Лука Джордано: неаполитанский художник эпохи барокко читать ~6 мин.
Один из самых значительных старых мастеров в Италии во второй половине XVII века, Лука Джордано сыграл особенно важную роль в неаполитанской живописи эпохи барокко, наряду с Хусепе Риберой (1591-1652), но опережая Баттистелло Караччоло (1578-1635), Джованни Ланфранко (1582-1647), Маттиа Прети (1613-1699) и Франческо Солимена (1657-1747) по степени воздействия и влияния.
Как и многие итальянские художники эпохи барокко из Неаполя, он изначально тяготел к караваджизму из-за влияния Риберы. Но его стиль расширялся по мере его путешествий, становясь более красочным под влиянием сначала Пьетро да Кортона (1596-1669), а затем венецианской живописи, в частности, работ Паоло Веронезе (1528-1588).
В зрелые годы он специализировался на церковной фресковой живописи – хотя он также был мастером рисунка и выполнил большое количество небольших работ маслом. Хотя Джордано наиболее известен своими работами в неаполитанской школе живописи, он также активно работал в Венеции и Флоренции и провёл десятилетие (ок. 1692-1702) при дворе Карла II Испанского Габсбурга, выполнив важные работы декоративного искусства в Толедо, Мадриде и дворце Эскориал.
Его лучшие картины в стиле барокко включают: «Финеас и его спутники, превращённые Персеем в камень» (ок. 1680, Национальная галерея, Лондон); купол капеллы Корсини во флорентийской церкви Кармине; огромный потолок бального зала дворца Медичи-Риккарди во Флоренции (1682-85); «Память Веласкесу» (1692-5, Национальная галерея, Лондон); потолки в Эскориале; колоссальный Христос, изгоняющий торговцев из храма (1704) в церкви Падри Джироламини, Неаполь; Триумф Юдифи (1704) в куполе Чертозы ди С. Мартино, Неаполь.
Раннее обучение искусству и заказы
Родился в Неаполе, сын Антонио Джордано, который также был художником, Лука Джордано сначала обучался в мастерской Риберы, где он научился использовать тенебризм (для драматического акцента) и кьяроскуро (для моделировки).
Примерно в 1652 году, возможно, сразу после смерти Риберы, он впервые покинул Неаполь и на короткий период отправился учиться в Рим, Флоренцию и Венецию, уделяя особое внимание искусству барокко Пьетро да Кортона в Риме, а также великим мастерам Венеции XVI века – таким, как Тициан, Веронезе и их последователи. (См. также: Тициан и венецианская цветная живопись) В Венеции он получил свои первые заказы: росписи алтарных образов для церквей Сан-Пьетро-ин-Кастелло, Сан-Мария-дель-Пьянто и Сан-Спирито. (См. также: Венецианские алтари.)
Стиль живописи
В 1653 году он вернулся в Неаполь, где начал разрабатывать стиль барокко, основанный на римских и венецианских техниках, о которых он узнал во время своих путешествий, хотя он никогда полностью не отказывался от связей с натурализмом Риберы, который сам был заимствован у великого Караваджо (1571-1610). (См. также: Караваджо в Неаполе) Однако этот процесс потребовал времени: его колебания между двумя традициями продолжались в течение десятилетия, за это время он пережил страшную чуму 1656 года и успел изучить находящиеся в частных коллекциях Неаполя картины Рубенса (1577-1640) и Пуссена (1594-1665).
Он также сблизился со стилем Маттиа Прети, на творчество которого, в свою очередь, оказал влияние. В этот период он продемонстрировал способность синтезировать в личном стиле то, чему научился у венецианских мастеров. Он также стал чрезвычайно быстрым и плодовитым художником, заслужив себе прозвище Luca fa presto. (Лука работает быстро).
В 1665 году Джордано снова был во Флоренции (работал, в частности, для Медичи), а затем в Венеции. Его большая фреска в Неаполе датируется несколькими годами после его возвращения: фреска в аббатстве Монтекассино, разрушенная во время Второй мировой войны, датируется 1677-78 годами, купол Сан-Бригида в Неаполе (церковь, где он был похоронен) датируется 1678 годом, а Жизнь Сан Грегорио Армено в одноимённой церкви в Неаполе была написана примерно в 1678-79 годах. К этому времени слава Джордано была огромной как в Италии, так и за рубежом.
Фрески во Флоренции
Во время очередного визита во Флоренцию в 1682 году он расписал купол капеллы Корсини в церкви Кармине и начал боццетти для библиотеки (Аллегория божественной мудрости) и галереи Палаццо Медичи-Риккарди (аллегорические фигуры – такие, как Кардинальные добродетели, и элементы природы – и мифологические сюжеты – такие как ПохищениеПрозерпины, Триумфальное шествие Вакха, Смерть Адониса, Цереры и Триптолема), которые он завершил после краткого ответного визита в Неаполь в 1685 году. Эти фрески являются шедевром зрелости Джордано и отмечают огромное развитие как его способностей к изобретению повествования, так и стиля мифологической живописи: последний объединил грандиозную манеру Пьетро да Кортона с декоративным мастерством Веронезе.
Придворный живописец в Испании
Испытывая определённое соперничество со стороны своего молодого неаполитанского современника Франческо Солимены, Джордано продолжал работать в Неаполе до 1692 года, когда он был вызван в Испанию императором Габсбургов Карлом II. В течение следующего десятилетия, под руководством учеников, включая Аниелло Росси и Маттео Пачелли, он завершил ряд грандиозных декоративных проектов в Эскориале, во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде и в ризнице собора Толедо.
Он также написал десятки картин для испанского двора, частных покровителей, монастырей и церквей (Сан-Антонио-де-лос-Португесес, Мадрид; монастырь Нуэстра-Сеньора, Гваделупа). Его неустанный вклад в развитие испанской живописи эпохи барокко считался почти чудесным. После смерти Карла II Джордано решил вернуться на родину; он покинул Испанию в феврале 1702 года и после короткой передышки в Ливорно вернулся в Неаполь.
Последние годы жизни в Неаполе
В последние годы жизни Джордано оставался чрезвычайно активным. Он работал в церкви Санта Мария Эгициака в Форчелле, написал Мученичество Сан Дженнаро для Сан Спирито деи Наполетани в Риме и украсил капеллу дель Тезоро в Чертозе Сан Мартино в Неаполе, которая была закончена к апрелю 1704 года.
Собрание святого Карло Борромео и святого Филиппо Нери в церкви Джироламини в Неаполе также датируется 1704 годом. К моменту смерти Джордано занимался ещё несколькими проектами, в том числе ризницей церкви Санта-Бригида в Неаполе, которую завершили его ученики, работавшие по его боццетти.
Наследие и репутация
На протяжении различных этапов своей карьеры Джордано оказывал огромное влияние на современных ему художников в Неаполе, Флоренции и Венеции. За свою долгую карьеру он приобрёл огромное богатство и славу, и даже его последние работы, которые уже демонстрируют переход от грандиозности позднего барокко к радужной лёгкости рококо, вызывали восхищение на протяжении всего XVIII века: среди его поклонников был великий Жан-Онор Фрагонар (1732-1806).
Однако только недавно его эскизы были оценены по достоинству. Хотя Джордано затмевают, с одной стороны, величественная манера Пьетро да Кортона, а с другой – ослепительный колорит Тьеполо, он, тем не менее, занимает среднюю позицию и, таким образом, заслуживает место важного художника позднего барокко.
Картины Луки Джордано можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях Европы, а также в церквях по всей Италии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?