Фра Филиппо Липпи:
итальянский художник эпохи Возрождения, Флоренция читать ~5 мин.
Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi; ок. 1406–1469), также известный как Фра Филиппо дель Кармине, — один из самых известных старых мастеров кватроченто и заметная фигура эпохи флорентийского Возрождения XV века. Не следует путать его с сыном и учеником, Филиппино Липпи (1457–1504), который также стал успешным художником. Липпи специализировался на религиозном искусстве, создавая алтарные образы и фрески. Он работал как темперой, так и маслом. Будучи прекрасным колористом, Липпи проявил высокое мастерство в рисунке и продемонстрировал незаурядные для своего времени технические познания.
Немногие сведения о жизни Липпи содержатся в труде Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», написанном биографом и историком итальянского Возрождения в XVI веке. Значительную часть жизни художник провёл в бедности, хотя, по-видимому, пользовался покровительством могущественной семьи Медичи, начиная с Козимо Старшего. Слава Липпи распространилась за пределы Флоренции, но его жизнь периодически омрачали скандалы и судебные тяжбы.
Ранний стиль Липпи сложился под влиянием новаторского искусства Мазаччо (1401–1428), одного из основоположников Раннего Возрождения, но позднее художник выработал более декоративную, красочную и лирическую манеру. Наиболее известными религиозными произведениями Липпи считаются его фресковые циклы в соборах Прато и Сполето.
Ранние годы
Фра Филиппо Липпи родился во Флоренции около 1406 года. Оба его родителя умерли, когда он был ребёнком, и в возрасте около 14 лет его отдали в монастырь кармелитов Санта-Мария-дель-Кармине. В 1421 году он принял монашеский постриг. Там он наблюдал за работой Мазолино и Мазаччо над фресками в капелле Бранкаччи, что оказало на него сильное влияние.
По словам Вазари, юный Липпи не проявлял интереса к учёбе, предпочитая срисовывать фигуры в своих тетрадях. Настоятель монастыря, заметив его талант, предоставил Липпи возможность обучаться живописи. Хотя художник впоследствии покинул монастырь, он, по-видимому, не был освобождён от своих обетов, поскольку в письме 1439 года называл себя «самым бедным монахом Флоренции».
Деятельность Липпи в период с 1431 по 1437 год изучена слабо; большинство его сохранившихся работ датируются 1440 годом и позднее. В 1441 году он написал алтарный образ для монахинь из монастыря Сант-Амброджо, который сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции. Это произведение, известное как «Коронование Девы Марии», содержит автопортрет художника.
В берлинской Gemäldegalerie (Государственные музеи Берлина) хранится примечательная картина художника, написанная темперой на доске в 1447 году, — «Чудо святого Амвросия». На полотне изображено чудесное исцеление ребёнка, лежащего в постели в окружении группы нарядно одетых женщин. Использованные Липпи ракурсы и широкоугольная перспектива свидетельствуют о влиянии фламандской живописи того периода. Национальной галерее в Лондоне принадлежат несколько работ Липпи, в том числе «Благовещение» и «Семь святых» (обе 1450–1453). Эта пара картин, вероятно, когда-то была встроена в мебель во дворце Медичи.
Зрелые работы
В 1452 году Липпи начал работу над своим главным вкладом в искусство флорентийского Ренессанса — фресками в соборе Прато близ Флоренции. Несколько лет спустя он познакомился с Лукрецией Бути, дочерью флорентийского купца, отданной на воспитание в женский монастырь в Прато. Художник попросил её позировать для образа Мадонны, а затем похитил из монастыря. У них родился сын, Филиппино, и в конечном итоге, благодаря заступничеству Козимо Медичи, папа римский Пий II освободил их от монашеских обетов и позволил вступить в брак.
Фрески, которые Липпи создал в соборе Прато, считаются его самыми важными и монументальными работами. Они изображают сцены из жизни святого Иоанна Крестителя и святого Стефана. Манера изображения фигур в этих фресках оказала влияние на его учеников, среди которых были его сын Филиппино Липпи и Сандро Боттичелли (1445–1510). Липпи был уважаемой фигурой в живописи Раннего Возрождения и создал множество крупномасштабных работ, но его небольшие картины, написанные по заказу богатых флорентийских купцов, были непревзойдёнными для своего времени и удостоились похвалы Микеланджело (1475–1564).
Последние годы
Липпи умер в 1469 году во время работы над фресками в соборе Сполето. Фрески изображают Благовещение, Рождество, Успение и Коронование Богородицы. В толпе персонажей художник изобразил себя, своих помощников и сына.
Обстоятельства его смерти остаются предметом споров. Существуют слухи, что он был отравлен родственниками Лукреции, но эти сведения не имеют достоверного подтверждения. Он был похоронен в соборе Сполето; памятник на его могиле был установлен по заказу Лоренцо Великолепного. Его дело продолжили сын, а также ученики, в том числе Сандро Боттичелли и Якопо дель Селлайо (1441–1493).
Другие работы
Мадонна из Тарквинии (1437) Национальная галерея античного искусства, Рим.
Барбадорийский алтарь (1437) Лувр, Париж.
Благовещение Мартелли (ок. 1440) Базилика Сан-Лоренцо, Флоренция.
Портрет женщины с мужчиной у окна (ок. 1440) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Мадонна с младенцем (Мадонна Питти, ок. 1452) Палаццо Питти, Флоренция.
Благовещение (ок. 1443–1450) Старая пинакотека, Мюнхен.
Благовещение (1445–1450) Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Житие святого Стефана и святого Иоанна Крестителя (1452–1466) Фрески собора в Прато.
Мадонна с младенцем и двумя ангелами (ок. 1465) Галерея Уффици, Флоренция.
Поклонение в лесу (ок. 1459) Государственные музеи Берлина.
Картины Фра Филиппо Липпи можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, в частности в галерее Уффици во Флоренции.
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
- Федерико Бароччи: итальянский художник, раннее барокко
- Джованни Беллини: итальянский художник эпохи Возрождения, основатель венецианской школы
- Гвидо Рени: итальянский художник эпохи барокко, Болонская школа
- Андреа Мантенья: итальянский художник эпохи Возрождения
- «Благие знамения» Нила Геймана, Терри Пратчетта, краткое содержание
- «Цвет волшебства» Терри Пратчетта, краткое содержание
- В Париже обнаружен неизвестный рисунок Леонардо да Винчи
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?