Гверчино:
итальянский художник эпохи барокко, болонская школа читать ~6 мин.
В эпоху барокко Джованни Франческо Барбьери был более известен как Гверчино (Il Guercino), что в переводе с итальянского означает «косоглазый». Это прозвище художник получил из-за дефекта зрения, приобретённого в детстве. Будучи в основном самоучкой, он стал одним из самых выдающихся художников итальянского барокко XVII века и ведущей фигурой болонской школы.
В начале карьеры Гверчино сформировал собственный уникальный стиль живописи барокко, примечательный эффектным кьяроскуро и драматическим тенебризмом. Позже, реагируя на художественную моду в Риме, он перешёл к более классической манере, сочетая флорентийский disegno (чёткий рисунок и линия) и венецианский colorito (преобладание цвета над линией).
Гверчино наиболее известен своими фресками, алтарными образами и небольшими картинами на меди, но прежде всего — уникальным мастерством в рисунке. На его стиль оказал сильное влияние Караваджо (1571–1610), но ещё в большей степени — настенная живопись художника раннего барокко Лодовико Карраччи (1555–1619), двоюродного брата Аннибале Карраччи (1560–1609). Влияние Гверчино было широко распространено; среди его последователей выделяется Маттиа Прети (1613–1699), калабрийский художник, сыгравший важную роль в развитии неаполитанской живописи барокко в середине XVII века.
Ранняя карьера
Гверчино родился в 1591 году в Ченто, небольшом городке недалеко от Болоньи и Феррары. Несмотря на то что он прожил в Ченто большую часть жизни, его слава распространилась далеко за пределы родных мест. Обучившись основам рисунка и живописи у местных мастеров, к 17 годам он сблизился с Бенедетто Дженнари Старшим (1563–1658), художником болонской школы.
Особое влияние на Гверчино оказали работы Лодовико Карраччи, один из алтарных образов которого находился в Ченто. Это побудило молодого художника в 1615 году переехать в Болонью, где он смог изучать творчество мастеров болонской школы. В этот период Гверчино создал множество портретов и различных религиозных картин, среди которых «Мадонна с донатором» (1616, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель), «Эрминия находит раненого Танкреда» (1618–1619, Галерея Дориа-Памфили, Рим) и «Сусанна и старцы» (1617, Музей Прадо, Мадрид).
Уже в 1618 году Гверчино, добившись признания, отправился для совершенствования мастерства в Венецию. После этой поездки он написал картину, которую многие считают шедевром его раннего, наиболее самобытного стиля — «Одеяние святого Вильгельма Аквитанского» (1620, Национальная пинакотека, Болонья).
Это полотно, созданное как алтарный образ для церкви Сан-Грегорио в Болонье, современники описывали как «ослепительную вспышку света», затмившую все окружающие картины, включая работы самого Лодовико Карраччи. Гверчино подошёл к работе с особой тщательностью, выполнив множество подготовительных эскизов. Оригинальная композиция с фигурами по краям и пустым центром, а также мастерское сочетание disegno и colorito сделали это произведение религиозного искусства выдающимся. Благодаря этой работе Гверчино стал протеже кардинала Алессандро Людовизи, который в 1621 году был избран папой под именем Григорий XV и немедленно вызвал художника в Ватикан.
Зрелая карьера
Прибыв в Рим в 1621 году, Гверчино вскоре начал работу над своим первым папским заказом — «Портретом папы Григория XV» (1622–1623, Музей Гетти, Лос-Анджелес). Эта картина на долгие годы была утеряна и впоследствии даже приписывалась Тициану.
В Риме в то время доминировал классицизм, ярким примером которого были фрески «Житие святой Цецилии» (1613–1614) кисти Доменикино (1581–1641). Гверчино бросил вызов этому стилю своей фреской «Аврора» (1621–1623) на потолке загородной резиденции папы, Казино Людовизи. В этой работе тридцатилетний художник в полной мере раскрыл своё мастерство, наполнив композицию движением и энергией.
Иллюзионистическая квадратура была выполнена при участии известного мастера этого жанра, Агостино Тасси (1578–1644). Работа Гверчино стала прямым ответом на более раннюю фреску «Аврора» (1613–14) Гвидо Рени в Казино Роспильози, исполненную в сдержанном классическом стиле. Если Рени трактовал свою фреску как станковую картину, перенесённую на потолок, то у Гверчино богиня рассвета мчится по небу в своей колеснице, создавая впечатляющий эффект иллюзорного пространства.
Однако к 1623 году, после смерти папы Григория XV, художник, по-видимому, засомневался в перспективах работы в Риме. Он вернулся в Ченто, где организовал процветающую мастерскую, выполнявшую заказы со всей Европы. Гверчино был известен быстротой исполнения и за свою жизнь создал не менее 106 больших алтарных образов и более 140 картин.
После отъезда из Рима стиль Гверчино стал более академичным и сблизился с манерой его соперника Рени, словно римский опыт придал ему классической строгости. Его фигуры стали более чёткими, а использование кьяроскуро — менее интенсивным. О стремлении римских заказчиков к классицизму свидетельствует и популярность француза Николя Пуссена (1594–1665), прибывшего в Рим в 1624 году.
После смерти Гвидо Рени в 1642 году Гверчино переехал в Болонью, возглавил Болонскую академию изящных искусств и занял место ведущего художника города. Он умер в 1666 году, оставив после себя значительное состояние.
См. также:
Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века
История живописи
Масляная живопись
Знаменитые картины Гверчино
Картины Джованни Франческо Барбьери можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира. Вот некоторые из них:
- «Мадонна с донатором» (1616), Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
- «Сусанна и старцы» (1617), Музей Прадо, Мадрид.
- «Мёртвый Христос, оплакиваемый двумя ангелами» (1617–1618), Национальная галерея, Лондон.
- «Et in Arcadia Ego» (1618), Национальная галерея старинного искусства, Рим.
- «Эрминия находит раненого Танкреда» (1618–1619), Галерея Дориа-Памфили, Рим.
- «Возвращение блудного сына» (1619), Музей истории искусств, Вена.
- «Воскрешение Лазаря» (1619), Лувр, Париж.
- «Одеяние святого Вильгельма Аквитанского» (1620), Национальная пинакотека, Болонья.
- «Сомнение Фомы» (1621), Национальная галерея, Лондон.
- «Христос и грешница» (1621), Картинная галерея Далвича, Лондон.
- «Освобождение святого Петра из темницы» (1622), Музей Прадо, Мадрид.
- «Портрет папы Григория XV» (1622–1623), Музей Гетти, Лос-Анджелес.
- Фреска «Аврора» (1621–1623), Казино Аврора (Людовизи), Рим.
- «Венера, Марс и Амур» (1633), Галерея Эстенсе, Модена.
- «Святой Ромуальд» (1640–1641), Пинакотека Комунале, Равенна.
- «Бичевание Христа» (1644), Музей изобразительных искусств, Будапешт.
- «Герсилия, разнимающая Ромула и Тация» (1645), Лувр, Париж.
- «Семирамида, получающая известие о восстании» (1645), Частное собрание.
- «Саул нападает на Давида» (1646), Национальная галерея старинного искусства, Рим.
- «Святой Пётр плачет перед Мадонной» (1647), Лувр, Париж.
- «Мадонна с младенцем и четырьмя святыми» (ок. 1651), Лувр, Париж.
- «Святой Лука пишет Мадонну с младенцем» (1652), Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити.
- «Святой Антоний Падуанский с младенцем Христом» (1656), Частное собрание.
- «Авраам изгоняет Агарь и Измаила» (1657), Пинакотека Брера, Милан.
Богатое собрание рисунков Гверчино хранится в Королевской библиотеке Виндзорского замка. Среди них — карикатуры, жанровые сцены и пейзажи, выполненные, как правило, пером и тушью. Эти работы служат убедительным доказательством его исключительного таланта рисовальщика.
- Барокко
- Барокко
- Архитектура барокко
- Искусство барокко
- Голландские художники-реалисты XVII века
- Почему туры на Новый Год стали настолько популярны? Как и где лучше провести время?
- Любите ли вы Брамса в исполнении Лилла и квартета Бородина? Ответ положительный
- Выставка Валерия Манаенкова «Наша Родина»
- Секреты красоты: где купить косметику и как её выбрать
- Выставка «Живописный Кавказ» князя Григория Гагарина»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?