Франсуа Буше:
французский живописец эпохи рококо читать ~7 мин.
Протеже мадам де Помпадур, французский художник эпохи рококо Франсуа Буше был ведущим французским живописцем начала-середины XVIII века. Он был непревзойдённым декоратором рококо и лучшим выразителем модной mythologie galante – декоративного стиля изобразительного искусства, в котором недраматическая мифологическая тема служит поводом для эротической демонстрации женской обнажённой натуры; этот жанр Буше исполнял с большим остроумием и очарованием. Его работы воплощают фривольность и чувственность стиля рококо, а выдающиеся образцы можно увидеть в Музее искусств Стокгольма и парижском Лувре. Он также написал несколько прекрасных портретов своей покровительницы, мадам де Помпадур. Французский философ и художественный критик Дени Дидро (1713-1784), чьё мнение о Буше было неоднозначным, знаменито описал его следующим образом: “Этот человек способен на всё – кроме правды”. Однако изысканная детализация и фактура ряда его портретов – в частности, «Портрет мадам де Помпадур» (1756, Пинакотека, Мюнхен) – соперничает с работами великих фламандских мастеров, таких как Ян ван Эйк и Гуго ван дер Гус.
Биография
Буше родился в Париже в скромной семье – его отец Николя Буше был кружевником – и начал своё художественное образование в студии Франсуа Лемуана (1688-1737), одного из ведущих декоративных художников того времени. Несмотря на то, что его талант развивался менее трёх месяцев, уже через три года он получил желанную Римскую премию, дающую право на несколько лет бесплатного обучения изобразительному искусству в Риме – возможность, которой он не воспользовался до 1727 года.
Тем временем, с 1725 по 1727 год, он зарабатывал деньги как гравёр и иллюстратор под руководством Жана де Жюльена (1686-1766), создавая офорты по рисункам Жана-Антуана Ватто. После этого он четыре года учился в Риме, где изучал работы старых мастеров барокко и познакомился с итальянской природой и голландскими пейзажистами, писавшими её в XVII веке. Кроме того, он познакомился с венецианской живописью XVIII века и деревенскими караванами и животными генуэзца Джованни Бенедетто Кастильоне (1609-1664).
Вернувшись в Париж в 1731 году, Буше посвятил себя крупномасштабной мифологической и исторической живописи и получил официальное признание в виде членства в Королевской академии живописи и скульптуры. Плодовитый и изобретательный художник, он создавал картины маслом, декоративные панно и книжные иллюстрации, а также проекты для гобеленов и театра. В 1734 году он был назначен профессором Академии, а в 1755 году возглавил фабрику гобеленов Гобеленов.
В то же время он получил ряд важных заказов от королевских покровителей, включая короля Людовика XV, мадам де Помпадур (которая поощряла и поддерживала его рост) и графа Карла Густава Тессина, шведского посла в Париже, а также от многочисленных буржуазных коллекционеров. В 1765 году он был назначен на две самые престижные должности во французском художественном истеблишменте: первый художник короля («Premier Peintre du Roi») и директор Королевской академии.
О необычайном возрождении прикладного искусства во Франции в эпоху рококо см: Французское декоративное искусство. О предметах обстановки см: Французская мебель. О художниках и ремесленниках см: Французские дизайнеры.
Живопись
Под влиянием чувственной мифологической живописи Корреджо, а также художника-маньериста Паоло Веронезе (1528-1588), великого мастера барокко Питера Пауля Рубенса (1577-1640) и современника Жана-Антуана Ватто (1684-1721), Уникальным вкладом Буше в живопись рококо стало его исключительное обращение с mythologie galante, в котором он превратил традиционные мифологические сюжеты в остроумные непристойные сцены с эротическими и сентиментальными предложениями любви. «Прерванный сон» (1750, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), созданный как дверь для замка мадам де Помпадур в Бельвю, является примером такого рода сюжетов, как и «Диана, покидающая ванну» (1742, Лувр, Париж), «Триумф Венеры» (1740, Национальный музей, Стокгольм) и «Обнажённая, лежащая на диване» (1752, Альте Пинакотека, Мюнхен).
Другой пример – изысканная кабинетная картина «Туалет Венеры» (1751, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), высокополированная поверхность которой подчёркивает жемчужные телесные тона Венеры и роскошной ткани, которая её окружает. Талантливая актриса-любительница, мадам де Помпадур ранее исполнила главную роль в спектакле «Туалет Венеры», поставленном в Версальском дворце в 1750 году, что, возможно, и вдохновило Буше на создание этого произведения искусства.
Нет нужды говорить, что эти работы скорее сентиментальны и интимно-любовны, чем традиционно эпичны, хотя, как сказали о Буше братья Гонкуры, он “один из тех, кто представляет вкус века, кто выражает, олицетворяет и воплощает его”. Французский королевский двор нуждался в таком игривом, эротическом искусстве, и Буше был счастлив предоставить его. (См.: Женская обнажённая натура) Он также оказал большое влияние на других художников рококо, таких как Жан-Онор Фрагонар (1732-1806), отмеченный за «Качели» (Фрагонар) (1767).
Тем не менее, творчество Буше ни в коей мере не ограничивалось этой формой mythologie galante. Он также был мастером жанровой живописи, примером которой может служить «Завтрак» (1739, Лувр, Париж). Кроме того, он выполнил огромное количество различных видов портретов, начиная с тонких, изысканно выполненных портретов мадам де Помпадур, таких как «Мадам де Помпадур» (1758, Музей Виктории и Альберта, Лондон), и заканчивая печально известными портретами одалисок. Он также был известен своими картинами в стиле шинуазри, такими как «Китайский сад» (1742, Музей изящных искусств, Безансон).
Рисунки
Будучи современником великого венецианского рисовальщика Джамбаттисты Тьеполо (1696-1770), Буше также был плодовитым этюдистом, создавая рисунки как для подготовки к своим крупным полотнам, так и в качестве законченных произведений искусства для растущего рынка буржуазных коллекционеров. Его фигуративные этюды для картин, выполненные мелом, маслом или гуашью, включают такие рисунки, как «Две крылатые Путти» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и подготовительная работа к «Аполлону, открывающему свою божественность Иссе» (1750, Музей изящных искусств, Тур). Среди самостоятельных работ – рисунок чёрным и красным мелом с белыми бликами на бежевой бумаге «Наяды и Тритон» (1763, Лувр, Париж).
Печатание и декоративное искусство
Кроме создания около 1000 картин и 10 000 рисунков, Буше также оказал значительное влияние на гравюру, гобелен и керамику. Кроме его скромного выпуска офортов, многие другие французские гравёры подхватили идею Буше и стали воспроизводить его модные картины, а фарфоровые заводы в Севре и Венсене выпускали копии его мифологических галантных рисунков в виде фигурок из мягкой бисквитной керамики и других декоративных изделий.
Гобеленовое искусство было ещё одной областью, в которой Буше преуспел. В течение двадцати лет по заказу гобеленовых мастерских Бове он создал в общей сложности шесть отдельных рисунков, в том числе «Итальянские праздники» и «Купидон и Психея». Затем в 1755 году он стал директором конкурирующей гобеленовой фабрики в Гобелене, где продолжал работать над текстильным дизайном.
К концу своей трудовой деятельности, когда французский вкус отошёл от прихотливого пенистого рококо в сторону более сурового неоклассического стиля, Буше критиковали за отсутствие эстетики и стереотипные формы. Он умер в Париже в 1770 году в возрасте 67 лет.
Художественная репутация
Репутация Буше пострадала из-за того, что он полагался на искусственные, переработанные темы. Он также возражал против рисования с натуры, потому что, по его словам, она была «слишком зелёной и плохо освещённой». Однако, несмотря на то, что его картины часто были поверхностными и повторяющимися, он также создавал работы, обладающие большим шармом и блестящим исполнением.
По иронии судьбы в самом его успехе содержались семена его окончательного упадка и отсутствия прочной репутации. В течение многих лет он был самым востребованным художником во Франции практически по всем видам живописи, в частности, за яркие картины на мифологические и классические сюжеты, пусть и не слишком утончённые. Поэтому неудивительно, что, борясь за спрос на свой декадентский стиль искусства, он не смог оценить изменения моды. В конце концов, что может быть более соблазнительным для художника, чем клиентура королей, вельмож, послов и других богатых покровителей, которые жаждут его работ?
Картины Франсуа Буше можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, включая Коллекцию Фрика в Нью-Йорке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?