Франсуа Буше:
французский живописец эпохи рококо читать ~6 мин.
Франсуа Буше, протеже мадам де Помпадур, был ведущим французским художником эпохи рококо первой половины XVIII века. Он считается непревзойдённым декоратором и лучшим представителем стиля mythologie galante. Этот декоративный жанр изобразительного искусства использовал недраматические мифологические сюжеты как повод для эротичной демонстрации обнажённой женской натуры, что Буше делал с большим остроумием и изяществом.
Его работы воплощают лёгкость и чувственность рококо. Выдающиеся образцы его творчества хранятся в Национальном музее Швеции в Стокгольме и в парижском Лувре. Философ и художественный критик Дени Дидро, чьё мнение о Буше было неоднозначным, оставил о нём знаменитый отзыв: “Этот человек способен на всё — кроме правды”. Тем не менее изысканная детализация его портретов, в частности «Портрета мадам де Помпадур» (1756, Старая пинакотека, Мюнхен), может соперничать с работами великих фламандских мастеров.
Биография
Буше родился в Париже в семье Николя Буше, который был художником и дизайнером узоров. Своё художественное образование он начал в мастерской Франсуа Лемуана (1688–1737), одного из ведущих декораторов того времени. Проучившись у Лемуана всего несколько месяцев, Буше быстро развил свой талант.
В 1723 году он получил престижную Римскую премию. Эта награда давала право на обучение в Риме, однако художник смог отправиться в Италию лишь в 1727 году. В ожидании поездки, с 1725 по 1727 год, Буше работал гравёром и иллюстратором, создав серию офортов по рисункам Жана-Антуана Ватто для мецената Жана де Жюльена.
Проведя четыре года в Риме, он изучал работы мастеров барокко и голландских пейзажистов XVII века. Его также привлекли венецианская живопись и пасторальные сцены с животными генуэзского художника Джованни Бенедетто Кастильоне (1609–1664).
Вернувшись в Париж в 1731 году, Буше был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры, а в 1734 году стал её профессором. Этот плодовитый художник создавал не только картины маслом, но и декоративные панно, книжные иллюстрации, а также эскизы для театральных постановок и гобеленов.
Его талант быстро нашёл признание при дворе. Буше получал заказы от короля Людовика XV, его фаворитки мадам де Помпадур и шведского посла графа Карла Густава Тессина. В 1755 году он возглавил мануфактуру Гобеленов, а в 1765 году достиг вершины карьеры, получив должности директора Академии и Первого художника короля («Premier Peintre du Roi»).
О необычайном возрождении прикладного искусства во Франции в эпоху рококо см: Французское декоративное искусство. О предметах обстановки см: Французская мебель. О художниках и ремесленниках см: Французские дизайнеры.
Живопись
На творчество Буше повлияли чувственная мифологическая живопись Корреджо, работы маньериста Паоло Веронезе (1528–1588), мастера барокко Питера Пауля Рубенса (1577–1640) и его современника Жана-Антуана Ватто (1684–1721). Уникальным вкладом художника в искусство рококо стало развитие жанра mythologie galante. Он трансформировал классические мифы в остроумные, сентиментальные и эротические сцены.
Примерами служат картины «Диана после купания» (1742, Лувр, Париж) и «Триумф Венеры» (1740, Национальный музей, Стокгольм). К этому жанру относятся и «Прерванный сон» (1750, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), написанный как панно над дверью для замка Бельвю, и знаменитая «Обнажённая, лежащая на диване» (1752, Старая пинакотека, Мюнхен).
Ещё один яркий пример — изысканная картина «Туалет Венеры» (1751, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Тщательно выписанная, гладкая поверхность полотна подчёркивает жемчужный оттенок кожи богини и роскошь окружающих её тканей. Возможно, на создание картины Буше вдохновила постановка пьесы «Туалет Венеры» в Версале, где главную роль в 1750 году исполнила мадам де Помпадур.
Эти работы носят скорее сентиментальный и интимный характер, нежели эпический. Как писали о Буше братья Гонкур, он “один из тех, кто представляет вкус века, кто выражает, олицетворяет и воплощает его”. Французский двор ценил такое игривое, эротическое искусство, и Буше с готовностью отвечал на этот запрос. (См.: Женская обнажённая натура).
Творчество Буше оказало большое влияние на других художников рококо, в частности на Жана-Оноре Фрагонара (1732–1806), автора знаменитой картины «Качели» (1767).
Однако творчество Буше не ограничивалось жанром mythologie galante. Он был также мастером бытового жанра, о чём свидетельствует его картина «Завтрак» (1739, Лувр, Париж). Художник создал множество портретов, от изысканных изображений мадам де Помпадур до знаменитых портретов одалисок. Он также работал в популярном стиле шинуазри, создавая «китайские» сюжеты, такие как «Китайский сад» (1742, Музей изящных искусств, Безансон).
Рисунки
Подобно своему современнику, венецианцу Джамбаттисте Тьеполо (1696–1770), Буше был выдающимся и плодовитым рисовальщиком. Он создавал рисунки и как подготовительные эскизы к полотнам, и как самостоятельные произведения, которые пользовались спросом у коллекционеров.
Среди его подготовительных работ — «Два крылатых путти» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и эскиз к картине «Аполлон, являющий себя пастушке Иссе» (1750, Музей изящных искусств, Тур). В качестве самостоятельного произведения можно привести рисунок «Наяды и тритон» (1763, Лувр, Париж), выполненный чёрным и красным мелом с белилами на тонированной бумаге.
Гравюра и декоративное искусство
За свою жизнь Буше создал около 1000 картин и 10 000 рисунков. Кроме того, он оказал заметное влияние на гравюру, шпалерное ткачество и керамику. Хотя сам художник создал не так много офортов, другие гравёры охотно копировали его популярные картины. Фарфоровые мануфактуры в Севре и Венсене использовали его эскизы для создания статуэток из бисквита и других декоративных предметов.
Искусство гобелена было ещё одной сферой, где Буше добился успеха. За двадцать лет сотрудничества с мануфактурой Бове он создал картоны для шести серий шпалер, включая «Итальянские праздники» и «Амур и Психея». В 1755 году он возглавил мануфактуру Гобеленов, где также занимался дизайном текстиля.
К концу жизни Буше его стиль начал выходить из моды. Игривое рококо уступало место строгому неоклассицизму, и художника всё чаще критиковали за искусственность и однообразие сюжетов. Франсуа Буше скончался в Париже в 1770 году в возрасте 67 лет.
Художественная репутация
Репутация Буше пострадала из-за его склонности к искусственным, повторяющимся сюжетам. Известно его высказывание о том, что природа “слишком зелёная и плохо освещена”, из-за чего он избегал писать с натуры. Несмотря на упрёки в поверхностности, многие его работы отличаются большим изяществом и виртуозным исполнением.
Как ни парадоксально, именно оглушительный успех стал причиной его последующего забвения. Буше был самым востребованным художником Франции, удовлетворяя запросы богатых покровителей на яркие картины с мифологическими сюжетами. Полностью поглощённый работой, он не заметил смены художественных вкусов, что в итоге привело к упадку его популярности.
Сегодня картины Франсуа Буше хранятся во многих ведущих художественных музеях мира, в том числе в Коллекции Фрика в Нью-Йорке и Лувре в Париже.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?