Фра Филиппо Липпи: итальянский художник эпохи Возрождения, Флоренция читать ~5 мин.
Один из самых известных старых мастеров кватроченто, Фра Филиппо Липпи (также известный как Фра Филиппо Липпи из Кармине) был заметной фигурой в эпоху Возрождения во Флоренции в течение 15-го века. (Его не следует путать с сыном и учеником, Филиппино Липпи (1457-1504), который сам стал успешным художником). Липпи специализировался в основном на религиозном искусстве, включая алтарную и фресковую живопись. Он писал как маслом, так и темперой, и, будучи прекрасным колористом, проявил мастерство в рисовании и замечательные для того времени технические знания.
То немногое, что мы знаем о жизни Липпи, взято из «Жизни художников» Джорджо Вазари, биографа и историка итальянского Возрождения XVI века. Большая часть его жизни прошла в бедности, хотя он, по-видимому, получал покровительство от могущественной семьи Медичи во Флоренции, начиная с Козимо Медичи. Его слава распространилась за пределы Флоренции, но периодически его омрачали судебные тяжбы и скандалы. Ранний стиль живописи Липпи был основан на стиле революционного художника Раннего Возрождения Мазаччо (1401-28/9), но позже он перешёл к более декоративному, красочному и лирическому стилю. Наиболее известные религиозные картины Липпи – это его фрески в соборах Прато и Сполето.
Ранние годы
Липпи родился во Флоренции около 1406 года. Оба его родителя умерли, когда он был ещё ребёнком, и в 14 лет его отправили жить к кармелитским монахам во Флоренцию. В 1421 году, в возрасте 16 лет, он принял постриг и поступил в монастырь Санта-Мария-дель-Кармине. Там он мог наблюдать за Мазолино и Мазаччо, которые занимались росписью фресок капеллы Бранкаччи, что оказало на него большое влияние.
По словам Вазари, юный Липпи не интересовался изучением книг, предпочитая проводить время за рисованием карикатур. Настоятель монастыря отметил его очевидный талант и предоставил Липпи возможность обучаться живописи. Хотя в конце концов Липпи должен был уйти из монастыря, он, судя по всему, не отказался от своих обетов, поскольку в письме, написанном в 1439 году, он утверждал, что является «самым бедным монахом Флоренции».
Деятельность Липпи в период с 1431 по 1437 год практически не изучена, большинство его сохранившихся работ датируются 1440 годом и далее. В 1441 году он написал алтарный образ для монахинь Сант-Амброджо, который сейчас хранится в Академии художеств во Флоренции. Это произведение содержит автопортрет художника.
В берлинской Старой галерее (SMPK) хранится замечательная темперная картина художника на панели, датируемая 1447 годом, под названием «Чудо святого Амвросия». На картине изображено чудесное исцеление ребёнка, который лежит в постели в окружении группы красочно одетых женщин. Ракурс и широкоугольная техника, использованные Липпи, свидетельствуют о влиянии фламандской живописи того же периода. Он регулярно писал декоративные картины для своих меценатов. Лондонской Национальной галерее принадлежат несколько работ Липпи, в том числе «Благовещение» и «Семь святых» (обе 1450-3), которые были привезены из дворца Медичи в Риме. Эта пара картин, вероятно, когда-то была встроена в мебель, возможно, над дверью или в изголовье кровати.
Зрелые работы
В 1456 году Липпи начал свой главный вклад в флорентийское Возрождение, а именно – написал фрески в соборе Прато близ Флоренции. Два года спустя он познакомился с Лукрецией Бути, дочерью богатой флорентийской семьи, которая была либо отдана на попечение монахинь в монастыре Прато, либо была послушницей. Он попросил её сняться для одного из его портретов Мадонны, а затем похитил её. Она забеременела, и в конце концов ему разрешили на ней жениться. Их сын Филиппино должен был стать очень успешным художником.
Фрески, которые Липпи написал в соборе Прато, считаются его самыми важными и монументальными работами и изображают жизнь Святого Иоанна Крестителя и Святого Стефана. Работа над фигурами, которую он использовал, оказала влияние на его будущих учеников, включая его сына Филиппино Липпи и Сандро Боттичелли (1445-1510). Липпи был весьма уважаемой фигурой в живописи Раннего Возрождения, он создал множество крупномасштабных работ, но его небольшие картины, написанные по заказу богатых купцов Флоренции, были непревзойдёнными в своё время и заслужили частые похвалы Микеланджело (1475-1564).
Последние годы
Липпи умер в 1469 году во время работы над фресками в соборе Сполето. Фрески содержат изображения Благовещения, Похорон, Поклонения Младенцу и Коронации Богородицы; в толпе он добавил автопортрет, а также изображения своих подмастерьев и сына.
Природа его смерти остаётся спорной. Ходят слухи, что он мог быть отравлен семьёй своей жены или даже самой Лукрецией, но это, скорее всего, лишь предположения. Он был похоронен в соборе Сполето и отмечен памятником, поставленным по заказу Лоренцо Великолепного. Его пережил сын, а также ученики, в том числе Сандро Боттичелло и Якопо дель Селлайо из Флоренции (1441-1493).
Другие работы
Мадонна из Тарквинии (1437) Галерея Национального античного искусства, Рим.
Барбадорийский алтарь (1437) Музей Лувр, Париж.
Благовещение Мартелли (ок. 1440) Сан-Лоренцо, Флоренция.
Портрет мужчины и женщины у витража (1440) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Мадонна с младенцем (ок. 1452) Галерея Питти, Флоренция.
Благовещение (ок. 1443-50) Старая Пинакотека, Мюнхен.
Благовещение (1445-50) Галерея Дориа Памфилий, Рим.
Чудо святого Амвросия (1447) Старая галерея, SMPK, Берлин
Житие святого Стефана и святого Иоанна Крестителя (1452-66) Фрески собора Прато.
Мадонна с младенцем (ок. 1455) Галерея Уффици, Флоренция.
Поклонение в лесу (ок. 1450-х гг.) Государственные музеи, Берлин.
Картины Фра Филиппо Липпи можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, в частности в галерее Уффици во Флоренции.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?