Франс Снейдерс:
художник натюрмортов в стиле барокко, анималист читать ~3 мин.
Один из великих нидерландских старых мастеров, Франс Снайдерс (или Снейдерс) был бесспорным барочным мастером натюрмортов и сюжетов с животными. Под влиянием своего учителя Питера Брейгеля Младшего он создал следующие наиболее заметные работы: Охота на кабана, 1649 (Галерея Уффици, Флоренция); Натюрморт с лебедем, 1613 (Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва); Цветы, фрукты и овощи (Королевский музей изящных искусств, Антверпен) и Натюрморт с мёртвой дичью, фруктами и овощами на рынке, 1614 (Художественный институт Чикаго). Снайдерс остаётся одним из великих представителей голландской живописи XVII века и одной из самых значительных фигур в искусстве фламандского барокко .
Биография
Родился в Антверпене, сын трактирщика, о подробностях жизни Франса Снайдерса известно немного. В 1593 году он учился у Питера Брейгеля Младшего и продолжил обучение у Хендрика ван Балена, также учителя Ван Дейка. Он стал хорошим другом Ван Дейка, который несколько раз рисовал Снайдерса и его жену.
В 1602 году он стал мастером гильдии антверпенских живописцев, а в 1608 году завершил своё обучение изобразительному искусству поездкой в Рим, чтобы воочию увидеть мастеров эпохи Возрождения. В 1611 году он женился на сестре Корнелиса и Пауля де Воса, которые сами были художниками-анималистами. Вначале Снайдерс сосредоточился на написании натюрмортов, цветов, фруктов и чаш. Он был очень плодовит и быстро добился финансового успеха.
Его композиции богаты и разнообразны, а его способность изображать различные текстуры, кожу, мех, металл, стекло была непревзойдённой. Самая известная его картина этого периода – «Натюрморт с мёртвой дичью, фруктами и овощами на рынке».
Пожилой мужчина, продавец, наклоняет шляпу к зрителю, приглашая нас войти и посмотреть на множество мёртвых животных и фруктов, выставленных на продажу. Сама картина наводит на мысль о борьбе между пороком и добродетелью. Маленький мальчик ковыряется в кармане продавца, а грозный кот сидит со светящимися глазами и ждёт, чтобы наброситься на слабого из двух дерущихся петухов. Здесь есть павлин (традиционный символ гордости), кабан (символ обжорства и похоти) и олень (ассоциируется с благородным сердцем).
Натюрморты Снайдерса обычно содержат намёк на действие: нюхающая собака, кошка, человек, собирающий виноград для еды. Эти элементы придают композиции дополнительное напряжение и волнение.
Снайдерс часто сотрудничал с другими художниками. Например, он мог написать натюрморт или животный компонент работы, которую писал Питер Пауль Рубенс. У Снайдерса была оживлённая студия во Фландрии, и ему помогали несколько ассистентов. Считается, что человеческие фигуры на многих его картинах – дело рук других художников, а сам он сосредоточился на натюрмортах и животных.
В дальнейшем Снайдерс все больше и больше специализировался на живописи, особенно на сценах охоты и схватках между дикими животными. Фактически он стал одним из первых специалистов по анималистике. (Анималист – это художник, известный своим мастерством в реалистичном изображении животных). Хотя работы могут быть выполнены в любом жанре или средстве, этот термин чаще всего применяется к живописцам и скульпторам.
Среди других картин Синдерса: Концерт птиц, 1630 (Музей Прадо, Мадрид); Повар с едой, ок. 1630 (Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн); Продавец фруктов, ок. 1636 г. (Музей Прадо); Натюрморт с собакой и её щенками (Галерея Альте Майстер, Дрезден); Рыбный прилавок (Эрмитаж, Санкт-Петербург); Басня о лисице и журавле, ок. 1630 г. (Художественная галерея Рочестерского университета, Нью-Йорк), Охота на лисицу (Музей истории искусств, Вена) и Охота на оленя (Маурицхёйс, Гаага).
Снайдерс стал главным художником эрцгерцога Альберта Австрийского и при этом покровителе завершил некоторые из своих лучших работ, в том числе «Охоту на оленя», которая была преподнесена в подарок Филиппу III Испанскому. Снайдерс умер в Антверпене в 1657 году в преклонном возрасте 78 лет. Сегодня он считается одним из величайших голландских художников-реалистов и одним из величайших выразителей натюрморта в истории искусства.
Работы Франса Снайдерса можно увидеть в лучших художественных музеях по всей Европе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?