Братья Ленен:
французские жанристы читать ~11 мин.
Внёсшие большой вклад в развитие французской живописи в первой половине XVII века, братья Ленен опирались на традиции нидерландского Возрождения – в частности, голландской реалистической жанровой живописи – а не на более классическую барочную живопись Рима. Как и искусство голландских художников-реалистов из Лейдена, Амстердама и Делфта, которое они интерпретировали французским взглядом, братья Ленен специализировались на жанровой и портретной живописи (обычно крестьян, нищих и ремесленников), которую они выполняли с уникальным для своего времени реализмом.
Их персонажи неизменно изображены с большим достоинством и самообладанием.
Точные подробности жизни братьев неизвестны, как и степень их индивидуального вклада в их (в основном) совместные работы. Среди их лучших картин в стиле барокко, хранящихся в музее Лувр в Париже, находятся: Кузнец в кузнице (ок. 1639), Крестьянская семья (1641), Крестьянская трапеза (1642), Счастливая семья (Возвращение после крещения) (1642). Лененский реалистический стиль искусства барокко резко контрастирует с классицизмом других современных художников, таких как Николя Пуссен (1594-1665) или Клод Лоррен (1604-1682).
Ранняя жизнь
Более или менее забытые после конца XVII века, а затем возвращённые к общественному вниманию романистом Шампфлери в середине XIX века, братья Ленен сегодня считаются одними из лучших французских художников эпохи барокко. По-видимому, они провели своё детство в достаточно уютном и просвещённом доме, хотя и поддерживали непосредственный контакт с местным крестьянством. Их отец Исаак, происходивший из семьи земледельцев и виноградарей близ Лаона, получил официальную должность в местном соляном депо (1595), а также владел несколькими домами, виноградниками, лугами и лесами в Лаоне и окрестностях.
Три брата – Антуан, Луи и Матьё – занимались ремеслом, которое было уместно в Лаоне, где вокруг собора и религиозных домов существовал довольно активный художественный кружок. В течение года братья обучались живописи у странствующего художника, после чего отправились в Париж для продолжения обучения. Решив не идти по медленному и дорогостоящему пути становления гильдий живописцев и скульпторов, они переехали в Сен-Жермен-де-Пре, где Антуан был принят в мастера живописи в 1629 году и где он и его братья поселились на улице Принцессы. С тех пор они оставались в Париже, хотя никогда полностью не порывали связей с Лаоном, где у них была семья и имущество.
Ранняя живопись: Королевские портреты, художник короля
Мастерская, в которой так тесно сотрудничали три брата, быстро приобрела известность. В 1632 году они получили от города Парижа заказ на портреты муниципальных магистратов (ныне утрачен). В 1633 году Матьё стал одним из официальных живописцев города Парижа, а затем за некоторое время до 1643 года он написал портрет королевы Анны Австрийской (также утрачен), жены короля Людовика XIII, что позволяет предположить, что он уже был официальным живописцем короля.
После этого братья Ленен были выбраны для оформления Дамской капеллы в Сен-Жермен-де-Пре (ансамбль исчез во время революции) и для выполнения алтарных картин в четырёх капеллах Нотр-Дам (из которых одна, Распятие, датируемое 1646 годом, утрачена). Их успех подтверждается литературой того времени (Du Bail, 1644, Scudery, 1646). В 1648 году все трое были приняты во Французскую королевскую академию. Но вскоре Луи и Антуан внезапно умерли, вероятно, от чумы.
Матьё Ленен: Портретная и религиозная живопись
Матьё был одинок и богат. Имея военные наклонности, он стал в 1633 году лейтенантом парижской роты и, вероятно, после службы в королевской армии, принял титул «месье де Ла Жюмель». Он стремился занять высокое положение в парижском обществе, что противоречило его занятиям живописью.
Некоторое время он продолжал писать (Портрет Мазарина, подаренный Академии в 1649 году, ныне утрачен; Мученичество святых Криспина и Криспиана, 1654, Лаон, Eglise des Cordeliers, утрачено), но перестал быть ординарным королевским живописцем и в 1662 году был награждён орденом Сен-Мишель, что было почти равнозначно пэрству.
Его желание забыть своё прежнее положение простолюдина означало, что он ничего не сделал для сохранения памяти о своих братьях, что в значительной степени объясняет, почему, особенно после его смерти 20 апреля 1677 года, имя Ленена было так быстро забыто.
Реконструкция карьеры братьев Ленен
Масляную живопись братьев можно проследить по 15 полотнам, все они подписаны и датированы и созданы в период между 1640 и 1647 годами. Долгое время эти картины считались работой провинциальных художников, которых обучал один из странствующих фламандских живописцев.
Считалось, что они приехали в столицу сравнительно поздно и безуспешно пытались убедить парижскую публику принять их слишком реалистичное крестьянское вдохновение. Предполагалось, что эта неудача привела к неумелым попыткам создания большой живописи и портретного искусства, а затем окончательно привела Матьё к полному упадку.
Жанровая живопись, уличные сцены (Бамбоччате)
Это мнение, окрашенное романтизмом XIX века, не подтверждается фактами. Напротив, трое Лененов произвели быстрое впечатление в Париже благодаря своим портретам, а также религиозному искусству – в основном в виде панельных картин для церквей. Около 1640 года, когда ученики Симона Вуэ (1590-1649) – ведущего французского живописца начала XVII века – стали оказывать большее влияние, а вкус к бурлеску, крестьянским сценам стал популярен в высшем обществе.
Вероятно, братья пытались сохранить свой успех, посвящая значительную часть своей продукции этой общей категории жанровой живописи, особенно бамбоччате, интерпретированной во французском стиле. (Примечание: Бамбоччиате назван в честь голландского художника-инвалида Питера ван Лаера (1599-1642), который был известен как Иль Бамбоччио и который популяризировал жанр городских уличных сцен).
Групповой портрет
Кроме реалистичных жанровых сцен, братья Ленен писали групповые портреты. Этот тип портрета был ещё относительно неизвестен во Франции, где до сих пор портреты ограничивались вотивными подношениями и официальными портретами. Следуя примеру голландских живописцев, они превратили их в жанровые сцены, уменьшив их в размерах; такие умные нововведения, по-видимому, пользовались большим успехом у меценатов парижского общества.
Большая живопись
Их серьёзная религиозная или историческая живопись (grand peinture) остаётся малоизвестной. Одна аллегорическая фигура, вероятно, предназначенная для украшения камина, удивительная Победа (Лувр), и две мифологические картины Вакх и Ариадна (Орлеанский музей), Венера в кузнице Вулкана (1641, Реймсский музей) свидетельствуют о том, что они обладали лишь посредственным знанием композиции, но компенсировали это свежестью взглядов и чутким вдохновением.
Остальные религиозные произведения обнаруживают те же недостатки и те же качества; серия Жизнь Богородицы, написанная, вероятно, около 1630-2 гг. для одной из капелл Пти Огюстен в Париже (найдены четыре картины из шести, включая «Поклонение пастухов», Лувр), ещё не обнаруживает того мастерства, которое есть в алтарных образах Нотр-Дама (найдены две из четырёх; «Святой Михаил, посвящающий свои руки Деве Марии,» Невер, церковь Сен-Пьер и «Рождение Девы Марии,» Нотр-Дам Париж, бывшая церковь Сент-Этьен-дю-Мон).
В тех полотнах, где композиция менее сложна, монументальная простота форм подчёркивает реалистическое видение и сдержанные эмоции братьев («Отдых во время бегства в Египет», частная коллекция; «Кающаяся Магдалина,»частная коллекция), а ряд средних или небольших работ, содержащих множество фигур, можно отнести к жанровым картинам. Иногда они отличаются высоким качеством, например «Поклонение пастухов», Национальная галерея, Лондон, иногда настолько посредственны в обработке, что кажутся работой подражателей или учеников (о существовании по крайней мере двух подмастерьев в мастерской Ленена свидетельствуют договоры о найме).
Сохранившиеся портреты
Сохранилось всего несколько портретов, которые, несомненно, принадлежат братьям Ленен, и они различаются как по формату, так и по стилю: например, Старая дама (копия оригинала 1644 года, Авиньонский музей); Мужской бюст (Музей Пюи). Более известны групповые портреты, среди которых преобладает ряд работ, рассматриваемых как жанровые картины; к ним относятся серия, основанная на Доме стражи (1643, Лувр), и пять картин, ранее находившихся в коллекции Сейселя, включая Игроков в нарды (Лувр) и Детский танец (частная коллекция). Среди них более тяжёлая, менее спокойная и более близкая к голландским образцам композиция «Воссоединение» (Лувр), а также некоторые малоформатные работы, неуклюжие по композиции, импрессионистические по технике: «Воссоединение семьи» (1642, Лувр) и «Портреты в интерьере» (1647, Лувр).
Величайшие крестьянские сцены
Но исключительными картинами братьев Ленен являются те, на которых изображены крестьянские сцены. Здесь разнообразие обработки и качество по-прежнему удивляют. Два огромных полотна, которые следует сразу же выделить среди других, содержат все лучшее, что есть в их искусстве: Крестьянская семья (1641, Лувр) и Крестьянская трапеза (1642, Лувр).
Сила построения барельефа, трезвые тона красок, в которых коричневые и серые оттенки подчёркнуты лишь несколькими штрихами более яркого цвета, уверенность в обработке, которая одновременно проста и тверда: все эти качества усиливают искренность наблюдения, которое исключает живописное наряду с жестоким. В изображении нескольких современных крестьян есть глубина психологического восприятия, которая навсегда запечатлела дух крестьянской души».
Интерьеры
Некоторые из этих исключительных качеств вновь появляются в небольших интерьерах, таких как «Визит к бабушке» (Эрмитаж) или «Счастливая семья» (она же «Возвращение после крещения») (1642, Лувр). «Кузнец в своей кузнице» («Кузница») (Лувр) добавляет к этим качествам обработку освещения, выполненную с мастерством и смелостью прикосновения, которые являются совершенно исключительными.
Большинство сюжетов и тем тесно связаны со стандартным репертуаром фламандской живописи, но их психологическая глубина, вероятно, происходит от караваджизма: см. например, (Игроки в карты (Музей Экс-ан-Прованса); Драка (1640, Спрингфилд, Музей Массачусетса). Очень отличается от них другая серия интерьерных сцен, небольших по размеру, написанных на дереве или меди и обычно изображающих группы детей, которые обнаруживают наивную наблюдательность и иногда тяжёлый штрих; лучший пример этого – Старый игрок на жестяной свистульке (1644, Детройтский институт искусств).
Главными наследниками жанровой живописи, которую практиковали братья Найн, были Жан Шарден (1699-1779) и Жан-Батист Грёз (1725-1805).
Предметная живопись и пейзажи
В отличие от этих интерьеров, удивительная серия крестьянских сцен на открытом воздухе. В некоторых из них доминирует мотив (Телега, 1641, Лувр), другие представляют собой чистый пейзаж (Крестьяне в пейзаже, Wadsworth Atheneum, Хартфорд); но в большинстве случаев эти два аспекта уравновешены («Доярка», Эрмитаж). Чистый цвет этих картин и необычайно смелая трактовка – реалистичное и нетрадиционное изображение пейзажа, серебристая атмосфера – как бы устанавливают неожиданную связь между эпохой Жана Фуке (1420-1481) и Камиля Коро (1796-1875).
Атрибуция
Вопрос атрибуции представляет собой большую сложность. Быстро подвергшись плагиату, работа братьев Ленен в XVIII веке была обложена ложными атрибуциями. Некоторые из них сегодня идентифицированы как работы Мишлена; однако более сложной является идентификация мастера кортежей, художника «Кортеж с откормленным быком» (частная коллекция) и «Кортеж с бараном» (Филадельфийский музей искусств). Не менее сложно определить личность более строгого художника, изобразившего «Путешественников в гостинице» (Институт искусств Миннеаполиса); или даже посредственного автора ряда сцен на открытом воздухе, часто весьма вульгарных по замыслу и часто приписываемых без веских оснований Матьё в поздние годы («Деревенская трапеза» и «Корыто для питья», оба в Лувре).
Кроме того, атрибуция работ между тремя братьями (Антуаном, Луи и Матьё) была давней проблемой. Она становится несколько менее важной, если сократить предполагаемый разрыв в возрасте (19 лет между Антуаном и Матьё). Решение, предложенное историком искусства Полем Жамо (Les Le Nain, 1929), по-прежнему кажется наиболее правдоподобным: небольшие живописные картины с изображением детей и небольшие групповые портреты должны быть приписаны Антуану; Луи должны быть приписаны крестьянские сцены, а также заслуга глубокой психологической проницательности и совершенно современного чувства пейзажа; в то время как Матьё должны принадлежать такие элегантные групповые портреты, как Les Joueurs de tric-trac. Но это деление не лишено ряда трудностей и не может быть применено ко всем известным произведениям (портреты в полный рост, мифологические и религиозные картины). Оно также не учитывает постоянного сотрудничества между братьями; большинство крупных работ, за исключением портретов, по-видимому, выполнены несколькими руками.
Реалистическое искусство братьев Ленен
Произведения мастерской Ленен удивительно разнообразны и в то же время обладают глубоким единством. Каждый по-своему, все три брата заслуживают признания за воплощение идеала элегантности и света, к которому двигалась парижская живопись между 1630 и 1650 годами. В их реализме XVII века есть простота композиции, созданной на чётких плоскостях, приглушённое, но ясное использование цвета, тщательно созданная атмосфера и баланс между психологической проницательностью и экспрессией, между наблюдением «естественного» и элегантностью формы.
Если такие художники, как Лоран де ла Гир (1606-1656) и Эсташ Ле Сюр (1616-1655), в развитии своего стиля опирались на итальянскую традицию, то братья Ленен – в том, что касается портретов и жанровых сцен, в которых французское производство оставалось тесно связанным с фламандской традицией, – достигли совершенно оригинального выражения, которое, по крайней мере в своей окончательной форме, кажется почти уникальным в европейской живописи XVII столетия.
О других французских художниках эпохи барокко см. художника-караваджиста Жоржа де Ла Тура (1593-1652) и влиятельного директора Французской академии Шарля Лебрена (1619-1690).
Картины братьев Ленен можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, в частности в Лувре.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?