Фра Анджелико:
художник раннего Возрождения, Флоренция читать ~7 мин.
Фра Анджелико (брат-ангел) – так в народе называли крупнейшего живописца раннего флорентийского Возрождения, Фра Джованни да Фьезоле, доминиканского монаха. Посвятив себя исключительно христианскому искусству, он использовал своё искусство в дидактических целях, а его фирменный стиль был простым и прямым, хотя и основывался на крупности форм Джотто (1267-1337) и Мазаччо (1401-1428).
Широко известная фигура в искусстве эпохи Возрождения, Фра Анджелико наиболее известен своей серией из более чем 50 религиозных картин, посвящённых жизни и страстям Христа, которые он написал в монастыре Сан-Марко – в основном для созерцания в монашеских кельях. Он также расписал фресками личную капеллу папы Николая V в Ватикане.
Несмотря на свой статус члена церкви, Фра Анджелико был профессиональным художником, который много путешествовал, выполняя ряд престижных заказов, и внёс значительный вклад в итальянское Возрождение на его ранних этапах. В частности, он сделал наброски некоторых величайших рисунков эпохи Возрождения.
Биография
Настоящее имя Фра Анджелико было Гвидо ди Пьетро, и он родился в Муджелло на десятилетие позже, чем традиционно считается. В 1417 году он был ещё мирянином, но до 1423 года не упоминается как фра Джованни.
Молодой Анджелико был предложен флорентийской церковной гильдии в 1417 году Баттистой ди Бьяджо Сангиньи, иллюминатором религиозных песенников. Его знакомство с миниатюрной средой, вероятно, включало школу Лоренцо Монако в камальдольском монастыре Санта Мария дельи Анджели. Это объясняет особую прозрачность и блеск его темперной манеры живописи. То, что Анджелико сам работал как миниатюрист, подтверждает Джорджо Вазари в «Жизни художников» (1550); его рука теперь обнаружена по крайней мере на одном миссале в Сан-Марко (ок. 1428-30) и на одном листе Распятия в Сан Тринита (1435-40).
К 1418 году он уже был известен своими панельными картинами. Его ранний репертуар – обычные готические триптихи с пределлами внизу – представляет собой синтез традиций, возникших под влиянием сиенцев (например, Лоренцо Монако), интернациональной готики (например, Джентиле да Фабриано) и кватроченто флорентийских инноваций (например, Мазаччо). Сравнение его первого крупного сохранившегося алтарного образа (ок. 1424-5; Сан-Доменико, Фьезоле) с более поздним триптихом Сан-Пьетро Мартире (1429; Музей Сан-Марко, Флоренция) показывает, что влияние Мазаччо было решающим.
К 1430-м годам Фра Анджелико пришёл к своему собственному уникальному стилю религиозного искусства. Мы узнаем его в «Благовещении» (ок. 1432, Музей Диоцезано, Кортона). Здесь объём, напоминающий о Мазаччо, смягчён в нечто более стройное, но не менее просторное, как в пропорциях аркады лоджии, на которой разместились Богородица и облачённый в пурпур ангел перед ней.
К этому же периоду относится Скиния, выполненная по заказу гильдии льноводов Arte dei Linaiuoli (1432; Музей Сан-Марко). Производный от Мадонны смирения, разработанной Лоренцо Монако и готическим стилистом Джентиле да Фабриано (1370-1427), тип Мадонны Линайуоли должен был появиться в целой серии преданных Мадонн предельной нежности, которые Анджелико и его мастерская создавали в 1430-е годы. Варианты встречаются в двух полиптихах, написанных для Кортоны (1435-6) и Перуджи (1437), а также в центральной панели разобранного полиптиха, хранящегося сейчас в галерее Уффици во Флоренции (ок. 1440).
При поддержке все более продуктивной мастерской Анджелико в эти годы работал в уединённом доме доминиканских обсервантов в Сан-Доменико во Фьезоле. Несмотря на растущую репутацию важного вкладчика в живопись Раннего Возрождения, он был преимущественно монастырским художником – по словам Джорджо Вазари, “самым кротким и умеренным, живущим целомудренно и удалённым от мирских забот”, – и именно это «средневековое» затворничество привело к тому, что его стали считать в какой-то степени реакционером.
Работы Анджелико, созданные в конце 1430-х годов, напротив, были принципиально новаторскими в области композиции, цветописи гармонии, перспективы, портрета и пейзажа. Прогресс во всех этих направлениях набрал обороты в десятилетие, последовавшее за удалением доминиканских обсервантов из Фьезоле в бывший монастырь Сильвестрин Сан-Марко во Флоренции (1436). Козимо Медичи, инициировавший его реконструкцию, поручил Анджелико написать новый крупный алтарный образ для главного алтаря церкви (1438). Центральная панель (Музей Сан-Марко, Флоренция) – вознесённая Мадонна, окружённая медитативной свитой ангелов и святых, – полна новаторских черт: это прообраз типично ренессансного sacra conversazione.
Панно сильно повреждено, и чтобы составить впечатление о темперном стиле Анджелико в его наиболее ярком проявлении, мы должны рассмотреть Депозицию, написанную им для капеллы Строцци в Сан-Тринита (1442-5; Музей Сан-Марко, Флоренция). Ограничения трёхчастной формы панели, первоначально заказанной Лоренцо Монако (который завершил три пинака на вершине), были устранены единой фигурной композицией Анджелико.
В отличие от почти современного «Снятия с креста» Рогира ван дер Вейдена, хранящегося в Прадо в Мадриде, версия Анджелико получила пространственное окружение беспрецедентной глубины. Словно распахнулась дверь в замкнутые схемы флорентийской панельной живописи, и мы вышли в реальный мир. Перед нами его цветы. А когда мы продвигаемся в пространство картины, перед нами разворачивается величественная панорама: Иерусалим с одной стороны, над которым возвышается похожий на зиккурат Храм Соломона, а с другой – холмы Тосканы, уходящие в туманную дымку с самыми прихотливыми градациями света. Не меньшую ясность Анджелико демонстрирует и в вариациях цвета: нежные переходы с преобладанием розового, лилового, сиреневого и голубого усиливают пространственную конструкцию.
Но главный вклад Фра Анджелико в искусство Раннего Возрождения состоит в серии фресок для монастыря Сан-Марко (большинство завершено в 1440-5 гг.). Они делятся на две группы: для общего созерцания (из них Благовещение, на вершине лестницы, ведущей в верхний коридор, снова расположено в лоджии с аркадой) и для уединённой медитации в отдельных кельях (среди них Noli Me Tangere, Коронация Девы и Преображение особенно прекрасны).
По призыву папы Евгения IV Анджелико уехал из Флоренции в Рим (ок. 1445), где в Ватиканском дворце он украсил капеллу дель Сакраменто сценами из жизни Христа. Они были уничтожены Павлом III в следующем веке.
После смерти Евгения IV папа Николай V поручил Фра Анджелико украсить его собственную небольшую частную капеллу в Ватикане. Она сохранилась до наших дней (1447-48 гг.). Фрески Анджелико – более богатые по стилю, чем в Сан-Марко, – образуют единый ансамбль. Повествовательные сцены из жизни святого Стефана (верхние люнеты) и святого Лаврентия (нижние прямоугольники) в великолепных архитектурных декорациях дополнены восемью Докторами Церкви в полный рост (на боковых пилястрах).
На потолке изображены четыре евангелиста; амбразуры двух окон украшены чередующимися головами пророков и розетками; нижние поверхности стен расписаны зелёным текстильным орнаментом. Документы свидетельствуют о том, что Анджелико работал не один: в мае 1447 года в его мастерскую входили Беноццо Гоццоли и ещё четыре помощника. Но скорость, с которой он работал, несмотря на помощь мастерской, поразительна. Летом 1447 года он написал фрески на части потолка капеллы Сан-Брицио в соборе Орвието. В 1449 году он начал и, по-видимому, завершил оформление кабинета папы Николая V (ныне утраченного).
Фра Анджелико покинул Рим в конце 1449 года. В следующем году он сменил своего брата на посту приора Сан-Доменико во Фьезоле. Отслужив свой срок, он вернулся в Рим, где и умер в феврале 1455 года. Он похоронен в доминиканской церкви Санта Мария сопра Минерва.
Именно Джорджо Вазари (1511-1574) в своей «Жизни художников» (1550) популяризировал прозвище «Анджелико», сказав, что под этим именем художника всегда знали. Другим прозвищем было «Беато Анджелико», что означает «благословенный Анджелико», и действительно, он был причислен к лику блаженных Ватиканом в 1984 году.
Картины Фра Анджелико можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях по всему миру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?