюры Агостино Карраччи можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев Европы и Америки.
- «Герои Олимпа. Пропавший герой» Рика Риордана, краткое содержание
- «Медея» Еврипида, краткое содержание
- «Ясон и золотое руно» Аполлония Родосского, краткое содержание
- Сиенская школа живописи под руководством Дуччо ди Буонинсенья
- Пьеро делла Франческа, художник эпохи Возрождения, эксперт по линейной перспективе
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?