Хендрик Тербрюгген:
голландский художник-жанрист Утрехтской школы, последователь Караваджо читать ~4 мин.
Хендрик Тербрюгген (нидерл. Hendrick Jansz ter Brugghen), несомненно, был самым искусным из утрехтских старых мастеров, испытавших влияние Караваджо и его своеобразного караваджизма. Будучи преимущественно религиозным живописцем, он также создал несколько замечательных жанровых картин.
Он родился в католической семье в Девентере в 1588 году и учился у голландского живописца-маньериста Авраама Блумарта. В 1604 году, в возрасте 16 лет, Тербрюгген отправился в Италию, где пробыл десять лет. В Риме он был знаком с Рубенсом, который позже высоко оценил его талант. Однако решающее влияние на его творчество оказал Караваджо, чьи работы молодой голландец мог видеть в Риме. Впоследствии Тербрюгген придал итальянскому тенебризму весьма индивидуальную трактовку.
В его ранних работах часто используется караваджистское кьяроскуро, для которого характерны жёсткие, почти скульптурные формы и резкие, чётко очерченные детали. Как уже упоминалось, Рубенс восхищался Тербрюггеном, однако в голландской живописи XVII века он был гораздо менее влиятелен, чем другие утрехтские художники, например Геррит ван Хонтхорст. Его творчество в значительной степени игнорировалось вплоть до XX века, когда историки искусства начали общую переоценку наследия караваджистов.
Возвращение в Голландию
По возвращении в Утрехт Тербрюгген начал создавать картины маслом, в которых сочетал традиционные нидерландские темы с караваджистскими мотивами. В его работах можно найти отсылки к Лукасу ван Лейдену и гротескные типажи, навеянные творчеством Квентина Массейса. После 1620 года, когда из Рима вернулись другие голландские караваджисты, стиль Караваджо стал доминирующим. Но зависимость Тербрюггена от итальянского мастера никогда не была рабской: он разработал совершенно новые, переливающиеся цветовые гармонии, серебристую тональность и новаторский метод написания тёмных фигур на светлом фоне.
В его поздних работах свет более мягко ложится на фигуры и предметы, что позволяет тоньше передать их форму и текстуру. На смену резким эффектам бокового света приходит увлечённость светом отражённым. По мнению ряда искусствоведов, его творчество предвосхитило некоторые приёмы живописи на пленэре. Это особенно заметно в его полуфигурных жанровых картинах, таких как поэтичный «Флейтист» (1621). В них, как и в некоторых поздних религиозных полотнах в духе искусства протестантской Реформации, холодные чистые цвета, бледные серебристые тона и атмосфера тишины напоминают о работах Вермеера, Фабрициуса и делфтской школы голландского реализма.
Сюжеты и художественная манера
В целом для его работ характерен чувственный, порой эффектный тон с оттенком своеобразного романтизма. Подобно своему кумиру Караваджо и земляку Герриту ван Хонтхорсту, он предпочитал изображать современные ему плебейские типажи и всегда подчёркивал, иногда даже чрезмерно, их характер.
Картина «Спящий Марс» из Центрального музея Утрехта хорошо отражает его сильные стороны. Усталый солдат в великолепных доспехах дремлет, оперевшись локтем на барабан, его рука расслабленно лежит на эфесе меча. Полотно отличает честная, выразительная подача простого лица в состоянии покоя и почти рембрандтовская красота освещения. Свет ложится широкими пятнами, но при этом модулирован очень тонко.
Изображение пышнотелой девушки (голова и бюст) из того же музея демонстрирует мастерство Тербрюггена в моделировании объёма с помощью больших участков прозрачной тени и его отказ от мелких деталей в пользу обобщённой передачи формы. Эта работа, датированная 1629 годом, вполне могла бы послужить уроком для Вермеера.
«Призвание святого Матфея» — это многофигурная композиция горизонтального формата, в которой чувствуется сильное влияние Караваджо. Однако акцент на внезапности события и искусный баланс больших масс света и тени (кьяроскуро) создают сложную драматургию, свойственную именно Тербрюггену. По возвращении из Италии, в 1616 году, он вступил в гильдию Святого Луки в Утрехте и провёл там остаток своей короткой жизни, умерев в 1629 году в возрасте всего сорока одного года.
Его картины, в основном на библейские и жанровые сюжеты, находятся во многих лучших художественных музеях мира. Среди них — Государственный музей искусств в Копенгагене, Картинная галерея старых мастеров в Касселе, Национальная галерея в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Национальная галерея старинного искусства в Риме. Его шедевр «Святой Себастьян, о котором заботится святая Ирина» (1625) хранится в Мемориальном художественном музее Аллена при Оберлинском колледже в Огайо.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?