Симоне Мартини:
итальянский готический живописец, сиенская школа читать ~9 мин.
Влиятельный итальянский художник Симоне Мартини был важным представителем традиционной сиенской школы живописи. Согласно «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари, Мартини был учеником Джотто (1270–1337), однако современные специалисты считают, что он был подмастерьем Дуччо ди Буонинсенья (1255–1319), у которого перенял технику гармонизации цвета.
Он особенно известен своими экспериментами в живописи треченто, связанными с использованием линии в декоративных целях. Его зрелые работы достигают такой степени стилизации, что представляют собой почти абстрактные композиции.
После того как в 1315 году Мартини получил заказ на создание маэсты для ратуши Сиены, он делил своё время между Неаполитанским королевством, Пизой, Орвието, Сиеной, Флоренцией и папским двором в Авиньоне. Он создал ряд шедевров готического искусства, в том числе: Маэста (1315, Палаццо Пубблико, Сиена); алтарный образ «Святой Людовик Тулузский, коронующий Роберта Анжуйского, короля Неаполя» (1317); фресковую роспись в капелле Святого Мартина в Ассизи (ок. 1317); фреску «Гвидориччо да Фольяно» (1328), расположенную напротив его «Маэсты» в Палаццо Пубблико; и (его величайшую работу) «Благовещение со святой Маргаритой и святым Ансаном» (1333, Уффици, Флоренция), завершённую совместно с его шурином Липпо Мемми (активен в 1317–1347 гг.). Также известный своим стилем в средневековой книжной миниатюре, он участвовал в создании ряда готических иллюминированных рукописей, став весьма влиятельной фигурой в этой области. Мартини считается одним из важнейших мастеров живописи Проторенессанса (ок. 1300–1400 гг.).
Сиенская Маэста (1315)
Почти наверняка Симоне Мартини был учеником Дуччо в то время, когда последний работал над алтарным образом «Маэста» для Сиенского собора. Однако самая ранняя подписанная работа Мартини, фреска «Маэста» на ту же тему, написанная в 1315 году (Палаццо Пубблико, Сиена), содержит лишь некоторые следы обучения у Дуччо. В этой огромной композиции заметно влияние французской готики, особенно в архитектурных деталях трона Богородицы. Ангелы и святые под балдахином, собравшиеся вокруг Богородицы с Младенцем, придают всей сцене атмосферу придворной церемонии.
Вероятно, Мартини познакомился с северным искусством в столь раннем возрасте через миниатюры, изделия из металла и слоновой кости из Иль-де-Франса, которые были известны и широко распространены в крупных итальянских городах. В любом случае, эта ранняя «Маэста» полностью отражает фирменный стиль Мартини с его роскошными материалами, византийской отстранённостью Мадонны, а также декоративной линией, жестами и позами в готическом стиле. Использование им ракурса для создания глубины соответствует стремлению многих готических живописцев к большему натурализму и реалистичности.
Алтарный образ Роберта Анжуйского, короля Неаполя (1317)
Важным событием этого периода стал контакт Мартини с королём Робертом Анжуйским в Неаполе. 23 июля 1317 года монарх присвоил художнику титул miles (рыцаря) — звание, которое подразумевало значительное вознаграждение. Его связи с двором Роберта Анжуйского, вероятно, уходят корнями ещё дальше, хотя 1317 год является наиболее вероятной датой для большого алтарного образа «Святой Людовик Тулузский, коронующий короля Роберта» (Музей Каподимонте, Неаполь), поскольку канонизация францисканского святого, брата короля, произошла в том же году.
Более того, сравнение этой работы с сиенской «Маэстой» 1315 года подтверждает датировку 1317 годом как период эволюции стиля Мартини. Пределла неаполитанского алтаря, изображающая пять эпизодов из жизни святого, показывает пристальное внимание художника к рациональной интерпретации тосканских открытий того времени, в частности, достижений Джотто. Это проявляется в использовании перспективы, но без отказа от духа и эстетики готического стиля за пределами Италии.
Фрески Капеллы Святого Мартина, Ассизи (ок. 1317)
Эта художественная интерпретация получила дальнейшее развитие в цикле фресок для капеллы Святого Мартина в Нижней церкви Ассизи — вероятно, самом совершенном достижении Мартини и одной из вершин готического искусства. Фрески для капеллы («Сцены из жизни святого Мартина»), для которой Мартини также разработал витражи, были заказаны кардиналом Джентиле да Монтефиоре, умершим в Тоскане в 1312 году.
Связи этого прелата с Анжуйским домом объясняют, почему именно Мартини был выбран для иллюстрации жития епископа Турского, а также сцен канонизации Людовика Тулузского. Эти изображения придворной жизни и светских событий основаны на идеях, которые по своей сути являются тосканскими и, прежде всего, «джоттовскими».
Даже беглый взгляд на религиозные картины Мартини показывает, какое большое значение он придавал построению пространства, архитектурным структурам и спокойному, уравновешенному ритму во многих композициях: «Сон святого», «Размышляющий святой», «Посвящение в рыцари», «Посвящение капеллы кардиналом Джентиле». Он привнёс в язык готического искусства новую оптическую глубину и элегантность, предвосхитив стиль интернациональной готики. Возможно, именно это совершенство стилистического баланса заставило критиков приписать фрескам более позднюю дату (между 1320 и 1330 годами), тогда как сейчас кажется более вероятным, что работа была завершена около 1317 года.
С полиптихом (поясная Дева с Младенцем в окружении многочисленных святых и пророков), выполненным для церкви Сан-Катерина в Пизе (Национальный музей Сан-Маттео, Пиза) в 1319 году, и двумя полиптихами из Орвието (Музей собора; подаренный Мональдески датируется 1320 годом) мы возвращаемся на более определённую хронологическую почву.
Эти работы подтверждают раннюю стилистическую зрелость художника. «Святая мученица» (Национальная галерея Канады, Оттава), бывшая частью одного из полиптихов Орвието, является самым ярким примером. Картина «Святой Ладислав» (церковь Санта-Мария-делла-Консолационе, Альтомонте), вероятно, датируется 1326 годом. Эта уникальная и тонко детализированная работа — одна из немногих, сохранившихся с того периода.
Фреска «Гвидориччо да Фольяно» (1328)
Следующая датированная работа Мартини появляется только в 1328 году. Это большая памятная фреска с изображением Гвидориччо да Фольяно, украшающая стену Зала дель Маппамондо в Палаццо Пубблико в Сиене, напротив его более ранней «Маэсты». Замысел этой работы весьма оригинален. На ней изображён сиенский кондотьер верхом на фоне обширного пейзажа с холмами, замками и военными лагерями, символизирующими завоевание крепостей Монтемасси и Сассофорте.
Эта явно светская конная сцена в идеализированном свете представляет повседневную жизнь того времени и является первой исторической попыткой поэтического прославления современного события. Алтарный образ Блаженного Агостино Новелло (изображающий самого святого и, по обе стороны от него, четыре сцены из его жизни; церковь Сант-Агостино, Сиена) также датируется примерно 1328 годом. Это яркое и спокойное повествование о чудесных деяниях, обнаруживающее близкое родство с флорентийским искусством Джотто, а также с современными ему открытиями Пьетро Лоренцетти (активен в 1320–1345 гг.).
Алтарный образ «Благовещение» (1333)
В 1333 году имя Симоне Мартини и его шурина Липпо Мемми появилось на большом алтарном образе «Благовещение со святым Ансаном и святой Маргаритой», ранее установленном в капелле святого Ансана в Сиенском соборе (ныне в галерее Уффици, Флоренция). Изображения двух святых по бокам принято считать работой Мемми. Само же Благовещение, написанное темперой, — произведение невероятной утончённости и ритмической абстракции, ставшее для многих поколений сиенских художников воплощением готической стилизации, — принадлежит кисти Мартини.
Авиньон (ок. 1335–1344)
На этом роль Мартини в развитии готической живописи не заканчивается; она приобретает новое измерение благодаря работам, созданным в последние годы его жизни при папском дворе в Авиньоне, куда он прибыл со своим братом Донато около 1335 года. В течение последующих лет он завершил серию картин, в которых открытия готической абстракции смягчены нежным чувством реальности.
Небольшой переносной алтарь, выполненный, вероятно, для кардинала Наполеоне Орсини (умер в Авиньоне в 1342 году), полон живости и пафоса. Большая часть его панелей была найдена в Дижоне в 1826 году. Сцены изображают «Восхождение на Голгофу» (Лувр); «Распятие», «Снятие с креста» и «Благовещение» (все в Королевском музее изящных искусств, Антверпен); а также «Погребение» (Государственные музеи Берлина).
Крыло диптиха с изображением «Христа, найденного в храме» (Художественная галерея Уокера, Ливерпуль) датируется 1342 годом. Этим произведением карьера Симоне Мартини завершилась на высокой ноте, поскольку эти картины следует отнести к числу наиболее влиятельных произведений искусства в провансальской культуре.
Фрески, написанные Мартини для портала собора Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне («Христос, дарующий благословение», «Мадонна Смирение с донатором кардиналом Стефанески»), в основном исчезли, но сохранилась необыкновенная синопия (подготовительный рисунок красновато-коричневым пигментом).
Утрачена фреска, изображающая «Святого Георгия, убивающего дракона». Светский аспект творчества художника лучше всего виден в миниатюрах («Аллегория Вергилия с Энеем»), написанных Мартини для рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке (Амброзианская библиотека, Милан), а не в графически буквальном memento mori, хранящемся в Ватиканской библиотеке.
Симоне Мартини периодически приписывают и ряд других произведений. К ним относятся: «Мадонна из Лучиньяно» (ныне в Национальной пинакотеке Сиены); полиптих в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне; «Распятие» в церкви Мизерикордия в Сан-Кашано-ин-Валь-ди-Пеза; полиптих, панели которого распределены следующим образом: «Мадонна» (Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн), три святых в Музее Фицуильяма, Кембридж, и один святой в частной коллекции; «Святой Иоанн Евангелист» в Институте изящных искусств Барбера, Бирмингем; и диптих с Богородицей и Ангелом Благовещения (Эрмитаж, Санкт-Петербург; Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Биографии других художников эпохи Проторенессанса, в том числе работавших в готическом, интернациональном, сиенском и флорентийском стилях, см.: Чимабуэ (Ченни ди Пеппо) (1240–1302), Жан Пюсель (ок. 1290–1334), Амброджо Лоренцетти (активен в 1319–1348), Лоренцо Монако (1370–1425), Мазолино (1383–1440), Пизанелло (Антонио Пизано) (ок. 1394–1455), братья Лимбург (активны в 1390–1416) и Сассетта (Стефано ди Джованни) (ок. 1395–1450). См. также: Средневековые художники (1100–1400) и Художники Проторенессанса (1250–1400).
Влияние и наследие
Кроме Липпо Мемми и брата художника Донато (работ последнего не сохранилось), у Мартини был ряд соратников, и он оказал непосредственное влияние на нескольких учеников, включая мастера Мадонны из Палаццо Венеция, мастера Мадонны Штрауса и Чеккарелли, а также на таких последователей, как мастер Кодекса Святого Георгия и Барна да Сиена.
Его влияние ощущалось и после 1350 года в работах Липпо Ванни, Андреа Ванни и Никколо ди Сер Соццо. Темы художника (например, «Благовещение» послужило образцом для бесчисленных живописцев) и утончённая элегантность его техники оказали значительное влияние на всю сиенскую школу вплоть до XV века, включая новаторские работы Джованни ди Паоло (ок. 1400–1482). Стиль Мартини также явно прослеживается в искусстве Пизы, Лукки, Неаполя и Прованса, в частности, в работах Энгеррана Картона (ок. 1410–1466) и мастера «Благовещения из Экса».
Картины Симоне Мартини можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Европы и Америки.
- Сиенская школа живописи под руководством Дуччо ди Буонинсенья
- Амброджо Лоренцетти: итальянский художник, сиенская школа
- Аутсорсинг контакт-центра - секрет успеха лидеров рынка
- Франческо Солимена: биография неаполитанского художника-барокко
- Мир фантазий Мартина Странки стал доступен киевлянам
- Крупнейшая монографическая выставка Поля Гогена в музее современного искусства в Нью-Йорке
- Финал серии книг «Песнь льда и пламени» уже известен многим читателям
- Новая книга Джорджа Мартина выйдет в конце октября
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?