Андреа Поццо:
художник фресок в стиле барокко читать ~5 мин.
Итальянский художник-иезуит и архитектор Андреа Поццо (1642-1709) был одним из выдающихся мастеров иллюзионистской настенной живописи эпохи барокко. Специализируясь на технике quadratura и di sotto in su (вид снизу), используемой для создания иллюзии трёхмерного пространства на плоском потолке, он создал признанный шедевр христианского искусства — потолочную фресковую роспись «Триумф и Апофеоз Святого Игнатия» (ок. 1685-94 гг.) в церкви Сан-Игнацио в Риме. Эта работа сочетает архитектуру и живопись в исключительной степени и стала образцом католического контрреформационного искусства XVII века. Среди других крупных заказов — алтарь в капелле Святого Игнатия в церкви Джезу (1695) в Риме и потолочная фреска «Вступление Геркулеса на Олимп» (1707) для Геркулесова зала садового дворца Лихтенштейнов в Вене.
Поццо считается одним из выдающихся итальянских художников барокко своего времени. Его захватывающие декорации в римских иезуитских церквях Иль-Джезу и Сан-Игнацио оказали значительное влияние на развитие барочной живописи во всей Европе. Его приёмы были использованы в ряде иезуитских церквей в Италии, Австрии и Германии. Будучи сторонником концепции Gesamtkunstwerk (синтеза искусств), он распространял свои творческие идеи через теоретический трактат «Perspectiva Pictorum et Architectorum» («Перспектива живописцев и архитекторов») (1693, 1700).
Ранняя жизнь
Андреа Поццо родился 30 ноября 1642 года в Тренто (тогда входившем в состав Священной Римской империи). В 1659 году он поступил в ученики к местному художнику. В 1662 году перешёл в мастерскую другого художника, который обучался у Андреа Сакки (1599-1661), выдающегося итальянского живописца эпохи барокко. У него Поццо перенял технику римского высокого барокко. На Рождество 1665 года он вступил в орден иезуитов в качестве брата-мирянина. После работы в Милане продолжил обучение в Генуе и Венеции, где попал под влияние ломбардской школы живописи. Это проявилось в использовании насыщенного цвета и выразительного кьяроскуро.
Настенные росписи церквей
Обращение Поццо к квадратуре, di sotto in su и другим иллюзионистским техникам живописи произошло отчасти в ответ на художественные потребности ордена иезуитов. Многие из вновь построенных церквей ордена не имели богатых декоративных интерьеров. В результате он начал разрабатывать приёмы trompe-l’œil, которыми прославился: имитация позолоты, мраморных колонн, бронзовых статуй, ложные купола на плоских потолках и эффектное ракурсное искажение фигур на ярких цветных фресках.
В 1681 году, после оформления церквей в Модене, Болонье, Ареццо, Мондови и Турине, по рекомендации Карло Маратты (1625-1713) он был вызван в Рим генеральным настоятелем ордена иезуитов Джованни Паоло Олива. Здесь он вскоре приобрёл известность благодаря настенным и потолочным фрескам, включая trompe-l’œil архитектурные украшения и фрески, изображающие жизнь святого Игнатия в Камере Сан-Игнацио (1681-1686).
Церковь Сан-Игнацио
Шедевр религиозного искусства Поццо — иллюзионистические религиозные росписи купола, апсиды и потолка римской иезуитской церкви Сан-Игнацио (1685-1694) — стал блестящим воплощением принципов высокого римского барокко. Превзойдя достижения всех предшественников, включая Корреджо (1489-1534) с его «Успением Богородицы» в Пармском соборе (1526-30), Бальдассаре Перуцци (1481-1536), Джованни Ланфранко (1582-1647), Гверчино (1591-1666) и Пьетро да Кортона (1596-1669), эти фрески стали эталоном для всей Европы.
В письменном описании Поццо изложил обширную живописную программу потолка длиной 29 метров, который является одной из лучших барочных росписей XVII века. Вся работа должна была восприниматься как прославление ордена иезуитов. В потолочной фреске шириной 17 метров «Триумф и апофеоз святого Игнатия Лойолы» (1691-94) в центре изображена ярко освещённая небесная сфера со Святой Троицей и святым Игнатием, на груди которого струится луч света, исходящий от Христа. На картинах в апсиде также изображены сцены из жизни святого Франциска Ксаверия и святого Франциска Борджиа.
Аллегорические изображения четырёх частей света в углах фантастически расписанного воображаемого архитектурного сооружения указывают на всемирное присутствие и миссионерскую деятельность ордена иезуитов. Композиция была выполнена таким образом, чтобы имитировать высокую куполообразную крышу, украшенную статуями, хотя на самом деле потолок плоский. Именно эта работа стала основой репутации Поццо как выдающегося квадратуриста и одного из величайших художников в области trompe-l’œil.
Алтарь капеллы Святого Игнатия (Джезу)
В 1695 году Поццо получил престижный заказ на создание алтаря в капелле Святого Игнатия в левом трансепте церкви Джезу. Это великолепное сооружение над гробницей святого, выполненное из драгоценных сортов мрамора и металлов, изображает Троицу. Четыре колонны, украшенные лазуритом, окружают огромную статую святого работы французского скульптора Пьера Легроса Младшего (1666-1719), жившего в Риме.
В 1697 году ему было поручено создать аналогичные алтари с изображением событий из жизни святого Игнатия в церкви Сант-Игнацио в Риме. В этих алтарях хранятся мощи святого Алоизия Гонзага и святого Иоанна Берхманса.
Другие работы
В 1681 году Поццо написал автопортрет для Козимо III Медичи, великого герцога Тосканы. В конце 1680-х годов он также создал сцены из жизни святого Станислава Костки в иезуитском новициате Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. В 1703 году он был приглашён австрийским императором Леопольдом I в Вену, где украсил различные церкви и религиозные здания. Его самая значительная фресковая роспись — «Восшествие Геркулеса на Олимп» (1707) — была написана для потолка Геркулесова зала в садовом дворце Лихтенштейна.
Кроме того, Поццо был талантливым архитектором барокко и спроектировал несколько церквей и алтарей. Однако его архитектурная деятельность не достигла того уровня признания, которого удостоились его живопись и гравюра.
Сочинения
Будучи признанным теоретиком как декоративного искусства, так и архитектуры барокко, Поццо опубликовал свои идеи в трактате «Perspectiva Pictorum et Architectorum» (в 2-х томах, 1693, 1700), иллюстрированном более чем сотней гравюр. Это одно из самых ранних и влиятельных руководств по изобразительному искусству для художников и архитекторов, переведённое на множество языков, включая китайский.
В 1709 году, незадолго до планируемого возвращения в Рим, Поццо умер в Вене в возрасте 67 лет. Он был похоронен с почестями в иезуитской церкви в Вене. Его наследие сохраняет значимость и сегодня. Один из величайших итальянских старых мастеров XVII века, его работа над потолком иезуитской церкви Сан-Игнацио (1685-1694) — вместе с работой Джованни Баттиста Гаулли (Бачиччо) в Джезу — считается вершиной монументальной живописи барокко.
Картины Андреа Поццо можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?