Жорж де Латур:
французский художник эпохи барокко, караваджист читать ~7 мин.
Жорж де Латур — один из величайших французских художников эпохи барокко и выдающийся старый мастер европейского искусства. Он сделал успешную карьеру в Люневиле, герцогство Лотарингия. Среди его покровителей были король Людовик XIII, кардинал Ришелье и герцог Лотарингский. Художник также получил звание официального живописца короля.
Латур вошёл в историю как один из ведущих французских представителей караваджизма. Этот стиль, для которого характерен реализм и тенебризм, связан с творчеством Караваджо (1571–1610) — яркого и противоречивого мастера раннего итальянского барокко. Считается, что Латур воспринял его манеру либо во время поездки в Италию, либо под влиянием Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), лидера утрехтских караваджистов.
В позднем творчестве Латура также заметны черты французского классицизма, основоположниками которого были его младшие современники Николя Пуссен (1594–1665) и Клод Лоррен (1600–1682). О жизни художника сохранилось мало сведений, что породило научные споры о хронологии его творчества и атрибуции картин. Многие его работы существуют в нескольких вариантах, и только три из них датированы: «Уплата подати» (1643, Львовская национальная галерея искусств), «Кающийся Святой Пётр» (1645, Музей искусств Кливленда) и «Отречение Святого Петра» (1650, Музей изящных искусств Нанта).
Латур работал почти исключительно в жанрах религиозного искусства и бытовой живописи. Среди его известных произведений: «Кающийся святой Иероним» (ок. 1630, Национальный музей, Стокгольм), «Шулер с бубновым тузом» (ок. 1635, Лувр), «Святая Ирина, ухаживающая за святым Себастьяном» (ок. 1640, Лувр), «Святой Иосиф-плотник» (1642, Лувр), «Иов и его жена» (1643, Музей Эпиналя), «Кающаяся Магдалина со свечой» (ок. 1644, Лувр) и «Сон святого Иосифа» (Музей изящных искусств, Нант).
Хотя Латур был знаменит при жизни, после смерти его имя было забыто более чем на 250 лет. Художника заново открыл немецкий историк искусства Герман Фосс в 1915 году. С тех пор его репутация неуклонно росла. Этому способствовала громкая покупка Метрополитен-музеем в 1960 году картины «Гадалка» (La Diseuse de Bonne Aventure), одной из его лучших барочных картин, а также персональная выставка в парижском музее Оранжери в 1972 году.
Ранние годы
Латур был вторым сыном пекаря; этим же ремеслом занималась и семья его матери. Вероятно, он получил хорошее образование. Обучаясь основам живописи, он оказался в центре блестящей художественной среды, сложившейся в Лотарингии вокруг творчества Жака де Белланжа. Предположительно, между 1610 и 1616 годами Латур посетил Италию, где испытал влияние Караваджо, вытеснившее принципы маньеризма, в которых он был воспитан. К моменту возвращения в родной город после 1616 года стиль художника уже полностью сформировался.
Женитьба и художественное признание
В июле 1617 года Латур женился на Диане ле Нерф, происходившей из знатной семьи. Она была дочерью финансового управляющего герцога Лотарингского. После смерти тестя супруги переехали в Люневиль, где в 1620 году Латур получил статус горожанина и был освобождён от налогов — привилегия, обычно даруемая дворянам. Он быстро разбогател и жил как сельский сквайр, стремясь сохранить своё состояние в крае, который с 1635 года страдал от войн, голода и эпидемий.
В 1623 году Латур стал работать на герцога Лотарингского, что принесло ему славу. Он сохранил известность даже после оккупации герцогства французскими войсками. Латур стал художником короля Людовика XIII и пользовался уважением губернатора Лотарингии, маршала де Лаферте. Для него он написал картины «Поклонение пастухов» (1644), «Святой Алексий» (1648), «Святой Себастьян» и «Отречение Святого Петра» (1650; последняя, вероятно, находится в Нантском музее). Его работы ценились очень высоко, достигая стоимости в 600–700 франков.
Смерть
Латур находился на пике своей славы, когда 30 января 1652 года стал жертвой эпидемии, унёсшей несколькими днями ранее жизни его жены и слуги. Его сын Этьен Латур (1621–1692), который работал с отцом с 1646 года, унаследовал в 1654 году его должность ординарного королевского художника. Однако, будучи состоятельным человеком, Этьен вскоре оставил живопись и преуспел в светской жизни (в 1670 году он получил дворянство). Вероятно, это и стало причиной столь быстрого забвения творчества его отца.
Творчество
В настоящее время Латуру приписывается около 75 композиций, из которых 35 признаны оригиналами. Его наследие состоит исключительно из религиозных и жанровых сцен. Художник не писал ни портретов, ни мифологических или исторических картин; не сохранилось и примеров его рисунков. Многочисленные копии раннего периода (например, известно 11 копий картины «Святой Себастьян, оплакиваемый святой Ириной», оригинал которой утрачен) свидетельствуют о широкой известности его работ.
Большинство работ Латура, написанных маслом, делятся на дневные и ночные сцены. Дневные отличаются холодным, ясным светом и точной, чёткой манерой письма (например, «Кающийся святой Иероним» в Стокгольме; «Игрок на колёсной лире» в Нанте). В ночных сценах, напротив, используется искусственное освещение, которое почти исключает цвет. Лишь яркие вспышки красного оживляют общую коричневатую гамму. Объёмы сведены к простым геометрическим формам, из-за чего эти полотна иногда называют «кубистскими» (например, «Святой Себастьян», оригинальные версии в часовне Буа-Анзере и берлинской Картинной галерее).
Сравните реалистическую жанровую живопись и крестьянские сцены, написанные во Франции братьями Ленен в начале XVII века.
Хронология картин
Лишь немногие картины имеют точную дату, что вызывает разногласия среди экспертов относительно хронологии других работ. Однако принято выделять ранний период (1620–1630), отмеченный влиянием караваджизма и стилистически близкий к работам Дирка ван Бабюрена (1590–1624) или Хендрика Тербрюггена (1588–1629). К этому периоду относят серию «Христос и двенадцать апостолов» (сохранились два оригинала и девять копий, Музей Альби). Лишь в 1630-х годах Латур переходит к более индивидуальному стилю («Игрок на колёсной лире», Музей изящных искусств, Нант).
Волнения в Лотарингии (1635–1642) и пожар 1638 года, уничтоживший ранние работы Латура, вероятно, вынудили художника переехать в Париж примерно на период с 1638 по 1642 год. Здесь он создал несколько ярких дневных сцен («Гадалка», Метрополитен-музей; «Шулер с бубновым тузом», Лувр) и ряд ночных сцен (картина «Святой Себастьян» была подарена Людовику XIII).
Вернувшись в Люневиль в 1643 году, Латур создал свою великую серию ночных картин. В них он мастерски использовал драматические эффекты тенебризма и кьяроскуро. Примерами служат «Новорождённый» (Музей изящных искусств Ренна), «Святой Себастьян» (версии 1649 года в Буа-Анзере и Берлине) и «Иов и его жена» (Музей Эпиналя). Последние годы его творчества, вероятно, были отмечены активным сотрудничеством с сыном Этьеном и возвращением к уже известным композициям («Игроки в кости», Музеи Тиссайда, Великобритания).
Тематика
Круг тем Латура был ограничен. Он часто возвращался к сюжетам своего караваджистского периода 1610–1620-х годов: «Гадалка», «Блудный сын», «Кающаяся Магдалина», «Отречение святого Петра». Годы в Лотарингии добавили лишь несколько новых тем («Обретение тела святого Алексия», «Игрок на колёсной лире»). В отличие от большинства северных современников, Латур не стремился к живописности, а, подобно ранним последователям Караваджо, видел в живописи средство для изучения человеческой души.
В своих картинах Латур сосредотачивался на самом необходимом. Его мир, возможно, наименее загромождён деталями среди всех великих художников. Он исключал всё анекдотическое: второстепенных персонажей, здания, пейзажи и проработанные интерьеры. Природе в его работах почти нет места. Аксессуары также сведены к минимуму — ни нимбов у святых, ни крыльев у ангелов, из-за чего некоторые образы остаются загадочными («Сон святого Иосифа», Нант). Даже самые бурные жесты застывают в своего рода геометрическом спокойствии («Драка», Музей Гетти, Лос-Анджелес), а в работах доминирует ощущение тишины и неподвижности («Женщина, ищущая блоху», Музей изобразительных искусств Нанси).
Простыми, на первый взгляд, средствами Латур достигал поразительной выразительности, удивляющей даже среди последователей Караваджо. Изображая человеческую слабость, физическое увядание или, наоборот, хрупкое достоинство внутренней жизни, его работы отражают стоицизм эпохи и мистицизм Лотарингии. Они по праву считаются одними из высочайших духовных проявлений своего времени.
Картины Жоржа де Латура можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира, включая Лувр в Париже и Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
- Барокко
- Барокко
- Архитектура барокко
- Искусство барокко
- Голландские художники-реалисты XVII века
- «Придворный костюм середины XIX - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа»
- «Чёрный Красавчик» Анны Сьюэлл, краткое содержание
- «Фантомина» Элизы Хейвуд, краткое содержание
- «Остров сокровищ», краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?