Джулио Романо: художник-маньерист, ученик Рафаэля читать ~7 мин.
Один из великих старых мастеров чинквеченто, итальянский живописец, архитектор и дизайнер Джулио Романо начал свою карьеру в мастерской Рафаэля (1483-1520), где он стал главным помощником, а после смерти своего мастера – главным душеприказчиком. После 1525 года он освободился от влияния Рафаэля, чтобы наложить печать собственной сильной личности на новый стиль маньеризм, который демонстрировал свободное отношение к классическому влиянию.
За относительно короткую карьеру, продолжавшуюся менее полувека, Джулио Романо стал влиятельной фигурой в маньеристской живописи, особенно в Мантуе, где он стал главным художником и архитектором при дворе Гонзага. За время работы в Мантуе Романо удалось распространить формальные принципы искусства Рафаэля по всей Северной Италии, а также добиться международного признания благодаря своим собственным независимым работам. Мастер настенной живописи, он наиболее известен своими тромплей фресками в Палаццо дель Те (1525-35) и Герцогском дворце в Мантуе, а также в Папских апартаментах и на потолке виллы Фарнезина в Риме.
Среди его панно такие шедевры, как «Мученичество Святого Стефана» (1520-5, церковь Сан-Стефано, Генуя – по словам Вазари, «Джулио никогда не делал более прекрасной работы, чем эта»); Святое семейство (1522, церковь Сан-Мария дельи Анима, Рим); Богородица с младенцем (1520-5, Уффици, Флоренция); Мадонна с умывальником (La Madonna della Catina) (1525, Галерея Старых мастеров, Дрезден). К моменту своей смерти он был одним из самых известных художников-маньеристов того времени.
Любимый ученик и главный помощник Рафаэля
Уроженец Рима Джулио Пиппи, один из немногих художников Высокого Возрождения, уроженец этого города, Джулио Романо был учеником Рафаэля примерно с 13 лет, хотя – учитывая его стремительный взлёт – возможно, это было раньше. Во всяком случае, он так быстро освоил принципы рисунка и живописи, а также приготовления красящих пигментов, что стал самым важным учеником Рафаэля и его любимым помощником.
Тем не менее, ни точный круг его обязанностей в мастерской, ни детали его вклада в картины Рафаэля эпохи Возрождения, до конца не ясны. Известно лишь, что он стал правой рукой Рафаэля и что его мастерская выполняла больше престижных заказов – на фрески, алтарные и панельные росписи – чем любая другая в Риме.
Карьера
Карьера Джулио Романо как живописца делится на три этапа: Во-первых, его вклад в росписи в Ватикане и другие работы, вплоть до смерти Рафаэля в 1520 году; затем завершение незаконченных картин Рафаэля, примерно до 1524 года, когда он уехал из Рима в Мантую; наконец, новый период деятельности в Мантуе, где он был представлен Бальдассаре Кастильоне Федериго Гонзага, сыну Изабеллы д’Эсте, который доверил ему монументальную задачу по оформлению Палаццо дель Те, а также ряд архитектурных проектов.
В мастерской Рафаэля
В 1515 году Джулио Романо сделал несколько предварительных рисунков для серии гобеленов «Деяния апостолов», основываясь на идеях, выдвинутых Рафаэлем. Он также перевёл некоторые карикатуры Рафаэля на фрески Зала дель Инчендио (Битва при Остии, 1515-16). В то же время он работал над декорациями для Лоджий, для которых он создал серию из примерно 50 сцен из Ветхого Завета.
Небольшие по размеру и контрастные по стилю, они связаны между собой игрой стилизованных мотивов, известных как «гротески»; в то время они были весьма оригинальны, но теперь стали частью универсального словаря орнамента. Романо также отвечал за большую часть фресок, составляющих «Историю Психеи» на потолке виллы Фарнезина – опять же по предварительным эскизам Рафаэля (1518). Он также работал над несколькими произведениями более позднего религиозного искусства Рафаэля, такими как Восхождение на Голгофу (Прадо), Святое семейство Франциска I (Лувр), Побиение камнями Святого Стефана (церковь С. Стефана, Генуя) и различные произведения портретного искусства (Жанна Арагонская, Лувр; Форнарина, Музей изобразительных искусств имени Пушкина; Бальдассарре Кастильоне, Лувр).
Завершение незаконченных работ
После смерти Рафаэля в 1520 году (самому Романо было всего 20 лет) Джулио стал главным художественным исполнителем своего мастера, взяв на себя ответственность за завершение многих работ, включая «Коронацию Девы» и «Преображение» Рафаэля в Ватикане. Кроме того, он закончил оформление лоджии виллы Мадама во исполнение первоначального заказа кардинала Джулио Медичи в 1520 году – в этой работе он сотрудничал с Джованни да Удине.
Тот же покровитель, теперь уже папа Климент VII, стремился завершить начатую Рафаэлем отделку папских апартаментов (подробнее см: Комнаты Рафаэля, Ватикан), и поэтому поручил Джулио фрески в Комнате Константина (1523-25). Эти огромные, переполненные композиции с тонкой линейной перспективой напоминают картины Джулио того же периода, такие как Мадонна с котом (Музей Каподимонте, Неаполь) и Святое семейство и святые (церковь Санта Мария дельи Анима, Рим).
Мантуя
В 1524 году после скандала, связанного с эротическими гравюрами, Романо уехал из Рима в Мантую. Согласно биографу Джорджо Вазари (1511-1574), придворный Бальдассаре Кастильоне (см. Портрет Бальдассаре Кастильоне) был уполномочен Федерико Гонзага II, герцогом Мантуи, приобрести услуги Джулио Романо, чтобы украсить герцогство. Так или иначе, Романо провёл остаток своей жизни в Мантуе, где – как и Андреа Мантенья, до него – доминировал в художественных делах двора Гонзага, став одной из великих фигур в маньеристской живописи и одним из величайших архитекторов.
Мантуя славилась своими герцогами, любящими искусство. Людовико (1412-1478) нанимал Андреа Мантенья и Альберти (1404-1472); Франческо II продолжил традицию, а также женился на Изабелле д’Эсте, ещё одной знаменитой меценатке; и Федерико II (1500-1540) нанял Джулио Романо. Позже Винченцо I (1562-1612) был большим покровителем Рубенса (1577-1640); а Фердинандо (1587-1626) нанял Доменико Фети (1589-1623), Франческо Альбани (1578-1660) и Антони ван Дейка (1599-1641). Участие Гонзага в искусстве прекратилось в 1630 году, когда Мантуя была оккупирована австрийскими войсками.
Палаццо дель Те
Мантуанский шедевр Джулио Романо в архитектуре эпохи Возрождения, несомненно, был декоративной схемой Палаццо дель Те (1525-35), загородного замка Федерико. Внутренняя поверхность стен и потолков была полностью покрыта лепниной и росписью, чтобы создать красочный и ошеломляющий эффект. (Обратите внимание на эффект quadratura в потолочной фреске «Зевс и боги Олимпа»).
Две наиболее важные части демонстрируют интересные различия в стиле; в северной части здания Зал Психеи (1527-31) отличается тонким взаимодействием медальонов и люнетов с потолочными эффектами; фресковая живопись в Зале Гигантов (1532-4), на юге, представляет собой кипящую массу преувеличенных форм, которые покрывают все помещение от пола до потолка. Результатом восхищался Вазари.
Другие помещения, такие как Зал деи Венти, развивают космическую тематику. Соединив в одном непрерывном декоре все самые разнообразные средства театральной иллюзии и томп-л’ойля, Палаццо дель Те оказал большое влияние на последующих художников-маньеристов, в частности, на Франческо Приматиччо (1505-1570), итальянского скульптора и дизайнера, который работал в Мантуе с 1525 или 1526 до 1532 года, и перенёс его влияние во Францию, где он был придворным художником Франциска I в школе Фонтенбло (ок. 1530-70). Среди других мантуанских декоративных замыслов Романо – фрески в Зале Трои – и других помещениях – Герцогского дворца (1537-45).
Стиль живописи и художественные влияния
Очевидно, что Рафаэль оказал огромное формирующее влияние на Романо, который оставался его последователем до конца жизни: см., например, характерное «пирамидальное» расположение Рафаэля в картине Романо 1522 года «Святое семейство».
Мускулистый стиль живописи Романо также во многом заимствовал у своего знаменитого старшего современника Микеланджело (1475-1564), чьи фрески Сикстинской капеллы были образцом фигурной живописи в то время. Тем не менее, по мере развития чинквеченто Романо выработал свой собственный фирменный стиль, характеризующийся яркой цветовой палитрой и смелой образностью – менее тонкой, чем у Рафаэля, более иллюзорной, чем у Микеланджело. В области архитектуры на Романо оказал сильное влияние Донато Браманте (ок. 1444-1514) и, в частности, способность последнего удивлять и шокировать наблюдателя.
Архитектура
Последняя часть карьеры Джулио Романо в Мантуе и других местах была посвящена архитектуре, хотя он также продолжал работать как живописец. Он перестроил герцогский дворец в Мантуе, отреставрировал собор и спроектировал церковь Сан-Бенедетто. Кроме того, он завершил ряд инженерных работ, направленных на устранение затопления некоторых кварталов Мантуи.
Среди других примечательных замыслов Романо последних лет – декорации для хора и апсиды Веронского собора (ок. 1534, Сцены из жизни Богородицы); Рождество Христово (1531, Лувр), написанное для капеллы Боскетти в церкви С. Андреа в Мантуе; серия мифологических картин (Семья Юпитера), написанная для герцога Мантуи (Национальная галерея, Лондон) и важная серия гобеленов по заказу Франциска I (История Сципиона, Лувр и Эрмитаж).
Картины Джулио Романо можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?