Антон-Рафаэль Менгс: немецкий художник-неоклассик читать ~5 мин.
Один из самых известных старых мастеров XVIII века, Антон-Рафаэль Менгс, известный как «немецкий Рафаэль», большую часть своей творческой карьеры прожил в Риме, хотя он также активно работал в Мадриде и Саксонии. Хотя в его ранних работах прослеживается влияние рококо, его считают прежде всего основателем неоклассической живописи (хотя некоторые критики утверждают, что его работы представляют собой умирающий отблеск барокко).
В своё время он добился огромного успеха, став придворным художником Августа III Саксонского и короля Карла III Мадридского, получил множество художественных наград и был назначен главой Академии изящных искусств Святого Луки в Риме и Академии Сан-Фернандо в Мадриде. Тогда он считался величайшим из ныне живущих европейских живописцев, хотя сейчас его репутация значительно упала.
В основном он писал портреты, и главным источником его влияния был мастер эпохи Возрождения Рафаэль (1483-1520), но он также впитал изящество от Корреджо (1489-1534) и цвет от Тициана (ок. 1488-1576). Он также создал широкий спектр религиозного искусства, включая алтарные образы, предметы религиозного культа и крупномасштабные фрески, самыми известными из которых являются фреска на потолке бального зала, известная как «Парнас» на вилле Альбани в Риме (1761), и фрески в Королевском дворце в Мадриде.
Ранняя карьера и художественное образование
Менгс родился в Богемии, Германия (сейчас на территории Чехии). Его детство прошло в Дрездене, где его отец – дрезденский миниатюрист Исмаэль Менгс (1668-1764) – был придворным художником короля Польши Фридриха Августа II (1696-1763) Саксонского. В 1741 году Менгс вместе с отцом отправился в Рим, где оставался почти всю жизнь.
Первые уроки рисования и масляной живописи он получил от отца, а в Риме изучал итальянскую живопись Высокого Возрождения, а также античную скульптуру. Он стал работать в мастерской Марко Бенефиала (1684-1764), который, несмотря на общую тенденцию к барокко, сохранил классические традиции Аннибале Карраччи (1560-1609) и Рафаэля (1483-1520). Несомненно, Бенефиаль проникся к Менгсу той же страстью, поскольку многие из его ранних картин являются копиями Рафаэля.
Когда Менгс вернулся в Саксонию, слухи о его таланте быстро распространились, и он был назначен придворным художником короля Польши (курфюрста Саксонии), хотя его карьера оставалась международной. Он вернулся в Италию, но некоторое время работал на Папу Римского в Риме, а также на Карла III в Мадриде. Его стиль начал приобретать элементы барокко, в частности, его портретное искусство, которое привлекало растущий и стремящийся к новым идеалам средний класс.
Его портреты красочны и атмосферны, созданы с помощью новых светотеневых техник тенебризма и кьяроскуро. Мазки его кисти кремовые, местами почти импасто. Заказы на алтарную живопись, а также портреты поступали со всей Европы. Его интимные композиции испанской королевской семьи считаются его величайшими портретными работами.
Неоклассицизм
В конце XVIII века по всему континенту распространилось новое европейское направление. Известное как Неоклассическое искусство, оно было отчасти реакцией на показное искусство барокко, а отчасти – на легкомысленность стиля рококо. Он был вдохновлён духом римского искусства и скульптуры Древней Греции, а также стимулирован открытием руин Геркуланума и Помпеи (1738-50). В то время Менгс установил тесные отношения с Иоганном Иоахимом Винкельманом (1717-1768), немецким историком искусства, который опубликовал весьма влиятельную книгу «Мысли о подражании греческим произведениям искусства» (1755). Именно от покровителя Винкельмана кардинала Алессандро Альбани Менгс получил заказ на настенную роспись «Парнас» (1761) на вилле Альбани (ныне вилла Торлония). Он оставался другом Винкельмана вплоть до жестокого убийства последнего в 1768 году.
Хотя религиозные картины Менгса сохраняли сильное барочное влияние, в других работах прослеживается влияние неоклассицизма. Он включал античные скульптуры в свои более масштабные работы со стилистическими элементами, напоминающими Корреджо (1489-1534), Тициана (1488-1576) и Рафаэля.
В конце жизни Менгс жил в Мадриде, работая над картинами, фресками и алтарными образами для короля Испании. Там же он обучал своих учеников, в том числе Агустина Эстеве (1753-1830), который впоследствии стал художником короны. В 1777 году Менгс вернулся в Рим, где умер через 2 года. У него осталось 20 детей, несколько из которых получали пенсию от короля Испании. Хотя он умер в молодом возрасте 50 лет, его картины оказали влияние на целое поколение художников-неоклассиков из Италии, Испании и Франции.
Падение репутации
Именно мода на неоклассицизм вознесла Менгса на вершину профессии и заставила его затмить даже таких великих художников, как Тьеполо (1696-1770). (Подробнее о его неоклассическом влиянии на других см: Немецкое искусство, XIX век) Современное мнение считает большую часть его работ – за исключением портретов, сохранивших определённую свежесть и интенсивность – скучными и довольно надуманными, хотя и технически грамотными и полными отсылок к искусству классической античности и Высокого Возрождения.
Важные картины Менгса
Портреты и религиозные произведения Менгса можно увидеть в лучших художественных музеях всего мира. Среди них следующие:
Успение Богородицы (1751-66) Придворная церковь, Дрезден.
Кающаяся Мария Магдалина (1752) Дрезденская гемальдегалерия Альте Майстер.
Портрет Марии Луизы Пармской (1756) Прадо.
Портрет Климента XIII Реццонико (1758) Музей Сеттеченто, Венеция.
Портрет Иоганна Винкельмана (1760) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Фреска «Парнас» (1761) Вилла Альбани, Рим.
Портрет Карла III (1761) Прадо, Мадрид.
Поклонение пастухов (1770) Прадо.
Noli ne Tangere (1771) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана (1775) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Непорочное зачатие (1770-79) Лувр, Париж.
Автопортрет (1779) Gemaldegalerie, SMPK, Берлин.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?