Антонелло да Мессина:
Сицилийский живописец раннего Возрождения читать ~6 мин.
Антонелло да Мессина — сицилийский художник, ставший одной из ключевых фигур в искусстве Возрождения. Он мастерски соединил принципы итальянской живописи с техническими достижениями Северного Ренессанса. Считается, что именно он одним из первых применил и популяризовал масляную живопись в Венеции в 1470-х годах.
По словам биографа Джорджо Вазари (1511–1574), Антонелло привёз в Венецию «секрет» масляной живописи, перенятый у нидерландских мастеров. Хотя сегодня этот рассказ считается скорее легендой, влияние Антонелло на венецианских художников, в частности на Джованни Беллини (ок. 1430–1516), было огромным. Среди его самых известных работ — «Христос, увенчанный тернием» (1470, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Святой Иероним в келье» (ок. 1475, Национальная галерея, Лондон), «Мужской портрет» (1475, Национальная галерея, Лондон) и «Алтарь Сан-Кассиано» (1475–1476, Музей истории искусств, Вена). Он по праву входит в число величайших старых мастеров Сицилии и является важной фигурой в живописи Раннего Возрождения.
Ранняя жизнь
О ранних годах жизни Антонелло известно немного. Документы свидетельствуют, что он получил художественное образование в Неаполе — в то время крупном центре искусства Раннего Возрождения. Его наставником был художник Никколо Колантонио, который в своём творчестве сочетал традиции Бургундии, Фландрии и Прованса. Благодаря тесным связям неаполитанского двора с Северной Европой у Антонелло была возможность изучать работы фламандских мастеров, в том числе Яна ван Эйка, что и позволило ему освоить технику масляной живописи.
Первые работы и становление стиля
Ранние значительные работы Антонелло, такие как «Распятие в Сибиу» (ок. 1455, Музей искусств, Бухарест), демонстрируют уникальное сочетание фламандского реализма и внимания к деталям с типично итальянским монументальным подходом к построению форм. В отличие от флорентийской традиции, он создавал объём не линией, а с помощью цветовых плоскостей, что сближает его с творчеством Пьеро делла Франческа.
На стиль Антонелло повлияли не только его учитель Колантонио, но и работы художников Северного Возрождения, таких как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Существует гипотеза, что в 1456 году в Милане Антонелло мог встретиться с Петрусом Кристусом (ок. 1410–1475), преемником ван Эйка в Брюгге. Это объяснило бы стилистическое сходство между портретами обоих художников. Около 1465 года он создал свою первую подписную работу — «Спаситель мира» (Национальная галерея, Лондон).
В 1475 году Антонелло прибыл в Венецию, где его работы произвели настоящий фурор. Его мастерство в технике масляной живописи и глубокий психологизм портретов оказали заметное влияние на местных мастеров, включая уже известного Джованни Беллини, что положило начало плодотворному творческому обмену между художниками.
Портреты
Особое место в творчестве Антонелло занимает портрет. Он одним из первых в Италии стал использовать трёхчетвертной разворот модели, характерный для нидерландской живописи. Его моделям присуще поразительно живое выражение лиц, они словно вступают в диалог со зрителем. Яркий пример — «Мужской портрет» (ок. 1460-х гг., Музей Мандралиска, Чефалу), где лукавый взгляд и лёгкая улыбка создают ощущение сопричастности.
«Мужской портрет» из Национальной галереи в Лондоне (ок. 1475) — одна из поздних работ мастера. Из-за прямого взгляда его часто считали автопортретом, однако рентгенография показала, что изначально глаза модели были направлены в сторону. Картина демонстрирует виртуозное владение маслом: эта техника позволяла добиваться тончайших переходов цвета и света, а также прорабатывать мельчайшие детали.
Религиозные картины
Антонелло писал не только портреты, но и религиозные сюжеты. «Святой Иероним в келье» (ок. 1475, Национальная галерея, Лондон) — шедевр его венецианского периода. Впервые работа была упомянута в 1529 году в одной из венецианских коллекций, и её авторство приписывали то Антонелло, то Гансу Мемлингу или Яну ван Эйку. Предполагается, что Антонелло мог вдохновиться утерянной работой ван Эйка на тот же сюжет.
«Богородица с младенцем» (ок. 1460–1469, Национальная галерея, Лондон) — ещё одно выдающееся произведение религиозного искусства мастера, предназначенное, вероятно, для частного поклонения. Хотя картина не подписана, её атрибуция подтверждается сравнением с образом Мадонны из полиптиха «Алтарь Сан-Грегорио» (1473, Региональный музей, Мессина). Изображение коронующих Марию ангелов также указывает на влияние нидерландского искусства.
Ecce Homo
Антонелло создал несколько версий композиции «Се, Человек» (Ecce Homo). Самой сильной из них считается работа 1470 года, написанная темперой и маслом (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Она разительно отличается от более идеализированных изображений Христа, характерных для итальянского Возрождения.
На картине Антонелло Христос предстаёт с лицом сильного сицилийского крестьянина. Его взгляд, направленный прямо на зрителя, и приоткрытый в безмолвном страдании рот выражают всю скорбь мира. Другие версии этого сюжета хранятся в Городском музее Пьяченцы (1472), Музее истории искусств в Вене (1474) и в Национальной галерее Палаццо Спинола в Генуе (без даты).
Наследие
Свой последний шедевр, «Благовествующая Мадонна» (Национальный музей, Палермо), Антонелло завершил около 1476 года. Он умер в 1479 году, а неоконченные им работы завершил его сын Якобелло. Антонелло да Мессина, выходец из крупного портового города, сумел достичь уникального синтеза европейских художественных традиций. Хотя он менее известен, чем его современники из Северной Италии, такие как Фра Анджелико и Пьеро делла Франческа, он считается одним из величайших художников раннего Возрождения из Южной Италии.
Картины Антонелло да Мессины
Зрелые работы Мессины монументальны, его фигуры приобретают скульптурные формы, а цвета становятся более яркими. Их можно увидеть во многих лучших художественных музеях Европы, в том числе:
Распятие в Сибиу (ок. 1455, Музей искусств, Бухарест)
Мужской портрет (ок. 1460–1469, Музей Мандралиска, Чефалу)
Богородица с младенцем (ок. 1460–1469, Национальная галерея, Лондон)
Спаситель мира (ок. 1465, Национальная галерея, Лондон)
Ecce Homo (ок. 1470, темпера и масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Мадонна с младенцем (1473, Региональный музей, Мессина)
Мужской портрет («Кондотьер») (1475, Лувр, Париж)
Распятие (1475, Национальная галерея, Лондон)
Распятие (1475, масло на панели, Королевский музей изящных искусств, Антверпен)
Пьета (ок. 1475, Музей Коррер, Венеция)
Мужской портрет (ок. 1475, Галерея Боргезе, Рим)
Мужской портрет (ок. 1475, Национальная галерея, Лондон)
Святой Иероним в келье (ок. 1475, Национальная галерея, Лондон)
Алтарь Сан-Кассиано (1475–1476, Музей истории искусств, Вена)
Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелом (ок. 1475–1478, Музей Прадо, Мадрид)
Христос у колонны (ок. 1476, Лувр, Париж)
Портрет Тривульцио (1476, Городской музей античного искусства, Турин)
Благовествующая Мадонна (ок. 1476, Национальный музей, Палермо)
Святой Себастьян (1478, Галерея старых мастеров, Дрезден)
Мужской портрет (1478, Государственные музеи, Берлин)
- Архитектура эпохи Возрождения
- Цветовая палитра эпохи Возрождения: пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения
- Рисунки эпохи Возрождения
- Портреты эпохи Возрождения (1400-1600)
- Искусство эпохи Возрождения во Флоренции
- «Воскрешение Лазаря» Караваджо выставлен в Palazzo Braschi после долгой реставрации
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?