Хендрик Тербрюгген: голландский художник-жанрист Утрехтской школы, последователь Караваджо читать ~3 мин.
Безусловно, самым искусным из утрехтских старых мастеров, испытавших влияние Караваджо и его своеобразный караваджизм, был Хендрик Тербрюгген. В основном религиозный живописец, он также создал несколько замечательных жанровых картин.
Он родился в католической семье в Девентере в 1588 году, учился у итальянца Авраама Бломаэрта, в 1604 году в возрасте 16 лет отправился в Италию и пробыл там десять лет. В Италии он знал Рубенса, который позже высоко оценил его талант, но Караваджо, которого тёр Брюгген, должно быть, часто посещал, оказал главное влияние на его искусство, и молодой голландец должен был дать итальянскому тенебризму очень личное применение.
В его ранних работах часто используется караваджистское кьяроскуро, которое создаёт довольно жёсткие скульптурные формы и бросает в глаза резко очерченные детали. Как уже упоминалось, Тербрюггеном восхищался Рубенс, но он был гораздо менее влиятелен в голландской живописи XVII века, чем другие утрехтские художники, такие как Геррит ван Хонтхорст, и был в значительной степени игнорирован до XX века, когда историки начали общую переоценку караваджского искусства.
Возвращение в Голландию
По возвращении в Утрехт Тербрюгген начал создавать картины маслом, сочетая нарочито нидерландские темы – например, мотивы, заимствованные у Лукаса ван Лейдена, и гротескные типы, навеянные Квентином Метсисом, – с караваджскими мотивами. После 1620 года, с возвращением из Рима других голландских караваджистов, стиль Караваджо начинает преобладать. Но его зависимость от итальянского художника никогда не была рабской; он разработал совершенно новые, переливающиеся цветовые гармонии, серебристую тональность и метод написания тёмных фигур на светлых фонах.
В его поздних работах свет более мягко падает на фигуры и предметы, передавая более тонкое ощущение их форм и текстур. Наряду с отказом от резких эффектов сгребающего света появляется увлечённость отражённым светом, и, по мнению ряда искусствоведов, его творчество предвосхищает современную пленэрную живопись. Это заметно в таких полуростовых, жанровых фигуративных картинах, как поэтичный «Флейтист» (1621). В них и в некоторых более поздних религиозных картинах в стиле протестантского искусства Реформации холодные чистые цвета, бледные серебристые тона и атмосфера тишины и неподвижности напоминают Вермеера, Фабрициуса и Делфтскую школу голландского реализма.
Тематика его голландского реализма
В целом, его настроение было похотливым, часто сенсационным, с оттенком довольно очевидного романтизма. Подобно своему образцу, Караваджо, и своему земляку, Герарду Хонтхорсту, он предпочитает во всех сюжетах современные и плебейские типы и всегда подчёркивает, часто чрезмерно, характер.
Картина «Спящий Марс», в Утрехте, хорошо отражает его достоинства. Усталый солдат в прекрасном вооружении дремлет, опираясь локтем на барабан. Его рука слегка придерживает эфес меча. Картину отличает честная выразительная подача довольно бесхарактерного лица в расслабленном состоянии и довольно рембрандтовская красота освещения. Свет, очень широко расставленный, очень тонко модулирован.
Голова и бюст пышнотелой девушки в том же музее демонстрируют мастерство тёр Брюггена в моделировании с большими участками прозрачной тени, его отказ от более мелких деталей в пользу более крупной правды округлой массы. Такая голова, датированная 1629 годом, вполне могла бы послужить уроком для Вермеера.
«Призвание Матфея» – это плотный этюд персонажа продолговатой формы, вполне в духе Караваджо. Но настойчивость в отношениях неожиданности и искусный баланс больших отрезков света и тени (кьяроскуро) указывают на более сложную драматургию, которая была присуща Тёр Брюггену. По возвращении из Италии, в 1616 году, он вступил в гильдию Святого Луки в Утрехте и провёл там остаток своей короткой жизни, умерев в 1629 году, всего в возрасте сорока одного года.
Его картины, в основном на библейские сюжеты и жанровые картины, находятся во многих лучших художественных музеях, в том числе в Копенгагенском музее, Гемальдгалерее Касселя, Национальной галерее в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Национал-музее в Риме. Его шедевр «Святой Себастьян, ухаживающий за святыми женщинами» (1625) находится в колледже Оберлин, штат Огайо.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?