Гверчино: итальянский художник эпохи барокко, болонская школа читать ~6 мин.
В эпоху барокко Джованни Франческо Барбьери был более известен как Гверчино или Il Guercino, что в переводе с итальянского означает «косоглазый», прозвище, данное ему из-за дефекта глаза, полученного в детстве. Будучи в основном самоучкой, он стал одним из самых выдающихся художников итальянского барокко XVII века и ведущей фигурой Болонской школы (ок. 1590-1630).
В начале своей карьеры он сформировал свой собственный уникальный стиль барочной живописи, наиболее примечательный своими кьяроскуро и драматическим тенебризмом. Позже, чутко реагируя на художественную моду в Риме, он придерживался более классической манеры, сочетая disegno и венецианский colorito.
Он наиболее известен своими фресками, алтарными образами и небольшими медными картинами, но прежде всего своим уникальным мастерством в рисовании. На его стиль оказал сильное влияние Караваджо (1571-1610), но ещё большее – фресковая настенная живопись художника, гравёра и печатника раннего барокко Лодовико Карраччи (1555-1619), двоюродного брата Аннибале Карраччи (1560-1609). Влияние Гверчино было широко распространено, и среди его последователей был Маттиа Прети (1613-1699), калабрийский фресковый художник, сыгравший ключевую роль в развитии неаполитанской барочной живописи в середине XVII века.
Ранняя карьера
Гверчино родился в 1591 году в Ченто, небольшой деревне недалеко от Болоньи. Несмотря на то, что он прожил в Ченто большую часть своей жизни, это не помешало его славе распространиться. Обученный зачаткам рисунка и живописи у местных художников, к 17 годам он был связан с Бенедетто Дженнари (1563-1658), художником раннего барокко Болонской школы, который в основном работал в Ченто и Ферраре.
Особое влияние на Гверчино оказал Карраччи, один из лучших алтарных образов которого был установлен в Ченто. Это побудило его переехать в Болонью в 1615 году, где он изучал фрески непосредственно в мастерской Карраччи. Примерно в это время Гверчино проявил себя как индивидуальный художник и создал множество портретов, а также различные религиозные картины и фризы. Примеры: Донатор, преподноосящий Деве Марии (1616, Королевский музей, Брюссель); Эрминия находит раненого Танкреда (1616-18, галерея Дориа-Памфили, Рим) и Сусанна со старцами (1617, музей Прадо, Мадрид).
Уже через год Гверчино добился значительного успеха и решил отправиться на учёбу в Венецию. После этого он написал картину, которую многие считают шедевром, наиболее полно отражающим его личный стиль, – Вильгельм Аквитанский, принимающий мантию святого епископа Феликса (1620, Пинакотека, Болонья).
Картина, написанная в качестве алтарного образа для церкви Сан-Грегорио в Болонье, была признана современными критиками «большим всплеском» света, затмившим все окружающие картины, включая даже алтарный образ Карраччи. К работе над этой картиной Гверчино подошёл с особой тщательностью, сделав множество подготовительных эскизов. Композиционное построение весьма оригинально: фигуры расположены по бокам картины, оставляя в центре пустоту; кроме того, ему удаётся с большим мастерством сочетать disegno (рисунки) и colorito (технику раскрашивания). Создав это изысканное произведение религиозного искусства, Гверчино стал любимым художником кардинала Людовизи, который в 1621 году был избран папой Григорием XV и незамедлительно вызвал Гверчино в Ватикан.
Зрелая карьера
Прибыв в Рим в 1621 году, Гверчино вскоре начал работу над своим первым папским заказом – Портретом Павла Григория XV (1622, J Paul Getty Museum, LA), который на многие годы затерялся в истории и был принят за работу Тициана.
В Риме преобладающим стилем по-прежнему оставался классицизм, примером которого служат фрески Святой Цецилии (1613-14) работы Доменикино (1581-1641). Изначально казалось, что Гверчино намерен бросить ему вызов. Он сделал это своей Авророй, (1622) фреской на потолке вестибюля загородного дома Папы (Казино Людовизи). В этой работе 30-летний Гверчино раскрыл все своё художественное чутье, зарядив композицию движением и энергией.
Иллюзионистическая техника квадратуры была применена с помощью великого квадратуриста итальянца Агостино Тасси (1578-1644). Все это было прямым вызовом «Авроре» (1613-14) Гвидо Рени (1575-1642) в Казино Роспильози, выполненной в холодновато классическом стиле. Если Рени планировал свою фреску как станковую картину, прикреплённую к потолку, то у Гверчино олицетворение Рассвета несётся по небу на своей колеснице, и художнику удаётся продемонстрировать удивительное чувство иллюзионизма.
Однако к 1623 году художник, похоже, утратил уверенность в своём стиле. Папа Григорий XV умер в том же году, и Гверчино, похоже, сомневался в своей способности получать заказы в Риме. Он вернулся домой в Ченто и организовал чрезвычайно успешный международный бизнес по рассылке заказов. Его мастерская создавала коллекционные картины и большие алтарные образы, которые затем рассылались по всей Европе. Он был известен своим стремительным стилем работы и за свою жизнь создал не менее 106 масштабных алтарных образов и не менее 144 картин.
После отъезда из Рима его картины, хотя и оставались самобытными, стали более академичными и ближе по характеру к картинам его соперника Рени, как будто Рим придал ему больше классического настроя. Его фигуры стали более очерченными, и он меньше использовал кьяроскуро.
О том, что римляне стремились к живописи в классическом стиле в XVII веке, свидетельствует популярность, которой пользовался современник Гверчино, француз Никола Пуссен (1594-1665), прибывший в Рим в 1624 году.
После смерти Рени в 1642 году Гверчино вернулся в Болонью, где занял пост директора Болонской академии изящных искусств и принял на себя мантию ведущего художника города. Он умер в 1666 году, скопив значительное состояние.
См. также:
Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века
История живописи
Масляная живопись
Знаменитые картины Гверчино
Картины Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира:
Донатор, преподносящий дары Деве Марии (1616) Королевские музеи, Брюссель.
Эрминия находит раненого Танкреда (1616-18) Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Сусанна и старцы (1617) Музей Прадо, Мадрид.
Мёртвый Христос, оплакиваемый двумя ангелами (1617-18) Национальная галерея, Лондон.
Et in Arcadia Ego (1618) Galleria Nazionale d’Arte Antica, Рим.
Возвращение блудного сына (1619) Музей истории искусств, Вена.
Воскрешение Лазаря (1619) Лувр, Париж.
Вильгельм Аквитанский получает плащ (1620) P.N., Болонья.
Сомнение Фомы (1621) Национальная галерея, Лондон.
Женщина, застигнутая в прелюбодеянии (1621) Картинная галерея Далвича, Лондон.
Святой Петр, освобождённый ангелом (1622) Прадо, Мадрид.
Портрет Павла Григория XV (1622) Музей Дж Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Фреска Аврора (1622) Казино дельи Авроры, Рим.
Венера, Марс и Купидон (1633) Галерея Эстенсе, Модена.
Святой Ромуальд (1640-41) Пинакотека Комунале, Равенна.
Флагелляция Христа (1644) Музей изящных искусств, Будапешт.
Герсилия, разлучающая Ромула и Татию (1645) Лувр, Париж.
Семирамида, призывающая к оружию (1645) Частное собрание.
Саул, нападающий на Давида (1646) Национальная галерея древнего искусства, Рим.
Святой Петр, плачущий перед Богородицей (1647) Лувр, Париж.
Богородица и младенец с четырьмя святыми (ок. 1651) Лувр, Париж.
Святой Лука, показывающий картину Богородицы (1652) Музей Нельсона-Аткинса, МО
Святой Антоний Падуанский с младенцем Христом (1656) Частная коллекция.
Авраам, изгоняющий Агарь и Измаила (1657) Пинакотека ди Брера, Милан.
Лучшее собрание рисунков Гверчино можно увидеть в Королевской библиотеке Виндзорского замка. Среди них карикатуры, жанровые сцены, а также пейзажи – как правило, выполненные пером и тушью, – которые служат убедительным доказательством его исключительного мастерства в рисовании.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?