Лука Джордано:
неаполитанский художник эпохи барокко читать ~6 мин.
Один из самых значительных старых мастеров Италии второй половины XVII века, Лука Джордано сыграл особенно важную роль в развитии неаполитанской живописи эпохи барокко. Наряду с Хусепе Риберой (1591–1652), он превосходил по степени воздействия и влияния Баттистелло Караччоло (1578–1635), Джованни Ланфранко (1582–1647), Маттиа Прети (1613–1699) и Франческо Солимена (1657–1747).
Как и многие итальянские художники эпохи барокко из Неаполя, он изначально тяготел к караваджизму под влиянием Риберы. Однако его стиль развивался по мере путешествий. Он становился более красочным сначала под влиянием Пьетро да Кортона (1596–1669), а затем венецианской живописи, особенно работ Паоло Веронезе (1528–1588).
В зрелые годы он специализировался на церковной фресковой живописи. При этом он также был мастером рисунка и выполнил большое количество небольших работ маслом. Хотя Джордано наиболее известен своими работами в неаполитанской школе живописи, он также активно работал в Венеции и Флоренции. Целое десятилетие (около 1692–1702) он провёл при дворе Карла II Испанского из династии Габсбургов, выполнив важные работы декоративного искусства в Толедо, Мадриде и дворце Эскориал.
Его лучшие картины в стиле барокко включают: «Финеас и его спутники, превращённые Персеем в камень» (около 1680, Национальная галерея, Лондон); купол капеллы Корсини во флорентийской церкви Кармине; огромный потолок бального зала дворца Медичи-Риккарди во Флоренции (1682–1685); «Дань уважения Веласкесу» (1692–1695, Национальная галерея, Лондон); потолки в Эскориале; колоссальное полотно «Христос, изгоняющий торговцев из храма» (1704) в церкви Падри Джироламини, Неаполь; «Триумф Юдифи» (1704) в куполе Чертозы ди Сан-Мартино, Неаполь.
Раннее обучение искусству и заказы
Лука Джордано родился в Неаполе в семье Антонио Джордано, который также был художником. Сначала он обучался в мастерской Риберы, где освоил использование тенебризма для драматического акцента и кьяроскуро для моделировки форм.
Примерно в 1652 году, возможно, сразу после смерти Риберы, он впервые покинул Неаполь. На короткий период отправился учиться в Рим, Флоренцию и Венецию, уделяя особое внимание искусству барокко Пьетро да Кортона в Риме. Также изучал великих мастеров Венеции XVI века — Тициана, Веронезе и их последователей. (См. также: Тициан и венецианская цветная живопись.) В Венеции он получил свои первые заказы: росписи алтарных образов для церквей Сан-Пьетро-ин-Кастелло, Сан-Мария-дель-Пьянто и Сан-Спирито. (См. также: Венецианские алтари.)
Стиль живописи
В 1653 году он вернулся в Неаполь, где начал разрабатывать стиль барокко, основанный на римских и венецианских техниках, изученных во время путешествий. При этом он никогда полностью не отказывался от связей с натурализмом Риберы, который сам был заимствован у великого Караваджо (1571–1610). (См. также: Караваджо в Неаполе.) Однако этот процесс потребовал времени: его колебания между двумя традициями продолжались в течение десятилетия. За это время он пережил страшную чуму 1656 года и успел изучить находящиеся в частных коллекциях Неаполя картины Рубенса (1577–1640) и Пуссена (1594–1665).
Он также сблизился со стилем Маттиа Прети, на творчество которого, в свою очередь, оказал влияние. В этот период он продемонстрировал способность синтезировать в личном стиле то, чему научился у венецианских мастеров. Он также стал чрезвычайно быстрым и плодовитым художником, заслужив себе прозвище Luca fa presto («Лука работает быстро»).
В 1665 году Джордано снова был во Флоренции, работая, в частности, для семьи Медичи, а затем в Венеции. Его большие фрески в Неаполе датируются несколькими годами после его возвращения. Фреска в аббатстве Монтекассино, разрушенная во время Второй мировой войны, датируется 1677–1678 годами. Купол Сан-Бригида в Неаполе (церковь, где он был похоронен) датируется 1678 годом. Цикл «Житие Сан-Грегорио Армено» в одноимённой церкви в Неаполе был написан примерно в 1678–1679 годах. К этому времени слава Джордано была огромной как в Италии, так и за её пределами.
Фрески во Флоренции
Во время очередного визита во Флоренцию в 1682 году он расписал купол капеллы Корсини в церкви Кармине. Начал создавать боццетти для библиотеки («Аллегория божественной мудрости») и галереи Палаццо Медичи-Риккарди. Среди сюжетов были аллегорические фигуры — такие как Кардинальные добродетели и элементы природы, а также мифологические сцены — «Похищение Прозерпины», «Триумфальное шествие Вакха», «Смерть Адониса», «Церера и Триптолем». Эти работы он завершил после краткого ответного визита в Неаполь в 1685 году. Данные фрески являются шедевром зрелости Джордано и отмечают огромное развитие как его способностей к изобретению повествования, так и стиля мифологической живописи. Последний объединил грандиозную манеру Пьетро да Кортона с декоративным мастерством Веронезе.
Придворный живописец в Испании
Испытывая определённое соперничество со стороны своего молодого неаполитанского современника Франческо Солимены, Джордано продолжал работать в Неаполе до 1692 года. Тогда он был вызван в Испанию королём Карлом II из династии Габсбургов. В течение следующего десятилетия под руководством учеников, включая Аниелло Росси и Маттео Пачелли, он завершил ряд грандиозных декоративных проектов в Эскориале, во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде и в ризнице собора Толедо.
Он также написал десятки картин для испанского двора, частных покровителей, монастырей и церквей (Сан-Антонио-де-лос-Португесес в Мадриде; монастырь Нуэстра-Сеньора в Гваделупе). Его неустанный вклад в развитие испанской живописи эпохи барокко считался почти чудесным. После смерти Карла II Джордано решил вернуться на родину. Он покинул Испанию в феврале 1702 года и после короткой передышки в Ливорно вернулся в Неаполь.
Последние годы жизни в Неаполе
В последние годы жизни Джордано оставался чрезвычайно активным. Он работал в церкви Санта-Мария-Эгициака в Форчелле, написал «Мученичество Сан-Дженнаро» для Сан-Спирито-деи-Наполетани в Риме. Украсил капеллу дель Тезоро в Чертозе Сан-Мартино в Неаполе, которая была закончена к апрелю 1704 года.
«Встреча святого Карло Борромео и святого Филиппо Нери» в церкви Джироламини в Неаполе также датируется 1704 годом. К моменту смерти Джордано занимался ещё несколькими проектами, в том числе ризницей церкви Санта-Бригида в Неаполе, которую завершили его ученики, работавшие по его боццетти.
Наследие и репутация
На протяжении различных этапов своей карьеры Джордано оказывал огромное влияние на современных ему художников в Неаполе, Флоренции и Венеции. За свою долгую карьеру он приобрёл огромное богатство и славу. Даже его последние работы, которые уже демонстрируют переход от грандиозности позднего барокко к изящной лёгкости рококо, вызывали восхищение на протяжении всего XVIII века. Среди его поклонников был великий Жан-Онор Фрагонар (1732–1806).
Однако только недавно его эскизы были оценены по достоинству. Хотя Джордано затмевают, с одной стороны, величественная манера Пьетро да Кортона, а с другой — ослепительный колорит Тьеполо, он, тем не менее, занимает важное место среди художников позднего барокко.
Картины Луки Джордано можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях Европы, а также в церквях по всей Италии.
- Барокко
- Барокко
- Архитектура барокко
- Искусство барокко
- Голландские художники-реалисты XVII века
- «Великая охота» Роберта Джордана, краткое содержание
- «Око мира» Роберта Джордана, краткое содержание
- «Карты смысла» Джордана Петерсона, краткое содержание
- «Падение набок» Джордана Зонненблика, краткое содержание
- Неаполитанская живопись эпохи барокко (ок. 1650-1700 гг.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?