Леон Баттиста Альберти:
архитектор эпохи Возрождения, теоретик искусства читать ~8 мин.
Итальянский архитектор, живописец, скульптор и писатель Леон Баттиста Альберти был ключевым теоретиком искусства Раннего Возрождения. Его главная заслуга в развитии живописи, скульптуры и архитектуры заключается в создании трёх влиятельных трактатов об искусстве Ренессанса: De Statua, Della Pittura (1435) и De Re Aedificatoria (1452). Эти труды заложили первую научную основу для искусства и искусствознания флорентийского Ренессанса. Альберти проявил себя как выдающийся гуманист, поэт, теоретик искусства и архитектор, и его вклад в каждую из этих областей огромен.
Этот универсальный учёный эпохи кватроченто был хорошо знаком с выдающимися старыми мастерами, гуманистами, папами и правителями своего времени. Особенно сильное влияние на него оказал старший современник Филиппо Брунеллески (1377–1446). О разносторонности его талантов свидетельствует необычный заказ, полученный им в 1443 году от кардинала Просперо Колонны: поднять со дна озера Неми затонувший корабль. Хотя попытка не увенчалась успехом, в процессе работы Альберти разработал новый метод измерения глубины воды. Его многогранность сопоставима лишь с талантами Леонардо да Винчи (1452–1519) и Микеланджело (1475–1564), которые, однако, творили позже и смогли развить его основополагающие идеи.
Ранняя жизнь
Леон Баттиста Альберти был незаконнорождённым, но признанным сыном одной из самых влиятельных и богатых флорентийских семей. Он получил прекрасное образование и в 24 года защитил докторскую диссертацию по праву в Болонском университете — одном из самых престижных в тогдашней Италии.
Уже к 20 годам он написал комедию «Филодоксеос», а позже увлёкся изучением математики и естественных наук. Альберти пробовал свои силы в живописи и скульптуре, но в первую очередь проявил себя как теоретик. Даже в зрелые годы, работая архитектором, он ограничивался созданием эскизов и моделей, доверяя практическое возведение зданий другим мастерам.
После окончания учёбы в Болонье Альберти принял младший церковный сан и поступил на папскую службу, которой посвятил большую часть жизни. Он жил преимущественно в Риме, но служебные обязанности заставляли его путешествовать по разным городам Италии и, возможно, даже побывать в Нидерландах.
De Statua («О статуе»)
В 1434–1436 годах Альберти жил во Флоренции, которую, несмотря на космополитичный образ жизни, считал своим домом. Именно в этот период проявился его интерес к изобразительному искусству. Недатированный трактат De Statua («О скульптуре»), вероятно, стал его первым сочинением в этой области. В нём Альберти советует скульптору опираться как на наблюдение за природой, так и на знание теории пропорций. Трактат также содержит первое известное разделение скульптуры на два процесса: аддитивный (подобный лепке из глины) и субтрактивный (подобный резьбе по камню).
Della Pittura («О живописи»)
Более известный и значительный трактат Della Pittura («О живописи») стал первым авторитетным трудом о живописи Раннего Возрождения. Он был написан на латыни в 1435 году и переведён на итальянский язык год спустя.
Сочинение разделено на три книги. В них рассматриваются технические аспекты «одноточечной» линейной перспективы, теория человеческих пропорций, композиция и использование цвета. Также обсуждается природа красоты и предписывается подобающее художнику поведение. Альберти определяет живопись как “проекцию линий и цветов на поверхность” и настаивает на том, что художники должны обладать познаниями в поэзии и риторике, чтобы достоверно изображать свои сюжеты.
Такой подход был новаторским. Более ранние трактаты, как, например, труд Ченнино Ченнини, написанный около 1390 года, были сосредоточены на практических советах. Альберти же поднимает искусство с уровня ремесла до статуса науки. Это отражает новый гуманистический взгляд, а сам Альберти стал воплощением идеала uomo universale — «универсального человека» эпохи Возрождения.
Кроме теоретических советов и подробного объяснения перспективы, Альберти определяет критерии для оценки произведений искусства. Его ключевые идеи касаются построения контуров, композиции и колорита (см. также важные понятия Ренессанса Disegno и Colorito). По его мнению, только гармоничное сочетание этих элементов создаёт совершенное произведение. Он советует художникам усердно делать натурные зарисовки. Части тела должны соответствовать друг другу по полу, характеру и назначению, ведь “если на картине голова очень большая, грудь маленькая, руки широкие, ноги пухлые, а тело раздутое, то композиция наверняка будет некрасивой”. Альберти также выделяет нескольких современных ему художников Раннего Возрождения, включая Донателло, Гиберти, Луку делла Роббиа и Мазаччо. По его мнению, они смогли возродить величие искусства после долгого периода упадка, применяя новые методы.
Кодификация флорентийской художественной практики
Посвящение книги Филиппо Брунеллески и ссылки на Мазаччо (1401–1428), Донателло (1386–1466), Луку делла Роббиа (1400–1482) и Лоренцо Гиберти (1378–1455) показывают, что трактат является кодификацией художественных практик тогдашней Флоренции. В некоторых аспектах, особенно в наблюдениях о воздушной перспективе, теория Альберти опережала современную ему практику. Его просьба в начале первой книги оценивать его как художника, а не как математика, — единственное свидетельство того, что он сам занимался живописью. Хотя не сохранилось ни одной его картины, нет оснований сомневаться в этом утверждении.
De Re Aedificatoria («Об архитектуре»)
Альберти обратился к архитектуре, по-видимому, в 1440-х годах. Его трактат De Re Aedificatoria («Об архитектуре») был завершён в 1452 году. Основываясь на критическом прочтении труда De Architectura древнеримского зодчего Витрувия и на собственных знаниях античных руин, Альберти создал первую со времён античности последовательную теорию пяти классических ордеров греческой архитектуры. Он связал их применение с различными типами зданий.
Он также изложил ясную теорию архитектурной красоты, основанную на гармонии пропорций и дополненную орнаментом. Этот первый всеобъемлющий трактат по архитектуре Ренессанса во многом сопоставим с его ранним трудом Della Pittura, однако он был более оригинальным исследованием и оказал большее влияние. См. также: Глоссарий по архитектуре.
Архитектурные заказы
К этому времени Альберти, вероятно, уже выступал в качестве папского консультанта по городскому планированию и сохранению античного наследия. Свой первый известный архитектурный заказ он получил около 1450 года от Сиджизмондо Малатесты, правителя Римини.
Этот князь, глубоко увлечённый античной культурой, как и сам Альберти, пожелал перестроить готическую церковь Сан-Франческо в Римини в пышный мавзолей для себя и своего двора. Альберти предложил элегантное решение этой сложной задачи. Он сохранил интерьер, внеся лишь небольшие изменения, и заключил старое здание в новую классическую «оболочку». Фасад был выполнен в виде римского храма с использованием мотива триумфальной арки, а боковые стены скрыты за аркадами с глубокими нишами. Стены были возведены на достаточную высоту, чтобы полностью скрыть первоначальную церковь.
По замыслу, сооружение должен был венчать огромный полусферический купол, который так и не был построен. Несмотря на незавершённость, здание стало строгим воплощением идей римской античности, не имевшим аналогов в эпоху кватроченто.
Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция
Вскоре после этого Альберти получил заказ на завершение фасада церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Сохранив готическую аркатуру нижнего яруса, он придал фасаду монументальность, добавив большой центральный портал, пилястры и высокий аттик. Как и в Римини, здесь был использован мотив триумфальной арки.
На верхнем ярусе он сохранил старое круглое окно-розу, вписав его в доминирующий квадратный элемент, который был украшен пилястрами и увенчан фронтоном. Разницу в высоте между главным нефом и боковыми нефами он изящно скрыл с помощью двух больших волют.
Работая над фасадом Санта-Мария-Новелла, Альберти создал чёткую классическую структуру, умело вписав её в традиционные тосканские формы существующего здания. Его архитектурный гений проявился в способности создать убедительное эстетическое целое, а не компромиссное решение.
Проекты для Людовико Гонзага в Мантуе
Два последних церковных проекта Альберти были разработаны для новых зданий по заказу Людовико Гонзага из Мантуи. Строительство первой, церкви Сан-Себастьяно, началось в 1460 году, но так и не было завершено. Она была задумана как здание в плане греческого креста с центральным кубическим объёмом, перекрытым купольным сводом. Три крыла креста завершались апсидами, а четвёртое образовывало фасад с ломаным антаблементом. Основной объём был поднят на высокий цоколь с криптой, что придавало фасаду необычный вертикальный акцент. Предположительно, этот эффект должна была сгладить монументальная лестница, которая так и не была построена.
Вторая церковь, Сант-Андреа, была заложена в 1470 году и достроена по планам Альберти уже после его смерти. Здание имеет план латинского креста и перекрыто огромным кессонированным цилиндрическим сводом. Этот мотив повторяется в боковых капеллах и во входном портике, который формирует центр фасада. Над главным фронтоном с его гигантским ордером возвышается большое арочное окно. Обе церкви отличались нетрадиционным дизайном, но в них чётко прослеживается применение теории пропорций и глубокое знание античных источников, изложенных в De Re Aedificatoria.
Кроме этих работ, Альберти спроектировал Палаццо Ручеллаи и небольшую капеллу Ручеллаи (храм Гроба Господня) в прилегающей церкви Сан-Панкрацио. Его архитектурное наследие невелико по объёму, но чрезвычайно значимо. Обладая исключительными знаниями античной архитектуры, Альберти стремился превзойти свои образцы.
Альберти также занимался скульптурой и живописью. Его картины не сохранились, но ему приписывают две бронзовые автопортретные плакетки, датируемые серединой 1430-х годов. Одна из них хранится в Лувре, другая — в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.
Наследие
Своими архитектурными проектами и теоретическими трудами Альберти заложил прочную основу для последующего развития классического стиля в европейской архитектуре. Если добавить к этому его трактаты о скульптуре и живописи, становится очевиден его огромный вклад в искусство Ренессанса во Флоренции и за её пределами.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?