Карло Маратта (Маратти):
Итальянский художник эпохи барокко читать ~5 мин.
Карло Маратта — одна из ключевых фигур эпохи барокко и ведущий художник Рима с 1650-х годов, сменивший на этом посту самого Бернини. Стиль барочной живописи Маратты основан на идеалистическом натурализме и классических образцах, что сближает его с Рафаэлем (1483–1520) и Аннибале Карраччи (1560–1609). Как и многие итальянские художники того времени, он посвятил себя религиозной живописи и внёс значительный вклад в католическое искусство Контрреформации.
Международную известность Маратта приобрёл благодаря многочисленным версиям «Мадонны с младенцем», сюжет которой он во многом заимствовал из живописи Высокого Возрождения. Среди его лучших работ — «Поклонение пастухов» (1650, Сан-Джузеппе-деи-Фаленьями) и «Константин, приказывающий уничтожить языческих идолов» (1648, Латеранский баптистерий). Кроме того, он считался одним из лучших портретистов Рима.
См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Ранние годы и обучение
Карло Маратта родился в Камерано, в области Марке, которая входила в состав Папских государств. Он с детства проявил исключительные способности к рисунку и созданию набросков. В возрасте 11 лет покровители отправили его в Рим в мастерскую классициста Андреа Сакки (1599–1661), чей стиль разделяли Никола Пуссен (1594–1665) и Алессандро Альгарди (1598–1654). Сакки стал для Маратты близким другом и главным покровителем; художник работал в его мастерской до самой смерти наставника в 1661 году.
Живописный стиль Маратты был близок манере Сакки, Болонской школы, основанной семьёй Карраччи, а также творчеству Гверчино (1591–1666), Гвидо Рени (1575–1642) и Джованни Ланфранко (1582–1647). До сорокалетнего возраста работы Маратты были гораздо более сдержанными и композиционно выверенными, чем, например, экспрессивные полотна Пьетро да Кортоны (1596–1669).
Признание и репутация
Около 1648 года, когда художнику было немногим более двадцати лет, его покровители Сакки и кардинал Альбрицио представили его государственному секретарю папы Иннокентия X, будущему папе Александру VII (годы правления 1655–1667). Тот обеспечил Маратту заказами, среди которых по просьбе Сакки была и важная фреска по эскизам учителя — «Константин, приказывающий уничтожить языческих идолов» (1648) для Латеранского баптистерия. Этот шедевр значительно укрепил репутацию художника в Ватикане.
Однако первой крупной самостоятельной работой, утвердившей его славу, стала картина «Поклонение пастухов» (1650), созданная для церкви Сан-Джузеппе-деи-Фаленьями на Римском форуме.
Зрелая карьера
В 1654–1666 годах Маратта начал использовать приёмы барокко в духе Ланфранко, что особенно заметно во фресках для церкви Сан-Исидоро-Агрикола в Риме. Те же тенденции проявились и в алтарном образе «Святая Розалия среди жертв чумы» (1660), написанном для семьи Барберини. Художник не отказался от классицизма, но под влиянием Ланфранко его стиль обрёл бо́льшую чувствительность и лиризм, выраженный в рассеянном кьяроскуро, заимствованном у Корреджо (1489–1534).
В этот период он создал две свои лучшие работы: «Богородица с младенцем и святой Франческой Романой» (1656, церковь Сант-Анджело-Маньо, Асколи-Пичено) и «Тайна Троицы, открытая святому Августину» (1655, церковь Санта-Мария-деи-Сетте-Долори). Тогда же он начал работу над серией апостолов для кардинала Барберини.
После смерти Сакки в 1661 году Маратта стал смелее использовать такие приёмы барокко, как ракурс и диагональные композиции. Под влиянием Пьетро да Кортоны он отошёл от сдержанной выразительности своих ранних работ в пользу более красочного и декоративного стиля. Этого требовал и характер его заказов, среди которых были крупноформатные полотна для папы Александра VII, например, «Рождество Христово» в Квиринальском дворце (1657).
Синтез классической традиции Рафаэля и братьев Карраччи (Аннибале, Агостино и Людовико) с барочной динамикой Ланфранко и Пьетро да Кортоны сделал Маратту ведущим художником Рима. Его авторитет был настолько велик, что после 1670 года пышное барокко Джованни Баттиста Галли (1639–1709) уже не могло претендовать на доминирующее положение в искусстве города.
Его обширное творчество определяло религиозное искусство Рима в конце XVII – начале XVIII века. Он создал такие алтарные образы, как «Смерть святого Франциска Ксаверия» для церкви Иль-Джезу и «Богородица со святыми Карло Борромео и Игнатием» (1685) для Санта-Мария-ин-Валличелла. Среди других его значимых работ — фреска «Триумф милосердия» (1676, Палаццо Альтьери), картоны для мозаик собора Святого Петра (1677–1689), а также светские композиции, такие как «Ромул и Рем» (1692, дворец Сан-Суси, Потсдам).
Ватикан особенно ценил Маратту за работы, отвечавшие духу католической Контрреформации. К ним относятся «Непорочное зачатие» (1664, церковь Сант-Агостино, Анкона), «Учителя Церкви обсуждают Успение Богородицы» (1686, Санта-Мария-дель-Пополо, Рим), а также «Святой Иоанн Креститель, объясняющий доктрину непорочного зачатия святым Григорию, Августину и Иоанну Златоусту» (1686, капелла Кибо в той же церкви).
В позднем творчестве Маратты, особенно в светских композициях, нарастает некоторая холодность и интеллектуальность, предвосхищающая неоклассицизм Джузеппе Кьяри (1654–1727) и Антона Рафаэля Менгса (1728–1779). В то же время он отводил важную роль пейзажу, иногда заимствуя мотивы у Гаспара Дюге (1615–1675).
Портретная живопись
Маратта был также одним из лучших портретистов Италии XVII века. Начав с натуралистического подхода, он выработал изысканный стиль портретного искусства, близкий манере Антониса Ван Дейка. Ярким примером служит «Портрет Марии Маддалены Роспильози» (ок. 1683–1685, Лувр, Париж). Среди других шедевров — «Портрет папы Климента IX» (1669, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и другая версия этого портрета (1669, Пинакотека, Музеи Ватикана, Рим).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?