Антон-Рафаэль Менгс:
немецкий художник-неоклассик читать ~5 мин.
Один из самых известных старых мастеров XVIII века, Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs), известный как «немецкий Рафаэль», большую часть своей творческой карьеры прожил в Риме, хотя также активно работал в Мадриде и Саксонии. Хотя в его ранних работах прослеживается влияние рококо, его считают прежде всего одним из основоположников неоклассической живописи (хотя некоторые критики утверждают, что его работы — это угасающий отблеск барокко).
В своё время он добился огромного успеха, став придворным художником курфюрста Саксонии Августа III и короля Испании Карла III. Менгс получил множество наград и был назначен главой Академии Святого Луки в Риме и Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Тогда он считался величайшим из европейских живописцев, хотя в наши дни его репутация значительно снизилась.
В основном он писал портреты. Главным источником вдохновения для него был мастер эпохи Возрождения Рафаэль (1483–1520), но он также заимствовал изящество у Корреджо (1489–1534) и колорит у Тициана (ок. 1488–1576). Художник создал и широкий спектр произведений религиозного искусства, включая алтарные образы, картины на религиозные сюжеты для частных заказчиков и крупномасштабные фрески. Самыми известными из них являются потолочная фреска в бальном зале виллы Альбани в Риме «Парнас» (1761) и росписи в Королевском дворце в Мадриде.
Ранняя карьера и художественное образование
Менгс родился в Ауссиге (ныне Усти-над-Лабем, Чехия), в королевстве Богемия, которое входило в состав Священной Римской империи. Его детство прошло в Дрездене, где его отец, датский художник и саксонский придворный миниатюрист Исмаэль Менгс (1688–1764), служил курфюрсту Саксонии Фридриху Августу II, который также был королём Польши под именем Август III (1696–1763). В 1741 году Менгс вместе с отцом отправился в Рим, где и прожил почти всю жизнь.
Первые уроки рисунка и масляной живописи он получил от отца. В Риме юный художник изучал итальянскую живопись Высокого Возрождения, а также античную скульптуру. Он поступил в мастерскую Марко Бенефиала (1684–1764), который, вопреки общей тенденции к барокко, сохранял верность классическим традициям Аннибале Карраччи (1560–1609) и Рафаэля. Несомненно, Бенефиаль привил Менгсу ту же страсть, поскольку многие из его ранних картин представляют собой копии произведений Рафаэля.
Когда Менгс вернулся в Саксонию, слухи о его таланте быстро распространились, и он был назначен придворным художником курфюрста, хотя его карьера оставалась международной. Он вернулся в Италию, где некоторое время работал на папу римского, а также на короля Карла III в Мадриде. В его стиле начали проявляться черты барокко. Особенно это отразилось в его портретном искусстве, которое пользовалось популярностью у растущего среднего класса.
Для его живописной манеры характерна кремовая текстура мазка, местами переходящая в импасто. В портретах он использовал светотеневые техники тенебризма и кьяроскуро, что делало его работы красочными и атмосферными. Заказы на алтарную живопись и портреты поступали со всей Европы. Его камерные портреты членов испанской королевской семьи считаются вершиной его творчества в этом жанре.
Неоклассицизм
В конце XVIII века по всему континенту распространилось новое художественное направление. Этот стиль, известный как неоклассицизм, стал отчасти реакцией на эффектное искусство барокко и легкомысленность рококо. Он был вдохновлён духом римского искусства и древнегреческой скульптуры, а интерес к нему подогревался открытием руин Геркуланума и Помпеи (1738–1750).
В то время Менгс установил тесные отношения с Иоганном Иоахимом Винкельманом (1717–1768), немецким историком искусства, опубликовавшим влиятельный трактат «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре» (1755). Именно от покровителя Винкельмана, кардинала Алессандро Альбани, Менгс получил заказ на знаменитую фреску «Парнас» (1761) для виллы Альбани (ныне вилла Торлония). Он оставался другом Винкельмана вплоть до жестокого убийства последнего в 1768 году.
Хотя религиозные картины Менгса сохраняли сильное влияние барокко, в других его работах отчётливо прослеживается влияние неоклассицизма. В свои масштабные композиции он включал мотивы античной скульптуры, сочетая их со стилистическими элементами, заимствованными у Корреджо, Тициана и Рафаэля.
В конце жизни Менгс жил в Мадриде, работая над картинами, фресками и алтарными образами для короля Испании. Там же он обучал своих учеников, в том числе Агустина Эстеве (1753–1830), который впоследствии стал придворным художником. В 1777 году Менгс вернулся в Рим, где умер два года спустя в возрасте 51 года. У него осталось двадцать детей; семеро дочерей и двое сыновей получали пенсию от короля Испании. Картины Менгса оказали влияние на целое поколение художников-неоклассиков из Италии, Испании и Франции.
Падение репутации
Именно мода на неоклассицизм вознесла Менгса на вершину признания и позволила ему затмить даже таких великих современников, как Тьеполо (1696–1770). (Подробнее о его неоклассическом влиянии см. статью «Немецкое искусство XIX века»).
Современная критика считает большую часть его произведений, за исключением портретов, несколько надуманными и академичными. Несмотря на техническое мастерство и обилие отсылок к античности и Высокому Возрождению, им часто не хватает эмоциональной глубины.
Важные картины Менгса
Портреты и религиозные произведения Менгса можно увидеть в лучших художественных музеях мира. Среди них следующие:
«Успение Богородицы» (1751–1766) — Придворная церковь, Дрезден.
«Кающаяся Мария Магдалина» (1752) — Галерея старых мастеров, Дрезден.
«Портрет Марии Луизы Пармской» (1756) — Прадо, Мадрид.
«Портрет Климента XIII Реццонико» (1758) — Музей Сеттеченто, Венеция.
«Портрет Иоганна Винкельмана» (ок. 1755) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Фреска «Парнас»» (1761) — Вилла Альбани, Рим.
«Портрет Карла III» (1761) — Прадо, Мадрид.
«Поклонение пастухов» (1770) — Прадо, Мадрид.
«Noli me Tangere» (Не тронь меня) (1771) — Национальная галерея, Лондон.
«Непорочное зачатие» (1770–1779) — Королевский дворец, Аранхуэс.
«Автопортрет» (1779) — Картинная галерея, Берлин.
- Неоклассическая живопись
- Жан-Огюст-Доминик Энгр: неоклассический академический художник
- «Садовая вечеринка» Кэтрин Мэнсфилд, краткое содержание
- «Мисс Брилл» Кэтрин Мэнсфилд, краткое содержание
- «Блаженство» Кэтрин Мэнсфилд, краткое содержание
- В ноябре выйдет новая книга автора произведения «Go The Fuck To Sleep»
- «Полковнику никто не пишет» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- Произведения Модильяни и художников парижской школы на выставке в музее Фаберже
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?