Жорж де Латур: французский художник эпохи барокко, караваджист читать ~7 мин.
Один из великих французских художников эпохи барокко, действительно один из лучших старых мастеров искусства барокко в Европе, Жорж де Латур сделал очень успешную карьеру в Люневиле, в герцогстве Лотарингия. Среди его покровителей были Людовик XIII, кардинал Ришелье и герцог Лотарингский, а сам он стал официальным придворным художником Людовика XIV. Латур запомнился как один из ведущих французских представителей караваджизма, стиль реализма и тенебризма, связанный с Караваджо (1571-1610) – диким ребёнком раннего итальянского барокко, – который Латур, как считается, перенял либо во время посещения Италии, либо от Геррита Хонтхорста (1590-1656), лидера утрехтских караваджистов.
В позднем творчестве Латура также прослеживаются черты французского классицизма, заложенные его младшими современниками Николя Пуссеном (1594-1665) и Клодом Лорреном (1600-1682). Как ни странно, о жизни Латура сохранилось мало подробностей. В результате возникло множество научных споров о хронологии его жизни и точной атрибуции его картин, многие из которых существуют в нескольких вариантах, но только три из них датированы – «Уплата налогов» (1643, Львовская картинная галерея, Украина); Кающийся Святой Петр (1645, Музей искусств, Кливленд); и Отречение Святого Петра (1650, Музей изящных искусств, Нант) – опираются в основном на стилистические сравнения.
Что касается жанров и т.п., то Латур сосредоточился почти исключительно на религиозном искусстве и на жанровой живописи. Другие примеры работ Латура: «Святой Иероним» (1630, Национальный музей, Стокгольм); «Острие карты» (1635, Лувр); «Святая Ирина с раненым св. Себастьяном (1640, Лувр); Юный Христос со святым Иосифом в мастерской плотника (1642, Лувр); Иов, осмеянный своей женой (1643, Музей Эпиналя); «Магдалина со свечой» (1644, Лувр); «Шулер с бубновым тузом» (1647, Лувр) и «Сон святого Иосифа» (Музей изящных искусств, Нант).
Хотя Латур был знаменит в своё время, позже он был забыт более чем на 250 лет, прежде чем в 1915 году его вновь открыл Герман Восс. С тех пор его репутация продолжает расти, чему, в частности, способствовала широко разрекламированная покупка Метрополитен-музеем в 1960 году картины La Diseuse de Bonne Aventure (Гадалка) – одной из его лучших барочных картин – и выставка, посвящённая ему в 1972 году в Оранжерее в Париже.
Ранние годы
Латур был вторым сыном пекаря – ремесло, которым занималась и семья его матери. Однако он, по-видимому, получил хорошее образование и, обучаясь основам своего ремесла, извлёк пользу из блестящей художественной среды, возникшей в Лотарингии, в центре которой находился Беланже. Возможно, что между 1610 и 1616 годами он посетил Италию и почувствовал там влияние Караваджо, которое вытеснило принципы маньеризма, в которых он был воспитан. Безусловно, в родном городе после 1616 года стиль Латура представляется полностью сформированным.
Женитьба, художественное признание
В июле 1617 года Латур женился на Диане Ле Нерф, дочери министра финансов герцога Лотарингского, происходившей из знатной семьи. После смерти её отца супруги переехали в город Люневиль, где в 1620 году Латур получил права гражданина и был освобождён от уплаты некоторых налогов, что обычно было почётно для дворянства. Вскоре он разбогател и вёл жизнь сельского сквайра, упорно цепляясь за богатство и привилегии в стране, которую с 1635 года жестоко опустошали войны, голод и эпидемии.
В самом начале своей карьеры, в 1623 году, Латур получил покровительство герцога Лотарингского, и слава, которую это принесло ему, продолжалась даже тогда, когда герцогство было оккупировано французскими войсками. Латур стал художником Людовика XIII, а также пользовался личным уважением губернатора Лотарингии, марешаля де ла Ферте, для которого он написал картины «Рождество Христово» (1644), «Святой Алексий» (1648), «Святой Себастьян» и «Отвержение Святого Петра» (1650; вероятно, картина находится в Нантском музее). Его работы стоили дорого (600-700 франков и более).
Смерть
Латур, по-видимому, был на пике своей славы, когда стал жертвой эпидемии 30 января 1652 года, через несколько дней после смерти своей жены и камердинера. Его сын Этьен Латур (1621-1692), сотрудничавший с ним в написании картин с 1646 года, сменил его на посту ординарного королевского художника в 1654 году, но, будучи состоятельным человеком, вскоре перестал заниматься этим простонародным ремеслом и быстро поднялся в светских кругах (в 1670 году был принят в пэрство), что, вероятно, объясняет, почему работы его отца были так быстро забыты.
Творчество
Если собрать воедино все подписанные холсты, то можно выделить около 75 композиций, 35 из которых признаны оригинальными. Они состоят исключительно из религиозных или жанровых сцен; нет ни портретов, ни мифологической или исторической живописи, ни примеров рисунка. Многочисленные ранние копии (Святой Себастьян, оплакиваемый святой Ириной, известно 11 копий, оригинал утрачен) показывают, насколько известными были некоторые из его работ.
Большинство работ Латура, написанных маслом, можно разделить на дневные и ночные сцены. Первые отличаются холодным, ясным светом и точным, стремительным стилем (Кающийся святой Иероним, Стокгольм; Игрок на гурди, Нант). Ночные сцены, напротив, используют искусственное освещение, чтобы исключить цвет – обычно только всплески ярко-красного оживляют коричневую гамму – и свести объёмы к нескольким простым плоскостям, из-за чего эти полотна часто называют «кубистскими» (Святой Себастьян, оригинальные версии, капелла Буа-Анзерей, Эвр, и Гемальдегалерия, Берлин).
Сравните реалистическую жанровую живопись и крестьянские сцены, написанные во Франции братьями Ле-Нен, в начале XVII века.
Хронология картин
Немногие картины имеют определённую дату (Кающийся Святой Петр, 1645, Кливлендский музей; Отречение Святого Петра, 1650, Нантский музей), и это привело к разногласиям среди экспертов относительно точной хронологии других, недатированных работ. Однако можно выделить первый период (1620-30), явно отмеченный караваджским реализмом и очень близкий по стилю, скажем, Дирку ван Бабурену (1590-1624) или Хендрику Тербрюггену (1588-1629) (серия Христос и двенадцать апостолов, два сохранившихся оригинала и девять копий, Музей Альби; Слезы святого Петра, утрачена, но гравирована в XVIII веке). Только в 1630-х годах Латур переходит к более личному реализму («Игрок на гурди», Нантский музей).
Беспорядки в Лотарингии (1635-42), и в частности уничтожение пожаром в 1638 году ранних работ Латура, вероятно, заставили художника переехать в Париж примерно между 1638 и 1642 годами. Здесь он написал несколько впечатляющих дневных сцен (Гадалка, Метрополитен-музей; Карточный шарф, Лувр) и, в особенности, несколько ночных сцен (картина Святой Себастьян была предложена Людовику XIII).
После возвращения в Люневиль в 1643 году он создал свою большую серию ночных картин, в которых максимально использовал драматические эффекты тенебризма и кьяроскуро (например, Новорождённый ребёнок (Музей Ренна), Святой Себастьян (Буа-Анзерей и Гемальдегалерия, Берлин, вероятно, 1649), Иов, осмеянный своей женой (Музей Эпиналя). Последние годы, вероятно, были отмечены растущим сотрудничеством с его сыном Этьеном и возвращением к уже отработанным композициям (Играющие в кости, музеи Тиссайд, Великобритания).
Тематика
Круг тем Латура был ограничен, и он неизменно повторял темы своего караваджского периода 1610-1620 годов: это Гадалка; Блудный сын; Кающаяся Магдалина и Отречение святого Петра. Годы, проведённые в Лотарингии, казалось, дали лишь несколько дополнительных тем (Обнаружение тела святого Алексия, Игрок на гурди). Но вместо того, чтобы продвигать этот стиль в сторону живописности, как это делало большинство его северных современников, Латур возобновил свои связи с ранними последователями Караваджо, подобно им находя в живописи лучшее средство для изучения души человека.
В своих картинах Латур придерживался самого необходимого, и его мир, несомненно, наименее загромождён из всех великих художников. Он исключил все анекдотическое, вспомогательные фигуры, здания, описание интерьеров, пейзаж (природе не отведено ни одного места; ни одного растения и только два-три животных); даже аксессуары сведены к минимуму (ни нимбов у святых, ни крыльев у ангелов), вплоть до того, что некоторые фигуры весьма загадочны (Сон святого Иосифа, Нантский музей). Даже самые бурные жесты застывают в неком геометрическом стазисе (Драка, Лос-Анджелес, Музей П. Гетти), а ощущение неподвижности и тишины доминирует в его работах (Женщина с блохой, Музей Нанси).
Простыми на первый взгляд средствами, но часто, на самом деле, в результате неожиданной смелости, он достигает интенсивности, удивительной даже среди последователей Караваджо. Изображает ли он человеческую слабость: физическое разрушение или, напротив, тайное и хрупкое достоинство внутренней жизни человека, его работы отражают стоицизм эпохи и мистицизм Лотарингии и должны быть причислены к самым высоким духовным проявлениям того времени.
Картины Жоржа де Латура можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, включая Лувр в Париже и Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?