Антонелло да Мессина:
Сицилийский живописец раннего Возрождения читать ~7 мин.
Антонелло да Мессина, сицилийский художник, ставший важной фигурой в искусстве Возрождения, как считается, усвоил метод масляной живописи, разработанный Яном ван Эйком, достигнув в процессе тщательного синтеза итальянского и северного стилей Возрождения. Он, безусловно, был одним из первых художников, представивших масло и технику северной фламандской живописи в середине XV века Ренессанса в Венеции.
По словам биографа искусства Джорджо Вазари (1511-1574), Антонелло привёз в Венецию «секрет» масляной живописи. Действительно, своими работами Мессина повлиял на целое поколение итальянских художников, в частности на Джованни Беллини (1430-1507). Самые известные его картины включают: Христос, увенчанный тернием (1470, Музей Метрополитен, Нью-Йорк); Святой Иероним в кабинете (ок. 1460, Национальная галерея, Лондон); Мужской портрет (1475, Национальная галерея, Лондон); и Алтарь Сан-Кассиано (1475-76, Исторический музей, Вена). Он является одним из величайших старых мастеров из Сицилии и одним из ключевых авторов живописи Раннего Возрождения в Италии.
Ранняя жизнь
О ранней жизни Мессины известно немного. Записи показывают, что он получил художественное образование в Неаполе, который в то время был важным центром искусства Раннего Возрождения. Его учил живописец Никколо Колантонио. Колантонио практиковал синтез художественных стилей, сочетая влияние Бургундии, Фландрии и Прованса. Есть некоторые документальные свидетельства, позволяющие предположить, что он мог научиться технике масляной живописи у родственника Яна Ван Эйка, который находился в Неаполе около 1440 года.
Первые работы
Первыми значительными работами Мессины являются Распятие в Сибиу (ок. 1455, Музей искусств, Бухарест) и Святой Иероним в своём кабинете (ок. 1460, Национальная галерея, Лондон). Обе картины демонстрируют характерное для художника сочетание фламандской техники и реализма в сочетании с типично итальянской лепкой фигуративных форм. В отличие от обычной практики, он создавал форму с помощью цветовых блоков, а не линий.
На Мессину оказал влияние не только его мастер Колантонио, но и виденные им работы художников Северного Возрождения Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена. Высказывалось также предположение, что Мессина мог познакомиться с преемником ван Эйка Петрусом Кристусом (ок. 1410-1475) в Милане в 1456 году. Кристус взял на себя управление мастерской ван Эйка в Брюгге после его смерти. Документ, свидетельствующий о присутствии «Пьеро да Бруггия» (Петрус из Брюгге?) в Милане в 1456 году, позволяет предположить, что он мог находиться в городе в то же время, что и Мессина.
Это, безусловно, объясняет сходство между «Мужским портретом Кристуса» (Музей искусств округа Лос-Анджелес) и многими портретами Мессины, включая его «Мужской портрет» (Национальная галерея, Лондон). В трактовке фигур Мессины, особенно в использовании объёмных пропорций, также сильно влияние Пьеро делла Франческа. В 1470 году Мессина отправился в Венецию, чтобы изучить работы Джованни Беллини, уже ставшего крупной фигурой в венецианской живописи того периода. Примерно в это же время он подписал свою первую картину: «Сальватор Мунди» (ок. 1465, Национальная галерея, Лондон).
Портреты
Особым гением Мессины было портретное искусство – в частности, одиночные портреты, изображающие его подданных с видом в три четверти. Его натурщики демонстрируют очень реалистичное выражение лица и, следовательно, устанавливают связь со зрителем, чего удавалось достичь немногим художникам до него. «Мужской портрет» (ок. 1460-х гг., Музей культурного фонда Мандралиска, Чефалу, Сицилия) – прекрасный пример. Объект имеет озорной взгляд, а его знающая улыбка и боковой взгляд передают заговорщическую связь со зрителем.
Мужской портрет Мессины (ок. 1475, Национальная галерея, Лондон) – относительно поздняя работа. Его часто считают автопортретом из-за прямого взгляда, как будто написанного при взгляде в зеркало. Однако рентгеновские снимки показывают, что первоначально художник изобразил глаза повёрнутыми в сторону, что ставит эту теорию под сомнение. Внимание к деталям в этой картине сравнимо с нидерландскими портретами, и она демонстрирует мастерство художника в работе с масляными красками. Использование масла позволило ему создавать работы небольшого масштаба с миниатюрными деталями и тонкими вариациями тона и цвета.
Религиозные картины
Хотя Мессина известен прежде всего своими ренессансными портретами, он в равной степени писал религиозные сюжеты, панно и кабинетные картины. Прекрасным примером этого является «Святой Иероним в кабинете» (ок. 1460, Национальная галерея, Лондон). Эта картина была впервые обнаружена в венецианской коллекции в 1529 году и приписывается Мессине, Гансу Мемлингу или Яну ван Эйку.
Святой Иероним был одним из четырёх Отцов Церкви и часто изображался в искусстве Ренессанса. Считается, что Мессина написал эту картину, находясь в Венеции в 1470-х годах. Считается, что ван Эйк написал другую версию святого Иеронима, находясь в Неаполе в 1456 году, и Мессина мог увидеть её и вдохновиться. «Богородица с младенцем» (ок. 1460-9 гг., Национальная галерея Лондона) – ещё одно замечательное произведение религиозного искусства Мессины. На ней изображена Мария с младенцем Иисусом на руках, а два ангела держат корону над её головой. Вероятно, она служила для частного почитания.
Хотя картина не подписана, её принадлежность художнику подтверждается сравнением геометрической проработки черт Богородицы с той же фигурой на задокументированном алтаре Сан Грегорио (1473 г., Региональный музей, Мессина). Кроме того, ангелы и корона свидетельствуют о влиянии нидерландского искусства, примеры которого существовали в Неаполе в то время, когда там работал Мессина.
Ecce Homo
Мессина написал серию версий картины «Христос, увенчанный терновым венцом», также известной как Ecce Homo. Его версия 1470 года, написанная темперой и маслом (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), возможно, является самой сильной. Она отличается от более традиционных версий, написанных в эпоху итальянского Возрождения, которые, как правило, были «красивее».
На картине Мессины «Ecce Homo» изображён Иисус с лицом сильного, толстоносого сицилийского крестьянина. Он смотрит прямо на зрителя, рот полуоткрыт в шоке, в безмолвном страдании. Кажется, что он выражает горести всего мира, обращённые к зрителю. Три другие картины на эту тему находятся в Музее Чивико, Пьяченца (датируется 1472 годом); в Кунстхисторическом музее, Вена (датируется 1474 годом) и в Национальной галерее Палаццо Спинола, Генуя (не датируется).
Наследие
Мессина завершил свой последний шедевр, Богородицу Благовествующую (Национальный музей, Палермо), около 1476 года. Он умер в 1479 году, и его оставшиеся незаконченными работы были завершены его сыном Якобелло да Мессина. Хотя Мессина не был так хорошо известен и документирован, как некоторые его современники из Северной Италии, такие как Фра Анджелико и Пьеро делла Франческа, он считается одним из величайшиххудожников раннего Возрождения, появившихся в Южной Италии в XV веке. Удивительно, как ему, выходцу из провинциального захолустного городка, удалось достичь такого мастерского и мирского стиля.
Картины Антонелло да Мессины
Зрелые работы Мессины монументальны, его фигуры приобретают скульптурные формы, а цвета становятся более яркими. Их можно увидеть во многих лучших художественных музеях Европы, в том числе:
Распятие в Сибиу (ок. 1455, Музей искусств, Бухарест)
Святой Иероним в кабинете (ок. 1460, Национальная галерея, Лондон)
Мужской портрет (1460-9, Музей Фонда культуры Мандралиска)
Богородица с младенцем (ок. 1460-9, Национальная галерея, Лондон)
Сальватор Мунди (ок. 1465, Национальная галерея, Лондон).
Ecce Homo (ок. 1470, темпера и масло, Музей Метрополитен, Нью-Йорк)
Мадонна с младенцем (1473, Региональный музей, Мессина)
Алтарь Сан-Кассиано (1475-76, Исторический музей, Вена)
Мужской портрет/Иль Кондотьер (1475, Лувр, Париж)
Распятие (1475, Национальная галерея, Лондон)
Распятие (1475, масло на панели, Музей Конинклик, Антверпен)
Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелом (1475-78, Музей Прадо, Мадрид)
Пьета (ок. 1475, Музей Коррер, Венеция)
Мужской портрет (ок. 1475, Галерея Боргезе, Рим)
Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелом (1475, Музей Прадо, Мадрид)
Мужской портрет (ок. 1475, Национальная галерея, Лондон)
Христос у колонны (ок. 1476, Лувр, Париж)
Портрет Тривульцио (1476, Museo Civico d’Arte Antica, Турин)
Богородица Благовествующая (ок. 1476, Национальный музей, Палермо)
Святой Себастьян (1476-77, Gemaldegalerie, Дрезден)
Мужской портрет (1478, Staatliche Museen, Берлин)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?