Джулио Романо:
художник-маньерист, ученик Рафаэля читать ~8 мин.
Джулио Романо — один из великих старых мастеров чинквеченто, итальянский живописец, архитектор и дизайнер. Он начал карьеру в мастерской Рафаэля (1483–1520), где стал главным помощником, а после смерти учителя — его душеприказчиком. После 1525 года Романо освободился от влияния Рафаэля и выработал собственный стиль в рамках маньеризма, для которого было характерно более вольное обращение с классическими канонами.
За свою карьеру, длившуюся около тридцати лет, Джулио Романо стал влиятельной фигурой в живописи маньеризма, особенно в Мантуе, где он занимал должность главного художника и архитектора при дворе Гонзага. Работая в Мантуе, Романо способствовал распространению художественных принципов Рафаэля по всей Северной Италии и добился международного признания благодаря собственным работам. Как мастер монументальной живописи, он наиболее известен своими фресками-обманками (trompe-l’œil) в Палаццо дель Те (1525–1535) и Герцогском дворце в Мантуе, а также росписями в Папских апартаментах и на потолке виллы Фарнезина в Риме.
Среди его станковых произведений выделяются такие шедевры, как «Мученичество святого Стефана» (1520–1525, церковь Сан-Стефано, Генуя), о которой Вазари писал: “Джулио никогда не создавал работы прекраснее этой”; «Святое семейство» (1522, церковь Санта-Мария-дель-Анима, Рим); «Богородица с младенцем» (1520–1525, Уффици, Флоренция) и «Мадонна с умывальником» («La Madonna della Catina») (ок. 1525, Галерея старых мастеров, Дрезден). К моменту своей смерти он считался одним из самых известных художников-маньеристов своего времени.
Любимый ученик и главный помощник Рафаэля
Джулио Романо, урождённый Джулио Пиппи, — один из немногих художников Высокого Возрождения, родившихся в Риме. Предполагается, что он стал учеником Рафаэля в юном возрасте. Учитывая его стремительный профессиональный рост, возможно, это произошло, когда ему было около 13 лет. Он так быстро овладел основами рисунка, живописи и технологией изготовления красочных пигментов, что вскоре стал важнейшим учеником и главным помощником своего наставника.
Тем не менее точный круг его обязанностей в мастерской и степень его участия в создании картин эпохи Возрождения Рафаэля до конца не ясны. Известно лишь, что он был правой рукой мастера, а их мастерская получала больше престижных заказов на фрески, алтарные образы и станковые картины, чем любая другая в Риме.
Карьера
Карьера Джулио Романо как живописца делится на три этапа. Первый этап — его вклад в росписи Ватикана и другие работы, созданные до смерти Рафаэля в 1520 году. Второй — завершение незаконченных картин мастера, продолжавшееся примерно до 1524 года, когда Романо покинул Рим и переехал в Мантую. Третий этап — деятельность в Мантуе, где Бальдассаре Кастильоне представил его правителю города Федерико II Гонзага, сыну Изабеллы д’Эсте. Гонзага поручил художнику монументальную задачу по оформлению Палаццо дель Те и ряд архитектурных проектов.
В мастерской Рафаэля
В 1515 году Джулио Романо создал несколько подготовительных рисунков для серии гобеленов «Деяния апостолов», основываясь на идеях Рафаэля. Он также перенёс некоторые картоны (подготовительные рисунки в натуральную величину) своего учителя для фресок в Станца дель Инчендио («Битва при Остии», 1515–1516). В то же время Романо работал над росписями Лоджий Ватиканского дворца, для которых он создал серию из примерно пятидесяти сцен на сюжеты Ветхого Завета.
Эти небольшие по размеру и контрастные по стилю композиции объединены орнаментом, известным как «гротеск». В то время такой декор был новаторским, но со временем вошёл в универсальный словарь орнаментального искусства. Романо также выполнил большую часть фресок на тему «История Психеи» на потолке виллы Фарнезина (1518), также по эскизам Рафаэля. Кроме того, он участвовал в создании нескольких поздних религиозных картин Рафаэля, таких как «Восхождение на Голгофу» (Прадо, Мадрид), «Святое семейство Франциска I» (Лувр, Париж), «Побиение камнями святого Стефана» (церковь Сан-Стефано, Генуя) и различных портретов, включая «Портрет Жанны Арагонской» (Лувр, Париж) и «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (Лувр, Париж). Считается, что он также приложил руку к портрету «Форнарина» (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва).
Завершение незаконченных работ
После смерти Рафаэля в 1520 году Романо, которому был всего 21 год, стал главным художественным наследником своего учителя. Он взял на себя ответственность за завершение многих начатых работ, включая «Коронование Девы» и «Преображение» в Ватикане. Кроме того, по заказу кардинала Джулио Медичи от 1520 года он закончил оформление лоджии Виллы Мадама, сотрудничая с Джованни да Удине.
Тот же покровитель, ставший папой Климентом VII, стремился завершить начатую Рафаэлем отделку папских апартаментов (подробнее см. Комнаты Рафаэля в Ватикане). Он поручил Джулио Романо расписать фресками Зал Константина (1523–1525). Эти огромные, многолюдные композиции с тщательно проработанной линейной перспективой перекликаются с картинами самого Джулио того же периода, такими как «Мадонна с кошкой» (Музей Каподимонте, Неаполь) и «Святое семейство со святыми» (церковь Санта-Мария-дель-Анима, Рим).
Мантуя
В 1524 году, после скандала, связанного с серией эротических гравюр, Романо покинул Рим и переехал в Мантую. Как пишет биограф Джорджо Вазари (1511–1574), придворный Бальдассаре Кастильоне (см. портрет кисти Рафаэля) получил от Федерико II Гонзага, герцога Мантуи, поручение пригласить Джулио Романо для работы в герцогстве. Романо провёл остаток жизни в Мантуе, где, подобно Андреа Мантенье до него, определял художественную жизнь двора Гонзага. Он стал одной из ключевых фигур в живописи маньеризма и одним из величайших архитекторов своего времени.
Мантуя славилась своими герцогами-меценатами:
Лодовико III (1412–1478) приглашал ко двору Андреа Мантенью и Леона Баттисту Альберти (1404–1472).
Франческо II (1466–1519) продолжил эту традицию; его супругой была Изабелла д’Эсте, одна из самых знаменитых покровительниц искусств.
Федерико II (1500–1540) стал заказчиком Джулио Романо.
Винченцо I (1562–1612) был покровителем Рубенса (1577–1640).
Фердинандо (1587–1626) нанимал Доменико Фетти (1589–1623), Франческо Альбани (1578–1660) и Антониса ван Дейка (1599–1641).
Период активного покровительства искусству со стороны дома Гонзага завершился в 1630 году, когда Мантуя была разграблена австрийскими войсками.
Палаццо дель Те
Главным шедевром Джулио Романо в мантуанской архитектуре Возрождения, несомненно, стал проект оформления Палаццо дель Те (1525–1535) — загородной виллы Федерико II. Внутренние стены и потолки были сплошь покрыты лепниной и росписями, создающими поразительный декоративный эффект. Примером служит потолочная фреска «Падение гигантов», где используется эффект квадратуры — иллюзионистического продолжения архитектуры в живописи.
Две самые важные комнаты дворца демонстрируют различия в стиле. В северной части здания находится Зал Психеи (1527–1531), который отличается тонким взаимодействием медальонов, люнетов и потолочных росписей. В южной части расположен Зал Гигантов (1532–1534), где фрески представляют собой бурлящую массу преувеличенных форм, покрывающих всё пространство от пола до потолка, — этим результатом восхищался Вазари.
Другие помещения, такие как Зал Ветров (Sala dei Venti), развивают космическую тематику. Объединив в едином ансамбле разнообразные средства театральной иллюзии и живописных обманок (trompe-l’œil), Палаццо дель Те оказал огромное влияние на художников-маньеристов. В частности, на Франческо Приматиччо (1504–1570), итальянского скульптора и декоратора, который работал в Мантуе с 1526 по 1532 год, а затем перенёс это влияние во Францию, став придворным художником Франциска I и одним из основателей школы Фонтенбло (ок. 1530–1570). Среди других мантуанских работ Романо — фрески в Зале Троянской войны и других помещениях Герцогского дворца (1537–1545).
Стиль живописи и художественные влияния
Безусловно, Рафаэль оказал огромное влияние на формирование Романо, последователем которого тот оставался до конца жизни. Это заметно, например, в характерной для Рафаэля пирамидальной композиции, которую Романо использовал в картине «Святое семейство» 1522 года.
Мощная, атлетическая манера письма Романо во многом заимствована у его знаменитого старшего современника Микеланджело (1475–1564), чьи фрески Сикстинской капеллы служили образцом изображения человеческой фигуры того времени. Однако со временем, в период чинквеченто, Романо выработал собственный узнаваемый стиль. Его отличала яркая цветовая палитра и смелая образность — менее утончённая, чем у Рафаэля, но более иллюзорная, чем у Микеланджело. В архитектуре на Романо сильно повлиял Донато Браманте (ок. 1444–1514), в частности его умение создавать неожиданные и впечатляющие эффекты.
Архитектура
Поздний период творчества Джулио Романо в Мантуе был в значительной степени посвящён архитектуре, хотя он продолжал работать и как живописец. Он перестроил Герцогский дворец, руководил реставрацией собора и спроектировал церковь Сан-Бенедетто. Кроме того, Романо занимался инженерными проектами, в частности, осушением болотистых районов Мантуи.
Среди других примечательных работ Романо последних лет — росписи хора и апсиды Веронского собора (ок. 1534, «Сцены из жизни Девы Марии»); картина «Рождество» (1531, Лувр, Париж), написанная для капеллы Боскетти в церкви Сант-Андреа в Мантуе; серия мифологических картин на тему любовных похождений Юпитера, созданная для герцога Мантуи (Национальная галерея, Лондон), и эскизы для важной серии гобеленов по заказу Франциска I («История Сципиона», Лувр и Эрмитаж).
Картины Джулио Романо можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
- Живопись эпохи Ренессанса
- Мелоццо да Форли: художник раннего Возрождения, квадратура
- Пизанелло: художник интернациональной готики
- Себастьяно дель Пьомбо: венецианский художник, портретист Высокого Возрождения
- Игорь Торшенко и Манджулали Выставка «Радость души»
- В музее Прадо открывается выставка «Поздний Рафаэль»
- Свердловский драмтеатр отметил конец сезона премьерой «Ромео и Джульетты»
- «Ромео и Джульетту» будут играть на трёх языках одновременно
- В Пензе ждут премьеру новой версии «Ромео и Джульетты» Валерия Беляковича
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?