Андреа Поццо:
художник фресок в стиле барокко читать ~6 мин.
Итальянский художник-иезуит и архитектор Андреа Поццо был одним из лучших представителей иллюзионистской настенной живописи эпохи барокко. Специализируясь на технике quadratura и di sotto in su (вид снизу), используемой для создания иллюзии трёхмерного пространства на плоском потолке над зрителем, его признанным шедевром христианского искусства является потолочная фресковая роспись Триумф и Апофеоз Святого Игнатия (ок. 1685-94 гг.) в церкви Сан-Игнацио в Риме, работа, которая сочетает архитектуру и живопись в почти невероятной степени, и стала образцом католического контрреформационного искусства XVII века. Среди других крупных заказов – алтарь в капелле Святого Игнатия в церкви Джезу (1695) в Риме и потолочная фреска «Вступление Геркулеса на Олимп» (1707) для Геркулесова зала садового дворца Лихтенштейнов в Вене.
Считается одним из выдающихся итальянских художников барокко своего времени, его захватывающие дух декорации в римских иезуитских церквях Il Gesu и S.Ignazio оказали большое влияние на развитие барочной живописи во всей Европе, в частности, они были использованы в ряде иезуитских церквей в Италии, Австрии и Германии. Будучи сторонником Gesamtkunst (всеобщего искусства), его творческие идеи распространялись также благодаря его теоретическому трактату Perspectiva Pictorum et Architectorum (Перспективы живописи и архитектуры) (1693, 1700).
Ранняя жизнь
Родился в австрийском Тренто, в 1659 году поступил в ученики к местному художнику. Иногда упоминается имя Пальма иль Джоване, но он умер в 1628 году! В 1662 году он перешёл в мастерскую другого неизвестного художника, который обучался у Андреа Сакки (1600-1661), великого итальянского художника и архитектора эпохи барокко, и у которого он перенял технику римского высокого барокко. На Рождество 1665 года Поццо вступил в орден иезуитов в качестве брата-мирянина. После работы в Милане он продолжил своё обучение в Генуе и Венеции, где попал под влияние ломбардской школы (с элементами Рубенса), примером чего является использование насыщенного цвета и графического кьяроскуро.
Настенные росписи церквей
Его приход в мир квадратуры, di sotto in su и других иллюзионистских техник живописи произошёл отчасти в ответ на художественные потребности католического церковного ордена иезуитов, многие из вновь построенных церквей которого не имели декоративных интерьеров. В результате он начал разрабатывать приёмы trompe l’oeil, которыми он сейчас всемирно известен, такие как фальшивая позолота, мраморные колонны, статуи бронзового цвета, фальшивые купола на плоских потолках и эффектное ракурсное искажение фигур на ярких цветных фресках.
В 1681 году, после оформления церквей в Модене, Болонье, Ареццо, Мондови и Турине, по инициативе Карло Маратты (Маратти) (1625-1713) он был вызван в Рим генеральным иезуитским настоятелем Падре Оливой. Здесь он вскоре приобрёл известность благодаря своим настенным и потолочным фрескам – таким, как тромплей архитектурные украшения и фрески, изображающие жизнь святого Игнатия в Камере Сан-Игнацио (1681-1686).
Церковь Сан-Игнацио
Шедевр религиозного искусства Поццо, иллюзионистические религиозные росписи купола, апсиды и потолка римской иезуитской церкви Сан-Игнацио (1685-1694) стали потрясающим воплощением принципов и особенностей высокого римского барокко (монументального, эмоционального и драматического искусства). Превзойдя достижения всех своих предшественников, включая Корреджо (1489-1534), отмеченного «Успением Богородицы» (Пармский собор) (1526-30) – Бальдессаре Перуцци (1481-1536), Джованни Ланфранко (1582-1647), Гверчино (1591-1666) и Пьетро да Кортона (1596-1669), эти фрески стали стандартом для всей Европы.
В письменном резюме Поццо описал обширную живописную программу 95-футового потолка, который является одной из лучших барочных росписей XVII века. Вся работа в целом должна была восприниматься как прославление ордена иезуитов. В потолочной фреске шириной 55 футов «Триумф и апофеоз святого Игнатия Лойолы» (1691-4) в центре изображена ярко освещённая небесная сфера со Святой Троицей и святым Игнатием, на груди которого струится луч света, исходящий от Христа. (На картинах в апсиде также изображены сцены из жизни святого Франциска Ксаверия и святого Франциска Борджиа).
Олицетворения четырёх четвертей земли в мансардной части фантастически расписанного воображаемого архитектурного сооружения указывают на всемирное присутствие и миссионерскую деятельность ордена иезуитов. Дизайн был выполнен таким образом, чтобы имитировать высокую куполообразную крышу, украшенную статуями, в то время как на самом деле потолок плоский. Именно эта работа стала основой репутации Поццо как выдающегося квадратуриста и одного из величайших художников в мире trompe l’oeil.
Алтарь капеллы Святого Игнатия (Джезу)
В 1695 году Поццо получил престижный заказ на создание алтаря в капелле Святого Игнатия в левом трансепте церкви Джезу. Это великолепное сооружение над гробницей святого, выполненное из прекрасного мрамора и драгоценных металлов, изображает Троицу, а четыре колонны, украшенные лазуритом, окружают огромную статую святого работы французского скульптора Пьера Легроса (1666-1719), жившего в Риме.
В 1697 году ему было поручено построить аналогичные алтари с изображением событий из жизни святого Игнатия в церкви Сант-Игнацио в Риме. В этих алтарях, как сообщается, хранятся мощи святого Алоизия Гонзага и святого Иоанна Берхманса.
Другие работы
В 1681 году Поццо написал автопортрет для Козимо III Медичи, великого герцога Тосканы. В конце 1680-х годов он также написал сцены из жизни святого Станислава Костки в иезуитском послушничестве Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. В году он был приглашён австрийским императором Леопольдом I в Вену, где украсил различные церкви и другие религиозные здания. Его самая значительная фресковая роспись – «Восшествие Геркулеса на Олимп» (1707) – была написана для потолка Геркулесова зала в садовом дворце Лихтенштейна (1707).
Кроме того, Поццо был одним из лучших архитекторов барокко и спроектировал ещё несколько церквей и алтарей. Но его деятельность в этой области не соответствовала ни живописи, ни гравюре.
Сочинения
Будучи известным теоретиком как декоративного искусства, так и архитектуры барокко, Поццо опубликовал свои идеи в трактате под названием Perspectiva Pictorum et Architectorum (в 2-х томах, 1693, 1698), иллюстрированном более чем сотней гравюр. Одно из самых ранних и наиболее влиятельных руководств по изобразительному искусству для художников и архитекторов, оно было переведено на множество языков, включая китайский.
В 1709 году, незадолго до своего предполагаемого возвращения в Рим, Поццо умер в Вене в возрасте 67 лет. Он был похоронен с почестями в иезуитской церкви в Вене. Его наследие нельзя недооценивать даже сегодня. Один из величайших итальянских старых мастеров XVII века, его работа над потолком иезуитской церкви Сан-Игнацио (1685-1694) – вместе с работой Бачиччо в Джезу – считается вершиной монументальной живописи барокко.
Картины Андреа Поццо можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?