Фра Анджелико:
художник раннего Возрождения, Флоренция читать ~6 мин.
Фра Анджелико, что означает «брат-ангел» — так в народе называли доминиканского монаха Фра Джованни да Фьезоле, одного из величайших художников раннего флорентийского Возрождения. Он посвятил себя христианскому искусству, используя его в дидактических целях. Его фирменный стиль был простым и прямым, но при этом основывался на монументальности форм, характерной для Джотто (1267–1337) и Мазаччо (1401–1428).
Будучи знаковой фигурой в искусстве эпохи Возрождения, Фра Анджелико наиболее известен серией фресок, посвящённых жизни и страстям Христа. Он создал более 50 таких работ в монастыре Сан-Марко, предназначенных для созерцания в монашеских кельях. Художник также расписал личную капеллу папы Николая V в Ватикане.
Несмотря на монашеский сан, Фра Анджелико был профессиональным художником. Он много путешествовал, выполняя престижные заказы и внося значительный вклад в итальянское Возрождение на его ранних этапах. В частности, он является автором некоторых из величайших рисунков эпохи Возрождения.
Биография
Настоящее имя художника — Гвидо ди Пьетро. Он родился в Муджелло, недалеко от Флоренции. Точная дата рождения неизвестна, но предполагается, что это произошло около 1400 года, а не в 1387, как считалось ранее. Документы свидетельствуют, что в 1417 году он ещё был мирянином, а первое упоминание о нём как о монахе Джованни относится к 1423 году.
В 1417 году миниатюрист Баттиста ди Бьяджо Сангиньи рекомендовал молодого Гвидо ди Пьетро во флорентийскую гильдию. Вероятно, его знакомство с искусством книжной миниатюры произошло в школе Лоренцо Монако при монастыре Санта-Мария-дельи-Анджели. Этим можно объяснить особую прозрачность и сияние его темперной живописи. Факт работы Анджелико в качестве миниатюриста подтверждает Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях» (1550). Авторство художника установлено для миссала из Сан-Марко (ок. 1428–1430) и листа с «Распятием» из Санта-Тринита (1435–1440).
К 1418 году он уже был известен своими картинами на досках. Его ранний репертуар, состоящий из готических триптихов с пределлами, представляет собой синтез традиций. В нём сочетается влияние интернациональной готики, представленной Лоренцо Монако и Джентиле да Фабриано, и флорентийских новшеств кватроченто, в частности, творчества Мазаччо. Сравнение его первого крупного алтарного образа из Сан-Доменико во Фьезоле (ок. 1424–1425) с более поздним триптихом «Сан-Пьетро Мартире» (1429; Музей Сан-Марко, Флоренция) показывает решающее влияние Мазаччо.
К 1430-м годам Фра Анджелико выработал собственный уникальный стиль религиозного искусства. Ярким примером служит «Благовещение» (ок. 1432, Музей Диоцезано, Кортона). В этой работе объём, напоминающий о Мазаччо, смягчается и обретает утончённость, сохраняя при этом ощущение простора, что подчёркнуто пропорциями аркады лоджии, где изображены Дева Мария и ангел.
К этому же периоду относится табернакль Линайоли (1432; Музей Сан-Марко), выполненный по заказу гильдии льноторговцев (Arte dei Linaiuoli). Изображённый там образ Богоматери восходит к иконографическому типу «Мадонна Смирения», разработанному Лоренцо Монако и Джентиле да Фабриано (1370–1427). Впоследствии этот тип лёг в основу целой серии изображений Мадонны, исполненных нежности, которые создавал Анджелико со своей мастерской в 1430-е годы. Вариации этого образа встречаются в полиптихах для Кортоны (1435–1436) и Перуджи (1437), а также на центральной панели полиптиха из галереи Уффици (ок. 1440).
Получая поддержку от своей всё более продуктивной мастерской, Анджелико трудился в уединённой обители доминиканцев-обсервантов Сан-Доменико во Фьезоле. Несмотря на растущую славу новатора живописи Раннего Возрождения, он оставался преимущественно монастырским художником. По словам Джорджо Вазари, он был “самым кротким и умеренным, живущим целомудренно и удалённым от мирских забот”. Именно это «средневековое» затворничество стало причиной, по которой его творчество иногда считали отчасти реакционным.
Однако работы Анджелико конца 1430-х годов были новаторскими в композиции, цветовой гармонии, перспективе, портрете и пейзаже. Прогресс в этих областях ускорился после переезда доминиканцев-обсервантов из Фьезоле в бывший сильвестринский монастырь Сан-Марко во Флоренции в 1436 году. Козимо Медичи, который финансировал реконструкцию монастыря, заказал Анджелико большой алтарный образ для главного престола (1438). Его центральная панель (Музей Сан-Марко) с изображением Мадонны на троне в окружении ангелов и святых полна новаторских черт и является прототипом ренессансной композиции sacra conversazione («святое собеседование»).
Поскольку алтарь Сан-Марко сильно повреждён, для оценки темперного стиля Анджелико в его расцвете стоит обратиться к «Снятию с креста». Эта работа была написана для капеллы Строцци в церкви Санта-Тринита (1442–1445; Музей Сан-Марко). Изначально образ заказали Лоренцо Монако, который успел завершить только три пинакля (навершия). Анджелико же преодолел ограничения традиционной трёхчастной формы, создав единую многофигурную композицию.
В отличие от почти современного ему «Снятия с креста» Рогира ван дер Вейдена (Прадо, Мадрид), версия Анджелико обладает беспрецедентной пространственной глубиной. Художник словно распахивает дверь за пределы замкнутых схем флорентийской живописи, выводя зрителя в реальный мир с его цветами. По мере углубления в пространство картины открывается величественная панорама. С одной стороны — Иерусалим с Храмом Соломона, напоминающим зиккурат, а с другой — тосканские холмы, тающие в дымке. Анджелико демонстрирует мастерство и в работе с цветом: нежные переходы розового, лилового и голубого тонов усиливают пространственную глубину.
Однако главный вклад Фра Анджелико в искусство Раннего Возрождения — это серия фресок для монастыря Сан-Марко, большая часть которых была завершена в 1440–1445 годах. Они делятся на две группы. Первая — для общего обозрения, как, например, «Благовещение» в аркадной лоджии у лестницы, ведущей в верхний коридор. Вторая — для уединённой медитации в кельях. Среди последних особенно выделяются «Noli Me Tangere», «Коронование Марии» и «Преображение».
Около 1445 года по приглашению папы Евгения IV художник переехал из Флоренции в Рим. В Ватиканском дворце он украсил капеллу дель Сакраменто сценами из жизни Христа, которые, к сожалению, были уничтожены в следующем веке при папе Павле III.
После смерти Евгения IV следующий папа, Николай V, поручил Фра Анджелико расписать свою личную капеллу в Ватикане (1447–1448). Эти фрески, сохранившиеся до наших дней, отличаются более богатым стилем, чем росписи в Сан-Марко, и образуют единый ансамбль. Повествовательные сцены из жизни святого Стефана (в люнетах) и святого Лаврентия (в нижних регистрах) дополнены восемью фигурами Учителей Церкви в полный рост на боковых пилястрах.
Потолок капеллы украшают изображения четырёх евангелистов. В оконных амбразурах чередуются головы пророков и декоративные розетки, а нижняя часть стен расписана орнаментом, имитирующим ткань. Документы свидетельствуют, что Анджелико работал с помощниками: в мае 1447 года в его мастерской числились Беноццо Гоццоли и ещё четыре человека. Несмотря на это, скорость его работы поражает. Летом 1447 года он также расписал часть сводов капеллы Сан-Брицио в соборе Орвието, а в 1449 году, предположительно, завершил оформление утраченного ныне кабинета папы Николая V.
Фра Анджелико покинул Рим в конце 1449 года и в следующем году стал приором монастыря Сан-Доменико во Фьезоле, сменив на этом посту своего брата. Отбыв положенный срок, он вернулся в Рим, где скончался в феврале 1455 года. Художник похоронен в доминиканской церкви Санта-Мария-сопра-Минерва.
Именно Джорджо Вазари (1511–1574) в своих «Жизнеописаниях» (1550) популяризировал прозвище «Анджелико», утверждая, что под этим именем художника знали всегда. Другим его прозвищем было «Беато Анджелико», то есть «блаженный Анджелико». В 1984 году он был официально беатифицирован (причислен к лику блаженных) папой Иоанном Павлом II.
Произведения Фра Анджелико хранятся во многих ведущих художественных музеях мира.
- Архитектура эпохи Возрождения
- Цветовая палитра эпохи Возрождения: пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения
- Рисунки эпохи Возрождения
- Портреты эпохи Возрождения (1400-1600)
- Искусство эпохи Возрождения во Флоренции
- ПРОШУ СЛОВА! Год 1917 Голоса очевидцев и потомков в стихах и прозе, под музыку и без
- «Лысое сопрано» Эжена Ионеско, краткое содержание
- Экскурсии в Сиде
- Как открыть художественную галерею?
- Прогулка по Монмартру
- Искусство, Романтика и История: Путешествие по Парижу
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?