Амброджо Лоренцетти:
итальянский художник, сиенская школа читать ~4 мин.
Амброджо Лоренцетти — один из ведущих мастеров сиенской школы живописи эпохи треченто, внёсший значительный вклад в живопись Проторенессанса. Его творческая карьера развивалась параллельно с карьерой его старшего брата Пьетро Лоренцетти. Братьев объединял интерес к искусству флорентийского Проторенессанса, которое они осмысляли с позиций сиенской традиции, при этом Амброджо, обладая независимым характером, был более смелым новатором. Наиболее известные его работы — триптих «Богородица с младенцем между святым Николаем и святым Прокулом» (1332, Уффици, Флоренция), цикл фресок «Аллегория доброго и злого правления» (1338–1339, Сиена), «Сретение во храме» (1342, Уффици, Флоренция) и «Благовещение» (1344, Пинакотека, Сиена).
Ранние работы
«Мадонна с младенцем» из церкви Сант-Анджело в Вико-л’Абате (Флоренция), датированная 1319 годом, считается самой ранней известной работой Амброджо. Она была создана в год смерти великого сиенского живописца Дуччо ди Буонинсенья, автора таких шедевров, как «Маэста» и «Мадонна Строганова». В этой работе изящество линий, свойственное сиенской школе, сочетается с флорентийским стремлением к передаче объёма и пространства.
Документы подтверждают, что в 1321 году Амброджо находился во Флоренции. Влияние флорентийских мастеров очевидно в работах, которые относят к первому периоду его творчества (1320-е годы). К ним принадлежат две версии «Мадонны с младенцем» (Пинакотека Брера, Милан; Музей Метрополитен, Нью-Йорк), два «Распятия» (Национальная пинакотека, Сиена; церковь Санта-Лючия, Монтенеро-суль-Амиата), а также фрески в сиенской церкви Сан-Франческо: «Мученичество францисканцев в Сеуте» и «Святой Людовик Тулузский перед Бонифацием VIII».
В последней работе пространство построено смело, в манере, напоминающей Джотто или Мазо ди Банко, но с большей реалистичностью. Одни исследователи относят эти фрески к циклу, созданному для монастыря около 1330–1331 годов, другие же считают их более ранними.
Новаторство и зрелость стиля
Значительные изменения в стиле Амброджо Лоренцетти заметны в триптихе 1332 года «Мадонна с младенцем между святым Николаем и святым Прокулом» (Уффици). Вероятно, это та самая работа, что была написана им для церкви Сан-Проколо во Флоренции.
По мере роста мастерства Лоренцетти освобождался от флорентийского влияния. Возможно, он и сам начал оказывать воздействие на искусство Флоренции. Этому способствовали реалистическая убедительность его образов и новаторское построение пространства. В его работах появляются элементы, предвосхищающие интернациональную готику, например, интерес к одновременному изображению ближних и дальних планов.
Эти черты, вкупе с реализмом в передаче жестов и использованием обманок (trompe l’oeil), придают его работам почти современное звучание. С этой точки зрения стоит рассматривать четыре «Сцены из жизни святого Николая» (Уффици) и «Аллегорию Искупления» (Национальная пинакотека, Сиена), которую часто приписывают его брату Пьетро.
Среди других значимых работ этого периода — панно из церкви Сан-Петронилла (включая «Мадонну с младенцем», «Святую Марию Магдалину», «Святую Доротею»; ныне в Национальной пинакотеке Сиены) и фрески часовни в Монтесипи («Маэста», «Благовещение», «Сцены из жизни святого Гальгано»). В них в полной мере проявилась изобретательность Амброджо в создании иллюзии пространства.
Зрелые работы
В зрелый период творчество художника обрело бо́льшую глубину и лиричность. Это проявилось в большой «Маэсте» из Масса-Мариттима, во фреске «Маэста» в церкви Сант-Агостино в Сиене, а также в полиптихах из музея в Ашано и из Роккальбеньи. Изображения святых Петра и Павла в этих работах стоят в одном ряду с лучшими образцами итальянской живописи XIV века. Эти произведения можно считать подготовкой к главному шедевру Лоренцетти — циклу фресок «Аллегория доброго и злого правления» (1337–1339, Палаццо Публико, Сиена).
Не сохранились фрески «Сцены из жизни Богородицы», написанные Амброджо и его братом Пьетро в 1335 году на фасаде сиенской церкви Санта-Мария-делла-Скала. От большой фрески 1340 года «Богородица во славе» в лоджии Палаццо Публико уцелела лишь центральная часть с Мадонной и Младенцем. Эта работа позволяет датировать более поздние произведения, такие как «Мадонна дель Латте» (Семинарио, Сиена) или небольшой переносной алтарь «Богоматерь во славе со святыми и ангелами» (Национальная пинакотека, Сиена), отличающийся удивительной для той эпохи смелостью перспективы и свежестью колорита.
Репутация
После отъезда Симоне Мартини в Авиньон в 1340 году Пьетро и Амброджо Лоренцетти стали ведущими художниками Сиены, получая всё более крупные заказы. В 1342 году Амброджо создал для Сиенского собора «Сретение во храме» (ныне в Уффици) — работу, ставшую кульминацией его экспериментов с перспективой.
Его живописи свойственны богатство орнамента и светская пышность, ставшие образцом для сиенских художников почти на столетие. Так, в «Благовещении» (1344, Национальная пинакотека, Сиена) уверенное построение перспективы, монументальность фигур и элегантность рисунка синтезируют все творческие поиски художника. Лоренцетти по праву считается одним из величайших итальянских старых мастеров готического искусства, в работах которого отразились гуманистические идеи эпохи.
Крупнейшими представителями сиенской школы живописи XIV века, помимо братьев Лоренцетти, были их предшественник Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319) и современник Симоне Мартини (1285–1344). Традиции школы в XV веке продолжили Сассета (ок. 1395–1450), Джованни ди Паоло (ок. 1400–1482) и Маттео ди Джованни.
- Сиенская школа живописи под руководством Дуччо ди Буонинсенья
- Симоне Мартини: итальянский готический живописец, сиенская школа
- Эволюция мобильных игр на платформе Android
- «Потерянный рай» - новый проект итальянского художника Паоло Чиабаттини
- Из Греческой Национальной галереи украдены работы Пикассо и Мондриана
- Театральный фестиваль в Саратове посвящается памяти Олега Янковского
- Сколько зарабатывают киберспортсмены?
- Этика искусственного интеллекта: Моральные дилеммы и решения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?